Анкетирование как метод психологического исследования
Содержание
Введение 3
1. Понятие психологического исследования: методы и этические принципы 4
2. Особенности анкетирования как метода психологического исследования 6
Заключение 9
Список использованных источников 10
Введение
Психология как наука призвана изучать и описывать различные аспекты становления и развития индивида, группы и общества в целом. Психология теоретически и эмпирически изучает различные социально-психологические процессы, феномены и механизмы. Так как общество переменчиво, неустанно изменяется и прогрессирует, то психологические исследования не исчерпают себя никогда.
Психология в процессе научного исследования использует различные методы, как экспериментальные, так и не экспериментальные, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. Одним из таких методов является анкетирование, как вид письменного опроса. Для того, чтобы подобрать наиболее оптимальные методы психологического исследования, которые бы соответствовали цели, задачам и условиям проводимого исследования, необходимо знать особенности каждого метода, а особенно анкетирования, столь часто применяемого. Поэтому данная тема является актуальной.
1. Понятие психологического исследования: методы и этические принципы
Научное исследование является способом получения объективных знаний об окружающей действительности. Психологическое исследование − это способ научного познания сущности психических явлений и закономерностей.
Психологическое исследование состоит из ряда этапов и должно соответствовать определенным требованиям.
Требования к научному психологическому исследованию:
· Необходимо тщательно спланировать исследование, разработать логическую и хронологическую схемы исследования, состоящие из детального проектирования всех его этапов.
· Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Целью всех психологических методов является раскрытие закономерностей психики и поведения человека, но каждый метод осуществляет это в соответствии со свойственными ему особенностями.
Существует огромное количество классификаций методов психологического исследования. Одной из наиболее признанных и известных, является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым.
Все методы он разделил на четыре группы психологических методов исследования:
1. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы).
2. Эмпирические методы (наблюдение и эксперимент, психодиагностические методы, метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод).
3. Методы обработки данных (количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы).
4. Интерпретационные методы (генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы).
При проведении психологического исследования необходимо придерживаться следующих принципов:
· Принцип минимизации риска (в большинстве случаев предполагаемый риск при ведении исследования не должен превышать риск, связанный с обычной повседневной жизнью).
· Принцип добровольного участия испытуемых в исследовании, а также право отказаться от исследования в любой момент по своему желанию. Принцип конфиденциальности (информация, полученная в ходе и результате исследования, является конфиденциальной.
Таким образом, психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и закономерностей. Психологическое исследование должно соответствовать требованиям научного исследования, а также этическим принципам.
2. Особенности анкетирования как метода психологического исследования
Метод анкетирования является эмпирическим и входит в группу опросных методов исследования. Все опросные методы делятся на устные и письменные. Устный опрос (беседа, интервью) применяется, если необходимо исследовать небольшой круг людей. Если же нужно опросить несколько десятков, сотен или тысяч респондентов за короткий промежуток времени, то в таких случаях применяется письменный опрос – анкетирование.
Анкета [< фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием. Анкетирование – это метод сбора первичного материала в виде письменного опроса[1].
Создание анкеты состоит из ряда этапов:
· определение содержания анкеты (перевод гипотез исследования на язык вопросов);
· выбор нужного типа вопросов (открытые или закрытые, основные или функциональные);
· определение числа и порядка задаваемых вопросов.
При создании анкеты необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
· принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты;
· не должно быть скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие;
· важно отделять смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока;
· необходимо избегать скопления однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента;
· вопросы должны быть ясно и четко сформулированы;
· рекомендуется включать вопросы, проверяющие степень искренности респондента.
В настоящее время используются следующие виды анкет, которые классифицируются так:
По числу респондентов
· Индивидуальное анкетирование (один респондент)
· Групповое анкетирование (несколько респондентов)
· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата
· Сплошное (опрос всех представителей выборки)
· Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом
· Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
· Заочное (анкетёр отсутствует)
· Рассылка анкет по почте
· Публикация анкет в прессе
· Публикация анкет в интернете
· Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
По способу предоставления информации
· На печатной основе
· Офлайн
· Онлайн анкетирование
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Данный вид анкетирование обладает следующими преимуществами:
· число респондентов не ограничено;
· современное удобное оформление;
· удобные способы рассылки на участие в анкетировании;
· отсутствует зависимость от местонахождения респондента;
· современные инструменты создания вопросов;
· минимальные материальные затраты;
· быстрая и точная обработка результатов.
Единственный недостаток данного вида анкетирования - это обязательное наличие подключения к сети Интернет.
Анкетирование по сравнению с другими методами имеет ряд преимуществ:
· позволяет охватить большой круг людей в минимальные сроки;
· отсутствие личного влияния на респондента;
· анонимность исследования повышает достоверность информации;
· результаты удобно подвергать математической обработке.
Но в то же время анкетирование имеет и недостатки:
· ограниченность информации и задач программы исследования;
· невозможность контроля респондентов при заполнении анкеты часто приводит к влиянию третьего лица;
· невозможность проследить невербальные реакции испытуемого на вопросы;
· часть анкет не возвращается.
Таким образом, анкетирование – это метод сбора первичного материала в виде письменного опроса. Данный метод, по сравнению с другими, обладает рядом преимуществ, но также имеет и недостатки.
Заключение
Психологическое исследование − это способ научного познания сущности психических явлений и закономерностей.
Методы психологического исследования – это основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.
Традиционно в психологии выделяют следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент.
Метод анкетирования является эмпирическим методом и входит в группу опросных методов исследования.
Анкетирование – это метод сбора первичного материала в виде письменного опроса. Создание анкеты состоит из ряда этапов, а также учитываются принципы и рекомендации создания анкеты (доступность и четкость вопросов, отсутствие влияния предыдущих вопросов на последующие и т.д.).
Анкетирование обладает рядом преимуществ (отсутствие личного влияния, анонимность, экономность и т.д.), но имеет и недостатки (ограниченность информации, невозможность контроля, влияние третьего лица и т.д.)
В настоящее время, чаще других, используются следующие виды анкет:
анкеты-интервью и прессовые анкеты. С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится on-line анкетирование, обладающее значительными преимуществами.
Список используемых источников:
Литература:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. / Изд 6-е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 480 с.
2. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.
3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов /– 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003. – 319 с.
4. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психодиагностика. – М.: Эксмо, 2010. — 448 с.
5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
6. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: 2008. – 583 с.
Интернет источники:
1. Долженко Ю. Ю. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-anketirovanie-kak-sovremennyy-i-effektivnyy-sposob-issledovaniya Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 22.01.2016)
2. Южакова О. С. Методы психологического исследования. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/osnovy-psikhologii/lektsiya-1-metody-psikhologicheskogo-is Загл. с экрана. Яз. рус., (дата обращения 22.01.2016)
3.
Психологический
портал.ру. Методы в психологии по Б.Г.Ананьеву
[Электронный ресурс]. URL:http://www.anypsy.ru/content/metody-v-psikhologii-po-bgananevu. Загл. с экрана. Яз. рус.,
(дата обращения 22.01.2016)
Скачано с www.znanio.ru
[1] Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, - 2002. – с. 58
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.