Математические представления.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку. Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Содержание программы
Свойства предметов. Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов. Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Положение предметов в пространстве, на плоскости. Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрические формы. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Тематическое планирование по предмету
«Математические представления»
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
1. |
В мире цвета. Игра «Цветик-семицветик». |
|
|
2. |
Сравнение величин: широкий, узкий. Сравнение предметов. |
|
|
3. |
Закрепление понятий о величине. Сравнение предметов. |
|
|
4. |
Сравнение величин: выше, ниже, одинаковые. |
|
|
5. |
Сравнение величин: шире, уже. |
|
|
6. |
Сравнение величин: шире, уже, одинаковые. Понятие о круге, обводка и раскрашивание |
|
|
7. |
Понятие о количестве: один, много, остальные (круг среди кругов, круг среди квадратов). |
|
|
8. |
Понятие о количестве: один, больше, меньше. |
|
|
9. |
Пространственные представления: верхний–нижний, правый–левый. |
|
|
10. |
Пространственные представления. Расположение предметов на столе: рядом, около, между. |
|
|
11. |
Пространственные представления: вверху-внизу, выше-ниже, слева-справа. |
|
|
12. |
Пространственные представления: впереди-позади, впередназад. Упражнения для правой и левой руки . |
|
|
13. |
Накладывание и прикладывание предметов в направлении слева направо (соблюдая интервалы). |
|
|
14. |
Понятие о массе: тяжелый-легкий. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. |
|
|
15. |
Временные представления: сутки, утро, день, вечер, ночь. (Сравнение групп предметов. Сравнение размеров предметов. Треугольник). |
|
|
16. |
Порядок следования: перед, за, после, следом. (Расположение геометрических фигур) |
|
|
17. |
Сравнение предметов по количеству: больше, меньше, поровну. (Соотношение предметов один к одному). Шар и круг. |
|
|
18. |
Сравнение групп предметов по количеству: много-мало, несколько. |
|
|
19. |
Положение предметов в пространстве; вверху-внизу. (Обводка и закрашивание геометрических фигур вверху и внизу листа бумаги). |
|
|
20. |
Сравнение положения предметов в пространстве: верхний – нижний. (Обводка и тушевка фигур по заданию. Пирамида). |
|
|
21. |
Сравнение длин двух предметов с помощью третьего, измерение длин. Расположение предметов по длине. |
|
|
22. |
Расположение нескольких предметов по высоте. Измерение высоты. |
|
|
23. |
Положение предметов в пространстве: на, под, по. (Обводка и раскраска комбинации из фигур, треугольник под прямоугольником). |
|
|
24. |
Размеры предметов: широкий, узкий, равные. (Сравнение наложением и приложением. |
|
|
25. |
Сравнение групп предметов по размеру: шире, уже, одинаковые. Измерение ширины с помощью третьего. |
|
|
26. |
Количество жидких и сыпучих веществ: много-мало, поровну. |
|
|
27. |
Сравнение количества жидких и сыпучих веществ: меньше, больше, поровну. (Изменение предметов в группе: было много, стало мало). |
|
|
28. |
Повторение. Сравнение групп предметов. |
|
|
29. |
Положение предметов в пространстве: левее, правее, вверху, внизу, выше, ниже. |
|
|
30. |
Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. |
|
|
31. |
Счет предметов в пределах 5. |
|
|
32. |
Решение примеров |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.