Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации гражданского воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
АНКЕТЫ, ЗАПОЛНЕННЫЕ «ПОИСКОВЦАМИ»
РАЗНЫХ ЛЕТ
А н к е т а
Фамилия, имя.
1. Что значит для тебя быть патриотом? (Это жить на своей земле, любить
свою страну, людей, которые тебя окружают.)
2. Что тебе дает поисковая группа «Верность»? («Верность» для меня – это
часть моей жизни, очень важная ее часть, здесь я нашла своих друзей и себя
как человека.)
3. Считаешь ли ты участие в поисковой группе важным событием в своей
жизни? (Да.)
4. Что бы ты хотел изменить (или пожелать) в работе поисковой группе? (Я
хочу пожелать, чтобы группа «Верность» была всегда, чтобы сюда
приходили новые ребята.)
А н к е т а
Фамилия, имя.
1. Что значит для тебя быть патриотом? (Для меня – это: любить свою
Родину, свой город, знать свои корни, соблюдать традиции.)
2. Что тебе дает поисковая группа «Верность»? (Группа «Верность» дала
мне добрую память о людях, которые не подведут и не бросят,
сопричастность к истории.)
3. Считаешь ли ты участие в поисковой группе важным событием в своей
жизни? (Да.)
4. Что бы ты хотел изменить (или пожелать) в работе поисковой группе? (В
наши годы все было здорово! Менять ничего не хочется!)
А н к е т а
Фамилия, имя.
1. Что значит для тебя быть патриотом? (Любить Отечество и делать для
него все, что в моих силах.)
2. Что тебе дает поисковая группа «Верность»? (Уверенность в себе,
уверенность в завтрашнем дне, веру в Отечество, в людей.)
3. Считаешь ли ты участие в поисковой группе важным событием в своей
жизни? (Безусловно. Оно определило мое отношение к жизни.)4. Что бы ты хотел изменить (или пожелать) в работе поисковой группе?
(Больше изучать военную историю.)
А н к е т а
Фамилия, имя.
1. Что значит для тебя быть патриотом? (Уважать людей, с которыми
приходится встречаться каждый день, любить друзей, свой дом, свою улицу,
свой город, свою страну.)
2. Что тебе дает поисковая группа «Верность»? («Верность» учит терпению,
памяти и еще более укрепляет дружбу.)
3. Считаешь ли ты участие в поисковой группе важным событием в своей
жизни? (Да, и хотел бы, чтобы большее количество ребят пережило то же.)
4. Что бы ты хотел изменить (или пожелать) в работе поисковой группе?
(Хочу предложить чаще встречаться. Верности в дружбе и удачи в новых
начинаниях.)
А н к е т а
Фамилия, имя. (Выпускник 20__ года, ныне курсант Ставропольского
высшего военного инженерноавиационного училища.)
1. Что значит для тебя быть патриотом? (Для меня быть патриотом – это
значит помнить, чтить и защищать все заслуги, достижения и победы
нашего народа.)
2. Что тебе дает поисковая группа «Верность»? (Поисковая группа
«Верность» дает возможность знакомиться и общаться со многими
людьми, узнавать много нового, делиться своим опытом.)
3. Считаешь ли ты участие в поисковой группе важным событием в своей
жизни? (Я считаю, что участие в поисковой группе – это одно из важнейших
событий в моей жизни, оставившее в ней неизгладимый след.)
4. Что бы ты хотел изменить (или пожелать) в работе поисковой группе?
(Желаю, чтобы не забывались, а только укреплялись традиции поисковой
группы, созданные теми, кто стоял у истоков ее основания.)
А н к е т а
Фамилия, имя. (Учащийся 10 «Б» класса, командир ДО «Верность».)
1. Что значит для тебя быть патриотом? (Быть патриотом – это честно и
добросовестно выполнять долг перед своей страной. Для этого не
обязательно быть военным.)2. Что тебе дает поисковая группа «Верность»? (Поисковая группа изменила
всю мою жизнь. Благодаря ей я познакомился с интересными людьми и
побывал во многих городах России.)
3. Считаешь ли ты участие в поисковой группе важным событием в своей
жизни? (Да, я считаю, что «Верность» сыграла большую роль в моей жизни.)
4. Что бы ты хотел изменить (или пожелать) в работе поисковой группе? (Я
хотел бы пожелать «Верности» еще многомного лет жизни в нашей школе.)
А н к е т а
Фамилия, имя.
1. Что значит для тебя быть патриотом? (Для меня это очень важно! Ведь
каждый человек должен любить, уважать и почитать не только себя, свою
семью, но и самое дорогое, что у нас есть, – свою Родину!)
2. Что тебе дает поисковая группа «Верность»? (Поисковая группа помогла
мне взглянуть на мир другими глазами. Во многом только изза наших
учителей я стала любить и относиться с большим уважением к своей
Родине.)
3. Считаешь ли ты участие в поисковой группе важным событием в своей
жизни? (Это одно из самых важнейших событий в моей жизни. Поисковая
группа – это дорогие и близкие мне люди.)
4. Что бы ты хотел изменить (или пожелать) в работе поисковой группе?
(Менять я ничего не хочу. Ведь поисковая группа была, есть и будет. Я
желаю ей дальнейшего процветания и долголетия.)
Вместо послесловия.
В России в XX веке минимум три раза менялись общечеловеческие ценности,
и в XXI век она вступила с размытыми понятиями патриотизма и национальной
идеи. А российский двуглавый орел обе свои головы пытается повернуть в одну
сторону: на запад.
Очень трудно в этой ситуации найти фундамент, на котором можно построить
надежное патриотическое здание в сознании уже взрослых людей. А что уж
говорить о «поколении пепси»…
…В школе дискуссия «В поисках национальной идеи». Старшеклассники
должны разделить понятия патриотизма и национализма уже не на бумаге, а
публично. Конечно же, не без помощи педагогов и родителей, тоже
приглашенных для участия в дискуссии.
В зале – возбужденный гул. На стенах остроумные высказывания великих
людей соседствуют с выпусками школьной газеты «Поколение». Но главнаядекорация смягчает и умиротворяет: береза, под ней деревянная скамья, рядом
правила дискуссии и известные до боли слова Ф. Тютчева и А. Пушкина о
России.
За столом экспертов – филологи школы, преподаватель истории. Гдето
совсем на «камчатке» – вдохновители и организаторы.
В е д у щ и й . Когда шатается мораль, меняются приоритеты и потоком хлещет
чуждая русскому человеку западная массовая культура, актуальным становится
вопрос «Что значит патриотизм сегодня?». Эксперты фиксируют ответы:
«Патриотизм приобретает националистический уклон, чего быть не должно»,
«Патриотов нет. Я за национализм», «Родина дана одна, ее не приобретают, не
покупают, не продают», «Патриотизм среди подростков есть, но они не всегда
это осознают», «Родину нельзя бросать в трудный момент», «Не любит Родину
тот, кто не любит себя» и т. д.
Дискуссионный час истекает, а споры все жарче… Было бы странно
надеяться, что старшеклассники найдут за этот час национальную идею, которую
безуспешно ищут наши государственные мужи с давних времен. Но дискуссия
показала: дети хотят ее найти.