«Антропогенез». Обобщающий урок-семинар по биологии в 11-м классе
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
11 кл
14.02.2019
Цель: обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Антропогенез».
Задачи:
Обучающие:
Продолжить формирование у учащихся знаний о признаках сходства и различиях между человеком и животными, об этапах антропогенеза и роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза.
Углубить знания учащихся о единстве рас и реакционной сущности расизма.
Продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.
Развивающие:
Способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопросов, требующих развернутого и связанного ответа.
Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем антропогенеза и коммуникативных способностей учащихся.
конспект.docx
Форма проведения: эрудитшоу «Что? Где? Когда?»
Возраст участников: обучающиеся 7 класса.
Количество игроков: 8 команд по 5 человек.
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Компьютер (ноутбук)
Стол для играющей команды
8 столов для всех командучастников, стулья
Поле для игры (формат А1, круг, разделенный на 30 секторов)
Юлаволчок (устойчивая)
Конверты с вопросами
Чёрный ящик
Желуди
Семена подсолнечника
Рис
Яблоко
Грамоты победителям и участникам
Уважаемые гости детского экологического центра!
СЦЕНАРИЙ ЭРУДИТШОУ
Приветствуем вас на нашем новогоднем эрудитшоу. В игре участвует восемь команд.
Каждая команда, по очереди, разыгрывает пять вопросов викторины. За каждый верный
ответ команда получает 1 балл. По результатам игры определяются победители в каждой
номинации.
Оценивать работу команд будет жюри в составе: ……..
Порядок выхода команд для игры определит жеребьевка. Приглашаем по одному
представителю от каждой команды выбрать номер выхода.
(Проводится жеребьёвка)
Приглашаем первую команду за игровой стол.
Правила игры
Команда крутит волчок, стрелка которого указывает на конверт с вопросом. Ведущий
зачитывает вопрос, и даёт 1 минуту на обсуждение ответа. По истечении времени один из
1 игроков команды должен дать ответ. Затем Ведущий зачитывает правильный ответ, и жюри
принимает решение о правильности ответа команды. Разыграв три вопроса, команда
уступает место за игровым столом для следующей команды игроков.
(Далее ход игры, разыгрывается 30 вопросов)
Подводятся итоги эрудитшоу, победители и участники получают грамоты.
ВОПРОСЫ К ЭРУДИТШОУ
ВОПРОС № 1.
В Индии все коровы – священные, а также еще и змеи и крысы. В их честь создают храмы и
проводят праздники. В Древней Персии обожествляли кур и собак, в Древнем Египте –
кошек, павианов и быков. Барану – и тому поклонялись: обычай устраивать в его честь
святилища существовал у некоторых народов Кавказа. А вот самец этого животного,
несмотря на его несомненную для человека полезность, священного ранга не удостоился.
Наоборот, изза характерного вида – рогов и бороды – в христианском мире ему
приписывалась связь с тёмными силами.
Внимание, вопрос: Кто это?
ОТВЕТ: КОЗЁЛ
Источник: Журнал “Юный натуралист”, № 12 – 2014 год, с. 2
ВОПРОС № 2.
Индусское изречение советует учиться у него 4 добродетелям: сражаться, рано вставать,
защищать подругу в минуту опасности и пировать с друзьями.
Внимание, вопрос: Кто это?
ОТВЕТ: Петух.
Источник: http://www.ereading.club/chapter.php/148142/100/Balandin_
_10000_voprosov_dlya_ochen%27_umnyh.html
ВОПРОС № 3.
Внимание на экран: на экране изображение пыльцы.
Внимание, вопрос: Что изображено на экране?
ОТВЕТ: Пыльца.
ВОПРОС № 4.
В средневековой Европе эти рыбы имели особое практическое применение в качестве
своеобразное единицы обмена, т.к. были примерно одинакового размера.
Внимание, вопрос: Назовите эту рыбу.
ОТВЕТ: Сельдь.
Источник: infourok.ru, …temuyunnat…1749438.html
ВОПРОС № 5.
Линней увековечил «армянское» происхождение этого культурного растения в его названии
– армениака вульгарис.
Внимание, вопрос: Что это за растение?
ОТВЕТ: Абрикос.
Источник: https://www.vashtravnik.com/index.php/ruru/82abrikosobyknovennyj
2 ВОПРОС № 6.
Древние финикийцы ценили его в равной степени как пряность и как лекарство. В Древних
Египте и Риме его использовали при мумификации. Даже римские императоры, зная
коварный нрав приближенных, употребляли его в пищу, считая надёжным противоядием. А
на Руси, женщины, провожая мужчин в дальнюю дорогу, вешали уезжающим на шею ниточку
с частью этого растения в качестве оберега. Современные врачи рекомендуют чаще
употреблять это растение в пищу.
Внимание, вопрос: О каком широко распространённом растении идёт речь?
ОТВЕТ: ЧЕСНОК
Источник: http://www.ansmed.ru/books/elektronnayaenciklopediyanarodnoymediciny/chast31
lekarstvanaogorode/ovoshchnye20
ВОПРОС № 7.
Вы знаете, что, если кошка агрессивно настроена по отношению к вам, она выгибает спину,
прижимает уши, совершает движения хвостом, если агрессивно настроена собака, она
скалит зубы, ощетинивается и рычит.
Внимание, вопрос: А какое животное в данной ситуации скалит зубы, прижимает уши и
пытается повернуться задом?
ОТВЕТ: Лошадь.
Источник: https://asaratov.livejournal.com/985395.html
ВОПРОС № 8.
В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему
приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранить воина от стрелы, ударов
мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим
ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием для изучения астрономии. Во
все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века
утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. И в наше время его
используют при профилактике простудных заболеваний, а его соком даже мажут голову,
чтобы волосы росли гуще.
Внимание, вопрос: Что лежит в «черном ящике»?
ОТВЕТ: Луковица
Источник: http://www.ug.ru/old/98.51/t15_1.htm
ВОПРОС № 9.
В хорошо известном вам произведение описаны появление на свет главной героини, ее
развитие, ее цвет и стать. В этом произведении упоминаются также два времени года, два
представителя фауны – грызун и хищник, пожилой мужчина и детвора. Надеюсь, всего
вышеперечисленного достаточно, чтобы назвать главную героиню этого произведения.
Внимание вопрос: Назовите ее. ОТВЕТ: Елочка. Комментарии: По сюжету песни "В лесу
родилась елочка".
Источник: http://pedkopilka.ru/blogs/tatjanavladimirovnamelnikova/intelektualnyichempionat
igrychtogdekogdadljashkolnikov.html
ВОПРОС № 10.
В «черном ящике» находится то, что у большинства народов служило символом постоянства,
нерушимой дружбы и гостеприимства.
Внимание вопрос: Назовите, что в чёрном ящике?
3 ОТВЕТ: Соль
Источник: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/01/25/viktorinapotemepovarennayasol
ВОПРОС № 11.
Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде.
Внимание вопрос: Как, согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?
ОТВЕТ: Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Именно тогда ты сможешь
быстро принимать решения и трезво мыслить, быстро двигаться, и точно не заработаешь
простуду, если ноги содержишь в тепле.
Именно эта пословица была любимой у известного полководца А.Суворова.
Источник: https://znanija.com/task/21701881
ВОПРОС № 12.
Из того, что находится в «черном ящике», можно получить муку и крупу. Для этого сырье
нужно собрать после первых заморозков и вымочить двое суток, сменяя воду. Затем, нагрев
до кипячения, пропустить через мясорубку и полученную массу высушить. Сухую массу
размолоть. Из полученного продукта можно варить кашу и печь лепешки. Можно
приготовить кофе. Но, тем не менее, хотя в России этого продукта достаточно много, он
практически не востребован.
Внимание вопрос: Что находится в «черном ящике»?
ОТВЕТ: Желуди
Источник: http://pandia.ru/text/78/226/13382.php
ВОПРОС № 13.
Известно, что кровь у человека красного цвета.
Внимание вопрос: Тогда почему аристократов называют “голубой кровью”? ОТВЕТ: В
Испании так говорили о людях со светлой кожей (в отличие от смуглых мавров), вены
которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь.
Внимание вопрос: Что находится в «черном ящике»?
ОТВЕТ: Желуди
Источник: https://znanija.com/task/17945898
ВОПРОС № 14.
Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По
якутским поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот что поется в русской
песне об этом дереве:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Внимание вопрос: Что за дерево? Объясните, о чем говорится в песне.
ОТВЕТ: Ветка березы. Люди освещали дома березовыми лучинками; дегтем из березовой
коры смазывали оси колес, чтобы они не скрипели; от болезней почек, печени и легких
помогает отвар березовых почек; полы мыли да парились березовыми вениками.
Источник: http://www.fun4child.ru/1474viktorinadljashkolnikov.zhivajapriroda.html
ВОПРОС № 15.
4 Это растение было посвящено богу науки и искусству Аполлону. Им награждают
художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда
происходит слово “лауреат”.
Внимание вопрос: Что за растение? Где оно используется в настоящее время?
ОТВЕТ: Это – лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа,
благодаря их пряному аромату.
Источник: http://new2.ug.ru/old/98.51/t15_1.htm
ВОПРОС № 16.
Основоположник Ислама пророк Мухаммед утверждал, что эти птицы видят ангелов и
пением оповещают людей об их приближении.
Внимание вопрос: Назовите их.
ОТВЕТ: петух.
Источник: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200301311
ВОПРОС № 17.
Вкусные, сочные, душистые… Кто не любит эти ягоды снятые с грядки! Витаминные салаты,
утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают
аппетитный вид.
Внимание вопрос: Что это?
ОТВЕТ: Огурец.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/02/03/nedelyaekologiivshkole
ВОПРОС № 18.
Внимание вопрос: Почему весной скворцы и галки садятся на лошадей, коров, овец?
Ответ: Птицы выщипывают шерсть для постройки гнезда.
Источник: https://multiurok.ru/blog/zachiemskvortsyighalkikataiutsiavierkhomnaloshadiakh
korovakhiovtsakh.html
ВОПРОС № 19.
В этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано
жить до тех пор, пока он не увидит сам себя. Юноша вырос нелюдим и застенчив. Охотясь
как то в лесу, он подошел к озеру и увидел свое отражение, в которое тут же влюбился.
Тщетно юноша молил отражение выйти из воды и, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом
месте вырос прекрасный белый цветок.
Внимание вопрос: Как его зовут?
ОТВЕТ: Нарцисс.
Источник: https://xnj1ahfl.xnp1ai/library/igra_znatokov_lyubiteli_prirodi_151547.html
ВОПРОС № 20.
Это дерево называется проклятым, т.к. по приданию на нем удавился Иуда. Построенные из
него постройки рушатся, придавливая хозяев. Но дурная слава им не заслужена. Из
древесины дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия крыш, а
сейчас делают спички и фанеру.
Внимание вопрос: Как называется это дерево?
ОТВЕТ: Осина
Источник: http://bio.1september.ru/2007/18/7.html
5 ВОПРОС № 21.
В соцветии этого растения уже много веков пытаются найти счастье – цветки с пятью
отогнутыми лопастями вместо четырех. Если найдешь такой цветок, то его надо съесть. А
трехлопастные цветки – сулят несчастье.
Внимание вопрос: Что это за цветок?
ОТВЕТ: Сирень.
Источник: http://www.shkolageo.ru/mpakard/%D0%92%D0%B8%D0
%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0
%92%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81+%E2%84%961d/main.html
ВОПРОС № 22.
Впервые эти растения и их цветки были воспеты персидскими поэтами. 3 тысячи лет назад
они украшали сады Персии. И называли их тогда тюрбанам, т.к. напоминали этот головной
убор мусульман. В наше время центром разведения этого растения является Голландия.
Внимание вопрос: О каком цветке мы упомянули? В Амстердаме за три луковицы были
куплены два каменных дома.
ОТВЕТ: Тюльпан.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/meropriyatia/viktorinachtogdiekoghda1
ВОПРОС № 23.
Это растение разводится в Китае вот уже 1500 лет. В средние века некоторые его сорта
ценились на вес золота. Название его связано с древнегреческой легендой. У врача
Эскулапа был ученик Пионий. Он мог исцелять самые страшные раны. И вот однажды бог
Плутон, желая спасти Пиония от верной смерти, превратил его в цветок. Корневища
растения обладают целебными свойствами: обезболиванием и лечат сердечнососудистую
систему.
Внимание вопрос: О каком растении идет речь?
ОТВЕТ: Пион.
ВОПРОС № 24.
Существует выражение «лить, крокодиловы слёзы».
Внимание вопрос: А плачут ли крокодилы, почему?
ОТВЕТ: Крокодилы не имеют мочевого пузыря, а солевые железы находятся у них около
глаз. Когда крокодил хватает добычу, срабатывают мышцы висцерального скелета и
открываются слёзные железы, поэтому существует выражение «крокодиловы слёзы»
крокодил заглатывает жертву и «проливает слёзы»: так происходит выделение солей из
организма.
ВОПРОС № 25.
Эта птица весит до 3х килограмм, с размахом крыльев2 метра, лицо диск, без труда
поворачивает голову на 270 градусов, обладает прекрасным слухом и бесшумным полетом.
Внимание вопрос: Что это за птица?
ОТВЕТ: Филин.
Источник: http://uchebilka.ru/biolog/241440/index.html
ВОПРОС № 26.
6 За 5 хвостов этих животных на острове Ява выдавали удостоверение личности, за 25
женили.
Внимание вопрос: Назовите этих «полезных» зверей.
ОТВЕТ: Крысы.
Источник: https://db.chgk.info/tour/burda92.55
ВОПРОС № 27.
Один из воинов Александра Македонского писал об этом растении: «…производил мёд без
помощи пчёл».
Внимание вопрос: Назовите это растение.
ОТВЕТ: Сахарный тростник.
Источник: http://mos.olimpiada.ru/upload/files/Archive_tasks_2013.../201617/biol/ansbiol5teor
final167.pdf
ВОПРОС № 28.
Первоначально, ёлки украшались только сладостями, фруктами и орехами. Считается, что
именно неурожай этих плодов заставил христиан проявить фантазию и подыскать им замену
в виде других ёлочных игрушек.
Внимание, вопрос: Назовите эти плоды.
ОТВЕТ: Яблоки
Источник: http://severnash.ru/bigpicture/6550otkudapoyavilasrozhdestvenskayaelka.html
ВОПРОС № 29.
В 1885 году американский фермер Уилсон Бентли сделал первую удачную фотографию этих
объектов. С тех пор он уже не мог остановиться. До конца жизни, 40 с лишним лет, Бентли
сфотографировал более 5000 этих объектов, и ни одного одинакового.
Внимание, вопрос: Что фотографировал Уилсон Бентли?
ОТВЕТ: Снежинки
Источник: http://photolunch.ru/2012/02/samoepervoefotofotografiisnezhinokwilsonbentley/
ВОПРОС № 30.
Внимание на экран: (изображение спящего в берлоге медведя)
Верно ли утверждение, что медведь во время зимней спячки сосёт лапу? Обоснуйте свой
ответ.
ОТВЕТ: Верно, таким образом, медведь унимает зуд, который возникает во время роста
новой кожи на лапах взамен старой огрубевшей.
Источник: https://znanija.com/task/14804381
7
«Антропогенез». Обобщающий урок-семинар по биологии в 11-м классе
«Антропогенез». Обобщающий урок-семинар по биологии в 11-м классе
«Антропогенез». Обобщающий урок-семинар по биологии в 11-м классе
«Антропогенез». Обобщающий урок-семинар по биологии в 11-м классе
«Антропогенез». Обобщающий урок-семинар по биологии в 11-м классе
«Антропогенез». Обобщающий урок-семинар по биологии в 11-м классе
«Антропогенез». Обобщающий урок-семинар по биологии в 11-м классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.