А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов
Оценка 4.6

А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов

Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа +1
1 кл—3 кл
06.04.2019
А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов
Данная статья расскажет Вам какие существуют методы стимулирования учеников младшей школы. Какой подход более действеннен. как нужно вести работу конкретно в этом направлении. Ведь даже похвала должна быть правильной и не навредить. В данной статье описаны конкретные ситуации "можно" и "нельзя".
Лобанова Анастасия Олеговна.docx
Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов А.О.Лобанова В.М. Ворошина ЛПИ – филиал СФУ В   современном   мире   в   теории   существует   мысль,   что преобладаниеимеют   методы   положительного   подкрепления,   так   как   они являютсяболее   гуманными,   эффективными.   Это   представляет   собой результат не только прогресса этики, но иматериалов психологической науки. Последние   показывают,   что   вера   в   себя   и   стремление   к   достижениям   в качестве   результата   поощрения   более   эффективны,   чем   страх   перед наказанием. Существует такое наблюдение: когда теннисист хвалит себя за хорошие удары, то он играет лучше, чем тогда, когда ругает себя.  Поощрения   в   школьной   практике   довольно   ограничены,   часто   это добрый   взгляд   и   улыбка   педагога   или   слова   «молодец»,   «очень   хорошо», «замечательно»,   другая   похвала,   учебные   оценки   знаний   младших школьников.  Однако в отечественной педагогике уделялось недостаточно внимания разработке методов положительного подкрепления, а также поощрениям. В советское   время   имела   место   быть   негласная   доктрина,   что   поощрение связано   с   необязательной   роскошью,   так   как   трудолюбие   и   усердие представляют   собой   элементарную   обязанностьлюбого   человека,   которая должна   выполняться   без   каких­либо   подкреплений.   Поощрения   могли   но   никто   не   заботился   об   их   разнообразии   и существовать, совершенствовании, в школьном воспитании  это не приходило  в голову  (в отличие от военного времени, где необходимость наград всегда осознавалась). Можно утверждать, что разработка методов положительного подкрепления представляет собой одну из главных задач нашей современной педагогики . Не нужно думать, что имеющиеся поощрения неэффективные, что они не   действуют   на   сознание   ребенка.   Приветливое   и   доброе   лицо   педагога относится   к   педагогическому   вкладу.   Если   обратиться   к   рассмотрению похвалы, то она потребует определенных условий ее использования, так как может   быть   медвежьей   услугой   по   отношению   к   ученикам.   Обратимся   к характеристике похвалы. Хвалить нужно за приложенные усилия, а не за то, что уже дано ученику от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала будет вызывать зависть одноклассников и настраивать их против педагога. Не   нужно   при   классе   хвалить   ученика   за   то,   что   не   поддерживался группой,   даже   при   условии,   что   это   правильное,   по   мнению   педагога, поведение. Данная похвала будет порождать уже не зависть, а агрессию. Если только один ученик из класса был готов к уроку, похвала в его адрес будет противопоставлять его группе, хотя он ни в чем не виноват. В таком случае лучше хвалить ребенка наедине. В любой  группе есть неформальная иерархия, где одни считаются более   Часто   хвалить   «козлов заслуживающими   похвалы, отпущения»является делом довольно опасным для учителя и для отношения   чем   другие. группы   к   педагогу.   Это   не   означает,   что   их   нельзя   хвалить,   их   нужно поддерживать, но мотивировать, чтобы при этом менялось отношение к ним группы . Дети   достаточно   охотно   и   преувеличенно   могут   приписать   учителю «любимчиков», и у педагогов действительно есть приятные для них ученики, однако хвалить их нужно с учетом такого момента. Обратимся   к   поощрению   при   помощи   учебных   оценок.   Оценка представляет собой  не поощрение или наказание, а мерило знаний, но часто никому   из   учителей   не   удается   уйти   от   использования   оценки   в   качестве стимулирующего   средства,   следовательно,   нужно   стремиться   делать   это наилучшим   образом.  Все   педагоги  тонко  чувствует   влияние   его  оценки  на учеников,   ищут   те   моменты,   когда   можно   призавысить   оценку   с   целью поддержки.   Интуиция   и   доброжелательность   учителя   являются   хорошими советчиками, но все же следует рассмотреть некоторые типичные ошибочные действия. Существует  еще  один  метод  положительного  подкрепления,  который называется созданием ситуации успеха. Он предназначендля укрепления веры ученика   в   себя,   однако   требует   от   педагога   больших   усилий,   чем   просто использование какого­то поощрения. Это может быть помощь школьнику в подготовке   уроков,   поиск     выигрышного   материала   для   выступления   на уроке,   дополнительная   подготовка   ученика   к   пониманию   и   осознанию сложной   темы,   организация   помощи   со   стороны   сильного   ученика   более слабому.  Термин наказание становится все менее популярным в педагогической литературе,   и   уже   чувствуется,   как   он   приобретает   антипедагогическое, слегка   зловещее   звучание,   однако   в   практике   наказания   имеют   массовое распространение, поэтому нам следует, не впадая в иллюзии, разобраться в причинах данного явления. Учитывая   реалии   сегодняшнего   дня,   следует   признать,   что   методы отрицательного подкрепления,  в  целом,  еще не  ушли  в  прошлое  и потому нужно использовать их наиболее грамотно и с наименьшим педагогическим вредом, а не делать вид, что их не существует. Форм использование методов отрицательного подкрепления в массовой практике сравнительно немного и чаще   всего   это,   как   уже   отмечалось,   различные   виды   замечаний   педагога. Творчество   в   этой   области   в   его   этически   приемлемом   виде   было   бы нелишним   (например,   разработка   системы   штрафных   очков),   во   всяком случае, оно могло бы уменьшить влияние субъективизма педагогов. Простейшим   и   педагогически   приемлемым   методом   отрицательного подкрепления является негативная мимическая реакция педагога, например, укоризненный   взгляд,   нахмуренные   брови,   покачивание   головой   и   т.п. Конечно, хмурое и недовольное выражение ­ это не лучшая экспрессия для педагога, но, что поделаешь, иногда это необходимо, и было бы хорошо, если бы дальше этого дело не шло . Однако   дальше   этого   дело   все   же   идет:   существуют   вербальные отрицательные   подкрепления,   различные   замечания,   которые   и   составляют наиболее распространенную, типичную форму школьного наказания. Другие формы, скажем, удаление из класса, вызов родителей, исключение либо не приветствуются администрацией школ, либо являются редкой или крайней мерой. Посмотрим,   какие   следует   соблюдать   основные   условия,   чтобы педагогические наказания были, по возможности, наиболее эффективны. Наказание, безусловно, должно быть справедливым, т.е. применяться не под   влиянием   плохого   настроения   педагога   и   при   полной   уверенности   в виновности учащегося. Если такой уверенности нет, наказывать не следует . Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень и неуспеваемость менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще   всего   являются   следствием   волевого   недоразвития   ребенка.   В   этих случаях   нужны   не   наказания,   а   помощь.   Конечно,   по   большому   счету, агрессивность и высокомерие  также  связаны  с  какими­либо  внешними  для человека факторами, однако на данном этапе своего развития общество не может снять с индивида вину за подобное поведение. Особую   категорию   оставляют   случаи   конфронтации   учащихся   с педагогами, так называемые конфликты отношений, когда ученики становятся в намеренную оппозицию, «делаю назло». Это очень сложный класс ситуаций, обычно касающийся подростков и старшеклассников. Идеальным вариантом, очевидно, была бы «нулевая реакция» педагога на вызывающие выходки или иронию таких учеников, но требовать этого от современных педагогов просто нереально. Нельзя   строить   наказание   на   критике   физических   недостатков   или каких­либо   личностных   особенностей   ученика,   выставляющих   его   в невыгодном   свете, например,  неуклюжей  походки,  дефектов  речи  и  т.п.  К сожалению, педагоги иногда не могут удержаться от соблазна подчеркнуть смешные особенности ребенка. Недопустима дискредитация в глазах ребенка его родителей. При использовании наказаний следует учитывать общественное мнение группы. Если она явно или демонстративно поддерживает то, за что педагог наказывает   ребенка,   наказание   будет   безрезультатным   и   даже   сделает наказанного  героем  в глазах   группы.  В  другом  случае, если  наказываемый «отверженный» или «козел отпущения», группа может проявить злорадство и еще   ухудшить   положение   ребенка,   который   нуждается   в   моральной поддержке.   Здесь   принцип   справедливости   и   равного   отношения   ко   всем должен быть несколько потеснен принципом гуманности . Таким   образом,   общая   тенденция   заключается   в   том,   что вышеуказанные   методы   положительного   подкрепления   становятся преобладающим средством стимулирования учащихся. Признание подобного факта, конечно, вызывает удовлетворение, однако за всем этим скрывается пестрая   картина   педагогической   реальности,   где   методы   отрицательного подкрепления, т.е. различные наказания очень медленно сдают свои позиции. Речь идет, как указывалось выше, не о физических наказаниях, но достаточно сильным   «кнутом»   для   современного   школьника   могут   быть   и   моральные негативные воздействия, которыми чаще всего являются замечания, выговоры, упреки,   предостережения,   угрозы,   иронические   реплики,   саркастические интонации,   т.е.   многочисленные   приемы   той   техники,   которую   называют «наказующей педагогикой». Список использованной литературы 1. Андреева   Г.М.   Функции   общения   /   Г.М.   Андреева   // Психологический журнал. – 2016. – №3. – С.55­56. 2.   Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. ­М.: Просвещение, 2016.168 с. 3. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. ­ М.: Просвещение, 2014. 247 с.

А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов

А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов

А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов

А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов

А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов

А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов

А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов

А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов

А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов

А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов

А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов

А.О.Лобанова В.М. Ворошина Педагогические методы стимулирования учеников начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2019