18.02.19г Литература 9кл.
Тема: А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника».
ЦЕЛИ: продолжить знакомство с самобытным творчеством А. П. Чехова, выявить художественную идею рассказа; оценить степень актуальности творчества А.П. Чехова в современной жизни; воспитывать в детях справедливое отношение к людям.
УУД:
Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.
Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.
Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.
Ход урока.
Эпиграф урока:
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.
А.П.Чехов
...Он всюду и всегда видел материал для наблюдений.
М. Горький
1. Орг. момент.
2. Проверка д/з
- Опрос учащихся
3. Изучение новой темы
1) Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем работу по творчеству А.П.Чехова. Мы знаем, что Чехов писатель необычный, так как материал для своих рассказов он брал из жизни, наблюдая за различными ситуациями. С одной такой ситуацией мы сегодня столкнёмся на уроке. «Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя. Опубликован в 1883 году с подзаголовком - «Случай». «Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы». Все эти произведения раскрывают тему маленького человека. Сегодня на уроке мы ведем разговор о мелком чиновнике, всегда зависящем от начальства. В сердце этого человека постоянно живёт страх. Но ваши представления об образе человека-личности несколько отличаются от представлений А.П. Чехова. Давайте посмотрим на модель человека, в котором должны преобладать положительные качества. Качества положит. человека: самоуважение; смелость; достоинство; гордость; доброта; отзывчивость.
В конце урока вы должны сделать вывод, как эпиграф соотносится с нашим уроком.
2) Работа с учебником
А теперь обратимся к рассказу А.П. Чехова “Смерть чиновника”. Представьте, что вы встретились с Червяковым, вам удалось пообщаться. Какие впечатл. вызвал у вас этот человек? Выявл. отриц. кач.: жалкий, ничтожный, не чувствует себя человеком, глупый, забыл о достоинстве, ему страшно, не уважает себя.
3) Работа по тексту:
1. Какая неприятность приключилась с Червяковым? Докажите, что он переживал.
2. Почему он переживал? Чего он панически боялся? (подтвердите свои ответы цитатами из текста).
3. Над чем смеётся автор? Могут ли такие люди встретиться нам в сегодняшней жизни?
Это рассказ о страхе. Генерал был крупный чиновник, а Червяков – мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер.
4) Словарная работа
Чиновник – служащий государю и жалованный чином. Сановник – высший чиновник..
Полицеймейстер (нем.) –
начальник полиции города. Генерал –
чин 4 класса.
Тайный советник – чин
гражданской службы 3 класса (всего 14 кл). Персона (фр) – человек, лицо, особа.
Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль).
Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать –ворчать. ЮМОР – вид смеха, может быть дружеским, ласковым. ИРОНИЯ – в переводе с греческого “насмешка”, “осмеяние”.
4. Вывод.
В смерти Червякова виноват только он сам, вернее то, что он с собой сделал, во что себя превратил. Если Червяков и унижен в его челов-м достоинстве, то вовсе не генералом Бризжаловым. Свое челов. дост. Червяков унижает, при этом весьма настойчиво. Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Герой умер оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство.
5. Рефлексия.
- В чём, по-вашему, заключается ирония, а в чём юмор в рассказе? Над чем заставил вас задуматься урок?
6. Домашнее задание: почему рассказ Чехова назыв. «Смерть чиновника», а не «Смерть человека» или «Смерть Червякова?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.