Урок географии в 7 классе
Тема: Англо-Саксонская Америка
Цель: познакомить с историей освоения Северной Америки; сформировать представление о странах и населении Англо-Саксонской Америки; раскрыть роль Англо-Саксонской Америки в мире. Воспитывать любовь к предмету и бережное отношение к природе Земли
Ход урока
I. Оргмомент
II . Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Прием « Интеллектуальная разминка»
Выполнить задания
Установите соответствие между географическим объектом и его названием.
1. Наивысшая точка Северной Америки.
2. Река, относящаяся к бассейну Тихого океана..
3. Озеро тектонического происхождения
4. Древние горы материка.
5. Река, относящаяся к бассейну Атлантического океана.
А. Аппалачи. Б. Мак-Кинли. В. Колорадо, Г. Миссисипи Д. Верхнее.
2. Установите соответствие между климатом и областью его распространения.
1. Арктический. А. Полуостров Лабрадор.
2. Субэкваториальный. Б. Полуостров Калифорния.
3. Умеренный. В. Острова Канадского
4. Тропический. Арктического архипелага. Г. Панамский перешеек.
3. Сравните климат полуостровов Аляска и Лабрадор.
4. Определите тип климата по описанию: господству ют западные ветры, среднегодовое количество осадков 2000—3000 мм, температура января 0 °С, температура июля +12...+14 °С.
5. В чём особенности размещения природных зон материка
III . Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
«Вы уже знаете о существовании Латинской Америки. Вы уже можете назвать страны, которые её образуют. А теперь мы познакомимся с другим культурно-историческим регионом — Англо-Саксонской Америкой, которую образуют две страны — США и Канада».
IV . Изучение нового материала
1 . Прием « Творческая лаборатория»
Вопросы и задания для групп
Гриппа 1
1. На основе текста параграфа, дополнительной литературы, географических карт дайте описание Канады. 2. Определите, какие природные условия и ресурсы имеются для развития хозяйства Канады. 3. Выясните, кто такие канадцы и каков их быт.
Гриппа 2
1. На основе текста параграфа, дополнительной литературы, географических карт дайте описание США. 2. Определите, какие природные условия и ресурсы имеются для развития хозяйства США. 3. Выясните, кто такие американцы и каков их быт.
Гриппа 3
1. Выясните, используя текст параграфа, справочную и дополнительную литературу, что дала Англо-Саксонская Америка миру. 2. Анализ опережающего задания 8 (с. 169 учебника). Во время обсуждения результатов деятельности каждой группы устанавливаются черты сходства и различия США и Канады
Почему Америка разделена на Латинскую и Англо-Саксонскую?
Государственная граница между Мексикой и США разделяет и два культурноисторических региона: Латинскую Америку и Англо-Саксонскую Америку (или Англо-Америку), в которую входят экономически высокоразвитые страны Северной Америки — США и Канада.
После открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 г. испанцы и португальцы на первых порах опережали других европейцев в захвате новых земель. Однако освоить всё сразу они не могли, и очень скоро на ещё «свободных» берегах появились соперники — Франция, Англия, Голландия.
В начале XVII в. возникли первые постоянные английские и голландские поселения на Атлантическом побережье, и севернее (в устье реки Св. Лаврентия) — французские. В XVIII в. русские открыли Аляску, а предприниматель Григорий Шелихов основал там первые населённые пункты. С XIX в. русские владения в
Америке постепенно ликвидировались. А в 1867 г. Российская империя продала США Аляску.
В начале XIX в. в Калифорнии существовали и испанские, и русские поселения (рис. 139). Многолюдный поток переселенцев шёл из Англии. Коренных жителей — индейцев — оттесняли, истребляли или привлекали как союзников в войнах с другими европейцами. В 1776 г. 13 британских колоний образовали независимую республику США. США удалось взять силой или купить владения французов, испанцев, расширив свои территории до Тихого океана. Английские язык и культура, политические и экономические традиции укоренялись на вновь осваиваемых землях. Лишь канадская провинция Квебек и по сей день остаётся франкоязычной.
Развитие хозяйства в двух частях Америки пошло разными путями. В испано- и португалоязычных странах Латинской Америки долгое время преобладало плантационное хозяйство и добыча сырья. В Англо-Саксонской Америке происходило быстрое освоение новых территорий, развитие фермерских хозяйств и промышленных предприятий. Сегодня богатые и благополучные США и Канада очень отличаются по уровню жизни от латиноамериканских стран.
ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ, ЯЗЫКА И ОБРАЗА ЖИЗНИ В АНГЛО САКСОНСКОЙ АМЕРИКЕ БЫЛИ ЗАЛОЖЕНЫ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ ИЗ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
Похожи ли США и Канада?
Канадцы неустанно подчёркивают своё отличие от американцев, однако эти два народа и две страны имеют множество общих черт. Обе по форме государственного устройства являются федерациями: в США входят 50 штатов и Федеральный округ Колумбия, Канада объединяет 10 провинций и 3 территории. Обе относятся к крупнейшим странам планеты, занимая по размерам территории второе и четвёртое места в мире. Однако для больших пространств Канады, в отличие от США, характерны суровые природные условия. Это одна из самых малозаселённых стран мира (рис. 140).
Скалистые горы и Великие равнины протянулись по территориям обеих стран. Такая протяжённость региона предопределила очень разнообразные природные ресурсы, многие из которых велики. Например, в дополнение к собственной добыче США получают из Канады значительное количество нефти, природного газа, железной руды, леса и другого сырья.
Население обеих стран, помимо естественного роста, в значительной степени продолжает формироваться переселенцами со всего мира. В последние десятилетия основная их масса приезжает из стран Азии, Латинской Америки, Восточной Европы. И внутри страны средний американец или канадец в течение жизни, по крайней мере несколько раз, переезжает из штата в штат или из одной провинции в другую. Главной причиной переезда обычно является приближение к более высокооплачиваемому месту работы.
Более 3/4 и американцев, и канадцев — горожане. Однако большинство сельских жителей по своим занятиям и образу жизни отнюдь не сельчане. В сельском хозяйстве занято менее 3% северо- американцев, и они, как правило, Рис. 142. Американский коттедж живут на благоустроенных фермах.
Ядром типичного североамериканского города (рис. 141) является торгово-деловой район, застроенный высотными офисными зданиями (Северная Америка — родина небоскрёбов), окраины же (внешняя городская зона), как правило, заняты коттеджами — индивидуальными жилыми домами, обычно окружёнными лужайками и цветниками (рис. 142). Большинство канадских и американских городов слилось с окружающими их поселениями, превратившись в агломерации. Дальнейшее слияние друг с другом нескольких агломераций привело к образованию гигантских городских скоплений, названных мегалополисами (мегалополис — группа агломераций), например Босваш.
У ОБЪЕДИНЁННЫХ ИСТОРИЕЙ ЗАСЕЛЕНИЯ США И КАНАДЫ БОЛЬШЕ ОБЩИХ ЧЕРТ, ЧЕМ РАЗЛИЧИЙ.
Что дала Англо-Саксонская Америка миру?
Наряду с Европой и Восточной Азией Англо-Саксонская Америка является крупнейшим хозяйственным регионом мира. Именно здесь, начиная со второй половины XIX в., сделаны и внедрены в производство важные научные открытия, применены эффективные новшества в управлении и организации хозяйства. Конвейерная сборка на заводах Генри Форда позволила ещё в начале XX в. сделать автомобиль доступным по цене массовому потребителю и превратить его из «роскоши в средство передвижения» (рис. 143). Появление в конце XX в. Интернета объединило весь мир доступом к информации. Хотя по объёму производимой продукции Канада более чем в 10 раз уступает США, хозяйства этих двух стран теснейшим образом связаны друг с другом и работают как единый механизм. Именно поэтому взаимная торговля между этими странами по своему объёму не имеет равных в мире.
Относительно молодые культуры США и Канады внесли заметный вклад в мировую сокровищницу духовных ценностей — литературных, музыкальных, архитектурных. Америка подарила миру джаз, блюз, рок-н-ролл, кантри, шедевры кинематографии. Многие дети и подростки во всём мире читали увлекательные рассказы о животных канадского писателя Э. Сетона-Томпсона, следили за приключениями Тома Сойера — персонажа книг американского писателя Марка Твена. В то же время США считаются родиной так называемой массовой культуры, которая не воспитывает, а, скорее, потакает вкусам невзыскательной публики.
Обе страны достигли высочайшего технологического уровня развития своего хозяйства и благосостояния населения. Граждане США и Канады зарабатывают почти в 5 раз больше, чем средний житель Земли. 313 млн американцев и 34 млн канадцев (это всего лишь 5% населения мира) потребляют четверть всей вырабатываемой человечеством энергии. 2/5 всех автомобилей мира колесят по дорогам СИТА и Канады. Один житель стран региона тратит втрое больше воды и выбрасывает вдвое больше мусора, чем в среднем один житель планеты.
АНГЛО САКСОНСКАЯ АМЕРИКА НЕ ТОЛЬКО ОДИН ИЗ ТРЁХ ЦЕНТРОВ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, НО И ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ - И ИСТИННОЙ, И МАССОВОЙ.
Население материка относится к нескольким группам - коренное население (индейцы и эскимосы), потомки европейских переселенцев, более поздние выходцы из Азии и Африки. Заселение континента началось 30 тыс. лет назад, когда в Северную Америку из Азии через Берингов пролив (на месте которого была суша) проникли представители монголоидной расы. Это были предки коренных жителей континента-индейцев. Постепенно они заселили южные, центральные и восточные районы. Особую группу образуют эскимосы. Они появились на континенте более 2 тыс. лет назад. Эскимосы проживают на севере континента. С XV столетия началась европейская колонизация Северной Америки. Вторжение европейцев сопровождалось войнами, расправами, уничтожением целых племен. В США и Канаде индейское население очень сильно истреблено. Численность индейцев в этих странах не превышает 1 % населения. Процесс заселения европейцами продвигался с северо-востока на запад и юг. Сегодня в населении США, Канады преобладают потомки выходцев из Европы. Значительный процент населения этих стран - негроиды. Это потомки рабов, привезенных из Африки. В Мексике и странах Центральной Америки преобладает население, сформировавшееся в процессе смешения европейцев (испанцев) с негроидами и индейцами.
Большой приток переселенцев в XVIII—XIX вв. и довольно высокие показатели рождаемости обеспечили быстрый рост численности населения на материке. Однако начиная со второй половины XX в. рождаемость стала падать, в США и Канаде природный прирост составляет около 6—7 человек на 1000 жителей в год. Исключением являются страны на юге материка, где природный прирост более высокий: 12— 15 человек на 1000 жителей в год. Общая численность населения материка составляет около 483 млн человек.
Размещение населения по территории материка является неравномерным и зависит прежде всего от истории заселения материка и его природных условий. Гренландия, северные районы Северной Америки заселены очень редко. Некоторые острова Канадского Арктического архипелага необитаемы. Слабо заселены пустынные и полупустынные районы. Самая высокая плотность населения на северо-востоке материка, а также в Мексике.
Средняя плотность населения:» 31 чел/км;
Наибольшая плотность населения: Барбадос (600 чел./км2).
Всего стран с зависимыми: 38.
Крупнейшая страна: Канада (“ 9,97 млн км2).
Крупнейший город: Мехико (« 20 млн человек).
Северная Америка — один из наиболее урбанизированных регионов мира. В городах проживает около 3/4 его населения. На североамериканском континенте находятся крупнейшие города мира: Мехико (с пригородами — около 20 млн человек), Нью-Йорк (7,5 млн), Лос-Ан- джелес (3,6 млн), Торонто (4,5 млн), Монреаль (3,4 млн).
2. Опережающие задания
На территории материка и островах размещается более 20 государств. В Северной Америке и близлежащих к ней островах насчитывается 38 стран, включая зависимые. Однако большую часть территории занимают три крупных государства: Канада, США и Мексика. Из островных государств крупнейшим является Куба, расположена на одноименном острове и мелких островах в Карибском море.
США и Канада, занимающие большую часть материка, имеют удобное для развития хозяйства географическое положение и колоссальные природные богатства. Это высокоразвитые страны мира с многоотраслевым хозяйством и высоким уровнем жизни населения. Мексика и другие страны Северной Америки относятся к развивающимся странам. Хозяйства этих государств тесно связаны с экономикой США.
Крупнейшими являются Канада, Мексика, США. США-наиболее развитая страна мира. По государственному устройству-федеративная республика, состоящая из 50 штатов. Глава государства - президент. США занимает первое место в мире по объему производства. Столица - Вашингтон. Крупнейший город - Нью-Йорк - центр финансовых операций. В Нью-Йорке размещена штаб-квартира ООН.
Канада - страна, расположенная на севере материка; имеет федеративное устройство (10 провинций и 2 территории). Страна входит в Содружество стран. Формально глава государства - королева Великобритании, ее представляет генерал-губернатор. Но фактически власть в стране принадлежит парламенту. Канада - одно из развитых государств. Столица - Оттава. Крупнейший город - Монреаль.
Мексика расположена в Центральной Америке. По государственному устройству - федеративная республика (31 штат). Глава государства - президент. Мексика - развивающаяся страна. Столица -г. Мехико. Мехико - самый большой город в мире. Его население превышает 12 млн человек.
Куба относится к социалистическим странам. Наиболее развиты такие отрасли промышленности, как пищевая (сахарная), легкая, металлургическая, машиностроительная, химическая, нефтеперерабатывающая. В сельском хозяйстве преобладает выращивание сахарного тростника, цитрусовых, риса; раз-ведение крупного рогатого скота; рыболовство. В стране сосредоточены большие ' запасы никелевых руд. Одно из основных сокровищ Кубы — бескрайние океанские пляжи. Тропический климат, латиноамериканские танцы и карнавалы, бескрайние плантации фруктов и сахарного тростника — это Куба.
V. Закрепление изученного материала
Выполнить задания
1. Расскажите об истории освоения Северной Америки европейцами.
2. В чём проявляется сходство США и Канады? Есть ли различия?
3. Какую общую черту населения Англо-Саксонской Америки вы бы выделили как основную?
4. Перечислите главные достижения Англо-Саксонской Америки. Что она дала миру?
5. Какие крупные города Англо-Саксонской Америки вы знаете?
6. Используя карты атласа, нанесите на контурную карту месторождения главных полезных ископаемых США и Канады.
7. Рассмотрите фото на рисунках 140 и 141. Как вы думаете, почему для США и Канады выбраны фото именно такой тематики? Найдите на рисунке 141 черты типичного североамериканского города. Определите, к какой природной зоне относится местность на рисунке 140.
8. Проведите среди своих знакомых небольшое исследование. Выясните, какие географические названия, связанные с Канадой и США, им известны. Могут ли они назвать знаменитых писателей, поэтов, художников, артистов и др.? Сделайте вывод о том, что знаете вы и что знают ваши сверстники об этих странах.
Итог урока:
Домашнее задание
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.