Анатомия
Оценка 4.9

Анатомия

Оценка 4.9
docx
14.04.2020
Анатомия
План Оьщий план строения нервной сис.docx

№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____

Топ/Группа__________________________________________________________________

Күні

          Дата____________________________________________________________________________

Дисциплина: Анатомия

Сабақтың тақырыбы: Тема занятия:

Общий план строения нервной системы и ее функции.

Сабақтынтүрі/ Вид занятия: комбинированное занятие

Сабақ мақсаты/Цель занятия: сформировать понятия о строении и функциях нервной системы,

1. Білімділік/Образовательная: сформировать понятия о строении и функциях нервной системы, не­рвной ткани, нейтронах; анизма

2. Дамытушылық /Развивающая: способствовать развитию логического мышления, устной и письменной речи у студентов.

3. Тәрбиелік/ Воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения, ответственности, аккуратности.

Пәнаралық байланыс/ Межпредметные связи: биология

Көрнектіқұралдар, жабдықтар, үлестірмеқағаздар

Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал

САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ұйымдастыру кезеңі

Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.

2. Өткен тақырыпты тексеру

Опрос и проверка пройденного материала: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу:

  1.) Особенности развития органов половой системы

2)Какое значение имеют половые органы?

3) Как называются женские половые гормоны?

4) Как называются мужские  половые гормоны?

3. Жаңа тақырыпты зерделеу

Изучение нового материала

ЖОСПАР / ПЛАН

1 Строение и функции нервной системы

2. Значение нервной системы

3 Отделы нервной системы

4. Нығайту

Закрепление нового материала:

  1) Каково строение и функции нервной системы

2) Какие функции выполняет нервная система?

2. Значение нервной системы

3 Отделы нервной системы

5. Үй тапсырмасы:

Домашнее задание: конспект

6. Өзіндік жұмысы

Самостоятельная работа: работа по учебникам.

7. Қорыту, подведение итогов занятия: выставление оценок с комментариями.

Оқытушы Преподаватель: А.А. Мурзагалиева

 

В ходе беседы подчеркивается, что нервная система сложно организована и высо­ко специализирована, ее основной структурной единицей является нервная клетка

       нейрон. Главное свойство нервной ткани — возбудимость, т. е. способность в ответ на раздражение формировать процесс возбуждения. Возбуждение лежит в основе механизмов работы нервной системы. Нервная система связывает функционально в единое целое все клетки, ткани и органы человеческого организма; играет веду­щую роль в регуляции жизнедеятельности, обеспечивая взаимодействие организма со средой.

Учащиеся дают определение нервной системе и заполняют в тетради первый блок в схеме «Строение и функции нервной системы»

I.        Изучение новой темы

1)              Учитель указывает на то, что в теме «Нервная система» будут найдены ответы на следующие вопросы:

             Как достигается согласованность работы разных органов?

-                Как строение нервной системы обеспечивает функцию объединения органов для совместной работы?

             Как согласуется, например, работа мышц с деятельностью внутренних орга­нов?

-                Какую роль играют органы чувств и нервная система в связи организма с вне­шней средой?

(Можно дать возможность учащимся самим сформулировать интересующие их вопросы.).

Значение нервной системы

 Нервная ткань. В состав нервной ткани входят высокоспециализированные не­рвные клетки, названные нейронами, и клетки нейроглии (заполняют пространство между нейронами и окружающими их капиллярами, участвуют в метаболизме ней­ронов).

Нейрон - это основная структурная и функциональная единица нервной системы. Нейроном называют нервную клетку с отростками. В нем различают тело клетки, один длинный, мало ветвящийся отросток - аксон и много (от 1 до 1000) коротких, сильно ветвящихся отростков - дендритов. Длина аксона достигает метра м более, а длина дендрита может достигать 300 мкм. Нейроны очень разнообразны по форме и количеству отростков.

Самыми длинными аксонами обладают клетки, получающие информацию in органов чувств и передающие ее в центральную нервную систему. Аксон такого нейрона может тянуться от тела клетки, расположенного вблизи спинного мозга, на расстояние около метра, например к пальцу на ноге. Отростки нейронов, целиком нежащих в центральной нервной системе, обычно короче.

Длинные отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета - миелиновой оболочкой. Их скопления в центральной нервной системе обра- |уют белое вещество. Короткие отростки и тела нейронов не имеют такой оболочки. Их скопления образуют серое вещество.

Тело нервной клетки покрыто сложно устроенной мембраной и содержит органо­иды, свойственные любой другой клетке: в цитоплазме находится ядро с одним или несколькими ядрышками, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, эндоплазма- гическая сеть и др.

Характерной особенностью строения нервной клетки является наличие большого количества рибосом. С рибосомами в нервных клетках связывают высокий уровень обмена веществ - синтез белка.

Нейроны различают по строению и функции. По функциональным свойствам выделяют чувствительные (или центростремительные) нейроны, несущие возбуж­дение от рецепторов - нервных окончаний в центральную нервную систему, дви­си ельные (или центробежные), передающие возбуждение из центральной нервной системы к иннервируемому органу, и вставочные, контактные или промежуточные нейроны, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы центральной нервной системы.

Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы на- вают нервными узлами, или ганглиями.

 Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещес­тво нервной ткани.

В организме возбуждение проводится по нервам, в состав которых входит боль­шое количество различных по строению и функции нервных волокон. Каждый пу­чок нервных волокон окружен соединительнотканной оболочкой. Весь нерв покрыт общей оболочкой. По каждому нервному волокну нерва импульс распространяется изолированно не переходя на другие волокна. Различают чувствительные (центрос­тремительные), двигательные (центробежные) и смешанные нервы. Обычно нерв состоит из 103-104 волокон, однако у человека в зрительном нерве их свыше 1 млн. Питают их кровеносные сосуды, находящиеся в нерве.

От головного мозга отходят черепно-мозговые нервы, а от спинного мозга - спин­но-мозговые.

Отделы нервной системы

Нервная система состоит из нервных клеток. Их насчитывается 25 млрд в голо­вном мозге и 25 млн на периферии. Различают центральную нервную систему (голо­вной и спинной мозг) и периферическую, представленную отходящими от головного и спинного мозга нервами. По функции вся нервная система подразделяется на со­матическую и вегетативную (или автономную).

Соматическая нервная система осуществляет преимущественно связь организ­ма с внешней средой: восприятие раздражений, регуляцию движения поперечно­полосатой мускулатуры и др., вегетативная - регулирует обмен веществ и работу внутренних органов: биение сердца, тонус сосудов, секрецию различных желез и т. п.

Обе они функционируют в тесном взаимодействии, однако вегетативная нервная система обладает некоторой самостоятельностью (автономностью) управляя не­произвольными функциями. В автономной нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический. Большинство внутренних органов снабжают­ся нервами этих двух отделов. Как правило, они оказывают противоположные влия­ния на органы. Например, симпатический нерв усиливает и ускоряет работу сердца, а парасимпатический - замедляет и ослабляет ее. (На доске по ходу рассказа учитель готовит схему.)

image19


 

В тетради заполняются соответствующие блоки схемы. Блок «Принцип действия» остается незаполненным, ставится знак вопроса.

Деятельность нервной системы основывается на двух противоположных процес­сах: возбуждении и торможении.

В результате возбуждения нервный импульс и выделяются физиологически ак­тивные вещества - медиаторы. При торможении тоже образуется нервный импульс, но результатом его действия становится блокировка синаптической связи. Возбуж­дение характеризуется усилением обменных процессов в нейронах, а торможение приводит к ослаблению обмена веществ в этих клетках. Торможение было открыто великим русским физиологом И. М. Сеченовым в 1863 г., а процесс возбуждения первым подробно изучил Н. Е. Введенский в начале XX века.

V.    Закрепление изученного материала

Работа с терминами. Подбери пару «Целое - часть». Например, нейрон - аксон, нерв - нервное волокно

Головной мозг - серое вещество и т. д.

«Антонимы»: Аксон - дендрит; возбуждение - торможение и т. д.

I.        Домашнее задание

1 Словарь терминов по теме «Общий план строения нервной системы».

Аксон(от греч. «аксис» - ось) — одиночный, удлиненный отросток нейрона, проводя­щий нервные импульсы от тела клетки кдругим нейронам или рабочим органам.

Белое вещество мозга- скопление длинных отростков, покрытых миелиновой обо­лочкой белого цвета в головном и спинном мозге.

Вегетативная(от лат. «вегетаре» - расти) нервная система - часть нервной системы,

I )ко горая обеспечивает регуляцию деятельности внутренних органов и постоянство состава ниутренней среды организма и не подчиняется воле человека.

Нервный узел - скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.

Возбуждение- физиологический процесс, который возникает в клетках некоторых I каней в ответ на определенные воздействие (химические, электрические и др.) и. вызы- иающий самые разнообразные реакции.

Ганглий(от греч. «ганглион» - узел) - см. Нервный узел

Дендрит(от греч. «дендрон» - дерево) — короткий, ветвящийся отросток нейрона, проводящий нервные импульсы к телу нейрона.

Нейрон(от греч. «нейрон» — жила, нерв) — основная структурная и функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениями возбудимости; г подобен принимать сигналы, перерабатывать их в нервные импульсы и проводить к не­рвным окончаниям, контактирующим с другими нейронами или органами.

Нейроглия(от греч. «нейро» и греч. «глиа» — клей) — совокупность вспомогательных клеток нервной ткани, выполняющих опорную, трофическую, секреторную функции.

Нервное окончание— специализированное образование в концевом разветвлении от­ростков нейрона, лишенных миелиновой оболочки; служит для приема или передачи сиг­налов.

Нервы(от греч. «неурон» - жила, нерв) — тяжи нервной ткани, связывающий мозг и нервные узлы с другими органами тела. Образованы нервными волокнами, которые явля­ются отростками нервных клеток:

а) двигательные — нервы, образованные отростками двигательных нейронов, переда­ющие нервные импульсы от центральной нервной системы на периферию;

б) чувствительные - нервы, образованные отростками чувствительных нейронов, пе­редающие нервные импульсы от органов чувств в центральную нервную систему;

в)   смешанные — нервы, в состав которых входят как двигательные, так и чувствитель­ные нервные волокна, передающие импульсы в двух направлениях.

Нервный импульс— кратковременное изменение электрического потенциала мемб­раны нервной клетки, которое распространяется вдоль нервного волокна в виде быстро перемещающейся волны.

Периферическая нервная система - часть нервной системы, образованная нервными клетками, лежащими за пределами центральной нервной системы.

Синапс(от греч. «синапсис» — соединение, соприкосновение) - специализированная структура в месте контакта между нервными клетками или между нервными клетками и рабочими (исполнительными) органами.

Торможение- физиологический процесс, развивающийся в нервных клетках (и др. возбудимых тканях), который приводит к угнетению их деятельности, и затруднению или невозможности развития возбуждения.

Серое вещество мозга— скопление тел нейронов и их коротких отростков в централь­ной нервной системе;

Нейроны: а) чувствительные — нейроны, передающие импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг,

б) двигательные - нейроны, передающие импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам;

3         Биология, 8(9) кл.

в) вставочные - нейроны, осуществляющие связь между чувствительными и двига­тельными нейронами, тела и отростки которых не выходят за пределы мозга.

Миелин - вещество, входящее в состав миелиновых оболочек. Представляет собой слож­ную смесь липидов (70-85 %) и белков (15-30 %). Миелиновая оболочка образуется клетка­ми нейроглии вокруг нервных волокон. Миелинизированные нервные волокна передают нервные импульсы с большей скоростью и надежностью, чем немиелинизированные.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____

САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____

В ходе беседы подчеркивается, что нервная система сложно организована и высо­ко специализирована, ее основной структурной единицей является нервная клетка — нейрон

В ходе беседы подчеркивается, что нервная система сложно организована и высо­ко специализирована, ее основной структурной единицей является нервная клетка — нейрон

Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы центральной нервной системы

Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы центральной нервной системы

В тетради заполняются соответствующие блоки схемы

В тетради заполняются соответствующие блоки схемы

Дендрит (от греч. «дендрон» - дерево) — короткий, ветвящийся отросток нейрона, проводящий нервные импульсы к телу нейрона

Дендрит (от греч. «дендрон» - дерево) — короткий, ветвящийся отросток нейрона, проводящий нервные импульсы к телу нейрона

Миелин - вещество, входящее в состав миелиновых оболочек

Миелин - вещество, входящее в состав миелиновых оболочек
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020