Арт-практики в ДОУ

  • docx
  • 25.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс Арт-практики в ДОУ.docx

Марстер-класс "Арт-практики в ДОУ"

 Введение

Арт-практики в детских образовательных учреждениях (ДОУ) играют важную роль во всестороннем развитии детей. Они помогают развивать креативное мышление, мелкую моторику, эмоциональный интеллект и социальные навыки. Сегодня, мы рассмотрим несколько эффективных арт-практик, которые используются в нашем детском саду.

 

1. Использование нетрадиционного физкультурного оборудования «Волшебные палочки-нудлы»

В настоящее время проблема здоровья детей стала особенно актуальна,  так как в последнее время значительно увеличилось количество физически ослабленных детей.

Одной из причин этого является дефицит движения по причине их длительного пребывания в сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами. Особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе. В связи с чем, наблюдается переутомление у детей, снижение их функциональных возможностей, что сказывается на их здоровье.

Нетрадиционное физкультурное оборудование.

Известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, необходимо развивать и поддерживать у них потребность в движении, физических нагрузках.

Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физической культуры, развитию интереса к движению.

Еще Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что ребенок занимается охотно только тогда, когда ему это интересно.

На наш взгляд, заинтересовать детей позволяет нетрадиционное оборудования, которое объединяет физкультуру с игрой и создает условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в двигательной деятельности.

И сегодня мы хотим Вас познакомить с одним из таких пособий, а именно, с аквапалками – нудлами, которые можно использовать как на занятиях физической культуры, так и на прогулке в индивидуальной и совместной деятельности с детьми.

Нудл представляет собой гибкую палку из вспененного полиэтилена, которую можно приобрести в любом строительном, спортивном магазине, заказать по интернету или же изготовить самостоятельно.

 

Эффективность применения нудлов.

Нудлы - безопасные, простые в применении, гибкие, эстетичные, в яркой цветовой гамме. Для того, чтобы было больше различных вариантов использования нудлов, существуют специальные коннекторы (соединители), которые позволяют делать из них разнообразные фигуры

Применение нудлов на физкультурных занятиях, занятиях на свежем воздухе, на прогулках,  в играх и эстафетах, вносит разнообразие, эффекты новизны, позволяют шире использовать знакомые упражнения. Тем самым мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной активности, увеличиваем объем двигательной нагрузки, поднимаем эмоциональный настрой.

 

 Преимущества использования нудлов:
1. Развитие моторики: Нудлы отлично подходят для тренировки мелкой и крупной моторики.

2. Доступность для всех возрастов: Упражнения с нудлами могут выполнять как дети, так и взрослые. Это отличный способ сделать физическую активность веселой и увлекательной!
3. Разнообразие упражнений: С помощью нудлов можно выполнять огромное количество разных упражнений: от растяжки до силовых тренировок.

 Примеры упражнений с нудлами:
— Балансировка.
— Упражнения на гибкость.
— Силовые тренировки.

 2. Пластилинотерапия

Пластилинотерапия – это эффективный метод работы с детьми, который развивает творческие способности и мелкую моторику. Создавая фигуры из пластилина, дети могут выразить свои эмоции и мысли, что способствует их психологическому благополучию. В процессе работы с пластилином дети учатся терпению, вниманию и усидчивости.

Виды пластилинографии:

Прямая  пластилинография изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Обратная пластилинография (витражная) –

       изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Контурная пластилинография – изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной  поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины на плотной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

И т.д.

 3. Использование STEM-оборудования в работе с детьми с ОВЗ

STEAM-конструирование для детей старшего дошкольного возраста может быть организовано воспитателем или специалистом:

              - по любой лексической теме,

              - с опорой на схему или по собственному замыслу детей,

              - с включением задач из разных образовательных областей.

Цель: развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и навыков конструирования на плоскости; совершенствование крупной моторики и зрительно-моторной координации детей.

Задачи, которые также успешно решаются в процессе игры:

- закрепление графических образов цифр, геометрических фигур, букв и умение их сопоставлять и сравнивать;

-  развитие крупной моторики и координации детей;

- развитие ориентировки на плоскости и навыков конструирования на горизонтальной плоскости;

-  развитие памяти, восприятия, мышления, коммуникативных навыков.

Большее количество наборов позволяет включить в игру достаточное число детей, также играть и соревноваться командами или парами. В ходе индивидуальной работы с ребенком данная игра также позволяет решать широкий спектр задач и мотивирует на деятельность!

STEAM-конструирование дает простор детской фантазии и воображению, ведь вместо цифр и букв дети могут придумать и изобразить какие-то дорожки или препятствия для их прохождения. Мы строим на занятиях, как простой «мостик», так и зигзагообразную «тропку», причем дорожка может быть и замкнутой, и открытой, любой сложности в зависимости от поставленных задач и уровня развития детей.

STEM-образование актуально для всех детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Специально адаптированные технические наборы и образовательные игры позволяют детям учиться основам науки, технологии, инженерии и математики через игру. Это формирует интерес к изучению и помогает развить навыки критического мышления.

Использование учителем-логопедом в работе с детьми stem технологий (радужные камешки, Су-Джок мячи, разноцветные Фиксики), позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции. А это является очень важным при работе с детьми с нарушения речи.

4. Волшебный рисунок песком и на песке

Рисование песком – это уникальная форма арт-выражения, которая способствует сенсорному развитию детей. Создание картин на песке помогает детям взаимодействовать с природными материалами и развивает воображение. Этот метод также имеет терапевтический эффект, помогая детям расслабиться и выражать свои эмоции.

 У песочной психотерапии много названий, это: «Игра в песок», «Пескотерапия», «Пескокоррекция».

Порисовать можно и песком и на песке.

1. На световом столе.

2. Кинетическим песком.

3. В классической Юнгианской песочнице.

- Рисование песком в детском саду — это простой и доступный вид изобразительной деятельности, который позволяет детям выразить в рисунке чувства и эмоции. 

Существуют разнообразные пальчиковые игры с кинетическим песком: Игра «Снег», «Дождик», «Прыгают зайцы», «Замесим тесто», «Слепим пирожок», «Похлопаем песочек» и т.д.

- На лепёшке из кинетического песка с помощью палочки можно рисовать всё что хочется (не структурированное рисование)

- Можно рисовать кинетическим песком на доске.

Рисование песком на световом столе

Упражнение «Веселый - грустный - сердитый - испуганный»

Упражнение «Рукавички» (модификация методики ГА. Цукерман)

Дети делятся на пары. Каждой из них дается задание нарисовать две рукавички так, чтобы они составили комплект. Дети могут придумать и изобразить узор на рукавичках, но сначала им надо договориться между собой об этом.

Классическая Юнгианская песочница

В  коррекционной работе с классической Юнгианской песочницей большое значение отводится символам, каждая фигура в песке символична.

В песочнице можно проводить игры для развития мелкой моторики, например:

·        «Песочный дождик» (пересыпание песка из руки в руку),

·        «Рисуем на песке» (рисование дорожки, речки, моря, следов животных, птиц, проползающей змеи, следы санок, шагающих пальцев, узоров). 

·        «Фигуры» ориентировка на плоскости (рисование фигур в нижнем правом углу, верхнем левом, центре).

·        «Найди» (поиск засыпанной игрушки, вариант игры «Волшебный мешочек»).

 

 

 

 

 

5. Хор рук

«Хор рук» – это коллективная деятельность, в которой дети создают разные формы и фигуры с помощью своих рук. Это позволяет развивать не только моторику, но и умение работать в команде, а также способствует социализации детей. Данный метод пропагандирует креативность и визуализирует течение музыки через движения рук.

 «Хор рук» — это арт-методика, в которой используется синхронное движение рук участников для создания музыкального и визуального представления. Это может быть как элементарное исполнение ритмических движений, так и более сложные хореографические композиции, включающие элементы театрализации. 

 Как организовать занятие:
1. Подбор музыки: Начните с выбора легкой и мелодичной музыки, которая вдохновит детей на движение.
2. Вводная часть: Обсудите, что такое «Хор рук», и покажите простые примеры движений, которые они смогут выполнять.
3. Создание хореографии: Разделите детей на группы и предложите им создать собственный номер, используя движения, которые были представлены ранее.
4. Презентация: В конце занятия можно организовать мини-концерт, где каждая группа покажет свои достижения.

 

 6. Современные нетрадиционные техники «Зентангл и дудлинг»

Зентангл и дудлинг – это современные техники рисования, которые основываются на создании абстрактных узоров. Эти методы помогают детям расслабиться и увлечься процессом творчества. Работая с этими техниками, дети развивают внимание, креативное мышление и навыки самоорганизации.

 

Более подробно про эти современные нетрадиционные техники, вы узнаете из моего мастер-класса

Введение в арт-терапию

Арт-терапия — это метод, который использует творческое самовыражение для улучшения психоэмоционального состояния.

В контексте работы с детьми, особенно с дошкольниками, арт-терапия становится важным инструментом, позволяющим:

1.     Развивать эмоциональную грамотность: Дети учатся распознавать и выражать свои эмоции через творчество, что способствует их эмоциональному развитию.

2.     Улучшать коммуникацию: Арт-терапия предоставляет детям альтернативные способы общения, что особенно важно для тех, кто испытывает трудности в вербальном выражении своих мыслей и чувств.

3.     Снижать уровень стресса: Творческий процесс может быть расслабляющим и успокаивающим, помогая детям справляться с тревогой и стрессом.

4.     Стимулировать креативность: Занятия арт-терапией развивают творческое мышление и воображение, что важно для общего развития ребенка.

5.     Укреплять самооценку: Создание произведений искусства дает детям возможность гордиться своими достижениями, что способствует формированию положительного образа себя.

6.     Формировать социальные навыки: Совместные занятия арт-терапией помогают детям учиться работать в команде, делиться и взаимодействовать с другими.

В рамках мастер-класса "Современная нетрадиционная арт-терапия: Зентангл и дудлинг в работе с дошкольниками" Вы ознакомитесь с методами и техниками, которые помогут Вам эффективно использовать эти подходы в своей практике, создавая безопасную и поддерживающую среду для детей.

Обзор тематики мастер-класса: Зентангл и дудлинг

Зентангл и дудлинг — это два метода, которые позволяют детям свободно выражать свои мысли и чувства через рисование. Эти техники не требуют художественных навыков и могут быть использованы для развития осознанности и креативности.

Теоретическая часть

Зентангл (в переводе zen — уравновешенность, tangle – путаница, завитки и rectangle —прямоугольник):

 

·         Определение и история возникновения: Зентангл — это метод рисования, который был разработан в 2003 году Риком Робертсом и Мэри Тейлор. Он основан на создании сложных узоров из простых форм.

·         Принципы зентангла:

o    "Нет ошибок" — каждый штрих имеет значение.

o    "Медленное рисование" — процесс важнее результата.

o    "Осознанность" — помогает сосредоточиться на моменте.

·         Психологические и образовательные преимущества: Зентангл способствует снижению стресса, улучшению концентрации, памяти и развитию моторики, поднятию настроения, стимулированию творческих способностей, успокаиванию при стрессах, что способствует умственному расслаблению.

Дудлинг (от английского слова doodle):

 

Что такое дудлинг и его отличие от зентангла: Дудлинг — это свободное рисование, которое не требует предварительного планирования. В отличие от зентангла, дудлинг более спонтанен. Это рисование с помощью простых элементов (кружков, закорючек, ромбиков, точек, палочек и.т.д). Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. В рисовании этой техникой, нет никаких правил, можно и нужно экспериментировать с цветами, формами, пробовать разные узоры.

 

·         Применение дудлинга для развития моторики и креативности: Дудлинг помогает развивать мелкую моторику, креативное мышление, художественные способности, будит детскую фантазию, воображение. Рука рисует, мозг отдыхает, а глаза наслаждаются тем, что получается. Это весело!

·         Примеры успешного использования дудлинга в образовательной практике: Многие педагоги используют дудлинг для снятия напряжения и как способ вовлечения детей в процесс обучения.

Практическая часть

Мы сегодня с вами попробуем соединить эти две техники в одном рисунке. Сам рисунок выполняется черным цветом, а потом раскрашивается.

Ваша задача, обвести силуэт животного на листе, затем, разбить его на части и сегмент за сегментом зарисовать разнообразными элементами: точками, завитками, волнистыми линиями и др. Далее, выйти за пределы силуэта и, дав волю своей фантазии, заполнить узорами все пространство листа.

МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ

Перед тем, как приступить к работе не спешите, подумайте, что же вы нарисуете, ведь стереть и нарисовать заново здесь уже нельзя.

 

Обсуждение и обмен опытом

·         Участники делятся своими впечатлениями от практической части, обсуждая, что им понравилось и что было сложно.

·         Обсуждение возможных трудностей и способов их преодоления, что поможет в будущем.

·         Идеи по внедрению зентангла и дудлинга в образовательный процесс, чтобы расширить использование этих техник.

Заключение

Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Такие занятия дают возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения, укрепляется вера в собственные силы, развивается индивидуальность, самостоятельность. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику пальцев рук, готовит руку к письму.

 

Подведение итогов мастер-класса, обсуждение ключевых моментов.

Рекомендации по дальнейшему изучению и практике, чтобы участники могли продолжать развивать свои навыки и применять их в работе с детьми.

Спасибо за внимание!

 Заключение

Арт-практики в ДОУ являются важным инструментом в воспитании гармонично развитой личности. Они способствуют не только творческому развитию детей, но и их физическому, эмоциональному и социальному благополучию. Внедрение таких практик в образовательный процесс станет залогом успешного формирования устойчивых навыков и интереса к обучению у детей.