АООП «Развитие речи» , 10 класс
Оценка 4.7

АООП «Развитие речи» , 10 класс

Оценка 4.7
Домашнее обучение
docx
русский язык
10 кл—11 кл +1
15.01.2023
АООП «Развитие речи» , 10 класс
Специальный предмет «Развитие речи» направлен на совершенствование у обучающихся с нарушениями слуха всех видов речевой деятельности, на развитие потребности и мотивации речевого общения, монологической и диалогической речи.
развитие речи 10.docx

Пояснительная записка

Словесная речь представляет собой базовую ценность в языковом сознании личности. Являясь важнейшим средством общения и инструментом познания, речь выступает в качестве жизненной опорой для субъекта, обеспечивая овладение языковой картиной мира, а также способностью формировать и выражать мысли, поддерживать конструктивные интеракции с окружающими людьми, осваивать социальный опыт. Именно на основе словесной речи становится возможным осознание принадлежности к национальной речевой среде, контакт с данной средой, а на этой основе – инкультурация личности.

Овладение словесной речью в устной и письменной формах обучающимися с нарушениями слуха является средством коррекции и компенсации нарушения. Под воздействием словесной речи у обучающихся с нарушениями слуха происходит формирование словесно-логического мышления, ориентировка в социокультурном пространстве, совершенствование эмоционально-волевой сферы, личностное развитие в целом. Благодаря словесной речи обеспечивается овладение основами наук; кроме того, в ней заключён значительный воспитательный потенциал.

К периоду обучения на уровне основного общего образования у обучающихся с нарушениями слуха, с одной стороны, возрастают познавательные и речевые возможности; с другой стороны, происходит расширение сферы общения, что требует свободного владения широким спектром языковых средств для взаимодействия с окружающими людьми, включая слышащих. Поскольку количество коммуникативных условий в жизнедеятельности необозримо, обучающиеся с нарушениями слуха подросткового возраста испытывают потребность в освоении навыков, связанных с осознанными произвольными формами оформления устных и письменных высказываний. Учебный предмет «Развитие речи» позволяет обеспечивать удовлетворение данной потребности.

       Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), Примерной программы воспитания – с учётом планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся и ООП МБОУ Эрзинской СШ им с Чакар.

Учебная дисциплина «Развитие речи» осваивается на уровне ООО по варианту 2.2.2 АООП с 5 по 10 классы включительно.

Специальный предмет «Развитие речи» направлен на совершенствование у обучающихся с нарушениями слуха всех видов речевой деятельности, на развитие потребности и мотивации речевого общения, монологической и диалогической речи. Также данный учебный курс ориентирован на достижение обучающимися уровня коммуникативно-речевого развития, позволяющего понимать, воспроизводить и самостоятельно строить речевые высказывания, соответствующие по содержанию и лексико-грамматическому оформлению теме и цели общения при соблюдении языковых норм и правил речевого этикета.

Содержание учебной дисциплины «Развитие речи» определено таким образом, чтобы содействовать обогащению коммуникативной практики обучающихся, коррекции и развитию их речи, в том числе: расширению словаря, усложнению лексико-грамматической организации высказываний; закреплению умений логично строить сообщения, вносить уточнения, выражать согласие и несогласие, аргументировать собственную точку зрения, вводить доказательства, предлагать темы для обсуждения. Особое внимание на уроках развития речи уделяется развитию умений создавать устные и письменные высказывания на разные темы, активно участвовать в диалогах и полилогах. Помимо этого, предусмотрено овладение обучающимися способностью составлять деловые бумаги, необходимые в процессе жизнедеятельности.

Учебный предмет «Развитие речи» способствует не только качественной подготовке к итоговой аттестации по русскому языку (с учётом особенностей и возможностей обучающихся с нарушениями слуха), но и успешному освоению содержания всех учебных дисциплин, предметные результаты которых включают способность обучающихся самостоятельно продуцировать связные и устные высказывания, участвовать в обсуждении темы (проблемы).

От одного учебного года к другому на уроках развития речи увеличивается объём работы над самостоятельной письменной речью. Повышаются требования к речевым поступкам и языковому поведению обучающихся. Это находит выражение в осмысленном продуцировании диалогических и монологических текстов в связи с анализом произведений искусства, художественной литературы, критической оценкой реальных жизненных ситуаций, что в совокупности содействует инкультурации обучающихся с нарушениями слуха, овладению ими социальными компетенциями.

Программа включает примерную тематическую и терминологическую лексику, которая должна войти в словарный запас обучающихся с нарушениями слуха за счёт целенаправленной отработки, прежде всего, за счёт включения в структуру словосочетаний, предложений, текстов, в т.ч. в связи с формулировкой выводов.[1]

При оценке результатов обучения необходимо учитывать особенности речевого и общего развития, мыслительной деятельности обучающихся с нарушенным слухом. Допускается дифференцированная оценка. Продуктивной формой проверки знаний является письменная работа в виде изложения или сочинения, которая позволяют учителю лучше разобраться в качестве знаний обучающихся. Последующее исправление ошибок вместе с обучающимися – эффективное средство повышения качества знаний.

Принципы образовательно-коррекционной работы [2]

Конкретный речевой материал, составляющий содержание работы по учебной дисциплине «Развитие речи», отбирается и выстраивается на основе ряда принципов.

Психолингвистические принципы. Учебный материал отбирается в соответствии с коммуникативной направленностью обучения языку, чтобы обеспечивать овладение обучающимися речевыми умениями и навыками непосредственно в процессе речевой деятельности. Речевая деятельность при этом выступает в качестве не только формы, но и объекта обучения. В данной связи для уроков отбирается речевой материал, который содействует развитию у обучающихся с нарушенным слухом разных видов речевой деятельности: слуховое и слухозрительное восприятие речи (понимание устной речи), говорение, чтение (понимание письменной речи), письмо (изложение, сочинение и др.). Работа, направленная на совершенствование произношения, навыков слухозрительного восприятия устной речи, на развитие и использование остаточного слуха, предусматривается для проведения на каждом уроке.[3]

Основной единицей учебного материала на уроках развития речи является текст: работа над значением и смыслом слов, словосочетаний и предложений базируется на тексте и текстом обусловлена.

Организационно-методические принципы. Учебный материал по развитию речи организуется тематически. Работа на уроке строится на основе определённой темы. Тема предстаёт в виде содержательного стержня урока развития речи, позволяя отбирать такие речевые ситуации, в которых обучающийся выступает не в роли стороннего наблюдателя, фиксирующего происходящее, а в качестве участника событий. В первую очередь обучающиеся усваивают то, что закономерно связано с особенностями их жизни, с делами, с тем, что вызывает интерес. С помощью темы задаётся не только содержание учебной речевой деятельности, но и формируются мотивы, побуждающие обучающихся к речевым высказываниям. В рамки одной темы включается материал, позволяющий параллельно либо последовательно организовывать работу по развитию у обучающихся разных видов речевой деятельности и форм речи. Тематически сгруппированная лексика «обслуживает» на серии уроков по тематическому разделу сразу все разновидности речи. При этом грамматические средства языка (связи слов, структуры предложений) являются нейтральными как по отношению к тематическому разделу, так и в отношении к видам речи. Одни и те же грамматические формы независимо от темы используются в диалогах, устных и письменных монологах.

Дидактические принципы. Учебный материал отбирается с учётом возрастных и речевых возможностей обучающихся с нарушенным слухом. Обеспечивается постепенный переход от более простых и доступных к более сложным видам деятельности с речевым материалом. Речевая деятельность усложняется по содержанию высказываний. Усложнение происходит от близкого к далёкому, от наглядного к отвлечённому. Также усложнение речевых высказываний происходит по лексическому составу, грамматическому оформлению, по композиционному строению. Материал уроков развития речи должен иметь воспитательную направленность, что обеспечивается специальным подбором текстов, ориентированных на формирование речевого этикета, на привитие обучающимся моральных норм, на воспитание патриотизма.

Развитие речи осуществляется по трём направлениям:

– освоение системной организации языка. Как и на уроках русского языка, это происходит в процессе систематизации языковых наблюдений, выполнения речевых упражнений, анализа значения и структуры типов высказываний. Специальной отработке (в составе синтаксических конструкций) подлежат многозначные и однокоренные слова; лексические единицы, выражающие морально-этическую оценку, нравственные понятия и др. Также обучающиеся упражняются в построении простых и сложных предложений, диалогов, планов к рассказам. Коммуникативная функция речи является материалом языкового анализа;

– развитие языковой способности. Работа по этому направлению представляет собой логическое продолжение деятельности, реализованной в период начального обучения, но осуществляется в усложняющих условиях речевой коммуникации. Обучающиеся овладевают способностью произвольно видоизменять речевой материал, развёртывать или завершать диалог, поддерживать или менять тему беседы, осуществлять синонимическое преобразование предложений, а также осознавать языковые регулярности, сходства в типах предложений, объяснять правильно и ошибочно построенные предложения. Языковая способность на этапе получения основного общего образования поднимается до уровня лингвистической. Это отражается на знаниях способов словообразования и словоизменения, правил соединения слов и пользования речевыми моделями;

– развитие речевой деятельности происходит по линии совершенствования произносительных навыков, восприятия знакомого и нового речевого материала на слухозрительной и слуховой основе. Усиливается роль письменной речи, предстающей в виде способа косвенной коммуникации (при отсутствии непосредственного собеседника) и важного средства развития познавательной деятельности.

Совокупная реализация работы по каждому направлению обеспечивает овладение обучающимися предметными, матапредметными и личностными результатами освоения программного материала по развитию речи.

Коррекционно-образовательный процесс на уроках развития речи осуществляется с использованием специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения. Все используемые методы, приёмы, средства должны содействовать развитию у обучающихся различных видов высказывания, связной речи в целом, формированию языка как средства общения и орудия мышления. При выборе методов и приёмов необходим учёт ряда факторов[4]:

– сущность речевых умений и навыков, которые развиваются у обучающихся,

– особенности языкового материала, на котором происходит развитие речевых умений и навыков,

– состояние речевых и познавательных возможностей обучающихся,

– специфика различных видов и форм речи, совершенствование которых осуществляется на уроках развития речи (ведение диалога, построение устных высказываний, написание сочинений и изложений и др.).

На уроках требуется проведение бесед, организация работы с текстами по указанным в программе тематическим разделам в сочетании с различными наглядными средствами, а также наглядно-практическими, наглядно-действенными приёмами обучения.

Содержание учебной дисциплины представлено комплексом тематических разделов. Они выстраиваются не линейно, а концентрически: многие из них начинают осваиваться в первом полугодии и повторяются во втором, а также на последующих годах школьного обучения, при этом происходит углубление и расширение содержания темы.

10 КЛАСС

(6-й год обучения на уровне ООО)

Тематические модули: «Язык и речь. Культура речи», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Язык и речь. Культура речи

Виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо. Культура групповой коммуникации.

Основное содержание: виды аудирования: с пониманием основного содержания (с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха), с выборочным извлечением информации.

Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.

Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения, с опорой на жизненный и читательский опыт, на иллюстрации, фотографии, сюжетные картины (в том числе сочинения-миниатюры).

Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного текста.

Соблюдение языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, пунктуационных и др.) русского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Приёмы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями, справочной литературой.

Культура групповой коммуникации.

Основные виды деятельности обучающихся

Владеть различными видами аудирования научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (в течение учебного года).

Владеть различными видами чтения (в течение учебного года).

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка (в течение учебного года).

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.

Участвовать в групповой коммуникации в процессе решения учебных задач.

Текст

Текст и его признаки (обобщение). Функционально-смысловые типы речи (обобщение). Смысловой анализ текста (обобщение). Информационная переработка текста.

Основное содержание: текст и его основные признаки. Особенности функционально-смысловых типов речи. Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте.

Особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи.

Информационная переработка текста: извлечение информации из различных источников; использование лингвистических словарей.

Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного текста.

Представление сообщения на заданную тему, в т.ч. в виде презентации.

Основные виды деятельности обучающихся

Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.

Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке.

Устанавливать принадлежность к функционально-смысловому типу речи.

Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.

Определять основания для сравнения и сравнивать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания, в том числе сочетание элементов разных стилей в художественном произведении. Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.

Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному в устной и письменной форме.

Извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.

Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность).

Функциональные разновидности языка

Официально-деловой стиль.

Жанры официально-делового стиля.

Основное содержание: официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.

Жанры официально-делового стиля (заявление, автобиография, характеристика).

Основные виды деятельности обучающихся

Характеризовать особенности жанров официально-делового стиля. Анализировать тексты разных жанров официально-делового стиля; применять эти знания при выполнении анализа различных видов и в речевой практике.

Тематические разделы: «Человек в обществе», «Культура общения», «Мировая художественная культура», «Природа и человек», «Деловые документы», «Изучаем школьные предметы». «Изучаем школьные предметы» дополнен подразделом «Готовимся к экзаменам».

Репродукции картин для работы над сочинением

1. Кипренский О.А. «Портрет А.С. Пушкина».

2. Назаренко Т.Г. Церковь Вознесения на улице Неждановой.

3. Фельдман В.П. «Родина».

4. Финогенова М.К. «Каток для начинающих».

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Развитие речи» на уровне основного общего образования

Результаты обучения по учебному предмету «Развитие речи» в отношении всех микрогрупп обучающихся с нарушениями слуха оцениваются по окончании основного общего образования в совокупности с другими дисциплинами предметной области «Русский язык, литература» («Русский язык», «Литература»), не сопоставляясь с результатами нормативно развивающихся сверстников.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по развитию речи на основе АООП ООО (вариант 2.2.2) достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по развитию речи по варианту 2.2.2 АООП ООО соответствуют результатам, отражённым во ФГОС ООО и ООП ООО по всем направлениям воспитания, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, а также в аспекте ценности научного познания и адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Однако личностные результаты дополнены/конкретизированы с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха.

1. Российская гражданская идентичность – патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа. Осознание этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира.

2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

3. Субъективная значимость овладения и использования словесного (русского/русского и национального[5]) языка.

4. Желание и умения пользоваться словесной речью (устной и письменной), взаимодействовать со слышащими людьми при использовании устной речи как средства общения. Ценностно-смысловая установка на постоянное пользование индивидуальными слуховыми аппаратами как важного условия, способствующего устной коммуникации, наиболее полноценной ориентации в неречевых звуках окружающего мира; самостоятельный поиск информации, в том числе, при использовании Интернет-технологий, о развитии средств слухопротезирования и ассистивных технологиях, способствующих улучшению качества жизни лиц с нарушениями слуха.

5. Уважительное отношение к истории и социокультурным традициям лиц с нарушениями слуха; с учетом коммуникативных, познавательных и социокультурных потребностей использование в межличностном общении с лицами, имеющими нарушения слуха, русского жестового языка, владение калькирующей жестовой речью.

6. Готовность и способность обучающихся с нарушениями слуха строить жизненные планы, в т.ч. определять дальнейшую траекторию образования, осуществлять выбор профессии и др., с учётом собственных возможностей и ограничений, обусловленных нарушениями слуха.

7. Готовность и способность обучающихся с нарушениями слуха к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированность ответственного отношения к учению.

8. Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, собственных возможностей и ограничений, обусловленных нарушением слуха, потребностей рынка труда.

9. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества).

10. Доброжелательное отношение к людям, готовность к взаимодействию с разными людьми (в том числе при использовании вербальных и невербальных средств коммуникации), включая лиц с нарушением слуха, а также слышащих сверстников и взрослых; способность к достижению взаимопонимания на основе идентификации себя как полноправного субъекта общения; готовность к конструированию образа допустимых способов общения, конвенционированию интересов, процедур, к ведению переговоров.

11. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

12. Уважительное отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

13. Освоенность социальных норм, правил поведения (включая речевое поведение и речевой этикет), ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, в т.ч. лиц с нарушениями слуха.

14. Идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований с учётом собственных возможностей и ограничений, вызванных нарушением слуха.

15. Способность с учётом собственных возможностей и ограничений, обусловленных нарушением слуха/нарушением слуха и соматическими заболеваниями строить жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов).

16. Способность к практической реализации прав, закреплённых в нормативных документах по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в т.ч. с нарушениями слуха.

17. Освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнёра, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.

18. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни (в пределах возрастных компетенций) с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами обучающиеся с нарушениями слуха; включённость в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами (включая организации, представляющие интересы лиц с нарушениями слуха, другими ограничениями по здоровью и инвалидностью).

19. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни с учётом собственных возможностей и ограничений, вызванных нарушением слуха; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, в т.ч. с учётом ограничений, вызванных нарушениями слуха; правил поведения на транспорте и на дорогах, в т.ч. с учётом ограничений, вызванных нарушениями слуха.

20. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры с учётом собственных возможностей и ограничений, вызванных нарушением слуха; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

21. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

22. Готовность к общению и взаимодействию со слышащими сверстниками и взрослыми на иностранном языке; умение пользоваться иноязычной словесной речью в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач; толерантное и уважительное отношение к культурным различиям, особенностям и традициям других стран.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися с нарушением слуха межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике с учётом особых образовательных потребностей; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; построение индивидуальной образовательной траектории с учётом образовательных потребностей каждого обучающегося и дополнительных соматических заболеваний для части обучающихся.

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать (самостоятельно/с применением визуальных опор/с помощью учителя/других участников образовательных отношений) существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

– устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

– выявлять (самостоятельно /с помощью учителя/других участников образовательных отношений) закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

– выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

– выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

– выбирать (самостоятельно /с помощью учителя/других участников образовательных отношений) способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант.

Базовые исследовательские действия:

– использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

– формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и устанавливать (самостоятельно /с помощью учителя/других участников образовательных отношений) искомое и данное;

– аргументировать свою позицию, мнение;

– составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

– проводить (самостоятельно/с помощью учителя (в т.ч. по предложенному им плану)/других участников образовательных отношений) небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

– формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования.

Работа с информацией:

– применять (самостоятельно /с помощью учителя/других участников образовательных отношений) различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

– выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах (самостоятельно /с помощью учителя/других участников образовательных отношений);

– использовать различные виды чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

– использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

– находить (самостоятельно /с помощью учителя/других участников образовательных отношений) сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

– выбирать (самостоятельно /с помощью учителя/других участников образовательных отношений) оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

– оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

– запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

– воспринимать (слухозрительно/на слух) и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать свою точку зрения в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи (в т.ч. с использованием устно-дактильной ми при необходимости жестовой речи) и в письменных текстах;

– распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

– знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

– в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

– публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического исследования, проекта;

– выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

Совместная деятельность:

– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

– планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями и/или иные);

– выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным (самостоятельно /с помощью учителя/других участников образовательных отношений);

– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

– выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

– ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

– составлять (самостоятельно /с помощью учителя/других участников образовательных отношений) алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

– составлять (самостоятельно /с помощью учителя/других участников образовательных отношений) план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

– делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

– владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

– давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

– предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

– объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.

Эмоциональный интеллект:

– развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

– выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

– осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

– признавать своё и чужое право на ошибку;

– принимать себя и других, не осуждая;

– проявлять открытость себе и другим;

– осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты

Предметные результаты по дисциплине «Развитие речи» и специальному предмету «Русский язык» могут быть оценены только в совокупности, как целостный единый результат овладения языком. Выделения отдельных предметных результатов по данным дисциплинам не предусматривается.

Речевая деятельность

Выпускник научится:

· адекватно понимать содержание, осуществлять интерпретацию и комментировать адаптированные тексты, относящиеся к различным функциональным разновидностям языка и функционально-смысловым типам речи, включая повествование, описание, рассуждение, а также адаптированные тексты смешанного типа;

· осуществлять репродукцию текстов – в процессе различных видов пересказа;

· принимать участие в диалогическом и полилогическом общении (в условиях личной и деловой коммуникации), в т.ч. с использованием устно-дактильной и невербальных (в случае необходимости) средств коммуникации; практически владеть основными особенностями, присущими официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения;

· адекватному речевому поведению, выбору приемлемой модели коммуникативного взаимодействия – с учётом социальной ситуации, состава участников общения (в т.ч. коммуникантов из числа слышащих людей и лиц с нарушением слуха) и в соответствии с традиционными этикетными формулами;

· продуцировать устные монологи, имеющие разную коммуникативную направленность – с учётом цели, ситуации, сферы общения, соблюдая речевой этикет и нормы современного русского литературного языка;

· с использованием опорного языкового материала (в т.ч. плана и/или слов, словосочетаний, предложений) продуцировать, а также редактировать письменные тексты различных стилей, соблюдая речевой этикет и нормы современного русского литературного языка;

· с опорой на заданные критерии анализировать текст с точки зрения его темы, цели, главной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

· опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов: метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение (за исключением случаев их использования в составе синтаксических конструкций со сложной структурно-смысловой организацией);

· формулировать устно и письменно ответы на поставленные вопросы;

· составлять, анализировать, редактировать деловые документы (из числа изученных);

· способностью воспринимать слухозрительно и произносить достаточно внятно речевой материал, необходимый для выполнения учебно-познавательных действий;

· способностью воспринимать слухозрительно и на слух, внятно и естественно знакомую тематическую и терминологическую лексику общеобразовательных дисциплин, а также лексику, связанную с общением в урочной и внеурочной деятельности обучающихся (слова, словосочетания, фразы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


10 КЛАСС

Общее количество часов – 68 ч.

Темы (тематические блоки/модули)

Основное содержание

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата проведения

фактически

I четверть (17 часов)

 

 

 

Изучаем школьные предметы

 

 

 

1. Моё расписание уроков

Диалог. Диалогические единства. Реплики.

Семантика слов в рамках лексического концентра «Учебная деятельность».

Принимать участие в диалоге, осуществлять построение сообщений о расписании уроков в 10 классе, о предстоящих экзаменах. Осуществлять составление диалогов с опорой на сюжетные изображения по тематическим циклам «Досуг», «Учебная деятельность».

01.09

06.09

08.09

 

Человек в обществе

 

 

 

1. «Коста» (по Ю.Я. Яковлеву): подробное изложение текста с выполнением творческого задания

Рассказ. Рассуждение. Изложение.

Стартовая диагностика: писать подробное изложение текста «Коста» (по Ю.Я. Яковлеву) с выполнением творческого задания: продуцированием рассуждения в процессе формулировки ответа на вопрос «Какого человека можно назвать добрым?».

13.09

15.09

20.09

 

 

Изучаем школьные предметы. Готовимся к экзаменам

 

 

 

1. «Молодость – вся жизнь» (по Д.С. Лихачеву)

Текст. Микротемы. Повествование, описание, рассуждение.

Читать и анализировать текст. Писать изложение.

22.09

27.09

 

Мировая художественная культура

 

 

 

1. Т.Г. Назаренко Церковь Вознесения на улице Неждановой: сочинение по репродукции картины

Рассказ-описание. Простые и сложные предложения. Пейзажная лексика.

Словесно иллюстрировать пейзаж. Выполнять лексико-грамматические и лексическо-стилистические упражнения, связанные с построением простых и сложных предложений, включением в их структуру прилагательных и наречий. Составлять план для последующей подготовки сочинения по картине.

Писать сочинение по картине (рассказ-описание).

29.09

04.10

 

Изучаем школьные предметы. Готовимся к экзаменам

 

 

 

1. «О культуре» (По С. Цветовой)

«О воспитании» (по Ю.М. Нагибину)

Текст. Микротемы. Повествование, описание, рассуждение.

Читать и анализировать текст. Писать изложение.

06.10

11.10

13.10

 

Природа и человек

 

 

 

1. Г.А. Скребицкий «Аистята»: изложение текста с творческим заданием по фрагменту рассказа

Текст. Главная мысль. Микротемы. Изложение текста.

Промежуточный контроль (контрольная работа за 1 четверть): писать изложение текста с творческим заданием по фрагменту рассказа Г.А. Скребицкого «Аистята».

18.10

20.10

25.10

 

Культура общения

 

 

 

1. Культура групповой коммуникации

Учебная деятельность. Диалог. Связное высказывание.

Тематическая и терминологическая лексика учебной дисциплины, а также лексика по организации учебной деятельности.

Участвовать в диалоге, продуцировать сообщения по заданным темам.

Воспринимать на слух и воспроизводить тематическую и терминологическую лексику учебной дисциплины, а также лексику по организации учебной деятельности (по результатам 1 учебной четверти).

27.10

 

II четверть (16 часов)

 

 

 

Мировая художественная культура

 

 

 

1. О.А. Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина»: сочинение-миниатюра по картине

Рассказ. Портретная характеристика. Портретная лексика. Сочинение-миниатюра.

Знакомиться с творчеством О.А. Кипренского. Составлять портретную характеристику. Выполнять лексико-грамматические и лексическо-стилистические упражнения, связанные с включением в состав синтаксических конструкций портретной лексики.

Писать сочинение-миниатюру по картине.

08.11

10.11

15.11

 

Изучаем школьные предметы. Готовимся к экзаменам

 

 

 

1. «О доброте» (по И.А. Ильину)

2. «О предательстве» (по М.Л. Литваку)

Текст. Микротемы. Повествование, описание, рассуждение.

Читать и анализировать текст. Писать изложение.

17.11

22.11

24.11

 

Природа и человек

 

 

 

1. Духовная связь человека с природой

Рассказ. Рассуждение, аргументы. Лексика, синонимы и антонимы. Родственные слова.

На основе личного опыта осуществлять построение рассказа-рассуждения о духовной связи человека с природой. Выполнять лексико-грамматические и лексическо-стилистические упражнения, связанные с включением в состав синтаксических конструкций родственных лексических единиц, синонимов и антонимов.

29.11

01.12

06.12

08.12

 

Изучаем школьные предметы. Готовимся к экзаменам

 

 

 

1. «О любви и заботе о близких людях (по М.М. Зощенко)

Текст. Микротемы. Повествование, описание, рассуждение.

Читать и анализировать текст. Писать изложение.

13.12

15.12

20.12

 

Человек в обществе

 

 

 

1. «Не профессия выбирает человека, а человек – профессию»: сочинение

Рассказ. Рассуждение. Пословицы и поговорки.

Промежуточный контроль (контрольная работа за 2 четверть): писать сочинение на тему «Не профессия выбирает человека, а человек – профессию»

22.12

27.12

 

 

Культура общения

 

 

 

1. Культура общения в различных социально-бытовых ситуациях

Учебная деятельность. Диалог. Связное высказывание.

Тематическая и терминологическая лексика учебной дисциплины, а также лексика по организации учебной деятельности.

Участвовать в диалоге, продуцировать сообщения по заданным темам.

Воспринимать на слух и воспроизводить тематическую и терминологическую лексику учебной дисциплины, а также лексику по организации учебной деятельности (по результатам 2 учебной четверти).

29.12

 

III четверть (28 часов)

 

 

 

Изучаем школьные предметы. Готовимся к экзаменам

 

 

 

1. «О дружбе» (по В. Гроссману)

2. М.К. Финогенова «Каток для начинающих»: построение устного рассказа

3. «О добрых чувствах» (по В.А. Сухомлинскому)

Текст. Микротемы. Повествование, описание, рассуждение.

Художественное творчество. Устный рассказ.

Читать и анализировать текст. Писать изложение.

Словесно иллюстрировать изображения, представленные на картине. Продуцировать устный рассказ.

 

 

Деловые документы

 

 

 

1. Заявление, характеристика, автобиография

Деловые документы. Заявление; автобиография

Писать заявление с учётом указанной социально-бытовой ситуации. Писать характеристику и автобиографию по предварительно составленному плану.

 

 

Изучаем школьные предметы. Готовимся к экзаменам

 

 

 

1. «О детях на войне» (по Ю.В. Бондареву)

Текст. Микротемы. Повествование, описание, рассуждение.

Читать и анализировать текст. Писать изложение.

 

 

Мировая художественная культура

 

 

 

 

 

1. Музеи, театры России

2. В.П. Фельдман «Родина»: сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины

Диалог, диалогические единства, реплики. Связное высказывание.

Рассказ-описание. Сочинение.

С опорой на фотографии / по результатам онлайн-экскурсии вести диалог об известных музеях и театрах России. Строить связное высказывание об одном из музеев/театров. Выступать с подготовленным сообщением перед одноклассниками.

Промежуточный контроль (контрольная работа за 3 четверть): писать сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины В.П. Фельдмана «Родина»

 

 

Культура общения

 

 

 

1. Конфликты в общении и разрешение конфликтных ситуаций в процессе общения

Общение, коммуникация. Диалог. Связное высказывание.

Тематическая и терминологическая лексика учебной дисциплины, а также лексика по организации учебной деятельности.

Участвовать в диалоге, продуцировать сообщения по заданным темам.

Воспринимать на слух и воспроизводить тематическую и терминологическую лексику учебной дисциплины, а также лексику по организации учебной деятельности (по результатам 3 учебной четверти).

 

 

IV четверть (18 часов)

 

 

 

Человек в обществе

 

 

 

1. Выдающиеся личности: Юрий Алексеевич Гагарин

Текст. Микротемы. Пересказ текста.

Семантика слов в рамках лексического концентра «Личность в истории».

Читать и анализировать текст. Составлять план. Осуществлять пересказ текста с опорой на план.

 

 

Изучаем школьные предметы. Готовимся к экзаменам

 

 

 

«1. О власти» (по М.Л. Литваку)

Текст. Микротемы. Повествование, описание, рассуждение.

Читать и анализировать текст. Писать изложение.

 

 

Мировая художественная культура

 

 

 

1. Народные художественные промыслы «Палех», «Жостово», «Финифть», «Богородская резьба»)

Сообщение. Описание. Имена прилагательные и наречия.

Семантика слов в рамках лексического концентра «Народные художественные промыслы».

Знакомиться с художественными промыслами. С опорой на фотографии продуцировать сообщения о разных видах народных промыслов, словесно иллюстрировать изделия мастеров, выполненные в разных техниках. Выполнять лексико-грамматические упражнения, в т.ч. на включение в структуру синтаксических конструкций признаковой лексики. Описывать предмет по фотографии.

 

 

Изучаем школьные предметы. Готовимся к экзаменам

 

 

 

1. «О письме с фронта» (по фрагменту рассказа Ю.Я. Яковлева «Реликвия»)

Текст. Микротемы. Повествование, описание, рассуждение.

Читать и анализировать текст. Писать изложение.

 

 

Человек в обществе

 

 

 

1. «Учитель, перед именем твоим…» (по Н. Нырову): контрольное изложение текста

Текст. Микротемы. Изложение текста.

Промежуточный контроль (контрольная работа за учебный год): писать контрольное изложение текста «Учитель, перед именем твоим…» (по Н. Нырову).

 

 

Культура общения

 

 

 

1. Я выпускник. Мои планы на будущее

Учебная деятельность. Диалог. Связное высказывание.

Тематическая и терминологическая лексика учебной дисциплины, а также лексика по организации учебной деятельности.

Участвовать в диалоге, продуцировать сообщения по заданной теме.

Воспринимать на слух и воспроизводить тематическую и терминологическую лексику учебной дисциплины, а также лексику по организации учебной деятельности (по результатам 4 учебной четверти).

 

 

 

В разделе тематического планирования рабочей программы могут быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании (мультимедийные программы, электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов и/или др.).

 


Приложение А

 

Подходы к оценке образовательных результатов обучающихся с нарушениями слуха по учебному предмету «Развитие речи»

 

На каждом году обучения проводятся различные виды диагностики:

– стартовая (входное оценивание);

– текущая диагностика;

– промежуточная диагностика.

Назначение стартовой диагностики – оценить владение обучающимися разными видами речевой деятельности, спрогнозировать методические приёмы, средства коррекционно-педагогического воздействия с учётом актуального уровня речевого развития обучающихся.

Текущая диагностика осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы. Она проходит в виде опросов, написания сочинений и изложений и др. Главным критерием оценки является сформированность знаний, умений, навыков, владение программным материалом, продвижение в речевом развитии.

Также в рамках текущего контроля в конце каждой учебной четверти обязательно организуется мониторинг, ориентированный на проверку восприятия на слух и воспроизведения тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики по организации учебной деятельности. Данная проверка планируется и проводится учителем-предметником совместно с учителем-дефектологом (сурдопедагогом), который ведёт специальные (коррекционные) занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи».

Промежуточная диагностика – обязательный вид диагностических процедур, реализуемых в конце учебных четвертей/триместров. Продолжительность их выполнения – 1 урок. Контрольная работа, имеющая статус годовой, проводится в конце 4 учебной четверти. Основное требование, которое предъявляется к промежуточной диагностике, соотнесённость содержания контрольных заданий с программным материалом, освоенным обучающимися в течение учебного года по дисциплине «Развитие речи».

Оценивание контрольных / самостоятельных работ обучающихся в процессе текущей (в т.ч. промежуточной) диагностики

Критерии оценки устных ответов по развитию речи:

коммуникативная активность (умение инициировать диалог, использование реплик-стимулов, умение задавать уточняющие вопросы);

знание речевого этикета и умение использовать его в процессе коммуникации с учётом участников общения;

речевая грамотность, логичность и последовательность устного высказывания, выразительность, достаточная внятность;

использование известных (изученных) средств художественной выразительности, учебно-терминологической лексики, техника и выразительность чтения, достаточная внятность речи;

адекватное использование средств общения в зависимости от участников общения (слышащих, глухих, слабослышащих).

При оценивании письменных работ

(сочинений и изложений, письменных ответов и др.) проверяются:

умение раскрыть содержание темы, соблюдая логику изложения;

умение писать, ориентируясь на читателя;

умение отобрать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания;

умение выбрать и использовать для создания собственного письменного высказывания необходимую информацию из учебного, художественного текстов, словарей, интернета;

знание речевого этикета и использование его в письменной речи;

грамматическое оформление высказывания, включая орфографические, пунктуационные умения и навыки (с учётом пройденного грамматического материала).

При оценивании письменных работ обучающихся с нарушенным слухом, имеющих нарушения моторной сферы, оценка за плохой почерк не снижается. При оценивании содержания устных ответов также не предусматривается снижение оценки за нарушения произношения.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] На уроках проводится специальная работа над пониманием, применением в самостоятельной речи, восприятием (слухозрительно и /или на слух с учётом уровня слухоречевого развития обучающихся) и достаточно внятным и естественным воспроизведением тематической и терминологической лексики, а также лексики по организации учебной деятельности обучающихся на уроке. Часть данного речевого материала, уже знакомого обучающимся, может отрабатываться на коррекционно–развивающих курсах «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» при совместном планировании работы учителем-предметником и учителем-дефектологом (сурдопедагогом), реализующим данные курсы. На коррекционно-развивающих курсах у обучающихся закрепляются умения восприятия (слухозрительно и /или на слух с учётом уровня их слухоречевого развития) и достаточно внятного и естественного воспроизведения данного речевого материала.

[2] Принципы коррекционно-образовательной работы на уроках развития речи определены по И.М. Гилевич. См. Гилевич И.М. Развитие речи // Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение русскому языку, чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская [и др.]; под ред. К.Г. Коровина. – М.: Просвещение, 1995. – С. 45 – 47.

[3] Работа по развитию восприятия и воспроизведения устной речи не должна нарушать естественного хода урока, проводится на этапах закрепления и повторения учебного материала; в ходе урока обеспечивается контроль за произношением обучающихся, побуждение к внятной и естественной речи с использованием принятых методических приемов работы, на каждом уроке предусматривается фонетическая зарядка, которая проводятся не более 3 -5 минут.

[4] Представлены дидактические требования по М.И. Никитиной. См. Никитина М.И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991. – 133 с.

[5] Овладение национальным языком предусматривается при наличии возможностей и желания обучающегося, а также при согласии его родителей/законных представителей.

Пояснительная записка Словесная речь представляет собой базовую ценность в языковом сознании личности

Пояснительная записка Словесная речь представляет собой базовую ценность в языковом сознании личности

Содержание учебной дисциплины «Развитие речи» определено таким образом, чтобы содействовать обогащению коммуникативной практики обучающихся, коррекции и развитию их речи, в том числе: расширению словаря, усложнению…

Содержание учебной дисциплины «Развитие речи» определено таким образом, чтобы содействовать обогащению коммуникативной практики обучающихся, коррекции и развитию их речи, в том числе: расширению словаря, усложнению…

При оценке результатов обучения необходимо учитывать особенности речевого и общего развития, мыслительной деятельности обучающихся с нарушенным слухом

При оценке результатов обучения необходимо учитывать особенности речевого и общего развития, мыслительной деятельности обучающихся с нарушенным слухом

В рамки одной темы включается материал, позволяющий параллельно либо последовательно организовывать работу по развитию у обучающихся разных видов речевой деятельности и форм речи

В рамки одной темы включается материал, позволяющий параллельно либо последовательно организовывать работу по развитию у обучающихся разных видов речевой деятельности и форм речи

Усиливается роль письменной речи, предстающей в виде способа косвенной коммуникации (при отсутствии непосредственного собеседника) и важного средства развития познавательной деятельности

Усиливается роль письменной речи, предстающей в виде способа косвенной коммуникации (при отсутствии непосредственного собеседника) и важного средства развития познавательной деятельности

Основное содержание: виды аудирования: с пониманием основного содержания (с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха), с выборочным извлечением информации

Основное содержание: виды аудирования: с пониманием основного содержания (с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха), с выборочным извлечением информации

Устанавливать принадлежность к функционально-смысловому типу речи

Устанавливать принадлежность к функционально-смысловому типу речи

Результаты обучения по учебному предмету «

Результаты обучения по учебному предмету «

Желание и умения пользоваться словесной речью (устной и письменной), взаимодействовать со слышащими людьми при использовании устной речи как средства общения

Желание и умения пользоваться словесной речью (устной и письменной), взаимодействовать со слышащими людьми при использовании устной речи как средства общения

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

Базовые исследовательские действия: – использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; – формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и…

Базовые исследовательские действия: – использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; – формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и…

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Эмоциональный интеллект: – развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; – выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативную…

Эмоциональный интеллект: – развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; – выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативную…

· письменные тексты различных стилей, соблюдая речевой этикет и нормы современного русского литературного языка; · с опорой на заданные критерии анализировать текст с точки зрения…

· письменные тексты различных стилей, соблюдая речевой этикет и нормы современного русского литературного языка; · с опорой на заданные критерии анализировать текст с точки зрения…

КЛАСС Общее количество часов – 68 ч

КЛАСС Общее количество часов – 68 ч

Мировая художественная культура 1

Мировая художественная культура 1

Участвовать в диалоге, продуцировать сообщения по заданным темам

Участвовать в диалоге, продуцировать сообщения по заданным темам

Изучаем школьные предметы. Готовимся к экзаменам 1

Изучаем школьные предметы. Готовимся к экзаменам 1

О дружбе» (по В. Гроссману) 2

О дружбе» (по В. Гроссману) 2

В.П. Фельдмана «Родина» 6ч

В.П. Фельдмана «Родина» 6ч

Мировая художественная культура 1

Мировая художественная культура 1

Я выпускник. Мои планы на будущее

Я выпускник. Мои планы на будущее

Приложение А Подходы к оценке образовательных результатов обучающихся с нарушениями слуха по учебному предмету «Развитие речи»

Приложение А Подходы к оценке образовательных результатов обучающихся с нарушениями слуха по учебному предмету «Развитие речи»

При оценивании письменных работ обучающихся с нарушенным слухом, имеющих нарушения моторной сферы, оценка за плохой почерк не снижается

При оценивании письменных работ обучающихся с нарушенным слухом, имеющих нарушения моторной сферы, оценка за плохой почерк не снижается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2023