Анкетирование как метод психологического исследования
Оценка 4.9

Анкетирование как метод психологического исследования

Оценка 4.9
docx
20.04.2020
Анкетирование как метод психологического исследования
Анкетирование как метод психологического исследования.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкетирование как метод психологического исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

1.     Понятие психологического исследования: методы и этические принципы 4

2.     Особенности анкетирования как метода психологического исследования 6

Заключение 9

Список использованных источников 10

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология как наука призвана изучать и описывать различные аспекты становления и развития индивида, группы и общества в целом. Психология теоретически и эмпирически изучает различные социально-психологические процессы, феномены и механизмы. Так как общество переменчиво, неустанно изменяется и прогрессирует, то психологические исследования не исчерпают себя никогда.

Психология в процессе научного исследования использует различные методы, как экспериментальные, так и не экспериментальные, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. Одним из таких методов является анкетирование, как вид письменного опроса. Для того, чтобы подобрать наиболее оптимальные методы психологического исследования, которые бы соответствовали цели, задачам и условиям проводимого исследования, необходимо знать особенности каждого метода, а особенно анкетирования, столь часто применяемого. Поэтому данная тема является актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 Понятие психологического исследования: методы и этические принципы

Научное исследование является способом получения объективных знаний об окружающей действительности. Психологическое исследование − это способ научного познания сущности психических явлений и закономерностей.

Психологическое исследование состоит из ряда этапов и должно соответствовать определенным требованиям.

Требования к научному психологическому исследованию:

·        Необходимо тщательно спланировать исследование, разработать логическую и хронологическую схемы исследования, состоящие из детального проектирования всех его этапов.

·        Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Целью всех психологических методов является раскрытие закономерностей психики и поведения человека, но каждый метод осуществляет это в соответствии со свойственными ему особенностями.

Существует огромное количество классификаций методов психологического исследования. Одной из наиболее признанных и известных, является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым.

Все методы он разделил на четыре группы психологических методов исследования:

1.     Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы).

2.     Эмпирические методы (наблюдение и эксперимент, психодиагностические методы, метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод).

3.     Методы обработки данных (количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы).

4.     Интерпретационные методы (генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы).

При проведении психологического исследования необходимо придерживаться следующих принципов:

·        Принцип минимизации риска (в большинстве случаев предполагаемый риск при ведении исследования не должен превышать риск, связанный с обычной повседневной жизнью).

·        Принцип добровольного участия испытуемых в исследовании, а также право отказаться от исследования в любой момент по своему желанию. Принцип конфиденциальности (информация, полученная в ходе и результате исследования, является конфиденциальной.

Таким образом, психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и закономерностей. Психологическое исследование должно соответствовать требованиям научного исследования, а также этическим принципам.

 

 

 

 

2. Особенности анкетирования как метода психологического исследования

Метод анкетирования является эмпирическим и входит в группу опросных методов исследования. Все опросные методы делятся на устные и письменные. Устный опрос (беседа, интервью) применяется, если необходимо исследовать небольшой круг людей. Если же  нужно опросить несколько десятков, сотен или тысяч респондентов за короткий промежуток времени, то в таких случаях применяется письменный опрос – анкетирование.

Анкета [< фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием. Анкетирование – это метод сбора первичного материала в виде письменного опроса[1].

Создание  анкеты состоит из ряда этапов:

·        определение содержания анкеты (перевод гипотез исследования на язык вопросов);

·        выбор нужного типа вопросов (открытые или закрытые, основные или функциональные);

·        определение числа и порядка задаваемых вопросов.

При создании анкеты необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

·          принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты;

·          не должно быть скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие;

·          важно отделять смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока;

·          необходимо избегать скопления однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента;

·        вопросы должны быть ясно и четко сформулированы;

·        рекомендуется включать вопросы, проверяющие степень искренности респондента.

В настоящее время используются следующие виды анкет, которые классифицируются так:

По числу респондентов

·     Индивидуальное анкетирование (один респондент)

·     Групповое анкетирование (несколько респондентов)

·     Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

·        Сплошное (опрос всех представителей выборки)

·        Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

·        Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

·        Заочное (анкетёр отсутствует)

·        Рассылка анкет по почте

·        Публикация анкет в прессе

·        Публикация анкет в интернете

·        Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

 По способу предоставления информации

·        На печатной основе

·        Офлайн

·        Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Данный вид анкетирование обладает следующими преимуществами:

·          число респондентов не ограничено; 

·          современное удобное оформление;

·          удобные способы рассылки на участие в анкетировании; 

·          отсутствует зависимость от местонахождения респондента; 

·          современные инструменты создания вопросов; 

·          минимальные материальные затраты; 

·          быстрая и точная обработка результатов.

Единственный недостаток данного вида анкетирования - это обязательное наличие подключения к сети Интернет.

Анкетирование по сравнению с другими методами имеет ряд преимуществ:

·          позволяет охватить большой круг людей в минимальные сроки;

·          отсутствие личного влияния на респондента;

·          анонимность исследования повышает достоверность информации;

·          результаты удобно подвергать математической обработке.

Но в то же время анкетирование имеет и недостатки:

·     ограниченность информации и задач программы исследования;

·     невозможность контроля респондентов при заполнении анкеты часто приводит к влиянию третьего лица;

·     невозможность проследить невербальные реакции испытуемого на вопросы;

·     часть анкет не возвращается.

Таким образом, анкетирование – это метод сбора первичного материала в виде письменного опроса. Данный метод, по сравнению с другими, обладает рядом преимуществ, но также имеет и недостатки.

Заключение

Психологическое исследование − это способ научного познания сущности психических явлений и закономерностей.

Методы психологического исследования – это основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

Традиционно в психологии выделяют следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент.

Метод анкетирования является эмпирическим методом и входит в группу опросных методов исследования.

Анкетирование – это метод сбора первичного материала в виде письменного опроса. Создание  анкеты состоит из ряда этапов, а также учитываются принципы и рекомендации создания анкеты (доступность и четкость вопросов, отсутствие влияния предыдущих вопросов на последующие и т.д.).

Анкетирование обладает рядом преимуществ (отсутствие личного влияния, анонимность, экономность и т.д.), но имеет и недостатки (ограниченность информации, невозможность контроля, влияние третьего лица и т.д.)

В настоящее время, чаще других, используются следующие виды анкет:

анкеты-интервью и прессовые анкеты. С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится on-line анкетирование, обладающее значительными преимуществами.

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

Литература:

1.     Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. / Изд 6-е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 480 с.

2.     Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.

3.     Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов /– 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003. – 319 с.

4.     Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психодиагностика.  –  М.: Эксмо, 2010. — 448 с.

5.     Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. –     511 с. 

6.     Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: 2008.­ 583 с.

Интернет источники:

1.   Долженко Ю. Ю. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-anketirovanie-kak-sovremennyy-i-effektivnyy-sposob-issledovaniya Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 22.01.2016)

2.     Южакова О. С. Методы психологического исследования. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/osnovy-psikhologii/lektsiya-1-metody-psikhologicheskogo-is Загл. с экрана. Яз. рус., (дата обращения 22.01.2016)

3.     Психологический портал.ру. Методы в психологии по Б.Г.Ананьеву 
[Электронный ресурс].
URL:http://www.anypsy.ru/content/metody-v-psikhologii-po-bgananevu. Загл. с экрана. Яз. рус., (дата обращения 22.01.2016)

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, - 2002. – с. 58

Анкетирование как метод психологического исследования

Анкетирование как метод психологического исследования

Анкетирование как метод психологического исследования

Анкетирование как метод психологического исследования

Введение Психология как наука призвана изучать и описывать различные аспекты становления и развития индивида, группы и общества в целом

Введение Психология как наука призвана изучать и описывать различные аспекты становления и развития индивида, группы и общества в целом

Понятие психологического исследования: методы и этические принципы

Понятие психологического исследования: методы и этические принципы

Эмпирические методы ( наблюдение и эксперимент, психодиагностические методы, метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод)

Эмпирические методы ( наблюдение и эксперимент, психодиагностические методы, метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод)

Особенности анкетирования как метода психологического исследования

Особенности анкетирования как метода психологического исследования

В настоящее время используются следующие виды анкет, которые классифицируются так:

В настоящее время используются следующие виды анкет, которые классифицируются так:

Онлайн анкетирование С ростом популярности

Онлайн анкетирование С ростом популярности

Таким образом, анкетирование – это метод сбора первичного материала в виде письменного опроса

Таким образом, анкетирование – это метод сбора первичного материала в виде письменного опроса

Список используемых источников:

Список используемых источников:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020