государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Воротнее
муниципального района Сергиевский Самарской области
«УТВЕРЖДАЮ» к
использованию в
образовательном процессе на
2016/ 17 уч. год
Директор школы:
_____ О.П. Коршикова
Адаптированная основная общеобразовательная программа
по учебному предмету «Математические представления»
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант II)
за курс 1 класса
Программу разработал учитель начальных классов:
Сиско Елена Викторовна
2016г Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе «Методических
рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными,
тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М.
Царёва, 2015 год, в соответствии с нормативноправовой базой:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
N 273ФЗ (редакция 2016г);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в
Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
САНПИН 2.4.2.328615 «Санитарноэпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015
года № 26;
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития ГБОУ СОШ «Образовательный
центр» с. Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области;
Базисный учебный план АООП (вариант 2) ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Положение «О рабочей группе» ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее м.р.
Сергиевский Самарской области;
Устав ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее м.р. Сергиевский Самарской области. В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с
тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в
ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так,
накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых
прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным
нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими
представлениями без специально организованного обучения. Создание
ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них
элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном
итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические
представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать
номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в
магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для
приготовления блюда и т.п.
Цель обучения
формирование элементарных математических
представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
1) сформировать представления о форме, величине; количественные
(дочисловые), пространственные, временные представления;
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами,
составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых
арифметических задач с опорой на наглядность;
3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Общая характеристика учебного предмета Занятия по предмету «Математические представления» проводятся 2 раза
в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения
создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку
работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности,
исходя из особенностей элементарного математического развития каждого
ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности:
игровую (сюжетноролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную
игру), элементарную трудовую (хозяйственнобытовой и ручной труд),
конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые
повторению и закреплению
будут способствовать расширению,
математических представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию
математических представлений органически сочетаются с фронтальными и
групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и
задачами уроказанятия, с учетом уровня развития математических
представлений и речи детей.
Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов
в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса математика
Личностные результаты:
социальноэмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире. Предметные результаты:
уметь различать предметы по форме, величине;
умение ориентироваться в схеме тела;
умение различать множества (один – много);
умение различать части суток;
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;
умение пересчитывать предметы.
Метапредметные результаты:
учиться работать по предложенному учителем плану.
Содержание учебного предмета
Программа предполагает работу по следующим разделам:
«Количественные представления»,
«Представления о величине»,
«Представления о форме»,
«Пространственные представления»,
«Временные представления».
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов.
Разъединение множеств.
Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один»,
«много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с
пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества,
уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов по
единицам в пределах 3. Узнавание цифр 13. Соотнесение цифры с
количеством предметов в пределах 3. Написание цифры в пределах 3.
Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о
денежном знаке. Размен денег.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение
обводка
некруглых геометрических тел.
Рисование,
штриховка,
геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «круг»). Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов.
Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по
убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных
предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине
однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине.
Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение
предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью
мерки.
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево).
Определение месторасположения предметов в пространстве («впереди»,
«сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном
направлении («вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на
плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»).
Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление ряда из
предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Времена года (осень, зима, весна, лето). Различение частей суток
(«утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным
промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление
последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с
точностью до получаса). Соотнесение времени с началом и концом
деятельности. Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень
Элементарные математические представления о форме, величине;
Достаточный уровень
количественные (дочисловые), пространственные, временные
Умение
различать
предметы по форме,
величине.
Умение ориентироваться в
схеме тела
Умение
различать
множества (один – много).
Умение различать части
суток.
различать,
представления
Умение различать и сравнивать предметы по
форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в
пространстве и на плоскости.
Умение
преобразовывать множества (один – много).
Умение различать части суток, соотносить
действие с временными промежутками,
составлять
прослеживать
последовательность событий,
определять
время по часам, соотносить время с началом и
концом деятельности.
сравнивать
и
и
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами в пределах 3
Умение соотносить число с
Умение соотносить число с соответствующим
количеством предметов,
обозначать его
соответствующим
цифрой.
количеством предметов.
Умение
Умение пересчитывать предметы в доступных
ребенку пределах.
предметы.
пересчитывать
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое
оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП
образовательной организации.
Промежуточная
(годовая) аттестация
представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития
жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг
результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе
мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень
сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются
описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный
год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий
учебный период.
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Уровни освоения (выполнения) действий/операций
1. Пассивное участие/соучастие
действие выполняется
взрослым (ребёнок позволяет чтонибудь сделать с ним)
2. Активное участие действие выполняется ребёнком:
со значительной помощью взрослого
с частичной помощью взрослого
по последовательной инструкции (изображения или вербально)
По подражанию или по образцу
Самостоятельно с ошибками
самостоятельно
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
Использования по прямой подсказке
Использования с косвенной подсказкой (изображение)
Самостоятельного использования
дд
д
дн
до
сш
с
?
пп
п
+
Описание учебнометодического и материальнотехнического
обеспечения
пазлы (из 2х, 3х, 4х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением
цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор;
весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами
для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
технические средства: ноутбук, колонка;
аудио и видеоматериалы.
Список используемой литературы:
1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с
использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.
2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова
С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
программнометодические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —
М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная
педагогика).
3. Коррекционнопедагогическая работа в домах – интернатах для детей с
умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов /
Под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт
образования, 2008.
4. Программы для специальных учреждений образования для детей с
аутистическими нарушеними. – Минск: Национальный институт
образования, 2010 г.
(http://www.adu.by/images/All%20Doc%20files/Specialnoe_obrazovanie/U
cheb_Prog/programms_korekcion_pomoschi.rar)
5. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и
множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и
обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред.
Л.А.Головчиц: учебное пособие. М., Логомаг, 2015. – 266 с. государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Воротнее
муниципального района Сергиевский Самарской области
Рассмотрено на заседании МО
учителей начальных классов.
Протокол № 2 от 09.09.2016г.
Руководитель МО:
______ Е.В.Сиско.
«Согласовано»
дата 09.09.2016г.
Заместитель директора по
УВР: ________ Л.М. Гусева.
Календарнотематическое планирование
по учебному предмету «Математические представления»
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития
за курс 1 класса Составил учитель начальных классов:
Сиско Елена Викторовна
АООП по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ТМНР
АООП по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ТМНР
АООП по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ТМНР
АООП по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ТМНР
АООП по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ТМНР
АООП по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ТМНР
АООП по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ТМНР
АООП по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ТМНР
АООП по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ТМНР
АООП по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ТМНР
АООП по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ТМНР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.