Античность и современность: гармония и реальность абсурда
Форма проведения: беседа с элементами рефлексии.
Вводная часть (1 минута).
После того, как учитель и учащиеся поприветствовали друг друга, ученики садятся на свои места, учителем объявляется тема урока, которая выведена на экран.
- Здравствуйте! Садитесь. Тема нашего урока «Античность и современность: гармония и реальность абсурда».
Цель: Создать у учащихся расширенное понимание термина «абсурд» и дать философско-культурологическое обоснование этому понятию (что вызвало необходимость в появлении в искусстве категории абсурд, как это происходило).
Античность и современность.doc
Античность и современность: гармония и реальность абсурда
Форма проведения: беседа с элементами рефлексии.
Вводная часть (1 минута).
После того, как учитель и учащиеся поприветствовали друг друга, ученики садятся на свои места, учителем
объявляется тема урока, которая выведена на экран.
Здравствуйте! Садитесь. Тема нашего урока «Античность и современность: гармония и реальность
абсурда».
Цель: Создать у учащихся расширенное понимание термина «абсурд» и дать философскокультурологическое
обоснование этому понятию (что вызвало необходимость в появлении в искусстве категории абсурд, как это
происходило).
Задачи:
Обучающие: научить детей видеть связь и преемственность эпох, научить понимать язык скульптуры (быть
активным интерпретатором).
Развивающие: развить навыки монологического ответа; развить образное мышление; развить умение
рефлексировать по поводу увиденного.
Воспитательная: воспитать культуру общения, умение слушать друг друга и вести дискуссию.
Цели и задачи урока учащимся намеренно не объявляются для того, чтобы не подсказать им выводы,
которые они самостоятельно должны сделать в конце урока.
Ход урока
Учитель: (слайд № 1): заполните таблицу, к которой мы будем обращаться в ходе урока (распечатанные
таблицы раздаются каждому ученику):
К какому периоду относится работа.
Вопрос
Из списка выберете названия для работы (список см. внизу таблицы), можно добавить свои
названия
Из какого материала работа
С помощью чего показан внутренний мир, «душа» скульптуры
Как нужно осматривать скульптуру (по кругу, с одной точки)
Где бы вы расположили скульптуру
Кто смотрит сверхувниз (скульптура или зритель)?
1
2
Гармония, Аполлон, Страдание, Голова женщины, Голова мужчины, Величие, Макет скульптуры
На слайде № 2 появляется изображение двух скульптур: первая скульптура принадлежит Леохару «Аполлон
Бельведерский», вторая – Антуану Бурделю «Голова Аполлона».
Работу с заполненными таблицами учитель начинает с первой скульптуры (Лаохара).
Учитель К какой исторической эпохе вы отнесли эту работу? (ответ: «Античность»)
Учитель Какие признаки античной скульптуры есть в этой работе?
Учитель Какое название вы дали первой скульптуре?
Учитель Перед вами римская копия оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара «Аполлон
Бельведерский»
Учащимся раздаются листы с описаниями Аполлона:
Учитель Прочитайте описания (ученики зачитывают):
1. Аполлон – один из древнейших богов Греции, покровитель наук и искусств, богврачеватель,
предводитель и покровитель муз.
2. Эпитеты Аполлона многочисленны и разнообразны: «Разрешитель болезней», Мусагет (водитель муз),
Феб («Лучезарный» – указывает на чистоту, блеск и прорицания).
3. Связанные с ним растения: лавр, дуб, кипарис, пальма, маслина; Атрибуты Аполлона – серебряный
лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище – Кифарет – «играющий на кифаре») или
лира.
4. Аполлон — доведённый до совершенства и даже превзошедший это совершенство принцип Порядка и
Гармонии. Учитель Подходит первая скульптура под данное нами описание? (ответ: подходят, скульптура отражает
все основные античного искусства)
Учитель: Действительно, перед нами отражение духа эпохи в скульптуре, так как и сама античность
представляется целостной и гармоничной. Итак, мы доказали, что первая скульптура принадлежит резцу
античного мастера.
Учитель: А теперь обратимся ко второй скульптуре, к какой эпохе вы отнесли бы её?
Учитель: те, кто ответил, что это современность, тот угадал. А почему вы так решили?
Учитель: Дайте название этой работе.
Учитель: А ведь эта работа тоже изображает нам Аполлона. Она называется «Голова Аполлона».
Учитель: В чем абсурдность данного названия, что вызвало ваше несогласие? (Скульптура не похожа на
древнегреческого бога, больше походит на лицо рабочего)
Учитель: Действительно, Бурдель обманывает наши зрительские ожидания, называя работу «Голова
Аполлона», так как скульптура не имеет ничего общего с привычным для нас образом лучезарного бога,
именно это несоответствие и кажется нам абсурдным, невозможным. Но стоит отметить, что в искусстве ХХ
века стало возможным невозможное: автор утверждает, что абсурд реален. Необходимо разобраться в
причинноследственных связях, которые привели к тому, что абсурд рассматривается как живая
действительность.
Учитель: Давайте с вами попробуем ответить на вопрос: почему стало возможно такое изображение бога в ХХ
веке?
Учитель: Известный философ конца ХIХ века Ницше, говоря о культуре своего столетия сказал: «Бог умер».
Как вы это понимаете? (Учащиеся отвечают, что Бог умер в сознании человека, в его душе).
Учитель: Правильно, люди перестали верить в божественное происхождение мира, перестали верить в Бога,
как творца и хранителя Вселенной.
Учитель: И что произошло с сознанием людей, которые поняли, что бог умер? (Они решили, что теперь все
дозволено, люди стали грешить, так как перестали бояться наказания за совершенные деяния)
Учитель: Правильно, с потерей бога в душе, человечество потеряло чувство целостности и гармонии и перед
нами страдающий бог, никому не нужный бог.
Учитель: А теперь посмотрим на таблицу, которую вы заполняли в самом начале. Схожи ли работы хоть в чем
то? (Нет, больше разницы).
Учитель: Обратитесь к своим таблицам, как бы вы расположили первую скульптуру и как бы рассматривали
ее? (В центре большого зала, вокруг нужно оставить много места, чтобы можно было рассмотреть всю
скульптуру)
Учитель: А для чего античную скульптуру нужно осматривать всю, по кругу? Учитель: Смотрите, аполлон
Бельведерский изображен в полный рост, он возвышается над всеми людьми, а Бурдель показал нам только
голову Аполлона. Почему он так сделал? (Чтобы показать, что зритель выше скульптуры, выше бога,
чтобы показать его негармоничность, бог получился без туловища).
Учитель: А каким вы представляете себе тело этого Аполлона?
Учитель:Страдает ли Аполлон Бурделя?
Учитель: Похожа ли эта работа на завершенную?
Учитель: Для чего же автор не стал заканчивать работу? (Он специально так высек скульптуру, чтобы
показать, что это бог, про которого все забыли и который никому не нужен)
Учитель: Через что Бурдель показал смерть бога? (Через разрушение устойчивых понятий, связанных с
этим образом. Он показал новый образ бога, который вытеснен из мира и забыт всеми).
Учитель: К какому выводу мы придем, проанализировав эту таблицу? (В ХХ веке стало возможным
подобное изображение бога потому, что люди перестали верить в него, сами поставили себя на место
бога, отвергнув его).
Учитель: Ребята, кажется ли вам теперь абсурдным название работы Бурделя?
Учитель: Мы с вами еще раз убедились в том, что античностьэто порядок и гармония и доказали, что в эпоху
современного искусства все принципы античного искусства потеряли свою актуальность и абсурд стал
реальностью. В современном искусстве абсурд призван сломать сложившиеся стереотипы и заставить человека
переосмыслить окружающую его действительность. Таким образом, абсурд делает наше восприятие мира
более открытым и многогранным.
Домашнее задание: Составьте диалог между двумя скульптурами на тему: «Я – закономерное отражение
своего времени
Античность и современность
Античность и современность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.