АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ

  • docx
  • 22.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ.docx

Е.А.Шибекова

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.

Это объясняется тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют слуховой и речевой аппараты. Мышцы артикуляционного аппарата еще слабо натренированы и между ними недостаточно выработана и прочна я связь. Поэтому большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Предметом занятий артикуляционной гимнастикой являются нарушения речи. В своих рудах М. Е. Хватцев дает определение нарушения речи: «Нарушениями же, расстройствами, пороками, дефектами, или недостатками, изъянами речи (термины однозначны) называются всевозможные отклонения от нормы, стандарта речи, т. е. от общепринятого в данном языке типизированного проявления или восприятия её, начиная с нарушений отдельных компонентов слова и кончая полным отсутствием возможности словесного общения (немота). Сюда относятся все особенности индивидуальной речи, которые в той или иной мере затрудняют восприятие или воспроизведение её».

 

Дети, имеющие нарушения речи называются детьми с недостатками или расстройствами речи или плохо говорящими, неговорящими.

В основной свое массе нарушения речи не являются болезненными состояниями, то в данном случае дети с такими нарушениями не являются больными и в большинстве случаев речевые расстройства связано с неправильным воспитанием речи в первые годы жизни ребенка, такие недостатки устраняются воспитательными методами с учетом психического состояния ребенка, его социального статуса, окружения и его отношения к своему недочету.

В своих труда Т. В. Ткаченко рекомендует начать проведения коррекционной работы с формирования групп детей с наиболее серьезными нарушениями, такими как ОНР (общее недоразвитие речи), ФФН (фонетико-фонематические нарушения), ФД (фонетический дефект).

1. Слабо натренированный артикуляционный аппарат;

2. Неточная работа артикуляционного аппарата:

·                   в результате вялости и недостаточной гибкости (подвижности, “послушности”) частей речевого аппарата наблюдается “смазанность” речи, неясность, нечеткость;

·                   в результате чрезмерной напряженности мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость, “скороговорчатость” произнесения;

·                   нечеткость произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции.

3. Дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывание, искажение и пр.

Правильность произношения различных звуков зависит от подвижности органов артикуляционного аппарата.

К органам артикуляции относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Артикуляционная моторика органов развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из специальных упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Мы выполняем гимнастику для рук и ног, чтобы они стали сильными и ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык, главная мышца, нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений, необходимых для произношения требуемого звука.

 Г. А. Каше отмечает, что при постановке звуков задействуются слуховой, двигательный, кожный и зрительный анализаторы. Постановка звуков осуществля­ется при зрительном контроле, для чего используется зеркало. По мере закрепления правильного произношения необходимость в зри­тельном контроле постепенно отпадает. Как правило, отрабатывают лишь те движения, которые необходимы для постановки формируе­мого звука.

В процессе постановки звука ребенок учится отличать правиль­ное звучание от неправильного. Необходимо сформировать у ребен­ка умение осуществлять слуховой самоконтроль.

В начале работы по постановке того или иного звука педагог привлекает внимание ребенка к неправильному звучанию и предла­гает сравнивать его с правильным. Желательна имитация непра­вильного звучания.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно 7-10 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились, становились более прочными.

Лучше ее делать сидя перед большим зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.