Уважаемые взрослые!
Неправильное произношение приносит много огорчений детям. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет право произносить неправильно!
Это важно знать!
1.Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых согласных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]...).
2.По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно
мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.
3.Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]),
шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех звуков русского языка заканчивается к 4-5 годам.
Основные виды речевых нарушений:
1.Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук - ук;
2.Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р]
на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;
3.Искажение звука, проявляющееся например:
—в межзубном произнесении некоторых звуков
—в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);
—в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).
Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умст-венном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие.
Но если эти нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультацией к логопеду и начать занятия под его руководством.
Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за консультацией. Ведь уже с 3—4-летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка.
Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта):
— плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой)слух;
— недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;
— дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
— отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье»).
Звук “С”
При произнесении звука “С”:
• губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
• зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
• кончик языка упирается в нижние резцы,
• передняя часть спинки языка выгнута,
• боковые края языка прижаты к коренным зубам,
• вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
• между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
• сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
• голосовые складки разомкнуты – не производят голос.
При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
Артикуляционная гимнастика. Звук С.
Название упражнения, образ |
Описание упражнения |
“Улыбка” |
Растянуть губы в улыбке. |
“Заборчик” |
Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы. |
“Желобок” |
Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух. |
“Красим нижний заборчик” |
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. |
“Непослушный язычок” |
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Приклеим язычок” |
Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны. |
“Горка” |
Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху. |
Звук “З”
При произнесении звука “З”:
• губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
• зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
• кончик языка упирается в нижние резцы,
• передняя часть спинки языка выгнута,
• боковые края языка прижаты к коренным зубам,
• вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
• между передней частью языка и передними верхними зубами образуется
• щель,
• сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
• голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому
небу и вперед
Артикуляционная гимнастика. Звук З.
Название упражнения, образ |
Описание упражнения |
“Улыбка” |
Растянуть губы в улыбке. |
“Заборчик” |
Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы. |
“Желобок” |
Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух. |
“Красим нижний заборчик” |
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. |
“Непослушный язычок” |
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Приклеим язычок” |
Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны. |
“Горка” |
Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху. |
“Колокольчик” |
Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет. |
Звук “Ц”
При произнесении звука “Ц”:
• положение губ нейтральное,
• зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
• кончик языка упирается в нижние резцы,
• передняя часть спинки языка выгнута,
• боковые края языка прижаты к коренным зубам,
• вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
• артикуляция в два этапа:
1. передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;
2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,
• сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,
• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ц.
Название упражнения, образ |
Описание упражнения |
“Улыбка” |
Растянуть губы в улыбке. |
“Заборчик” |
Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы. |
“Желобок” |
Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух. |
“Красим нижний заборчик” |
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. |
“Непослушный язычок” |
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Приклеим язычок” |
Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны. |
“Горка” |
Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху. |
“Киска сердится” |
Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз. |
Звук “Ш”
При произнесении звука “Ш”:
• губы вытянуты вперед и округлены,
• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
• средняя часть спинки языка прогибается,
• задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
• сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ш.
Название упражнения, образ |
Описание упражнения |
“Дудочка” |
С напряжением вытянуть вперед губы. |
“Кружочек” |
Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы. |
“Непослушный язычок” |
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Лопатка” |
Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. |
“Качели” |
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. |
“Болтушка” |
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. |
“Чашечка” |
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”. |
“Красим верхний заборчик” |
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. |
“Красим потолок” |
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
Звук “Ж”
При произнесении звука “Ж”:
• губы вытянуты вперед и округлены,
• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
• средняя часть спинки языка прогибается,
• задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
• сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
• голосовые складки сомкнуты – производят голос.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ж.
Название упражнения, образ |
Описание упражнения |
“Дудочка” |
С напряжением вытянуть вперед губы. |
“Кружочек” |
Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы. |
“Непослушный язычок” |
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Лопатка” |
Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. |
“Качели” |
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. |
“Болтушка” |
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. |
“Чашечка” |
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”. |
“Красим верхний заборчик” |
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. |
“Красим потолок” |
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
“Колокольчик” |
Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет. |
Звук “Ч”
При произнесении звука “Ч”:
• губы вытянуты вперед и округлены,
• зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
• кончик языка касается резцов,
• средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,
• весь язык несколько продвинут вперед,
• артикуляция в два этапа:
1. средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;
2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,
• струя воздуха сильная и короткая,
• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ч.
Название упражнения, образ |
Описание упражнения |
“Дудочка” |
С напряжением вытянуть вперед губы. |
“Кружочек” |
Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы. |
“Непослушный язычок” |
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Лопатка” |
Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. |
“Качели” |
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. |
“Болтушка” |
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. |
“Чашечка” |
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”. |
“Красим верхний заборчик” |
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. |
“Красим потолок” |
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
“Грибок” |
Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам. |
Звук “Щ”
При произнесении звука “Щ”:
• губы вытянуты вперед и округлены,
• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
• кончик языка поднят до уровня верхних зубов,
• передняя часть спинки языка несколько прогибается,
• средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу,
• задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
• сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,
• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Щ.
Название упражнения, |
Описание упражнения |
“Дудочка” |
С напряжением вытянуть вперед губы. |
“Кружочек” |
Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы. |
“Непослушный язычок” |
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Лопатка” |
Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. |
“Качели” |
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. |
“Болтушка” |
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. |
“Чашечка” |
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”. |
“Красим верхний заборчик” |
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. |
“Красим потолок” |
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
Звук “Л”
При произнесении звука “Л”:
• положение губ нейтральное,
• зубы сближены до расстояния 2-4 мм,
• кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,
• спинка языка опущена,
• задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,
• боковые края языка опущены,
• слабая струя воздуха проходит по бокам языка,
• голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.
Артикуляционная гимнастика. Звук Л.
Название упражнения, образ |
Описание упражнения |
“Окошко” |
Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”. |
“Качели” |
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. |
“Болтушка” |
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. |
“Чашечка” |
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”. |
“Красим верхний заборчик” |
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. |
“Красим потолок” |
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
“Непослушный язычок” |
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Иголочка” |
Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами). |
“Колокольчик” |
Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет. |
Звук “Р”
При произнесении звука “Р”:
• положение губ нейтральное,
• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,
• спинка языка опущена,
• задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
• сильная струя воздуха проходит посередине,
• голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.
“Непослушный язычок” |
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Грибок” |
Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам. |
“Лошадка” |
Цокание языком |
“Качели” |
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. |
“Улыбка” |
Растянуть губы в улыбке. |
“Заборчик” |
Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы. |
“Красим потолок” |
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
“Пулемет” |
Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося: “Д-д-д-д”. |
“Моторчик” |
Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок). |
“Колокольчик” |
Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.