АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ
Оценка 4.9

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ

Оценка 4.9
docx
22.10.2023
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ.docx

Е.А.Шибекова

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.

Это объясняется тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют слуховой и речевой аппараты. Мышцы артикуляционного аппарата еще слабо натренированы и между ними недостаточно выработана и прочна я связь. Поэтому большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Предметом занятий артикуляционной гимнастикой являются нарушения речи. В своих рудах М. Е. Хватцев дает определение нарушения речи: «Нарушениями же, расстройствами, пороками, дефектами, или недостатками, изъянами речи (термины однозначны) называются всевозможные отклонения от нормы, стандарта речи, т. е. от общепринятого в данном языке типизированного проявления или восприятия её, начиная с нарушений отдельных компонентов слова и кончая полным отсутствием возможности словесного общения (немота). Сюда относятся все особенности индивидуальной речи, которые в той или иной мере затрудняют восприятие или воспроизведение её».

 

Дети, имеющие нарушения речи называются детьми с недостатками или расстройствами речи или плохо говорящими, неговорящими.

В основной свое массе нарушения речи не являются болезненными состояниями, то в данном случае дети с такими нарушениями не являются больными и в большинстве случаев речевые расстройства связано с неправильным воспитанием речи в первые годы жизни ребенка, такие недостатки устраняются воспитательными методами с учетом психического состояния ребенка, его социального статуса, окружения и его отношения к своему недочету.

В своих труда Т. В. Ткаченко рекомендует начать проведения коррекционной работы с формирования групп детей с наиболее серьезными нарушениями, такими как ОНР (общее недоразвитие речи), ФФН (фонетико-фонематические нарушения), ФД (фонетический дефект).

1. Слабо натренированный артикуляционный аппарат;

2. Неточная работа артикуляционного аппарата:

·                   в результате вялости и недостаточной гибкости (подвижности, “послушности”) частей речевого аппарата наблюдается “смазанность” речи, неясность, нечеткость;

·                   в результате чрезмерной напряженности мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость, “скороговорчатость” произнесения;

·                   нечеткость произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции.

3. Дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывание, искажение и пр.

Правильность произношения различных звуков зависит от подвижности органов артикуляционного аппарата.

К органам артикуляции относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Артикуляционная моторика органов развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из специальных упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Мы выполняем гимнастику для рук и ног, чтобы они стали сильными и ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык, главная мышца, нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений, необходимых для произношения требуемого звука.

 Г. А. Каше отмечает, что при постановке звуков задействуются слуховой, двигательный, кожный и зрительный анализаторы. Постановка звуков осуществля­ется при зрительном контроле, для чего используется зеркало. По мере закрепления правильного произношения необходимость в зри­тельном контроле постепенно отпадает. Как правило, отрабатывают лишь те движения, которые необходимы для постановки формируе­мого звука.

В процессе постановки звука ребенок учится отличать правиль­ное звучание от неправильного. Необходимо сформировать у ребен­ка умение осуществлять слуховой самоконтроль.

В начале работы по постановке того или иного звука педагог привлекает внимание ребенка к неправильному звучанию и предла­гает сравнивать его с правильным. Желательна имитация непра­вильного звучания.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно 7-10 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились, становились более прочными.

Лучше ее делать сидя перед большим зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.


 

Е.А.Шибекова АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

Е.А.Шибекова АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ОНР (общее недоразвитие речи),

ОНР (общее недоразвитие речи),

В начале работы по постановке того или иного звука педагог привлекает внимание ребенка к неправильному звучанию и предла­гает сравнивать его с правильным

В начале работы по постановке того или иного звука педагог привлекает внимание ребенка к неправильному звучанию и предла­гает сравнивать его с правильным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2023