Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска
Оценка 4.6

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Оценка 4.6
docx
21.12.2019
Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска
МХК посл уроки.docx

Учебный материал

 « Культура Симбирского края» Тема 1. Архитектура Симбирска-Ульяновска

 

Раздел «Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска» посвящён классическим и современным архитектурным стилям  нашего города, их особенностям и характерным чертам. Само понятие «архитектурный стиль» появилось в середине XVIII столетия. Оно было введено немецким учёным Иоганом Вилькенманом. При этом общепринятого определения этого понятия не существует. Оно может восприниматься и как территориальная (пространственная), и как современная характеристика архитектурного языка. Таким образом, архитектурный стиль во многом условное понятие, служащее для лучшего осмысления истории мировой архитектуры.

Весомый вклад в изучение архитектуры Ульяновска внёс Б.В. Аржанцев архитектор и краевед. Его книга «Архитектурная летопись Симбирска» основной источник по изучению архитектурного облика нашего города.

С течением времени Симбирск-Ульяновск значительно изменил свой архитектурный облик. В послереволюционные годы была объявлена война дворцам, храмам и прочему архитектурному наследию «проклятого царизма». Так был практически стерт с лица земли целый город Симбирск, который до революции за красоту называли «дворянином на Волге». В 20-30-ые годы XX века была уничтожена культовая архитектура, а это более 40 храмов. Оказался полностью утрачен высотный силуэт Симбирска. Исторический облик города, его неповторимое архитектурное очарование замечательно передает панорама города Симбирска в Ленинском мемориале. Но и пришедший ему на смену Ульяновск перенес новую волну разрушений в конце 1960-х годов. Тогда к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина полностью реконструировали город за счет разрушения его исторической части. В настоящее время набирает силу новый всплеск разрушительства: под натиском коттеджей уходит в небытие деревянное зодчество XX века в центральной и северной части города. Будущие поколения и наши современники будут помнить город уже совсем другим многоэтажным, современным, одетым в стекло и бетон, со множеством торговых и развлекательных комплексов в ярком футуристическом и неоклассическом стиле.

Египетский стиль  Здание первой электростанции Симбирска стилизован под «Храм Солнца». Оно, возведено в1913 году по проекту архитектора Феофана Евтифиевича Вольсова и отличается своим оригинальным архитектурно-художественным обликом как главного, так и боковых фасадов. У всех зодчих Симбирска наблюдается стремление обратиться ко всему мировому искусству в целях поиска особенностей, традиций, архитектурных форм и целых архитектурных стилей-прототипов всех сооружений. Таким прототипом для Симбирской электростанции послужили древнейшие сооружения Древнего Египта, а именно храмы Солнца в Луксоре и Карнаке. Об этом свидетельствуют два обелиска на главном фасаде и фронтально-глубинное развитие объёмно-планировочного решения здания.

Барокко. Искусству барокко в отличие от упорядоченности и сдержанности классицизма свойственны динамичность и бурное движение, контрасты форм, олицетворяющие жизненную силу, борьбу эмоций и страстей.

Особняк известного симбирского купца, фабриканта и мецената Н. Я. Шатрова, одно из самых красивых зданий города Симбирска-Ульяновска. Известен как Дворец бракосочетания. Расположен он в одном из исторических уголков в центральной части города, по соседству со зданием Городской управы (постройка 1840-х годов) и домом дворян Языковых (конец XVIII века).

Кирпичный особняк был окончательно перестроен в 1901 году по проекту архитектора В.А.Анненкова. Этот памятник архитектуры начала XX-го века был построен с элементами стилизации стиля барокко. Фасады данного особняка обработаны одним ярусом пилястр, рустом, кронштейнами, веранда украшена небольшими колоннами, венчающий карниз - зубчиками и медальонами. Ярусное построение здания подчёркнуто высоким ступенчатым цоколем, междуэтажным карнизом и горизонтальными тягами.

1918 году дом семьи Шатровых был реквизирован. Здесь размещались: комиссариат призрения, народная библиотека-читальня. В этом же 1918 году здесь располагался штаб 1-го полка Железной дивизии, в 1919 году штаб-квартира командующего Восточным фронтом С. С. Каменева, позднее Симбирский губком РКП(б) и губисполком, затем исполком Ульяновского горсовета. С 1986 года здание занимает Дворец бракосочетания.

На сегодняшний день от прежней усадьбы сохранились главный дом, ограждение с чугунными воротами, калитками и решёткой, часть территории сада. Таким образом, помимо архитектурного, здание имеет и большое историческое значение и  в настоящее время охраняется государством как памятник местного значения.

Классицизм. Это эстетическое направление и художественный стиль в европейском искусстве 17-19 веков. Основной чертой архитектуры классицизма является обращение к античному зодчеству, как эталону простоты, логической ясности и монументальности.

Дворец книги - здание бывшего Дворянского Собрания, построено в стиле русского классицизма. Строительство подобных величественных зданий было вызвано дарованием дворянскому сословию особых прав и привилегий и введением императрицею Екатериной Великой дворянского самоуправления в первой половине 19 века. Сооружали их с целью проведения собраний и съездов дворян, балов, осуществления канцелярских нужд. Всё вместе помещение для заседаний и торжеств, в вестибюле «раздевальни» и канцелярия образовывали остов здания, который был облечён в красивую форму. Получился новый тип здания, характерный для русского провинциального города. По внешнему виду это не дворец, т. к. архитектура дома Дворянского собрания выглядела провинциальной. Но своей величественностью, мощью, благородным видом оно не уступало дворцу или Дому губернатора. Сама архитектура выражала сущность и назначение подобных зданий. Автором проекта Симбирского дома Дворянского собрания является известный  в нашем городе архитектор Иван Адольфович Бенземан. Это его творение самая крупная удача. Великолепие и изящество отличали здание с первых лет его существования. Особенно привлекают спокойные архитектурные формы здания. Симметричное построение отдельных уравновешенных объёмов постепенно нарастает к центру, где на втором этаже расположен великолепный зал, являющийся главным элементом объёмно- пространственной композиции здания; вокруг зала группируются другие помещения. Богат и лаконичен образ здания, в архитектурных формах которого отражено глубокое человеческое содержание. Ионические колонны в представлении древнегреческой архитектуры выражали пропорции, красоту, нежность и грацию женского тела. Вертикальные углубления каннелюры, покрывающие поверхность колонн, уподоблялись складкам одежды древнегреческих женщин туникам, а завитые линии завершающие капители, локонам ниспадающих с головы волос. По прошествии времени изменилось первоначальное назначение здания. В 1925 году игравшие второстепенную роль небольшие помещения стали основными, библиотека заняла всё здание и была названа «Дворцом книги».

Дом Ермоловых представляет собой дворянский особняк конца XVIII века. Здесь, предположительно, родился поэт Николай Языков. В 1902 г . особняк был продан помещице Е. Перси-Френч. В 1920-1932 гг. в этом здании размещался художественный музей, а в настоящее время здесь находится Областной военкомат

Дом Языковых был построен на рубеже XVIII-XIX вв. в стиле классицизма. Один из немногих памятников истории и архитектуры в Ульяновске, дошедших до наших дней, принадлежал дворянской семье Языковых, из которой вышел поэт Николай Михайлович Языков и его брат ученый-геолог и фольклорист Петр Михайлович Языков. Дом Языковых в разные годы посещали многие известные писатели и поэты: П.В. Анненков, М.П. Погодин, А.С. Хомяков, П.В. Киреевский, Д.В. Давыдов. В 1833 г. здесь был А.С. Пушкин. С 1986 г. в здании размещается Литературный музей.   

Каменное двухэтажное здание Городской управы (думы) построено в начале 1840 гг. по проекту утвержденному в Петербурге в Департаменте путей сообщения и публичных зданий МВД. Стиль позднего классицизма. Впоследствии здесь размещался городской общественный суд, часть здания в разное время сдавалось под Военную гимназию, Губернскую классическую гимназию (в 1-м классе здесь учился В.И. Ленин).

Здесь летом 1888 года проходила первая в истории Ульяновска художественная выставка. Здесь, обеспокоенная «значительным увеличением в городе числа велосипедистов, а также распространением мотоциклов и автомобилей» (страшные цифры три автомобиля, 157 велосипедов и один мотоцикл!), осенью 1909 года Симбирская городская дума приняла первые в истории Ульяновска правила дорожного движения.

Балкон над входом в Музыкальное училище служил трибуной для ораторских выступлений в эпоху Февральской революции 1917 года. На нём же скоропостижно скончался Яков Васильевич Глинка (1870-1950), видный российский политик, руководитель аппарата четырёх Государственных Дум в дореволюционной России. Я.В. Глинка прожил в Ульяновске последние двенадцать лет жизни, работая художником в Драмтеатре.

Сельхозакадемия, светло-серое здание с колоннами, одно из старейших в городе. Здание построено в стиле русского классицизма, он основывался на достижениях античной архитектуры, которая привлекла своей  неразрывной связью с искусствами, науками и ремёслами. Фасад здания разделён на три части шестиколонным портиком, который увенчан треугольным фронтоном. Крупные по отношению к фронтону колонны придают зданию ощущение лёгкости. Высокий цоколь, широкая парадная  лестница, которую защищает цепочка прямоугольных зубчиков, создающих игру света и тени на своих плоскостях, придают ему монументальность и торжественность. Строилось оно для губернских присутственных мест выдающимся архитектором Адрияном Дмитриевичем Захаровым с 1804 по 1808 год. Здание имело огромное значение в плане застройки набережной Волги. Оно заключалось в том, что здание было развёрнуто главным фасадом к Венцу. Этим было положено начало формирования парадной части Верхней набережной и подчёркнуто решающее значение Волги в композиционной оси города. Прежде этот архитектурный шедевр был зданием Губернской администрации. Это здание сама история. Мимо него проходили А.С. Пушкин, это здание видели Н.П. Огарёв, Н.Г. Чернышевский, декабрист Н.И. Тургенев.

Конструктивизм советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920первой половине 1930 годов.

16 апреля 1970 г. в Ульяновске состоялось торжественное открытие Ленинского мемориала памятника истории, культуры, архитектуры, возведённого в ознаменование 100-летия В. И. Ленина на месте его рождения.

Уникальное здание Ленинского мемориала сооружено по проекту, выполненному коллективом Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования (ЦНИИЭП) зрелищных зданий и спортивных сооружений под руководством доктора архитектуры Бориса Сергеевича Мезенцева инженеров: М.П. Константинова, ГГ. Исакович, В.А. Шульрихтернт, И.С. Рогашова, скульпторов Н.В.Томского, П.И Бондаренко методом комсомольской ударной стройки, к столетию со дня рождения В.И. Ленина в стиле конструктивизма.

Авторам проекта удалось найти оригинальное решение задачи возведения здания с многофункциональным назначением: музейным, учебным, зрелищным.

Совместное расположение Музея-мемориала В. И. Ленина, Общественно-политического центра, Большого концертного зала в одном архитектурном объёме позволяет комплексно эксплуатировать огромное сооружение Мемориала, полезная площадь которого составляет 19,2 тысячи квадратных метров, а его объём - 133,1 тысячи кубических метров. Приподнятое на пятидесяти 7,5 метровых колоннах здание образует внутренний дворик. Здесь располагаются сохранённые и отреставрированные дома, связанные с рождением и ранним детством Владимира Ульянова. Это здание является украшением нашего города.

«Тарелка» УлГТУ. В 1991 году был сдан в эксплуатацию киноконцертный зал Ульяновского государственного технического университета на 800 мест. Вся основная творческая деятельность студентов переместилась туда. По своему архитектурному виду киноконцертный зал получил второе название «Тарелка», которое теперь уже стало его визитной карточкой.

И вот уже много лет в «Тарелке» действует студенческий клуб Центр культуры и досуга студентов (ЦКД «Полэкс»). Вся деятельность по организации художественной самодеятельности и организации досуга студентов осуществляется Центром. Деятельность ЦКД «Полэкс» включает в себя две составляющие: организацию художественной самодеятельности и организацию культурно-массовых мероприятий.

В ЦКД «Полэкс» действует множество кружков и студий художественной самодеятельности, в которых занимаются более 200 студентов и сотрудников.

Модерн - слово французское, означает «новейший», «современный». Архитекторы, работавшие в этом стиле, противопоставляли живопись и разнообразие своих композиций мёртвому академизму.

Кинотеатр «Художественный», старейший из сохранившихся кинотеатров Ульяновска, был построен еще тогда, когда город назывался Симбирском. Весной 1912 года архитектор Федор Ливчак начал реализовывать проект «электротеатра», как его тогда называли. Ливчак строил здание в своем любимом стиле модерн, хотя название новое заведение получило в честь другого архитектурного стиля «Ампир». Это было помещение с фойе и кинозалом, а также с магазинами и даже парикмахерской. Он считался лучшим «синематографом» Симбирска. В 1921 году в кинотеатре случился пожар. Открылся он спустя шесть лет уже с названием «Художественный». В 1980 году тут сделали ремонт, а уже в начале нынешнего столетия в кинотеатре установили современное оборудование.

Бывший дом врача П.С. Петрова Проект 1911 года реконструкции жилого дома врача Симбирского уездного земства П. С. Петрова составил А.А. Шодэ. Построенный в 1878 году «деревянный на подвальном этаже дом» располагался на усадьбе в Зотовском переулке (ныне пер. Кузнецова, 14).

Архитектор ориентировался на каноны популярного в то время стиля модерн: асимметричный уличный фасад, рельефная пластика стен с выступами и углублениями. Дом был облицован кирпичом, углы обработаны огибающими рустованными лопатками, фриз оформлен нишами. Со стороны двора был пристроен двухэтажный деревянный объём, оштукатуренный с имитацией под кирпичную кладку, на уровне второго этажа находилась застеклённая балконная дверь. Именно эта «дворовая» пристройка с мезонином, завершающаяся шатровой башенкой с декоративным узорчатым металлическим гребнем, придала зданию особую выразительность. Одновременно с домом в дворовой части усадьбы по проекту А.А. Шодэ были выстроены деревянные холодные службы..

В 1980-е годы в здании размещались Дом архитектора, клуб деловых людей, затем кафе, МП «Универсал», страховая компания «Дина». В настоящее время офисное здание.

В 1993 году в пожаре были уничтожены мансарда и верхняя кровля здания. В результате реконструкции здания в середине 1990-х годов облик дома заметно изменился.

Здание общества взаимного кредита1910 г.  История здания, с 1900 г. принадлежавшего Симбирскому отделению Общества взаимного кредита, прослеживается с 1870-х гг., когда купец И.С. Бабушкин построил на усадьбе каменный двухэтажный дом и угловой флигель.В соответствии с проектом, составленным в 1912 г. архитектором Ф.О. Ливчаком в стиле модерн, к существующему дому была возведена двухэтажная пристройка. По-новому были оформлены фасады. Широкие окна первого этажа сочетаются с узкими дверными проёмами между ними. Стены первого этажа и частично верхнего гладкие. От уровня окон до фриза второго этажа стена украшена майоликовой плиткой сиреневого цвета. Угол здания оформлен «висячим» эркером, завершённым куполом со шпилем такой приём был характерен для городской застройки Петербурга.
Симбирское окружное отделение Общества взаимного поземельного кредита осуществляло деятельность до 1918 г. Кроме размещения конторы Общества, дом использовался как доходный. Помещения первого этажа занимали магазины товариществ «Оборот» и «Проводник», К.Ш. Абушева, С.П. Иванова, Г.Д. Фейш, П.В. Григорьева, М.Р. Алмазова. В настоящее время в здании располагается Ульяновский центр научно-технической информации и ряд других организаций.

В 20-30-е гг. ХХ в. был утрачен шпиль с кадуцеем над фронтоном ризалита, вазы с южного фронтона, растительный декор фриза башни и арочного проёма углового входа. В конце 60-х гг. ХХ в. заложен вход со стороны ул. Дмитрия Ульянова. Лестничный пролёт закрыт междуэтажным перекрытием, образовав новое помещение на втором этаже. Со стороны северного дворового фасада сделан новый тамбур входа в подвал из силикатного кирпича. В 70-е гг. ХХ в. заложены три входа по ул. Гончарова и угловой вход. В 90-е гг. ХХ в. построен новый тамбур входа в подвал южного крыла. Утрачены лепные сандрики второго этажа (пять). В 2003 г. со стороны ул. Дмитрия Ульянова сделан новый вход в подвал под металлическим навесом. В 2007 г. утрачен картуш и растительный декор ризалита (фрагменты хранятся в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска» ФГУК ГИММЗ «Родина В.И. Ленина»). В настоящее время утрачена большая часть сандриков второго этажа, часть лепных деталей с растительными мотивами между окнами второго этажа, лепные детали карниза.

Неоготика или псевдоготика направление в архитектуре, соединяющей элементы готики с ясными композициями, идущие от классицизма. Доля «нео» указание, что стиль возник на новом этапе развития архитектуры конца XVIII-середины XIXв в. и является составной частью так называемых исторических стилей. Его популярность быстро росла в начале XIX века, когда все более серьезные и ученые поклонники неоготического стиля стремились возродить средневековую готическую архитектуру в противоположность неоклассическому стилю, который был распространен в то время.

Учебный корпус Ульяновского государственного технического университета. Задумывался как училище для землемеров. Здесь должны были готовить землемеров для проведения столыпинской аграрной реформы. С уходом самого реформатора училище решено было достроить, но тут началась первая мировая война, средств стало не хватать. Чтобы спасти строительство, Василий Заборин применил на практике весьма креативную схему. Он построил первый этаж, заложил его, на вырученные деньги построил второй этаж, заложил уже двухэтажное здание (разумеется, гораздо дороже), на эти деньги построил третий этаж и выполнил отделку здания. Долги возместил, когда дом начал приносить доход. Пока училище строилось, часть помещений доходного дома Забориных отводили для занятий. В революцию семье купцов пришлось покинуть Россию. А здание одно из самых крупных в центре города в 1943 году (год образования Ульяновской области!) заняло местное правительство: обком, облисполком и комсомольская областная организация. Когда был создан Ульяновский политехнический институт, здание вернулось к своей первоначальной функции.

На юго-восточном углу пересечения  улиц Ленина и Железной дивизии стоит неоштукатуренное  кирпичное здание евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии, реконструированное в духе «кирпичной» готики в 1913 году по проекту архитектора Августа Августовича Шоде. Стиль готика был характерен для стран Западной Европы XIII-XIV веков. Этому стилю свойственны стрельчатые арки, витражи окна из кусочков цветного стекла в свинцовой оправе. Прямоугольный объём здания завершает высокая двухскатная кровля, а с западной стороны, по традиции, над главным выходом возвышается стройная многоярусная колокольня. Декоративное украшение стен, прорезанных высокими арочными окнами со стрельчатыми очертаниями, возрастает снизу вверх. Простые и несколько суровые очертания цоколя в нижней части сменяет чёткий ритм небольших готических арочек, образующих изящный поясок в верхней части стен, а дальше украшения ярусов колокольни. Черты особой выразительности придают зданию контрфорсы, расположенные, подобно колоннам в русском зодчестве, в простенках между окнами. Выше карниза они венчаются стройными башенками со скульптурными изображениями распустившихся лепестков крестоцветов. После реставрации и освящения 3 апреля 1994 года кирха (нем. «церковь») стала украшением города, внося спокойствие и духовный уют в один из самых напряжённых угловых участков улиц с трамвайным и автомобильным движением. Глядя на это здание, вспоминаешь слова нашего знаменитого земляка Николая Михайловича Карамзина, отметившего однажды, что «симбирские виды уступают в красе немногим в Европе»

Неоклассицизм эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце XVIII века - нач. XIX века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма XVII века - нач. XVIII века. Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить некие «вечные» эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, «очищенных» от конкретно-исторического, содержания.

В архитектуре выделяются 3 периода: первый (около 1910- середина 1920 гг.), второй (в основном 1930-е гг.) и третий (начавшийся в конце 1950-х гг.). В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма и стиля модерн.

Доходный дом Токарева  Дом построен дом по проекту Ф.Е.Вольсова, в первом этаже которого размещались магазины, во втором квартиры, а в корпусе, примыкающем к дворовому фасаду, типография, представляет собой один из лучших памятников архитектуры неоклассицизма в Симбирске. Здание расположено на углу улиц Гончарова и Д. Ульянова и вместе со зданием Общественного взаимного кредита образует единый ансамбль центральной части города. Выходящий на Большую Саратовскую улицу фасад симметрично расчленен центральным ризалитом, в котором расположена парадная лестница. Эркер и ризалиты являются самыми насыщенными декором элементами фасадов здания. Их решение, построенное на вариациях излюбленных мотивов неоклассицизма венков, гирлянд и эффектных рельефных включений на античные темы, отмечено тонким вкусом и фактурным разнообразием деталей.

В настоящее время здесь располагается Управление федерального казначейства по Ульяновской области.

Здание общественного собрания (Филармония)  Здание филармонии было построено в 1909-1910 гг. по проекту городского архитектора Федора Ливчака для общественного собрания. Позднее в нем размещались Народный дом, Дворец рабочей культуры, кинотеатр «Красная звезда», швейная фабрика, а с 1947 г. филармония. 
Место расположения здания на бульваре «Новый Венец» представляет собой стрелку мыса, с которого открывается обширная панорама Волги и волжских далей. На этом участке в свое время находилась одна из угловых башен Симбирского кремля. Расположенное у самого края косогора с неблагоприятными грунтовыми условиями, здание стало своеобразным «ласточкиным гнездом» города.

Неоренессанс одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX века, воспроизводившая архитектурные решения времён Возрождения, в особенности итальянского Чинквеченто. Отличительные черты: тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование таких архитектурных элементов, как рустика и пилястры.

Дом-памятник писателю Ивану Гончарову  Одним из символов Симбирска-Ульяновска является Дом-памятник Ивану Александровичу Гончарову на Венце (бульвар Новый Венец, 3/4). Инициатива увековечить память о прославленном романисте открытием на его родине «просветительного учреждения» исходила от Симбирской губернской учёной архивной комиссии. Высочайшее разрешение на открытие всероссийского сбора добровольных пожертвований на сооружение Дома-памятника И. А. Гончарову от императора Николая II было получено 18 июня 1910 года. С помощью подписных листов в короткий срок было собрано более 100 тыс. рублей.

6 сентября 1911 года был объявлен Всероссийский конкурс на «составление проектов фасадов и планов Гончаровского дома». Для подведения итогов пригласили ведущих симбирских архитекторов Ф. О. Ливчака и А. А. Шодэ. 6 июня 1912 года в день столетнего юбилея И. А. Гончарова состоялась закладка краеугольного камня будущего дома-памятника. Юбилейные торжества в Симбирске отмечались широко: кроме закладки Дома-памятника, была установлена беседка-памятник И. А. Гончарову в Винновке (архитектор А. А. Шодэ), переименована улица Большая Саратовская в Гончаровскую, в зале Дворянского собрания прошло публичное заседание архивной комиссии.

В декабре 1912 года архивная комиссия поручила разработку проекта здания Августу Августовичу Шодэ, обязав архитектора выполнить эту работу в течение месяца Предложение В. Н. Поливанова взять за образец «внутреннее расположение» здания Радищевского музея в Саратове, построенного в 1885 году по проекту петербургского архитектора И. В. Штрома, было поддержано и членами комиссии. Весной 1913 года А. А. Шодэ внёс некоторые изменения в проект. Строительство Дома-памятника начали в том же 1913 году, для ведения производства сформировали строительную комиссию. Стройкой руководил А. А. Шодэ, его помощником был архитектор В. Г. Иванов. Вместе с отцом в строительстве Дома-памятника принимал участие старший сын А. А. Шодэ Август.

К концу 1914 года строительство близилось к завершению, но и средства Гончаровского фонда были исчерпаны. Чтобы продолжить работу городская управа выдала оставшиеся 5 тыс. руб., ассигнованные местной думой на данное строительство. Были заложены ценные бумаги капитала Карамзинской общественной библиотеки в городской банк, и получены 4,5 тыс. руб. Фабрикант и меценат Н. Я. Шатров пожертвовал 11 тыс. руб.

В октябре 1915 года первый этаж ещё не достроенного дома занял военный госпиталь, по этой причине закончить внутреннюю отделку и перевести сюда музей пока не представлялось возможным. И только Карамзинской библиотеке в ноябре удалось переехать в предназначенные для неё помещения нижнего этажа. В июне 1916 года из-за отсутствия денежных средств строительство Дома-памятника было прекращено. Проект А. А. Шодэ не был реализован полностью.

В октябре 1918 года начался ремонт здания и устранение недоделок, оставшихся со времён строительства. Курировал работы возглавивший в 1917 году архивную комиссию П. Л. Мартынов.

По окончании работ в здании разместился единый Народный музей, созданный по распоряжению Губернского комиссариата просвещения на основе всех имеющихся в Симбирске музеев (в разные годы он назывался Пролетарским, Естественно-историческим, с 1932 года и поныне Краеведческим). В его состав вошли историко-археологический, естественно-исторический, церковный и педагогический музеи. Часть помещений первого этажа Дома-памятника И. А. Гончарову до 1920 года занимал Симбирский пролетарский университет.

В настоящее время в доме-памятнике первый этаж занимает Ульяновский областной краеведческий музей имени И. А. Гончарова, второй Ульяновский областной художественный музей.

Здание ремесленного училища имени графа Орлова-Давыдова

Автором проекта существующего здания училища является петербургский архитектор, академик Роберт Андреевич Гёдике, строивший здания для семьи Орловых-Давыдовых в Усолье, Санкт-Петербурге и Москве.

Ремесленное училище было открыто в 1871 году на средства, пожертвованные бывшим Симбирским губернатором Владимиром Владимировичем Орловым-Давыдовым и его отцом Владимиром Петровичем. При полном шестилетнем курсе обучения, кроме общеобразовательных предметов, здесь преподавались ремесла: токарное по дереву и металлу, столярное, кузнечное, слесарное и паяльное. К концу XIX века в нем обучались 173 воспитанника. Уместно здесь сказать о личностях жертвователей. После возведения на престол Екатерина II, обязанная этому братьям Орловым, предложила им самим выбрать любые земли на Волге. В результате этого братья Орловы получили около 300 000 десятин земли в районе Самарской Луки с десятками тысяч душ. Центром этих владений было село Усолье, входившее в Сызранский уезд Симбирской губернии.

После смерти прямых потомков графов Орловых по мужской линии добрая половина Усольской вотчины перешла в наследство правнуку Григория Орлова Владимиру Петровичу Давыдову (1809-1882 годы), а в 1856 году Давыдовы получили право на фамилию Орловых и графский титул. Все сыновья В.П. Орлова-Давыдова были военными, старший, Владимир (1837 года рождения), стал адьютантом своего родственника князя Барятинского (брата матери), главнокомандующего Кавказской армией. Владимир Орлов-Давыдов в 1859 году участвовал в штурме аула Гуниб и взятии в плен имама Шамиля. Победители были осыпаны наградами, а юный корнет через пять лет становится полковником и флигель-адьютантом Его Императорского Величества. В двадцать девять лет он генерал-майор свиты Его Величества, 6 декабря 1866 года генерал граф В.В. Орлов-Давыдов был назначен Симбирским губернатором. Видимо, симбирцы были в восторге от своего кавказского героя-губернатора. В память о нем был назван Владимирский сад (парк им. Свердлова) и снесенная в начале XX века водонапорная башня. Новый губернатор пожертвовал городу 11 000 рублей на устройство ремесленного училища.

К сожалению, продолжение блестящей карьеры графа В. В.Орлова-Давыдова не состоялось. Через полтора года после назначения он уехал на лечение заграницу и подал в отставку с поста губернатора. Умер молодой граф на греческом острове Корфу в 1870 году. После его смерти отец добавил к пожертвованной сумме значительные средства, на которые и было открыто ремесленное училище.

Ренессанс (фр. «Возрождение») переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Возник в Италии в XIII-XIV веках. Архитекторы той эпохи старались возродить зодчество золотого века античности, но они не просто заимствовали формы античности, а применяли их в новых композициях.

Дом купца Сачкова  Великолепное по красоте здание-образец  использования в русской архитектуре стиля французского ренессанса с применением металла, стекла и глазурованных облицовочных плиток находится на перекрёстке улиц Л.Толстого и Железной дивизии. Это особняк, в котором в сентябре 1833 года у тогдашних хозяев Юрловых гостил А.С.Пушкин. В 1908 году этот дом достался купцу А.А.Сачкову. Одному из лучших  симбирских архитекторов Августу Августовичу Шоде была поручена перестройка дома с обкладкой его кирпичом. Архитектор сохранил облик здания, но ввёл по углам крыши мезонина скульптурные элементы в виде массивных ваз с языками окаменевшего пламени, отличающими  парадную часть особняка в память о пребывании здесь Пушкина. Ступенчатое построение объёма фасадной части вписывается в равнобедренный композиционный треугольник своей уравновешенностью и спокойствием, отдалённо напоминает древние пирамиды Египта.

Неорусский стиль стилевое направление, национально-романтическая ветвь русского модерна, получившая наиболее полное воплощение в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и книжной графике, а также в сценографии. Начало неорусскому стилю было положено в Абрамцеве под Москвой, в художественном кружке С. И. Мамонтова (с кон. 1870-х нач. 1880-х гг.), объединившем художников приверженцев новых форм синтеза искусств

К неорусскому  направлению начала XX века относятся здания Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков (ныне здание УлГУ «на Льва Толстого»), а также собственный особняк Ливчака (Дом актёра)

Здание Ульяновского университета  (ул. Л. Толстого, 42)  Здание отличается архитектурной завершенностью, оригинальным оформлением фасада, было построено в 1911 году по проекту гражданского инженера Фёдора Осиповича Ливчака специально для Симбирского отделения государственного крестьянского поземельного и дворянского земельного банков. Эпический характер оформления главного фасада и интерьеров соответствует национально-романтической ветви модерна в России начала XX века. Своим внешним видом оно напоминает колоссальную крестьянскую избу с высокими скатами крыши, между которыми располагается мансардный этаж. Главный фасад украшают рельефы грибов, бочонков, полотенец. Три спаренных окна верхнего этажа имеют переплетение в виде елочек, окно второго этажа с пологой аркой украшено  двумя фигурами сов. Герб Симбирска в лучах восходящего солнца над Волгой, выполненный в виде майоликового панно над центральным входом, не сохранился. А над всем этим возвышается полоса фриза из цветных керамических плиток с изображениями семи богатырей, как символа могущества, мудрости и милосердия.

Дом актера Дом Федора Ливчака  больше известен в Ульяновске как Дом актера. Здание было построено симбирским архитектором Федором Ливчаком в 1914 году для своей семьи. Здание выполнено в любимом стиле Ливчака неорусском. Но не только это отличает его от других. Этот дом сложен из пустотелых бетонных блоков по технологии, разработанной лично Ливчаком. Вступив в 1906 году в должность городского архитектора, Ливчак стал активно продвигать новый огнестойкий строительный материал пустотелые бетонные блоки. Более того, он даже запатентовал технологию и наладил в Симбирске их производство. В 1908 году в Москве на съезде русских заводчиков Ливчак был отмечен как один из инициаторов применения этого материала. А в 1909 году на выставке в Казани за образец станка для производства блоков он получил серебряную медаль. Впоследствии из этого материала в Симбирской губернии были возведены десятки зданий. Дом Ливчака стал одним из первых.

В 20х годах XX века там находились коммунальные квартиры, в 30-е детские ясли. В 1950 году в здании размещался жилой дом, а затем отделение детской больницы. В 1986 году отреставрированный особняк был передан Союзу театральных деятелей России и с этих пор известен как Дом актера.

В настоящее время этот памятник находится в составе музея-заповедника.

Псевдорусский стиль  является общим условным названием совокупности ряда течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX века и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры

Псевдорусский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре  и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими стилями от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.

Прогрессивные русские архитекторы последней четверти XIX века, стремясь выйти изпод влияния западной архитектуры, усилили поиск нового, самобытного стиля. Одним из главных результатов этих поисков стал псевдорусский стиль так называемого «археологического» направления, основанный на использовании в новых исторических условиях архитектурных форм и мотивов XVI и XVII веков.

Дом офицеров  Ярким примером данного направления является красное кирпичное здание Дома офицеров один из символов старого Симбирска. С 1889 года здание входило в комплекс домов, принадлежащих Симбирскому уездному ведомству. Главным в комплексе являлось угловое двухэтажное здание (с высоким цоколем). В соответствии с традициями древнерусского зодчества общая ассиметричная композиция здания расчленена на отдельные части по законам строгой симметрии. Так, угол здания оформляет башнеобразный выступ, завершённый большим куполом. По торцам здания также расположены башнеобразные выступы с куполами меньшей величины. Такое решение, благодаря сочетанию асимметрии и симметрии, создаёт уравновешенность различных объёмов в одном здании. Богатство силуэта дополняется применением фигурного кирпича. Декоративные детали, линии арок, окон с выступающими кирпичами-клиньями, слегка выдвинутый вперёд вход в здание каждый элемент этого здания, построенного по проекту местного инженера путей сообщения М.Г. Алякринского, повторяет архитектурные приёмы русского XVI-XVII веков.

Эклектика (греч. eclecticism) – направление в искусстве, появляющееся в период упадка того или иного стиля, объединяющее разнородные художественные элементы. Эклектика стала типичной для архитектуры середины и второй половины XIX столетия. Зодчие этого направления использовали формы и композиционные приемы различных эпох, создавая здания и сооружения в стиле неоклассицизма, неоренессанса, русско-византийском и др. Эклектизм оказал значительное влияние на зарождение и развитие модерна. Представителями эклектики в России были К. А. Тон, А. И. Штакен-шнейдер, Л. Н. Бенуа, M. M. Перетяткович и другие известные архитекторы конца XIX начала XX вв.

В Ульяновске к этому стилю можно причислить Дом-музей Гончарова трёхэтажное каменное здание, расположенное на пересечении улиц Гончарова и Ленина.

В начале XVIII века домовладение принадлежало семье Гончаровых. 6 июня 1812 года в этом доме родился писатель И.А.Гончаров. Первоначально дом был кирпичный, двухэтажный с подвалами и антресольным этажом. Здание сильно пострадало во время пожара 1864 года, было восстановлено. В 1898-1900 гг. было коренным образом перестроено новым владельцем купцом ЮргенсомДом, где жили Гончаровы, оказался встроенным в новое трёхэтажное здание. В начале XX века дом принадлежал купцу А.П Балакирщикову. Последняя перестройка здания относится к 1974-1975 гг. По проекту архитектора С.Н.Титова над углом здания была сооружена башенка с часами. В 1910-1918 гг., здесь размещалась 2-я женская гимназия, основанная В.В. Кашкадамовой. В 1982 году открыт музей писателя  И.А.Гончарова.

 

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска

Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2019