Синхронологическая таблица по Европейскому искусству эпохи возрождения и нового времени
Европейские центры культуры |
Основные временные рубежи |
|||||
13 век |
14 век |
15 век |
16 век |
17 век |
18 век |
|
Италия |
дученто |
треченто |
кватроченто |
высокое Возрождение |
Барокко, классицизм |
классицизм |
Франция |
Ранняя готика |
«лучистая» и «пламенеющая» готика |
французский маньеризм, ранее барокко |
Французский ренессанс |
классицизм |
рококо |
Испания |
Испанская готика |
поздняя готика, мудехар |
раннее Возрождение |
позднее Возрождение, «золотой век» |
борокко
|
позднее барокко |
Англия |
ранняя английская готика |
английская готика «украшенный стиль» |
"перпендикулярная готика" |
стиль Тюдоров |
Классицизм, раннее английское барокко |
«золотой век» |
Германия |
немецкая готика |
период высокой и поздней готики |
ранний Ренессанс |
Высший Ренессанс |
барокко
|
переход барокко в рококо, классицизм |
Фландрия |
готический стиль |
поздняя готика |
зарождение эпохи Возрождения |
эпоха Возрождения |
«золотой век», барокко |
поздний ренессанс |
Голландия |
готический стиль |
поздняя готика |
Интернациональная готика |
ранее Возрождение |
высокое Возрождение ,Голландский классицизм |
конец эпохи голландского реализма, барокко |
13 век Англия
Сформировавшийся стиль – ранняя английская готика
Основные художники:
Элиаш Дерхем – английский архитектор,
руководивший строительством знаменитого собора в Солсбери, который является
чистейшим образцом английской готики. Знаменит своим 123 метровым шпилем,
будучи самым высоким средневековым зданием в Великобритании. О его биографии
ничего не известно.
Характеристика стиля – Наиболее значительное и характерное развитие раннего английского периода было заостренная арка известной как ланцет. Остроконечная арка использовалась почти повсеместно, а не только в сводах широкого диапазона, такие как таковые из нефа аркады , но и для дверных проемов и стрельчатых окон .
Изобразительно искусство – До XVII века об английской живописи можно было говорить только условно. Миниатюры или фрески присутствовали, но на фоне итальянской или голландской школ англичане выглядели бледно. Живопись в стране не поощрялась – господствовавшие в идеологической сфере строгие и суровые пуритане всяческого «украшательства» не приветствовали. В Англии нашла развитие мемориальная пластика. Здесь надгробия высекались из различных пород камня, чеканились или отливалисьиз латуни и меди, нередко золотились.
Архитектура - В этот период были канонизированы характерные черты композиции английских кафедральных соборов, отличающихся от французских, доминирующей центральной башней над средокрестием, двумя маленькими башенками, фланкирующими по норманнскому обычаю главный фасад, прямоугольной апсидой. Большая роза западного фасада, как правило, отсутствует, она заменяется прямоугольным окном (такое же окно появляется в апсиде). Арки применяются ланцетовидные. Даже главное требование готики - устремлённость к небу - английские зодчие постарались выявить по-своему. Воздвигая соборы всё более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплётов с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестием.
14 век Англия
Сформировавшийся стиль – английская готика «украшенный стиль»
Основные художники:
Характеристика стиля – тяжеловесность, перегруженность композиционных линий, сложность и богатство архитектурного декора. Появляется пристрастие к изогнутым линиям, криволинейному декору.
Изобразительно искусство – Английская живопись и миниатюра в эпоху готики были тесно связаны с искусством Франции. Как и во французской, в английской миниатюре много элементов реальной жизни. Примером могут служить светские хроники и богослужебные книги восточно-английской школы XIV века, из которых самая знаменитая - Псалтырь королевы Марии (1320).
Архитектура - опередила континент усовершенствованием сквозных украшений в виде пламени свечи и богатых сетчатых и звездообразных сводов. Теперь она предоставила континенту дальнейшую разработку «пламенеющего» стиля и других прихотливых форм фантазии. Разнообразна и каменная резьба, для которой характерны разнообразные орнаменты: геометрический, сетчатый – и растительные узоры, разбивавшие окна на все большое число составляющих частей.
15 век Англия
Сформировавшийся стиль – "перпендикулярная готика"
Основные художники:
Реджинальд Эли и Николас
Клоос – архитекторы Часовня Королевского колледжа в Кембридже, Англия —
шедевр английской перпендикулярной готики. Об их биографии ничего не известно.
Характеристика стиля – Основной мотив декора - «панель», узкий, вытянутый прямоугольник ажурного кружева, увенчанный маленькой аркой с остроконечным навершием.
Изобразительно искусство – В средневековой Англии были высоко развиты ювелирное дело, искусство резьбы, витража, ковроделие.
Архитектура - Основным мотивом декора перпендикулярного стиля является вытянутый, узкий прямоугольник, увенчанный аркой с остроконечным навершием. Такие прямоугольники покрывают все поверхности, образуя геометрически правильную решетку. Перпендикулярная готика в архитектуре Англии позволила увеличить окна, практически полностью заменив ими стены. Воплощение перпендикулярного стиля – Часовня королевского колледжа, основанного в Кембридже при Генрихом VI в 1441 году.
16 век Англия
Сформировавшийся стиль – стиль Тюдоров
Основные художники:
Оксбру-холл
— здание I класса в деревне Оксборо в Англии, то есть здание, представляющее
особый интерес. Загородный дом в тюдоровском стиле построен около 1482 года
Эдмундом Бедингфелдом. Имя архитектора неизвестно.
Николас
Хиллиард— английский художник, ювелир и иллюстратор манускриптов,
прославившийся своими портретными миниатюрами с изображениями придворных
Елизаветы и Якова I. Художник был сыном Ричарда Хиллиарда ювелира и глубоко
верующего протестанта, который был шерифом города и графства в 1560 году, и
Лоуренс, дочери Джона Уолла, лондонского ювелира. Вероятней всего, в юном
возрасте Хиллиард был взят в дом видного эстерского протестанта Джона Бодли
(отца Томаса Бодли, основателя Бодлианской библиотеки в Оксфорде). С
восшествием на престол Марии Тюдор Джон Бодли отправился в изгнание, и 8 мая
1557 года 10-летний Хиллиард отмечен в числе сопровождавших его в Женеве
домочадцев. Именно в Женеве Хиллиард выучил немецкий язык. Томас Бодли, который
был старше его на два года, продолжил в столице Швейцарии своё классическое
образование у ведущих учёных. Но не ясно, учился ли Хиллиард вместе с ним. В 13
лет Хиллиард написал автопортрет, и как утверждают, в 18 ему позировала уже
Мария Стюарт. Он ушёл в ученики к ювелиру английской королевы Роберту Брандону,
который был мастером золотых дел и казначеем города Лондона. Предполагают
также, что Хиллиард мог учиться искусству живописи у Левины Теерлинк, дочери
Симона Бенинга, последнего великого мастера фламандской традиции
иллюминирования манускриптов, служившего придворным художником Генриха VIII
после смерти Гольбейна. После 7 лет ученичества Хиллиард был признан Мастером
Почтенным Цехом Ювелиров в 1569 году и открыл вместе с младшим братом Джоном
мастерскую. Наиболее крупным художником среди учеников мастерской Николаса
Хиллиарда стал Исаак Оливер.Умер Хиллиард в 1619 году.
Исаак
Оливер или Исаак Оливье — английский художник-миниатюрист французского
происхождения. Родился в Руане около 1556 или около 1565 года в гугенотской
семье. Переехал в Лондон в 1568 году из-за усиления гонений на гугенотов и
бедствий религиозных войн во Франции. Учился миниатюрной живописи в мастерской
Николаса Хиллиарда. Уже в 1590 году начал работать самостоятельно. Он посетил
Венецию в 1596 году, где копировал в миниатюре произведения художников
итальянского Возрождения. 9 февраля 1602 году в голландской церкви Лондона он
женился на Саре, дочери известного художника-портретиста Маркуса Герертса
Старшего. Считается, что этот брак позволил ему войти в круг художников,
работавших по заказам английской аристократии. Хотя художник принял английское
подданство в 1606 году, он всегда считал себя французом и его знание
письменного английского языка было слабым. Современники единодушно считали его
англичанином, но свою подпись он ставил во французской форме «Isaac Olivier» и
«Isaac Ollivier», единственное исключение — подпись под завещанием, где оно
стоит в английской форме «Isaac Oliver». После смерти королевы Елизаветы I,
придворным художником которой был Хиллиард, он стал придворным художником Анны
Датской, супруги Якова I, а затем Генриха Фредерика Стюарта, с 1610 года принца
Уэльского. Оливеру также принадлежали большие картины маслом на религиозный
сюжет. В документах упоминаются полотна: «Святой Иоанн Креститель», «Святое
семейство» и «Положение во гроб». До нашего времени первые две картины не
дошли. Изображений античных сюжетов в творчестве художника немного, одной из
редких подобных работ является миниатюра с изображением Дианы в собрании Лувра.
Характеристика стиля – фундамент в форме букв Y, E, H; щипец криволинейной формы, пришедший из Нидерландов; большие застекленные оконные проемы; длинные галереи; тюдоровская арка; геометрически оформленный
Изобразительно искусство – Отблеском великого средневекового искусства Англии являются лишь некоторые английские картины на стекле первой половины XVI столетия. Их исследовал Уистлек. Нам придется ограничиваться по поводу их лишь немногими замечаниями. И в этой области воочию приобрело почву в Англии нидерландское искусство. Уже святые с горящими глазами и библейские сюжеты на окнах церкви в Файфорде начала XVI века были, как оказалось, нидерландского происхождения, а относительно знаменитых расписных окон 1532 г. в Личфилдском соборе известно, что они были привезены в Англию из Нидерландов, именно из монастыря Геркенроде. Некоторые из окон Вестминстерского аббатства также происходят из Нидерландов. С другой стороны здесь работали для Генриха VIII также и отличные английские живописцы по стеклу Джемс Николсон и Бернард Флауэр.
Архитектура - Стиль Тюдоров представляет собой стиль поздней английской готики, процветавший в период правления королевской династии Тюдоров 1485 – 1603. Временные рамки стиля с 1500 по 1560-е годы, после чего тюдоровскую архитектуру стала вытеснять Елизаветинская архитектура. Стиль сочетает в себе элементы эпохи Возрожденяи и средневековой готики.
17 век Англия
Сформировавшийся стиль – классицизм, в последней четверти XVII века – раннее английское барокко.
Основные художники:
Иниго
Джонс — английский архитектор, дизайнер, художник и сценограф, который
стоял у истоков британской архитектурной традиции. Будучи поклонником
венецианца Андреа Палладио, он первым принёс его благородно-классицистическую
манеру («палладианство») на север Европы. Укорениться ей было суждено именно в
Англии, и заслугу Джонса в этом трудно переоценить. Значительную часть его
времени занимала разработка костюмов и декораций к придворным представлениям
(маскам) на тексты Бена Джонсона (множество набросков находится на хранении в
Чатсуорт-хаусе у герцога Девонширского). В период между 1605 и 1640 годами
Джонс осуществил сценографию более чем 500 театральных представлений.В 1613
году он вновь ездил в Италию изучать работы Палладио. В течение последующих 28
лет, с 1615 по 1642 годы, Джонс был главным придворным архитектором Якова I и
Карла I. Он применил своё знание произведений Палладио и Скамоцци при постройке
домика королевы (Куинс-хаус) в Гринвиче. Эту работу пришлось прервать, когда в
1619 году сгорел Уайтхолльский дворец в Лондоне. В ходе восстановительных работ
Джонс построил сдержанный и элегантный Дом банкетов, изнутри решённый как
базилика. Единственный зал этого здания украсил Рубенс. Примерно в то же время
Джонс работал над капеллой Сент-Джеймсского дворца.
Кристофер Рен - английский архитектор и учёный. Между 1649 и 1653 годами изучал математику в Оксфордском университете. С 1657 года профессор астрономии в Лондоне, с 1661 года в Оксфорде. В 1681-1683 годах президент Лондонского королевского общества. Обратившись с 1660-х годов к архитектуре, стал крупнейшим представителем английского классицизма. План реконструкции Лондона, составленный Реном после пожара 1666 года, не был осуществлен, но зодчий построил в Сити многочисленные жилые дома, а также церкви, отличающиеся необычайным разнообразием конструктивных и пространственных решений (церковь Сент-Мэри-ле-Боу). Главные произведение Рена - собор святого Павла в Лондоне (1675-1710), являющийся самым большим протестантским храмом в мире и гармонично объединяющий в своей композиции осевую систему с центральнокупольной. Среди других лондонских построек Рена - величественные ансамбли госпиталей в Челси и Гринвиче. Много строил также в университетских
![]() |
Джон
Ванбру - британский драматург и архитектор, самый значительный
представитель английского барокко. Главные и самые крупные его работы — это
выстроенные в первые годы 18 в. дворцы Хоуард и Бленхейм. Уже в первом из них
он, пытаясь сочетать версальский размах с английским комфортом, поразил
современников прежде всего размерами своей постройки, протяженность которой
равнялась 200 м, глубина — почти 130 м, высота центрального купола превышала 70
м. В еще более грандиозном по размерам Бленхеймском дворце, выстроенном для знаменитого
полководца герцога Мальборо, архитектор попытался улучшить несколько неуклюжий
план первой постройки. Соблюдая строгую симметрию, он расположил по обе стороны
огромного курдонера еще два двора, которые соединены с главным корпусом
галереями, украшенными колоннадой. В наружной архитектуре дворца Бленхейм ни
тяжелый портик главного входа, ни триумфальная арка паркового фасада, ни
угловые будто надстроенные башни не радуют глаза: формы здесь тяжелы и грубы.
Внутренние помещения дворца неудобны и неуютны. Свойственное классицизму
стремление к строгой парадности довольно механически сочетается у Ванбру с
восходящей к барокко поверхностной пышностью. В его архитектуре, по выражению
одного из современников, «тяжелой по форме и легковесной по существу», нетрудно
обнаружить явные признаки эклектизма.
![]() |
Характеристика стиля – В классицизме категорически отвергаются округлые вычурные формы барокко. Эталоны гармонии, строгости и монументальности в этом направлении являются преимущественными.
Изобразительно искусство – В живописи также наблюдается значительное присутствие иностранных мастеров. Рубенс и Ван Дейк — наиболее известные, но не единственные нидерландские художники, работавшие в Англии; кроме того, известны итальянские и немецкие художники в Англии. Но существовали и самобытные течения, например, миниатюрная портретная живопись — специфический английский стиль.
Архитектура - Ключевыми
особенностями английских сооружений различного назначения (общественные и
жилые), строившихся для различных слоев населения, можно назвать такие
признаки, как прямоугольный план, симметричная планировка фасада, значительная
высота парадного этажа и небольшая –верхнего. Входы и выходы в здания
выделялись так называемыми портиками – крытыми галереями различных размеров,
перекрытие которых опирается по поддерживающим его колоннам. По торцам здания,
как правило, размещались по два флигеля, которые соединялись с основным зданием
при помощи крытой колоннады, имеющей полукруглую форму в плане. Барочная
эстетика оказала мало влияния в Англии.
18 век Англия
Сформировавшийся стиль – «золотой век»
Основные художники:
Уи́льям Хо́гарт — английский
художник, основатель и крупный представитель национальной школы живописи,
иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и
графике. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей
философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного
творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков. В 1730—1731
годах Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера
проститутки». Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии,
напечатанные в 1732 году. Неизвестно, была ли его модель, написанная на серии
картин, вымышленной или реально существующей. Мы видим на этих картинах ярко
накрашенную молодую женщину. Сквозь белила, румяна и помаду просвечивает трагическая
судьба человека, вынужденного работать в столь непрезентабельной профессии. В
то время посетитель публичного дома мог получить любую женщину, заплатив всего
шиллинг. Следующая серия гравюр — «Карьера мота» — была опубликована в 1735
году, а в 1745 году появился знаменитый цикл «Модный брак». Затем последовали
другие серии, среди которых — «Прилежание и леность» (1747), «Четыре стадии
жестокости» (1751) и «Выборы» (4 гравюры, 1755—1758). Хогарт выполнил также
множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин. В
1753 году вышел в свет его трактат «Анализ красоты». В 1757 году Георг II
назначил Хогарта главным живописцем; в этой должности он стал преемником
Джеймса Торнхилла. В 1764 году художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец,
или Бездна». В середине 50-х годов XVIII века почти в любой английской лавочке
или книжном магазине можно было купить гравюры Уильяма Хогарта. Лучше любых
биографов о нём рассказал автопортрет, композиция которого необычна — это
«картина в картине».
Джошуа Рейнольдс
— английский исторический и портретный живописец, представитель английской
школы портретной живописи XVIII века. Теоретик искусства. Первый президент
Королевской академии художеств, член Лондонского королевского общества. Член
Общества дилетантов, созданного с целью изучения античного искусства. В 1749
году Рейнольдс начинает свое путешествие по Европе. Он осуществляет свою мечту
посмотреть мир, благодаря знакомству с Огастесом Кеппелом. Этот моряк получил
приказ плыть в Средиземное море, и предложил юному художнику составить ему
компанию. Сначала живописец побывал на Менорке (один из островов рядом с
побережьем Испании). Оттуда Джошуа поехал в Рим, где несколько лет изучал
античную греко-римскую скульптуру и итальянскую живопись. Также художник около
месяца жил в Париже. Закончив свои странствия, в 1753 году Рейнольдс
окончательно переезжает в Лондон. В столице он становится очень популярным
портретистом. Некоторые из его работ хранятся в музеях Великобритании,
Германии, Испании, России. После 1760 года, в его картинах прослеживается
классический стиль. А в 1768 году, его избирают на пост президента Королевской
Академии, который он не покидал до конца своей жизни. Джошуа был успешен не
только в искусстве. В начале июля 1774 года он становится доктором юридических
наук в университете Оксфорда. После этого, начинается самый продуктивный период
его жизни. Рейнольдс продолжает писать портреты красивых женщин, детей,
увлекается мифологией. В 1781 году, он отправляется в Германию и Голландию, в
1783 году, посещает Фландрию. Через год художника назначают придворным
живописцем английского короля. В 1789 году у художника начинаются серьезные
проблемы со здоровьем и Рейнольдс перестает видеть одним глазом. 23 февраля
1792, умирает живописец, портретист, оратор и просто великий человек.
Уильям Кент – английский
архитектор и садовод, стоявший у истоков британского классицизма и системы
английского сада. Известен своим сотрудничеством с Ланселотом Брауном и графом
Бёрлингтоном. Вместе с лордом Берлингтоном, мнившим себя архитектором, он
спроектировал и выстроил виллу в Чизвике, наиболее удачную из многочисленных
английских вариантов палладиевской виллы Ротонда. Более свободно чувствовал
себя Кент при строительстве замка Холкхэм-холл, где органично связанные с
центральным корпусом четыре флигеля (с часовней, библиотекой, кухней и
комнатами для гостей) выходят в окружающий их парк. Особенно велики
заслуги Кента в садово-парковом искусстве, где он известен как «отец
современного сада». Самая зрелая работа архитектора — скупой по формам
безордерный фасад казарм конногвардейского полка в Лондоне.
Джеймс Гиббс —
наиболее яркая индивидуальность в английской архитектуре первой половины 18
века. Пройдя школу у Филиппе Ювары в Турине, он также усвоил ордерную и
пропорциональную систему Палладио. Наиболее значительная из его построек и по
масштабу и по художественным достоинствам — так называемая Редклиффовская
библиотека в Оксфорде (1737—1749), исключительное по своеобразию центрическое
сооружение, состоящее из шестнадцатигранного цоколя, цилиндрической основной
части и купола. Массивный рустованный цоколь прорезан большими арочными
дверными и оконными проемами; круглая часть расчленена парными трехчетвертными
колоннами на шестнадцать простенков с двумя ярусами чередующихся окон и ниш.
Над балюстрадой, завершающей основной цилиндрический объем, вздымается
увенчанный фонарем купол. Вполне выражающая свое назначение, строгая и
монументальная университетская библиотека занимает, бесспорно, одно из первых
мест среди лучших памятников английской архитектуры. Своеобразны и лондонские
церкви Гиббса, строительство которых он продолжал вслед за Реном и Хоксмуром,—
двухэтажная церковь Сент Мэри ле Стрэнд (1714—1717) с полукруглым портиком
входа и стройной колокольней и церковь Сент Мартин ин-де Филдс (1721—1726) с
импозантным коринфским портиком.
Уильям Чемберс был
последовательным представителем палладианства в Англии во второй половине 18
в., когда менее значительные английские архитекторы уже отказались от
безуспешных попыток приспособить планы вилл Палладио к условиям английского
климата и требованиям английского комфорта. Пройденному этапу английской
архитектуры Чемберс подвел итоги в своем архитектурном трактате и крупнейшей
своей постройке, известной под названием Сомерсет-хауз в Лондоне. Это
монументальное здание, сооруженное на аркадах субструкций, выходит своими
рустованными фасадами на Стрэнд и на набережную Темзы (обращенный к реке фасад
достроен позже, в 19 столетии). В помещениях Сомерсет-хауза в 1780 г. разместилась
Королевская Академия. Последний палладианец, Чемберс был первым представителем
академического направления в английской архитектуре. Сомерсет-хауз, в
особенности фасад с трехарочным въездом со Стрэнда и величественный двор
здания, достойно завершает большую и блестящую эпоху в истории английской
архитектуры. Неоспоримы заслуги Чемберса и в области садово-парковой
архитектуры, где он пропагандировал английский ландшафтный парк. После Кента он
работал в парке Кью, где кроме классических павильонов выстроил китайскую
пагоду как дань европейской моде на «китайщину» и как воспоминание о
совершенном им в юности путешествии на Дальний Восток.
Роберт Адам - другой виднейший английский архитектор второй половины 18 в., часто противопоставляется Чемберсу. В то время как консерватор Чемберс был строгим блюстителем палладианских традиций в архитектуре, Адам, проповедник «новых вкусов», был до известной степени новатором в английском искусстве. Воспринимая по-новому античность, уделяя при этом особое внимание декоративным мотивам, он, по его собственному выражению, «революционизировал орнамент». Возглавляемые им передовые английские зодчие этого времени много сделали для того, чтобы проводимые им новые художественные тенденции распространились с отделки интерьеров (их образцом может служить созданный архитектором Джеймсом Пейном вестибюль замка Уордор в Уилтшире, см. илл.) на мебель, ткани, фарфор. Характерный образец творчества Адама — замок Кедлстон-холл, выстроенный и отделанный им внутри по составленному другими архитекторами палладианскому плану (с полукруглыми крыльями, примыкающими к центральному зданию). Но расположенные по главной оси самые большие парадные помещений замка принадлежат, несомненно, Адаму. Замысел большого холла, где за несущими лепной потолок коринфскими колоннами из искусственного мрамора стоят в нишах стен античные статуи, и перекрытого куполом салона, стены которого расчленены нишами и табернаклями, навеян, вероятно, античными памятниками, с которыми Адам ознакомился во время поездки в Далмацию, где он изучал дворец Диоклетиана в Сплите. В еще большей степени отвечали новым изысканным вкусам приемы отделки других, меньших по размерам помещений — лепнина потолков и стен, украшения каминов. Изящный фасад
![]() |
Характеристика стиля – более трезвые и реалистические формы мировоззрение. Развитие получили точные науки, материалистическая философия, классическая политическая экономия, движение Просвещения с идеей «естественного человека»
Изобразительно искусство – Художники этого времени перестали писать, только богачей и знаменитостей. На их картинах всё чаще можно было видеть простых людей - моряков, нищих, слуг, женщин лёгкого поведения. Широкое распространение получили исторические сюжеты. Единичные полотна или циклы иногда остро сатиричны, иногда глубоко печальны, но всегда очень живы и реалистичны. Полотна превращаются в удивительные “театральные” представления. Теперь на месте миниатюр, все прочнее закрепляются гравюры и другие виды искусства.
Архитектура - В то время как барокко достигло в европейской архитектуре кульминации, английская архитектура продолжала стоять на позициях рационализма и классицизма. Особого своеобразия английские мастера достигли в области жилой архитектуры – в сельских виллах, дворцах, окруженных живописными парками. Идеал красоты здесь сочетался с требованиями разумного расположения частей здания и расчлененной планировкой. Регулярный парк (французский) во второй половине 18 века вытесняется в Англии ландшафтным, в котором композицию образуют свободные группы деревьев, открытые лужайки, озера с извилистыми берегами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.