Анкетирование как метод психологического исследования

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анкетирование как метод психологического исследования.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкетирование как метод психологического исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

1.     Понятие психологического исследования: методы и этические принципы 4

2.     Особенности анкетирования как метода психологического исследования 6

Заключение 9

Список использованных источников 10

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология как наука призвана изучать и описывать различные аспекты становления и развития индивида, группы и общества в целом. Психология теоретически и эмпирически изучает различные социально-психологические процессы, феномены и механизмы. Так как общество переменчиво, неустанно изменяется и прогрессирует, то психологические исследования не исчерпают себя никогда.

Психология в процессе научного исследования использует различные методы, как экспериментальные, так и не экспериментальные, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. Одним из таких методов является анкетирование, как вид письменного опроса. Для того, чтобы подобрать наиболее оптимальные методы психологического исследования, которые бы соответствовали цели, задачам и условиям проводимого исследования, необходимо знать особенности каждого метода, а особенно анкетирования, столь часто применяемого. Поэтому данная тема является актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 Понятие психологического исследования: методы и этические принципы

Научное исследование является способом получения объективных знаний об окружающей действительности. Психологическое исследование − это способ научного познания сущности психических явлений и закономерностей.

Психологическое исследование состоит из ряда этапов и должно соответствовать определенным требованиям.

Требования к научному психологическому исследованию:

·        Необходимо тщательно спланировать исследование, разработать логическую и хронологическую схемы исследования, состоящие из детального проектирования всех его этапов.

·        Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Целью всех психологических методов является раскрытие закономерностей психики и поведения человека, но каждый метод осуществляет это в соответствии со свойственными ему особенностями.

Существует огромное количество классификаций методов психологического исследования. Одной из наиболее признанных и известных, является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым.

Все методы он разделил на четыре группы психологических методов исследования:

1.     Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы).

2.     Эмпирические методы (наблюдение и эксперимент, психодиагностические методы, метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод).

3.     Методы обработки данных (количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы).

4.     Интерпретационные методы (генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы).

При проведении психологического исследования необходимо придерживаться следующих принципов:

·        Принцип минимизации риска (в большинстве случаев предполагаемый риск при ведении исследования не должен превышать риск, связанный с обычной повседневной жизнью).

·        Принцип добровольного участия испытуемых в исследовании, а также право отказаться от исследования в любой момент по своему желанию. Принцип конфиденциальности (информация, полученная в ходе и результате исследования, является конфиденциальной.

Таким образом, психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и закономерностей. Психологическое исследование должно соответствовать требованиям научного исследования, а также этическим принципам.

 

 

 

 

2. Особенности анкетирования как метода психологического исследования

Метод анкетирования является эмпирическим и входит в группу опросных методов исследования. Все опросные методы делятся на устные и письменные. Устный опрос (беседа, интервью) применяется, если необходимо исследовать небольшой круг людей. Если же  нужно опросить несколько десятков, сотен или тысяч респондентов за короткий промежуток времени, то в таких случаях применяется письменный опрос – анкетирование.

Анкета [< фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием. Анкетирование – это метод сбора первичного материала в виде письменного опроса[1].

Создание  анкеты состоит из ряда этапов:

·        определение содержания анкеты (перевод гипотез исследования на язык вопросов);

·        выбор нужного типа вопросов (открытые или закрытые, основные или функциональные);

·        определение числа и порядка задаваемых вопросов.

При создании анкеты необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

·          принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты;

·          не должно быть скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие;

·          важно отделять смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока;

·          необходимо избегать скопления однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента;

·        вопросы должны быть ясно и четко сформулированы;

·        рекомендуется включать вопросы, проверяющие степень искренности респондента.

В настоящее время используются следующие виды анкет, которые классифицируются так:

По числу респондентов

·     Индивидуальное анкетирование (один респондент)

·     Групповое анкетирование (несколько респондентов)

·     Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

·        Сплошное (опрос всех представителей выборки)

·        Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

·        Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

·        Заочное (анкетёр отсутствует)

·        Рассылка анкет по почте

·        Публикация анкет в прессе

·        Публикация анкет в интернете

·        Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

 По способу предоставления информации

·        На печатной основе

·        Офлайн

·        Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Данный вид анкетирование обладает следующими преимуществами:

·          число респондентов не ограничено; 

·          современное удобное оформление;

·          удобные способы рассылки на участие в анкетировании; 

·          отсутствует зависимость от местонахождения респондента; 

·          современные инструменты создания вопросов; 

·          минимальные материальные затраты; 

·          быстрая и точная обработка результатов.

Единственный недостаток данного вида анкетирования - это обязательное наличие подключения к сети Интернет.

Анкетирование по сравнению с другими методами имеет ряд преимуществ:

·          позволяет охватить большой круг людей в минимальные сроки;

·          отсутствие личного влияния на респондента;

·          анонимность исследования повышает достоверность информации;

·          результаты удобно подвергать математической обработке.

Но в то же время анкетирование имеет и недостатки:

·     ограниченность информации и задач программы исследования;

·     невозможность контроля респондентов при заполнении анкеты часто приводит к влиянию третьего лица;

·     невозможность проследить невербальные реакции испытуемого на вопросы;

·     часть анкет не возвращается.

Таким образом, анкетирование – это метод сбора первичного материала в виде письменного опроса. Данный метод, по сравнению с другими, обладает рядом преимуществ, но также имеет и недостатки.

Заключение

Психологическое исследование − это способ научного познания сущности психических явлений и закономерностей.

Методы психологического исследования – это основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

Традиционно в психологии выделяют следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент.

Метод анкетирования является эмпирическим методом и входит в группу опросных методов исследования.

Анкетирование – это метод сбора первичного материала в виде письменного опроса. Создание  анкеты состоит из ряда этапов, а также учитываются принципы и рекомендации создания анкеты (доступность и четкость вопросов, отсутствие влияния предыдущих вопросов на последующие и т.д.).

Анкетирование обладает рядом преимуществ (отсутствие личного влияния, анонимность, экономность и т.д.), но имеет и недостатки (ограниченность информации, невозможность контроля, влияние третьего лица и т.д.)

В настоящее время, чаще других, используются следующие виды анкет:

анкеты-интервью и прессовые анкеты. С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится on-line анкетирование, обладающее значительными преимуществами.

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

Литература:

1.     Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. / Изд 6-е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 480 с.

2.     Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.

3.     Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов /– 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003. – 319 с.

4.     Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психодиагностика.  –  М.: Эксмо, 2010. — 448 с.

5.     Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. –     511 с. 

6.     Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: 2008.­ 583 с.

Интернет источники:

1.   Долженко Ю. Ю. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-anketirovanie-kak-sovremennyy-i-effektivnyy-sposob-issledovaniya Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 22.01.2016)

2.     Южакова О. С. Методы психологического исследования. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/osnovy-psikhologii/lektsiya-1-metody-psikhologicheskogo-is Загл. с экрана. Яз. рус., (дата обращения 22.01.2016)

3.     Психологический портал.ру. Методы в психологии по Б.Г.Ананьеву 
[Электронный ресурс].
URL:http://www.anypsy.ru/content/metody-v-psikhologii-po-bgananevu. Загл. с экрана. Яз. рус., (дата обращения 22.01.2016)

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, - 2002. – с. 58

Посмотрите также