Арт-терапевтическое упражнение «Карта моего сердца» для 3-5 класса.
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
3 кл—5 кл
20.06.2018
Арт-терапевтическое упражнение «Карта моего сердца» для 3-5 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. С помощью «Карты» можно диагностировать некоторые значимые стороны развития личности в коллективе (окружение, характер общения, предпочтения и пр.).Арт-терапевтическое упражнение «Карта моего сердца» для 3-5 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. С помощью «Карты» можно диагностировать некоторые значимые стороны развития личности в коллективе (окружение, характер общения, предпочтения и пр.).
КАРТА МОЕГО СЕРДЦА.docx
А
Ц
Д
Р
Е
С
О
Г
Е
О
М
А
Т
Р
А
К
6
1
0
2
«Карта моего сердца» как арттерапевтическое
упражнение позволяет участникам познакомиться
друг с другом и способствует созданию доверия,
раскрепощения.
Цель применения упражнения создание условий для
самораскрытия, стимулирование рефлексии, развитие
эмоционального и социального интеллекта в рабочей
группе и индивидуально.
С помощью
«Карты» можно диагностировать
некоторые значимые стороны развития личности в
коллективе
общения,
предпочтения, интересы).
(окружение,
характер «КАРТА МОЕГО СЕРДЦА»
КАК АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ
инструментария есть много
Среди разнообразного арттерапевтического
интересных и для детей, и для взрослых упражнений. Автор идеи «Карты сердца»
— американская писательница и поэтесса Джорджия Хёрд (Heard), а более
подробно об этом рассказала главный редактор журнала «Школьный психолог» М.
Чибисова.1
Среди возможных целей, с которыми можно использовать «Карту», — создание
условий для самораскрытия, стимулирование рефлексии, развитие эмоционального
и социального интеллекта как детей, так и взрослых. «Карту моего сердца» можно
проводить в начале групповой работы, так как она позволяет участникам
познакомиться друг с другом и способствует созданию доверия, раскрепощения. Не
менее интересно и увлекательно проходит заполнение «Карты» и в середине
групповой работы (тренинга, занятия, семинара), когда необходимо раскрыть
позитивные стороны своей жизнедеятельности, осознать их, а может быть, и
пересмотреть. Это арттерапевтическое упражнение можно использовать и
индивидуально.
Для рефлексии при индивидуальной работе с детьми можно задать такие вопросы:
● Какие мысли и чувства возникали при составлении карты?
● Что первое пришло в голову?
● Как ты выбирал, что именно разместить на карте?
Материал: схематическое изображение сердца на листе бумаги А4 (приложение); ручки.
Инструкция. Когда мы говорим о том, что любим, помним, о какихто важных для
себя вещах, мы часто используем такую фразу: «Я сохраню это в своем сердце». В
нашем сердце есть место для людей, занятий, даже для какихто вещей и предметов.
Давайте составим карту вашего сердца. Она поможет вам больше узнать о себе, о
памяти эмоций или, проще говоря, памяти сердца.
На карте сердце разделено на части. Вы можете написать в каждой части то, что
оставило в вашей памяти сердца свой след. Это могут быть люди, которых вы
любите, цените и помните о них (сектор сердца, заштрихованный красными линиями).
В зеленом секторе поместите названия мест, которые вам запомнились, вызвали у
вас массу положительных эмоций (дом, в котором жили в детстве, любимый город,
куда мечтаете вернуться, море или горы, место выходного дня и пр.).
1 «Школьный психолог» № 4-2016 г. Издательство «Первое сентября». Москва. В фиолетовом секторе запишите названия самых любимых вещей: это могут быть
игрушки, книги, вещи и пр., без чего вы не мыслите своего существования.
Ваши любимые занятия, хобби будут располагаться в синем секторе.
Получившейся «Карте» можно придать и диагностическое значение: ведущему (учителю)
будет интересно понаблюдать, с чего участники начнут, каких записей на карте окажется
больше, какие трудности возникнут, какие акценты делаются и в каком секторе, какие
объекты не получили «признания» в сердце карты. Особенно это важно знать учителю при
работе с детьми: изучая «Карты», педагог может делать определенные выводы:
Социометрия. Как относится ребенок к людям, значимым взрослым, сверстникам
(сектор красный); кто совсем не попал туда, кто стоит в самом начале списка, кто в
конце и т.д.;
Окружение и характер общения (фон социума). Места, которые попали в
зеленый сектор – это желания, мысли о счастье, хорошем будущем, а может быть и
наоборот – тенденции уйти от реальности, какихто неудач, страхов (можно
выяснить в ходе беседы);
Особенности жизнедеятельности, познавательные интересы, учебная
мотивация. Любимые занятия (синий сектор);
Отношение к дому, школе (работе). Каких предметов, вещей, мелочей больше? Их
назначение? Как располагается их написание в секторе (более значимы, как
правило, сначала, менее – в конце) (фиолетовый сектор).
И еще.
«Карту» можно заполнить записями и негативного характера, сказав
следующее: «Порой мы храним в сердце и душевную боль, и обиды,
и утраты. В нашем сердце есть место для радости и печали, для счастливых
воспоминаний и тяжелых мыслей, для тех, кто рядом, и тех, кто далеко». У каждого из
нас есть такие места, куда бы мы ни хотели больше попасть; есть такие люди, с
которыми мы не хотим видеться, общаться; есть такие вещи, предметы, от которых
давно хотим избавиться.»
В этом случае потребуется более глубокое обсуждение получившейся карты.
Возможно, имеет смысл поговорить о том, какой опыт мы выносим из негативных
переживаний, чему они нас учат, провести диагностику по предложенной схеме.
В «Карту моего сердца» можно включать массу всего: книги, сны, мечты,
воспоминания, путешествия, отношения, вынесенные эмоции, важные моменты в жизни
и извлеченные из них уроки…
Словом, «Карта моего сердца» предоставляет широчайшие возможности для
творчества и поиска.
Источники:
1. Журнал «Школьный психолог» № 42016 г. Издательство «Первое сентября». Москва.
2. Журнал «Школьный психолог» № 82015г. Издательство «Первое сентября». Москва. 3. http://www.ucboyut.com/uploads/converted/15/05/11/1768373122loveheart3dumbrella
serdcex1n2560x1440MM85.jpg картинка
Арт-терапевтическое упражнение «Карта моего сердца» для 3-5 класса.
Арт-терапевтическое упражнение «Карта моего сердца» для 3-5 класса.
Арт-терапевтическое упражнение «Карта моего сердца» для 3-5 класса.
Арт-терапевтическое упражнение «Карта моего сердца» для 3-5 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.