АООП СИПР РАС предмет "Речь и альтернативная коммуникация" 3 класс
Оценка 4.8

АООП СИПР РАС предмет "Речь и альтернативная коммуникация" 3 класс

Оценка 4.8
docx
05.11.2023
АООП СИПР РАС предмет "Речь и альтернативная коммуникация"  3 класс
АООП СИПР РАС Речь и альтернативная коммуникация 3 кл.docx

Речь и альтернативная коммуникация

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи:

1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Содержание учебного предмета.

Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Коммуникация.

Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и так далее). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.

Планируемые результаты освоения программы

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами. Уметь пользоваться жестами, взглядом, тетрадями.

Уметь различать интонацию.

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации

Умение вступать в контакт,

Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

Общение с помощью электронных средств коммуникации

Уметь «проигрывать» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

 

Тема

Кол-во часов

Дата

1.       

Импрессивная речь

Установление зрительного контакта с собеседником, реагирование на собственное имя.

1

 

2.       

Приветствие собеседника, привлечение его внимания с помощью касания, жеста, звука.

1

 

3.       

Понимание слова, обозначающего собственное имя

1

 

4.       

Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов

0.5

 

5.       

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

2

 

6.       

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

2

 

7.       

Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

1

 

8.       

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

2

 

9.       

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

2

 

10.   

Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.)

2

 

11.   

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

2

 

12.   

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

2

 

13.   

Понимание простых предложений

2

 

14.   

Понимание сложных предложений

2

 

15.   

Понимание содержания текста

2.5

 

16.   

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

2.5

 

17.   

Называние собственного имени

0.5

 

18.   

Называние членов семьи, имён членов семьи

1.5

 

19.   

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

 

20.   

Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

2.5

 

21.   

Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

1.5

 

22.   

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

1.5

 

23.   

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1.5

 

24.   

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

1.5

 

25.   

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

1.5

 

26.   

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

2

 

27.   

Называние (употребление) простых предложений

0.5

 

28.   

Называние (употребление) сложных предложений

1

 

29.   

Ответы на вопросы по содержанию текста- показ иллюстраций

2

 

30.   

Повторение. Называние собственного имени

0.5

 

31.   

 Повторение. Называние членов семьи, имён членов семьи

0.5

 

32.   

 Повторение. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

 

 


 

Речь и альтернативная коммуникация

Речь и альтернативная коммуникация

Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и так далее)

Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и так далее)

Тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» №

Тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» №

Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др

Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2023