Анализ учебно-методологических комплексов по развитию музыкального слуха
Оценка 4.8

Анализ учебно-методологических комплексов по развитию музыкального слуха

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
музыка
Детсад
19.02.2017
Анализ учебно-методологических комплексов по развитию музыкального слуха
Здравствуйте, уважаемые педагоги. Представляю Вашему вниманию доклад "Анализ учебно-методологических комплексов по развитию музыкального слуха" детей-учащихся музыкальных школ. проблема заключается в том, что в первый класс приходят дети с разной степенью музыкальности, то есть с разным музыкальным слухом. Таким образом, перед преподавателями сольфеджио возникает нелегкая задача развить музыкальный слух любого ребенка.Анализ учебных пособий по сольфеджио для детских музыкальных школ
Анализ учебно-методологических комплексов.docx
Анализ учебно­методологических комплексов по развитию музыкального слуха Губанихина Р.М. преподаватель теоретических дисциплин, КГКП ДМШ №3  город Караганда Комплексный   подход   к   обучению   на   современном   уровне предусматривает   работу   над   развитием   всех   компонентов   музыкальности. Проблема заключается в том, что в первый класс приходят дети с разной степенью   музыкальности,   то   есть   с   разным   музыкальным   слухом.   Таким образом,   перед   преподавателями   сольфеджио   возникает   нелегкая   задача развить   музыкальный   слух   любого   ребенка,   пришедшего   в   детскую музыкальную   школу.   При   детальном   анализе   учебной   литературы   по сольфеджио   и   теории   музыки   можно   обнаружить,   что   используемые   в сегодняшней   практике   учебно   –   методические   комплексы   (УМК)   как   бы притягивают к себе автономно существующие учебники и пособия.  Хочется   отметить,   что   в   своей   работе   мы   используем модифицированную   программу   по   предмету   «Сольфеджио»   для   ДМШ   и ДШИ.   Программа   нацеливает   обучающихся   на   использование   в   учебном процессе   народной   и   профессиональной   музыки   композиторов   Казахстана, тем   самым   решая   задачу   формирования   этнокультуры   юного   гражданина страны и его конвергентного мышления [1].  Целью   программы   является воспитание осознанного отношения к музыке казахских, западно­европейских, русских   композиторов­классиков   прошлого   и   настоящего.   Для   успешной реализации   программы   предлагаем   использовать   учебные   пособия, основанные на песенном и фольклорном материале своего народа [2,3].  Интересным   является   учебное   пособие   «Сольфеджио»   ­   автор Ю.Фролова   [4].   Это   комплексное   издание   Учебник   –   Рабочая   тетрадь, призвано облегчить работу учащихся в классе и дома. Пособие учитывает не только особенности современных методик преподавания сольфеджио, но и направленность   их   на   обучение   детей   с   разной   степенью   музыкальной подготовки. В сборник вошли письменные и устные упражнения, примеры для пения, детские песни, теоретические сведения.  Предложенные   в   пособии   мелодии   могут   явиться   материалом   для письменных  или  устных  форм   мелодического   диктанта.  На   основе   данных музыкальных   примеров   можно   строить   различные   задания   по   слуховому анализу.  Особое внимание привлекают такие учебные пособия как «Прописи по сольфеджио» ­ автор Г.Макаревич, Н.Джанагова [5] «Домашние задания по сольфеджио» ­ автор Е.Золина [6]; «Рабочая тетрадь» ­ автор Г.Калинина [7]. Все   пособия   состоят   из   различных   видов   письменных   заданий,   изучение теоретического   материала   подкрепляется   с   выполнением   определенных заданий. Учебный материал распределен по классам (с подготовительного до седьмого), имеются так же краткие теоретические сведения в виде таблиц и схем.   В   основу   пособия   положен   проблемный   метод   обучения,   который призван   развивать   у   детей   активное   творческое   мышление.   Работая   с «Прописями», ученик как бы сам создает себе учебник, который не только является   сводом   правил,   элементарных   теоретических   сведений,   но   и наглядно демонстрирует творческие способности и умения каждого ученика.  Так   же   заслуживает   особого   внимания   методическое   пособие   по элементарной   теории   музыки   –   «Нотная   грамота»   Н.В.Белая   [8].   Пособие состоит из двух разделов. В первый включены методические рекомендации – даны   таблицы   по   всем   темам.   Второй   раздел   состоит   из   ритмических карточек, так же имеются различные игры, такие как «Музыкальное домино», «Музыкальное   лото»,   «Прочти   слова».   Несмотря   на   то,   что   данный дидактический материал является дополнительным, он помогает сэкономить время на уроке при проведении опроса.  Особенно активизирует восприятие и пробуждает интерес к занятиям использование на уроках музыкально­дидактических игр. Игра для развития школьников, особенно младшего возраста, имеет колоссальное значение, надо пропитать   этой   игрой   всю   его   жизнь.   В   связи   с   этим   особое   внимание привлекает   такое   учебное   пособие   как     «Азартное   сольфеджио»   автор   ­ Н.Камаева [9]. Отличительной чертой данного пособия является системное изложение игрового материала на уроках сольфеджио. Кроме того пособие содержит   иллюстративно­разрезной   материал,   с   помощью   которого   можно сделать увлекательным и интересным не только сам процесс обучения, но и формы контроля теоретических знаний. Задания в «Азартном сольфеджио» дифференцированы   по   сложности.   Это   позволяет   индивидуализировать обучение   детей   даже   в   рамках   одного   класса   и   предлагать   каждому учащемуся   те   игровые   формы   работы,  которые   соответствуют   его   уровню подготовки.   Следующее   учебное   пособие   предназначено   для   детей подготовительного отделения ­ это «Игровое сольфеджио для малышей» ­ Л.Н.Алексеевой   [10].   Это   комплексное   пособие   по   всестороннему   и гармоничному   развитию   музыкальных   способностей   малышей   дает уникальную   возможность   усвоить   музыкальный   язык   как   родную   речь. Предлагаемый метод учитывает психологию ребенка и соответствует игровой природе музыкального искусства. Цель пособия – развить «активный образно­ мыслящий   слух».   Путь   достижения   цели:   от   слухового   опыта,   жизненных прообразов   музыкального   искусства   к   музицированию   по   слуху   с последующим теоретическим осмыслением и «открытием» для себя средств музыкальной выразительности..  Учебное пособие Д.Романец «Нотная грамота» так же предназначено для учащихся подготовительного отделения ДМШ и ДШИ [11]. Эта книга отображает современные требования для формирования музыкантов нового поколения,   соответствует   основным   положениям   программы.   Учебник, написанный   в   форме   рабочей   тетради   содержит   множество   стихов   и иллюстраций, которые тесно связаны между собой.  Интересными   учебными   пособиями   являются   так   же   учебник Т.А.Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио» [12] и пособие О.П.Камозиной   «Неправильное   сольфеджио»   [13].   Татьяна   Боровик   – музыковед   –   исследователь,   автор   уникальной   методики   преподавания сольфеджио, Она стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Увлечение музыкотерапией   открыли   для   Т.   Боровик   значение   музыки   для психофизического развития ребенка. На уроках сольфеджио она использует пение   с   движением,   сказку   и   театр.   Ее   сборник   представляет   собой методические   рекомендации   по   изучению   интервалов   в   подготовительных отделениях ДМШ. Главная   особенность   второго   пособия   («Неправильное   сольфеджио») заключается в том, что постижение теоретических основ музыки происходит благодаря   обучению   детей   на   уроках   сольфеджио   сочинению   мелодий, импровизаций,   подбору   аккомпанемента.   Все   необходимые   теоретические сведения   содержатся   в   предлагаемых   песенках   –   правилах.   Это   в значительной   степени   экономит   время   на   уроке,   поскольку   позволяет отказаться от утомительных записей.  Как   известно,   музыкальный   диктант   является   одной   из   важнейших составных   частей   курса   сольфеджио.   Он   в   значительной   мере   определяет уровень музыкально­слухового развития ученика. Процессу записи диктанта, состоящему   из   триады   «слышу   –   понимаю   –   записываю»,   нужно   и   можно научить.   Считаем   целесообразным   использовать   на   уроках   сольфеджио сборник О.Ю.Лежневой «Практическая работа на уроках сольфеджио» [14] (Диктант,   слуховой   анализ).   В   сборнике   представлены   современные музыкальные   примеры,   рассчитанные   на   работу   с   учащимися,   с   разным уровнем подготовки, что позволит применить дифференцированный подход в учебном   процессе.   Пособие   состоит   из   шести   разделов:   первые   четыре посвящены   формам   работы,   связанные   с   музыкальным   диктантом,   два последних раздела включают последовательности интервалов и аккордов для слухового анализа. Полезными являются практические задания из методического пособия М.Исаевой « Как подготовиться к олимпиаде по сольфеджио» [15]. Пособие предназначено для оказания методической помощи преподавателям ДМШ. В разделе   «Слуховой   анализ»   автор   дает   четкую   градацию   созвучий   для определения на слух и делит их по классам – материал распределяется по принципу   постепенного   усложнения.   Пособие   включает   музыкальные диктанты (сочиненные автором специально для подготовки к Олимпиадам) и тестовые задания различной сложности. Выполняя конкретные интонационные и ритмические задачи, в сочетании с художественным наполнением, каждый диктант обретает бесценные качества. Все пособия предназначены для преподавателей детских музыкальных школ.   Данные   учебники   предназначены   так   же   для   учащихся   ДМШ,   для родителей   учеников,   желающих   помочь   своим   детям   освоить   азы   теории музыки. Список рекомендуемой литературы: Веселовская   О.,   Нурбаев   А.   Программа   предмета   «Сольфеджио».   – Макаревич Г., Джанагова Н. Прописи по сольфеджио. – М.: Ось 2000. – Кузембаева С. Сольфеджио (учебное пособие). – Алматы, 1967. – 158с. Серикбаева А. Сольфеджио. – Алматы, 1968. – 112с. Фролова   Ю.   Сольфеджио   для   подготовительных   отделений   ДМШ.   – Золина Е. Домашние задания по сольфеджио. – Москва, 2001. – 38 с. Калинина Г. Рабочая тетрадь. – Москва, 2000. – 34 с. Белая Н. Нотная грамота. – СПб: Композитор, 2002. – 43 с. Камаева Н. Азартное сольфеджио. – М.: Владос, 2004. – 42 с. Алексеева   А.   Игровое   сольфеджио   для   малышей.   –   М.:   Московская 1 Астана 2008. – 66 с. 2 3 4 Ростов­на­Дону: Феникс, 2011. – 41 с. 5 94 с. 6 7 8 9 10 консерватория, 2006. – 63 с. 11 младших школьников. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2012. – 64 с. 12 Классика, 2001. – 68 с. 13 2009. – 92 с. 14 2003. – 66 с. 15 Исаева М. Как подготовиться к олимпиаде по сольфеджио. – Караганда, Лежнева Л. Практическая работа на уроках сольфеджио. – М. Владос, Романец   Д.   Нотная   грамота.   Тетрадь­раскраска   для   дошкольников   и Боровик   Т.А.   Изучение   интервалов   на   уроке   сольфеджио.   –   М.: Камозина   Т.   Неправильное   сольфеджио.   –   Ростов­на­Дону:   Феникс, 2008. – 28 с.

Анализ учебно-методологических комплексов по развитию музыкального слуха

Анализ учебно-методологических комплексов по развитию музыкального слуха

Анализ учебно-методологических комплексов по развитию музыкального слуха

Анализ учебно-методологических комплексов по развитию музыкального слуха

Анализ учебно-методологических комплексов по развитию музыкального слуха

Анализ учебно-методологических комплексов по развитию музыкального слуха

Анализ учебно-методологических комплексов по развитию музыкального слуха

Анализ учебно-методологических комплексов по развитию музыкального слуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017