Проект профессионального самоопределения «Выбери специальность»
на основе соционики - «Типология Майерс-Бриггс: MBTI»
Г.В. Векшина, методист ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж пищевой промышленности и подготовки»
В статье рассматривается проблема профессиональной ориентации школьников и абитуриентов, необходимости пересмотра методов профессионального ориентирования, инициирования расширения спектра форм организации профориентационной работы. Анализируется опрос студентов разных курсов об осознанности выбора профессии, на основе анализа данных опроса и данных Mediascope об использовании сети Интернет подростков 12-17 лет выявляется необходимость создания новых подходов к организации образовательного пространства и использования инновационных технологий в процессе профессионального самоопределения.
Рассматривается тест-опросник Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) - официально признанный тест и научное направление в психологии, - не противоречащий соционической теории в части базиса Юнга. Тест MBTI подкреплен значительным количеством международных исследований, подтверждающих как его научную значимость, так и достоверное подтверждение идеи четырех дихотомий и 16 типов.
Ориентируясь на трактовку основных и теневых функций, специальности колледжа распределяются на типы MBTI: Вдохновители: INFJ (реклама, технология продукции общественного питания, дизайн), Советчики: INFP(дизайн); Прагматики: практические руководители (ESTJ) Коммерция (по отраслям), Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, практические реализаторы: ISTJ экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), исполнители (ISTP) Правоохранительная деятельность), кризисные менеджеры (ESTP) Право и организация социального обеспечения, Право и организация социального обеспечения с освоением профессионального модуля «Таможенное правоведение» (рис.1); гиды: ISFJ помощник(Гостиничный сервис), ESFJ вдохновляющий гид (Туризм). Таким образом, создаётся упрощенная схема типирования, которая позволяет абитуриенту самостоятельно пройти тест и сориентироваться в выборе будущей профессии, что сохраняет высокий уровень учебной мотивации впоследствии.
Рис.1 Рис.2
Описывается апробация данного тестирования, которая проходила в группах первого курса и разработка презентации с автоматическим тестированием и буклет (рис.2). Данная разработка является важной составляющей актуализации процесса профессионального самоопределения абитуриентов, что входит в приоритетные направления государственной политики в сфере образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.