Александр Владимирович Салов
ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»
Аргументы «за» и «против» Болонского процесса
«ЗА»
1. Двухуровневая система подготовки (бакалавриат – магистратура):
а) сокращение времени обучения и схожесть уровней высшего образования в разных странах, способствуют расширению доступа к высшему образованию; обеспечивает мобильность студентов и преподавателей;
б) позволяет обладателю базовых знаний (бакалавру) легко сменить профессию в постоянно меняющихся условиях рынка труда (смена технологий, технических новинок, способов организации производства и т. д.);
в) позволяет магистру иметь зарплату больше, чем бакалавру, то есть делает экономически целесообразным получение образования более высокого уровня (в европейских странах);
г) с точки зрения работодателя – экономически выгодно иметь в штате бакалавра и платить ему более низкую зарплату.
2. Сопоставимость научных степеней и дипломов - установление транснациональных стандартов:
а) направлены на расширение возможностей выбора места работы, стажировки за рубежом;
б) знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу в своей стране, так и других странах Европы;
3. Использование приложений к диплому, рекомендованных ЮНЕСКО, для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом:
а) подтверждение уровня и качества усвоенных знаний в других странах;
б) повышение международной конкурентоспособности европейского высшего образования;
в) ориентация академических степеней на рынок труда, повышающая успешность трудоустройства.
4. Система кредитов (зачетных единиц), определяющая объем полученного образования:
а) обеспечивает мобильность студентов при переходе с одной учебной программы на другую;
б) позволяет «зарабатывать» кредиты в образовательных учреждениях разных стран;
в) аккумулирование кредитов дает возможность учесть все достижения студента (не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях и т.д.);
г) накопление кредитов в течение всей жизни позволяет осуществлять непрерывное образование, возобновлять и продолжать в удобный для этого период жизни;
5. Модульная система обучения (курсы по выбору):
а) предоставляет студенту право выбора учебных дисциплин;
б) возможность изучения разных курсов одновременно;
в) самодостаточность выбранной дисциплины, отсутствие ее связи с другими;
г) отсутствия необходимости у студентов проходить весь путь профессионального обучения;
д) облегчение смены ВУЗа и направления образования.
6. Разработка ВУЗами совместных программ обучения, практической подготовки и научных исследований:
а) развитие сотрудничества между ВУЗами;
б) сближение систем высшего образования 48 стран.
7. Развитие академической мобильности студентов и преподавателей путем предоставления грантов.
«ПРОТИВ»
1. Болонской декларацией не учитывается содержание собственно образования и качество преподавания, рассматривается только внедрение новых организационных форм.
2. Необходимость индивидуального сопровождения студента для целесообразного выбора траектории обучения (система тьюторов).
3. Предпринимаются попытки «загнать» под европейскую систему самобытность и уникальность систем образования разных стран (в первую очередь, России), основанных на фундаментальных подходах в образовании и доказавших свою состоятельность в течение многих десятков лет (востребованность выпускников таких ВУЗов в современном мире).
4. Нецелесообразность внедрения двухуровневой системы в обучение студентов в сфере медицины, образования, госуправления.
5. Для внедрения и поддержания ECTS - Европейской системы перезачета кредитов ВУЗ должен постоянно обновлять информационные пакеты с полным описанием курсов, учебных планов, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения и т.д., а также распространять их по всем партнерским университетам.
6. Недостаточная помощь государства в финансировании обеспечения академической мобильности и стажировки за рубежом (при этом принимающая сторона осуществляет безвозмездную работу, студент или преподаватель берет на себя только текущие транспортные и бытовые расходы).
7. Низкая информированность работодателей и должностных лиц о внедрении Болонского процесса (бакалавр не рассматривается как полноценный специалист с высшим образованием).
8. Работодатели получают молодых людей, которые проучились всего лишь шесть семестров и имеют намного меньше жизненного опыта.
9. Фрагментация образования благодаря модульной системе, регресс постепенного «нанизывания» знаний, уход от метапредметного подхода - разрушение концепции «обучения как ориентации в мире».
10. Низкая применимость кредитной системы в некоторых ВУЗах и странах.
11. Отсутствие отработанной системы взаимосвязи «бакалавриат – магистратура», недостаточное количество бюджетных мест для магистрантов (приводит к потере научных кадров), приводит к социальной неудовлетворенности высшим образованием.
12. Перспектива однонаправленной «утечки мозгов».
13. Отсутствие воспитания гражданственности, формирования личности студента.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.