АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Предмет |
География |
|
Уровень образования |
Основное общее (10-11 класс) |
|
Разработчики программы |
Учитель географии Латышева Юлия Ивановна |
|
Нормативно-методические материалы |
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования; - примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основное общее образование); - программы по биологии для общеобразовательных школ : (сборник. География .Линия учебников Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10 – 11 кл. Учебник. Базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2019. Гладкий. География. 10-11 классы. - Приказ Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345. - инструктивно - методическое письмо департамента образования Белгородской области «О преподавании Географии в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2021-2022 учебном году». |
|
Реализуемый УМК |
1.
6. 5. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина «Программы общеобразовательных учреждений. 6-9, 10-11 классы», Москва, «Просвещение», 2018. 7. Контурные карты, атласы |
|
Цели и задачи изучения предмета |
Основными целями изучения географии в основной школе являются: - формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; - формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона); -понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов; -понимание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира; -формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде; -формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле; -формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные, общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения, путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства; -формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов (план, карта, объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов; -формирование опыта творческой деятельности, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, компьютерные программы, презентации); -понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; -всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны; - выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
|
|
Срок реализации программы |
2 года |
|
Место учебного предмета в учебном плане |
Федеральный компонент Базисного учебного плана 10-11класс — 34 часа (1 час в неделю). |
|
Результаты освоения учебного предмета (требования к выпускнику) |
Личностные • Мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей. • Толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми. • Коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, и других видах деятельности. • Готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные
• ставить учебные задачи; • вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; • пользоваться различными способами самоконтроля; • классифицировать в соответствии с выбранными признаками; • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; • систематизировать и структурировать информацию; • определять проблему и способы ее решения; • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; • владеть навыками анализа и синтеза; • искать и отбирать необходимые источники информации; • использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет; • представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; • работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.); • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
|
|
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы |
|
|
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
|
Раздел 1. Человек и ресурсы Земли |
|
|
Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная
революция. Расширение связей «общество — природная среда» в
Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении
планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой.
Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение
новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным.
Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ
взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на
природную среду. |
сравнивать изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. • Анализировать демографическую история человечества. Динамику численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций. |
|
Раздел 2. Политическая карта мира |
|
|
Понятие
«политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира.
Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на
карте мира. Многообразие стран на политической карте мира. |
Раскрывать содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. География религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные и традиционные верования. Цивилизации Запада и Востока. Равноценность национальных культур и цивилизаций. • Сопоставлять понятия «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира. Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики. |
|
Раздел 3. География населения |
|
|
Демографическая
история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв:
его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория
демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство
населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика.
Мероприятия демографической политики. |
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики. Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. |
|
Раздел 4. География культуры, религий, цивилизаций ( |
|
|
Содержание
понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и
религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем
человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа.
Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения
цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и
природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО. |
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке; сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран; объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
|
|
Раздел 5. География мировой экономики |
|
|
Мировая экономика как система
взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный,
вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные,
индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики.
Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место
России в мировой экономике. |
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы. |
|
Раздел 1. Регионы и страны |
|
|
Регион
и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип
построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень
экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической
мощи и «полюсы» бедности. |
• Анализировать демографическую история человечества. Динамику численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций. • Раскрывать содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. География религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные и традиционные верования. Цивилизации Запада и Востока. Равноценность национальных культур и цивилизаций. • Сопоставлять понятия «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира. Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики. • Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики. Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.
|
|
Раздел 2. Глобальные проблемы человечества ( |
|
|
Понятие о
глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем.
Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика.
Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости
стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание.
Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их
решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и
природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура
общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические
проблемы и устойчивое развитие общества.
|
• Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. • Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг. • Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.