Цель современной школы развитие личности учащегося, формирование его ценностного сознания. Ее невозможно достичь без ориентации подростков на значимые для него ценности, без развития духовного мира школьника, его нравственной и эстетической воспитанности.
Полноценная познавательная деятельность школьника выступает в обучении главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости.
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ.doc
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
Цель современной школы развитие личности учащегося, формирование
его ценностного сознания. Ее невозможно достичь без ориентации подростков
на значимые для него ценности, без развития духовного мира школьника, его
нравственной и эстетической воспитанности.
Полноценная познавательная деятельность школьника выступает в
обучении главным условием развития у них инициативы, активной жизненной
позиции, находчивости.
Дополнительное образование в школе, а значит и наличие факультативных
создать широкий общекультурный,
вопервых,
курсов позволяет,
эмоционально значимый для ученика фон усвоения различных направлений
стандарта общего образования и, вовторых, предметно ориентировать его в
таких областях деятельности, которые будут содействовать определению его
жизненных планов.
Интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение, которое получает
ученик в самой деятельности, и есть залог формирования у учащихся
увлеченности наукой, техникой, искусством, трудом, без чего невозможно
всестороннее развитие личности.
Важно не только то, что изучают учащиеся, но и то, как они это делают,
какими методами самостоятельного приобретения знаний и применения их на
практике они овладевают.
При знакомстве с новыми объектами ранее приобретенные знания, умения
и навыки обязательно найдут себе применение в процессе выявления
взаимосвязи этих объектов с другими математическими понятиями.
В 56 классах средней школы изучается курс арифметики, содержащей
основы науки о числах. Это название происходит от греческих слов
"арифмос"число и "техне"искусство. От сознательного и прочного усвоения арифметики целиком зависит
успешность усвоения многих других предметов, в частности алгебры,
геометрии, тригонометрии, физики, химии, астрономии.
В старших классах средней школы уже заложена определенная база знаний
для изучения понятия комплексного числа, представления его в различных
формах записи. А тот фундамент, который был заложен в 56 классах дает
возможность построить на факультативных занятиях арифметику новых
объектов и познакомиться с их многочисленными свойствами.
Говоря о значении комплексных чисел в математическом образовании
учащихся, прежде всего следует иметь ввиду большое идейное богатство
этого понятия.
Понятие комплексных чисел обогащает и завершает одну из основных
идей школьной математики – идею обобщения понятия числа. Знание
комплексных чисел позволяет учащимся глубже осмыслить такие разделы
как решение уравнений и неравенств,
школьной программы,
тригонометрические функции. Открытие комплексных чисел не только
обогатило математику новыми числами более общего вида, но и вооружило
ученых более общими методами исследования.
Многие теоремы алгебры, которые раньше приходилось разбивать на ряд
частных случаев, после введения комплексных чисел приобрели общность,
стала в итоге развиваться одна из важнейших ветвей математического анализа
– теория функций комплексного переменного.
Весь этот разнообразный материал не может быть доведен до сведения
учащихся, однако, некоторые вопросы могут быть изучены в школе на
факультативных занятиях, а это расширит представления учащихся и об
аппарате комплексных чисел и о методах математических исследований.
Существуют пособия для школьников, где кратко изложена теория
делимости в кольце комплексных чисел. Возможно неоднократно поднимался вопрос о включении этой темы в школьную программу, но на данный момент
эта проблема осталась нерешенной.
Школьники уже знакомы с различными видами чисел, правилами
выполнения возможных операций над ними, о существовании не всегда
выполнимых математических действий в определенных числовых множествах.
Знакомство с арифметикой гауссова кольца расширит понятие о числе и
покажет, что наряду с "привычной" арифметикой есть еще и другая, где тоже
имеет место теорема об однозначности разложения на простые множители.
Все вышесказанное обусловило объект, предмет, цели и научную проблему
исследования.
Объектом исследования является процесс обучения математике в
старших классах.
Предметом исследования является процесс систематизации знаний по
математике в старших классах.
Цель исследования заключается в разработке методики организации и
проведения занятий по теме "Арифметика комплексных чисел".
В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой
разработанный факультативный курс будет способствовать повышению
уровня знаний, умений и навыков во многих других разделах школьного курса
которые были изучены
и упорядочит те разрозненные знания,
старшеклассниками ранее.
Научная проблема исследования состоит в обосновании и разработке
наиболее эффективных методов организации повторения и углубления
знаний старшеклассников.
Для решения проблемы были сформулированы следующие задачи:
выявление психологопедагогических и методических
особенностей преподавания математики в старших классах с целью
повышения эффективности изучения курса "Арифметика комплексных
чисел".
разработка содержания и методики изучения факультативного
курса "Арифметика комплексных чисел".
используя педагогический эксперимент проверить правильность
выдвинутой гипотезы.
Основные методы исследования
содержания психолого
педагогической, математической и методической литературы, а также
анализ
содержания школьных учебников и учебных пособий по теме "комплексные
числа", анализ работ по методике преподавания математики.
Психологопедагогические и исторические основы
построения факультативных занятий в средней школе.
С1967/1968 учебного года в 710 классах средней школы введены
факультативные занятия по выбору учащихся. Цель таких занятий
расширение, углубления знаний, развитие интересов и способностей учащихся
в избранных ими областях знаний и воспитание у них определенных навыков
самостоятельной работы.
Применительно к математике эта цель заключается в ознакомлении
школьников с важнейшими современными понятиями и идеями математики, и
отдельными вопросами , связанными с ее приложениями. Факультативный
курс включает в себя такое содержание, которое предстоит осваивать
школьникам за пределами общеобразовательного государственного стандарта.
По сравнению с другими формами повышенной подготовки учащихся
(специальными школами и классами с углубленным изучением отдельных
предметов) факультативные занятия являются самой массовой формой,
доступной для учащихся.
Специфика факультативных занятий разрешает определенную
автономность содержания факультативного курса,
что позволяет преподавателю проявлять самостоятельность в отборе материала для
изучения и выборе форм его изложения. Одной из важнейших задач обучения
математике в общеобразовательной школе является формирование и развитие
средствами математики интеллектуальных качеств личности.Специфика
факультативных курсов позволяет решать сложные проблемы: повышение
интереса к наукам, обеспечение высокого теоретического уровня знаний,
ориентация учащихся в отношении выбора жизненного пути.
Учитывая то, что учащийся вправе сам выбирать вид деятельности,
занятия в соответствии со своими интересами, склонностями и
способностями, и то, что индивидуальные различия учащихся в характере
мыслительной деятельности, степени подготовки тоже присутствуют, особую
значимость в ходе факультативных занятий обретает индивидуальный подход
и самостоятельность в процессе изучения содержания курса. Отсутствие
обязательного минимума знаний и умений, которыми должны овладеть
учащиеся дает учителю возможность применять индивидуальный подход к
каждому ученику с учетом его способностей. С другой стороны,
заинтересованность и добровольное посещение учащимися факультативов
создает благоприятную почву для получения, понимания и усвоения новых
знаний.
В работах И.М.Смирновой рассмотрена концепция разделения учащихся
по отношению к школьному курсу математики на три группы.
Первую группу должны составлять школьники, для которых математика
является лишь элементом общего развития и в их дальнейшей деятельности
будет использоваться лишь в незначительном объеме. Для этой категории
существенно овладение общей математической культурой, а вовсе не
ремесленными навыками решения стандартных задач.
Во вторую группу могут входить учащиеся, для которых математика
будет важным инструментом в их профессиональной деятельности. Для этой
категории существенны не только знания о математических фактах, навыки логического мышления, пространственного представления, но и прочные
навыки решения математических задач. Наконец, в третью группу нужно
отнести тех учащихся, которые выберут математику (или близкие к ней
области знания) в качестве основы своей будущей деятельности. Учащиеся
этой группы проявляют повышенный интерес к изучению математики и
должны творчески овладеть ее основами. Таким образом получаем, что
современная трактовка дифференциации делится на уровневую и
профильную.
Уровневая дифференциация вытекает из того, что обучаясь в одном
классе, по одной программе и учебнику, школьники поразному усваивают
материал. Определяющим здесь является уровень обязательной подготовки и
достижение его свидетельствует об усвоении.
Профильная дифференциация предполагает обучение различных групп
школьников по программам, отличающимися глубиной изложения материала,
объемом, формами и методами преподавания.
Этот вид дифференциации предполагает наличие достаточно единого
базового образования и утверждения школьников в своих склонностях. Таким
образом, наличие в современной школе классов с различной специализацией, а
также всевозможных типов учебных заведений (гимназий, лицеев и др.),
наложило отпечаток на организацию и проведение факультативных занятий,
особенно в старших классах.
При разработке факультативного курса надо учитывать:
в каких классах (с какой специализацией) будут проводиться
факультативные занятия;
тема;
в каком объеме в них изучается выбранная для факультативна
в каком порядке целесообразно рассматривать программный и
факультативный материал; В старших классах современной школы факультативные занятия
способствуют: учету индивидуальных способностей и склонностей учащихся
при обучении, стимуляции интереса к наукам, достижению высокого уровня
возможности профессионально ориентировать школьников,
знаний,
ликвидации перегрузки учебных планов и программ.
Психологопедагогические особенности построения факультативов
для учащихся старших классов.
Любой факультативный курс конструируется таким образом, что несет в
себе выполнение основных образовательных функций :
психологопедагогическую, познавательную и практическую.
Психологопедагогическая функция включает воспитание
математической культуры учащихся. Сюда входят знания и умения в
формировании которых математика участвует наряду
с другими
школьными предметами, и также те знания и умения, которые составляют
специфику самой математики.
Овладение практически любой современной профессией требует тех или
иных знаний по математике. С математикой связана и компьютерная
грамотность. Развитие науки и техники, высокий интеллектуальный уровень
специалистоввсе это приводит людей к необходимости пополнять свои
знания и стремиться к повышению квалификации. Это выдвигает перед
школой задачу всемерного развития у учащихся математических
способностей, склонностей и интересов. Важнейшая задача обучения математике пробудить у школьников
потребность активно мыслить, преодолевать трудности при решении
разнообразных задач, искать наиболее рациональные пути решения этих задач.
Научить их доказывать существование вводимых математических понятий,
опровергать ложные предложения, проверять правильность обратного
предложения и т.д. такими логическими умениями должен овладеть
школьник.
Решение выдвинутых задач возможно на факультативных занятиях по
математике, учитывая их специфику: это и малочисленность группы
учащихся, и их заинтересованность в посещении таких занятий, а также
присутствие интереса к "новым открытиям", которые трудно реализовать в
полном объеме.
Факультативный курс должен способствовать формированию и
развитию самостоятельной, творческой и мыслительной деятельности
учащихся.
Психология является необходимой базой методики любого учебного
предмета, в том числе и математики. Знакомство с психологическими
теориями и концепциями помогает учителю глубже понять основные
направления в совершенствовании учебного процесса по математике.
Огромную роль здесь играет принцип единства сознания и деятельности,
разработанный А.Н.Леонтьевым и С.Л.Рубинштейном. Его суть состоит в том,
что человеческая психика проявляется и формируется в деятельности
трудовой, учебной, игровой.
Какими бы природными задатками ни обладал от рождения человек, они
смогут получить свое развитие лишь в процессе деятельности. Важно, чтобы
школьник усваивал материал в порядке активной работы над ним. Задача
преподавателя заключается в том, чтобы работа эта была насыщена
элементами самостоятельности, творчества, только тогда ученики смогут
направлять свою интеллектуальную активность и ранее усвоенные знания на "открытие" важных существенных признаков новых понятий и применять их в
своей дальнейшей познавательнопрактической деятельности. Развивает не
само знание, а специальное его конструирование. Факультативный курс
должен не просто излагать систему знаний, а особым образом организовывать
познание ее ребенком.
Здесь очень многое зависит от учителя, задача которого состоит в
создании психологопедагогических условий, стимулирующих учащихся к
использованию и выбору наиболее рациональных, личностнозначимых
способов.
При таком подходе в центре внимания оказывается не усредненный
ученик, а каждый школьник, как личность в своей самобытности,
уникальности.
При разработке факультативного курса нужно учитывать
самостоятельность и индивидуальный подход в обучении.
Хорошо известно, что все люди разные. Выявляются различия в типе
темперамента, в психических свойствах и в скорости протекания нервных
процессов. Люди рождаются с различными задатками, которые развиваются в
различные способности.
При значительном разбросе индивидуальных особенностей учеников и их
численности, обычно учитель не может учесть в достаточной мере
особенности каждого, и учебный процесс строится в расчете на среднего
ученика, который только и чувствует себя более или менее комфортно при
таком обучении. Но учитель всегда должен учитывать индивидуальные
особенности учащихся.
Процесс изучения факультативного курса должен быть организован так,
чтобы каждый учащийся в данный отрезок времени овладел одним и тем же
объемом теоретического материала, выбрав такой уровень изложения этого
материала, который соответствует его индивидуальным особенностям. При
разработке курса для старшеклассников должен быть учтен и критерий индивидуализации и
самостоятельности в обучении.
самостоятельности при изучении содержания факультативного курса дает
Сочетание
возможность школьникам выполнять различное количество упражнений
разного уровня.
При разработке факультативного курса нужно учитывать и
возрастные особенности учащихся.
Школа занимает большое место в жизни старших подростков, но у разных
детей проявляется поразному, несмотря на осознание важности и
необходимости учения. Известно, что дети различаются по некоторым
важным параметрам: отношение к учению, общему развитию, способам
усвоения учебного материала. Учет перечисленных различий дает более
полноценное усваивание новых знаний школьниками.
Для старших подростков обучение в 1011 классах это период выработки
жизненной позиции, сознательного отношения к выбору профессии. Таким
образом при обучении старшеклассников имеется возможность использовать
специфические достоинства возраста :
возросшие моральные и интеллектуальные силы и их продолжающийся
рост; рост произвольности психических процессов, лежащих в основе умения
управлять собой; формирование обобщенных форм самосознания, отношение
к себе как к реально взрослым; умение увидеть сильные и слабые стороны
своего развития.
Самообразование главным образом связано с выбором будущей
профессии. Кроме того, возникает потребность в само регуляции, т.е. в
управлении и развитии личности.
Все большее значение мышлении старшеклассника наряду с конкретным
занимает
абстрактное мышление.Учащиеся стремятся к установлению
причинноследственных связей и других закономерностей между явлениями
окружающего мира,
умение
аргументировать суждения, более успешно осуществляют перенос знаний и
проявляют критичность мышления, умений из одной ситуации в другую. В ходе усвоения учебного материала
старшеклассники стремятся самостоятельно раскрывать отношения общего и
конкретно выделять существенное, а затем формулировать определения
научных понятий.
Учащиеся старших классов умеют абстрагировать и обобщать материал,
происходит формирование теоретического мышления. Теоретическое
мышление характерно тем, что совершается в форме абстрактных понятий и
рассуждений. Поэтому при построении занятий со старшеклассниками удобно
использовать такие особенности мышления, как:
умение сравнивать сопоставлять объекты познания с целью
нахождения сходства и различия между ними
умение анализировать мысленное расчленение предмета
познания на части
умение синтезировать мысленное соединение отдельных
элементов в единое целое
умение абстрагировать мысленное выделение какихлибо
существенных свойств и признаков объектов при одновременном
отвлечении от всех других их свойств и признаков. Это умение особенно
важно для математических наук, т.к. многие математические понятия
являются абстрактными объектами
умение обобщать мысленное выделение общих свойств в двух
или нескольких объектах и объединение этих объектов в группы (от
частного к общему); мысленное выделение в рассматриваемом объекте или
нескольких объектах их свойств в виде общего понятия (от общего к
частному)
умение конкретизировать может выступать в двух формах:
мысленный переход от общего к единичному или восхождение от абстрактнообщего к конкретно частному путем выявления различных
свойств и признаков этого абстрактнообщего [36].
Формирование у учащихся способности к выполнению умозаключений
влечет за собой развитие логического мышления. Развитие интеллекта в
юношеском возрасте тесно связано с развитием творческих способностей.
Старшеклассники не просто усваивают информацию, а проявляют
интеллектуальную инициативу, стремятся к созданию чегото нового, любят
исследовать и экспериментировать. Все это создает благоприятную основу
для развития творческого мышления. Результат такого мышления не просто
применение известных представлений, понятий и операций, а создание новых
образов, значений и способов решения задач. В юношеском возрасте
происходит активный процесс формирования мировоззрения. Молодые люди
стремятся свести все принципы в определенную целостную систему, понять
окружающий мир, оценить его, определить свое отношение к нему. Поэтому
старшеклассники в большей степени интересуются предметами, которые им
нужны в связи с выбранной профессией. Для них на этот период времени
целесообразнее сосредоточить свое внимание на избранных науках, чем
изучать все подряд в ознакомительных целях. Поэтому одной из важнейших
задач является формирование у старшеклассников правильных представлений
о той роли, которую играет тот или иной раздел обучения в жизни общества.
Факультативный курс должен способствовать появлению у
учащихся умения решать задачи.
Решение задач занимает в математическом образовании огромное место.
Психологические исследования проблемы обучения решению задач
показывают, что основные причины несформированности у учащихся общих
умений и способностей в решении задач состоят в том, что школьникам не
даются необходимые знания о сущности задач и их решений, а поэтому они
решают задачи, не осознавая должным образом свою собственную деятельность. У учащихся не вырабатываются отдельно умения и навыки в
действиях, входящих в общую деятельность по решению задач, поэтому им
приходится осваивать эти действия в самом процессе решения задач, что
многим школьникам не под силу.
За время обучения в школе каждый ученик решает огромное число задач.
При этом все учащиеся решают одни и те же задачи. Но в итоге некоторые
ученики овладевают общим умением решения задач, а многие встретившись с
задачей незнакомого или малознакомого вида, теряются и не знают, как к ней
подступиться.
Одной из причин является то, что одни ученики вникают в процесс
решения задачи, стараются понять, в чем состоят приемы и методы решения
задач, изучают задачи. Другие же, к сожалению, не задумываются над этим,
стараются лишь как можно быстрее решить заданные задачи. Эти учащиеся не
анализируют в должной степени решаемые задачи и не выделяют из решения
общие приемы и способы. Задачи решаются лишь ради получения ответа. Не
стимулируется постоянный анализ учащимися своей деятельности по
решению задач и выделению в них общих подходов и методов, их
теоретического осмысления и обоснования.
Все это можно реализовать на факультативе. Вопервых, время
преимущественно распределяет сам преподаватель, вовторых, он вправе
выбрать тот оптимальный ход урока, который будет способствовать не только
прочному усвоению новых знаний, но и выработке умения решать задачи.
Главный принцип здесь научить учащихся такому подходу к задаче, при
котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение
как объект конструирования и изобретения.
Факультативный курс должен вызывать интерес учащихся к
содержанию и процессу обучения.
Только благодаря появлению эмоционального переживания возникает
интерес к предмету, отдельному явлению, появляется потребность в деятельности. Без интереса ученик не учится, без потребности по той или
иной причине он не решает задачи, без устойчивости этих сопровождающих
деятельность потребностей невозможно формирование системы ценностей.
Поэтому изучаемый материал должен вызывать интерес у учащихся.
Как бы ни старался учитель, к каким бы методикам не прибегал, какой бы
техникой не владел повысить эффективность обучения, не вызывая у
обучающихся интереса к учебному материалу, невозможно.
При построении занятий со старшеклассниками необходимо учитывать их
психологопедагогические возможности и потребности:
развивать логическое мышление, которое учит внимательности,
аккуратности, умению абстрагироваться от конкретного содержания;
обращать внимание учащихся на межпредметные связи; подбирать задания,
способствующие проявлению самостоятельности и творческих способностей
учащихся;создавать возможности для углубления и совершенствования знаний
в направлении выбранной ими профессии; подкреплять все новые понятия
историческими сведениями для дальнейшего развития математической
культуры.
Методические особенности изучения курса "Арифметика
комплексных чисел".
Существует достаточное количество пособий по комплексным числам.
Рассмотрим поподробнее, как изложен в них учебный материал по
комплексным числам.
В пособии для факультатива [1] А.А.Абрамова, Н.Я.Виленкина
содержится глубокий традиционный курс: построение комплексных чисел в
a+bi, далее идет знакомство с тригонометрической формой
виде
комплексных чисел. Рассматривается показательная, логарифмическая и тригонометрическая функции комплексного переменного. Большое место в
пособии занимают приложения комплексных чисел: рассматривается основная
теорема алгебры многочленов и ее следствия; применение комплексных чисел
для описания всевозможных перемещений плоскости; затронуты и
дифференциальные уравнения.
В пособии под редакцией В.А.Жарова [16] исследуется расширение
понятия числа, комплексные числа представлены через вектора.
Учебник алгебры и математического анализа для учащихся 11 классов с
углубленным изучением математики Н.Я.Виленкина и др. [10] также содержит
тему "Комплексные числа". Первоначально комплексные числа представлены
упорядоченными парами, а далее учащимся предложено перейти к
алгебраическому виду. Основные сведения по комплексным числам даны
обзорно и в минимальном объеме. Из приложений можно выделить лишь
применение основной теоремы алгебры многочленов.
В пособии [15] А.П.Иванова и В.М.Кондакова рассматривается
тригонометрическая форма записи комплексного числа и соответствие между
комплексными числами и точками плоскости. Решение алгебраических
уравнений nой степени выделены в виде приложений комплексных чисел.
Объем изложенного материала с текстом упражнений занимает всего 10
страниц, что говорит о чрезмерной краткости.
В пособии [40]Лисичкина сначала вводится понятие мнимой единицы, а
только потом идет определение комплексного числа. Далее рассматриваются
действия над комплексными числами в алгебраической и тригонометрической
формах и, показательная форма комплексного числа. На этом знакомство с
комплексными числами заканчивается.
В пособии Л.А.Калужнина [17] сразу вводятся толшько целые
комплексные числа. Дальше определяются операции над ними. Потом следует
Рассматриваются
определение нормы целого комплексного числа.
взаимосвязи между простыми гауссовыми и простыми рациональными числами. Поднимается вопрос о том, когда же положительное целое
рациональное число является нормой некоторого целого гауссова числа.
Материал,
отличается своей
неординарностью и конкретными целями изложения, но теория делимости
содержащийся в этом издании,
здесь четко не выстроена, т.к. часть необходимых формулировок и
доказательств отсутствует.
Именно поэтому наша задача при создании факультативного курса
"Арифметика комплексных чисел" объединить "традиционную часть"
(определение понятия комплексного числа, возможные формы записи
комплексных чисел, правила выполнения действий над ними и т.д.) с
постепенным углублением в построение арифметики комплексных чисел,
показывая тем самым, что основная теорема арифметики может быть
применима к "новым объектам".
Содержание курса “Арифметика комплексных чисел”.
Проанализировав психологопедагогические особенности построения
факультативов для учащихся старших классов, содержание учебной
литературы, содержащей тему “комплексные числа”, мы подобрали
оптимальное на наш взгляд содержание факультативного курса, которое
приведем ниже.
1. Понятие комплексного числа. Действия над комплексными числами.
2. Сопряженные комплексные числа.
3. Геометрическая интерпретация комплексного числа.
4. Тригонометрическая форма комплексного числа. Решение квадратных
уравнений, дискриминант которых отрицателен. 5. История открытия комплексных чисел. Целые гауссовы числа, как частный
случай комплексных чисел.
6. Целые гауссовы числа и их расположение на комплексной плоскости.
7. Отношение делимости на множестве целых гауссовых чисел. Простые
гауссовы числа.
8. НОД целых гауссовых чисел.
9. Основная теорема арифметики в кольце гауссовых чисел. Основное
свойство простого числа.
10. Алгоритм факторизации целого гауссова числа.
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
АРИФМЕТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.