Артикуляционные сказки
Описание артикуляционных упражнений, используемых в сказках смотри в приложении.
Содержание
1. «Домик для Язычка»
2. «Язычок делает ремонт»
3. «Сказка о Веселом Язычке»
4. «Как Язычок катался на велосипеде»
5. «Утро Язычка»
6. «Язычок и Лошадка»
7. «Как Язычок пил чай»
8. «Язычок в Зоопарке»
9. «Язычок в цирке»
10. «Язычок собирает грибы»
11. «Язычок играет на музыкальных инструментах»
12. «Как Язычок гулял по лесу»
13. «Как Язычок отдыхал на море»
14. «Как Язычок лепил Снеговика»
15. «Как Язычок купался в ванне»
16. «Храбрый Комар»
17. «Волк и Три поросенка»
18. «Кто поможет Воробью»
19. «Невоспитанный Мышонок»
20. «Сказка про Аню»
21. «Котенок»
Идея @defektolog_tamara
"
Домик для Язычка "
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. (открываем ротик)
Обрадовался Язычок («Улыбка», произносим и-и-и) и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь — губы (облизываем губы), вторая дверь — зубы (показываем зубы).
В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки (надуваем щеки).
А потолок был твёрдым и назывался нёбо.
Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нём всегда было сыро, доже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное - не было сквозняков.
![]() |
Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь - губы, затем вторую дверь – зубы (открываем рот), после чего протирал их с наружной и внутренней стороны.
(«Чистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы, потом верхние (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку.
(Широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу - упражнение “Маляр”.)
Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щёк обоями. Делал он это очень аккуратно, наклеивая одну полоску за другой.
(Движения языка сверху-вниз по внутренней стороне обеих щёк.) После ремонта Язычок мыл полы.
(Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.) Чинил Язычок и двери-зубы.
(Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые в ерхние и нижние зубы - упражнение “Забор”.)
«Сказка о Веселом Язычке»
Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри,
чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами!
Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.
Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его).
Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую".
Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет.
Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается.
(взрослый показывает языком движения)
А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!
А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет.
Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а".
Услышит, как лошадка ржет "и- и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и".
Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у- у".
Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.
Вот и сказке конец.
(Н.В. Рыжова) Взрослый выполняет вместе с ребенком (желательно перед зеркалом)
Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса
(облизать губы по часовой стрелке), блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы) и громкий звонок (произнести: «З-з-з-з»). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбнуться и показать зубы). Он осматривал его то с одной стороны, то с
другой (двигать языком вправо-влево), то сверху, то снизу (двигать языком вверх и вниз).Первым
делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики
(открыть рот, высунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз), положил в корзинку (язык спрятать, рот открыть и удерживать под счет до 10), прикрыл полотенчиком
![]() |
другой (закрывать поочередно глаза). На пороге домика Язычка ждала бабушка. Она широко
улыбалась и махала ему рукой (широко улыбнуться, рот слегка приоткрыть, высунуть язык, слегка загибая его кончик кверху, затем спрятать в рот; повторить 5—6 раз). Язычок нажал на тормоза
(произнести: «Ш-ш-ш-ш») и остановил велосипед. Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек (улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и
удерживать под счет до 5; повторить 4—5 раз).
Бабушке очень понравились блинчики (высовывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5 раз). Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд
(открыть рот и удерживать под счет до 5), стройные березки (высунуть узкий язык и удерживать под счет до 5), красочные домики с расписными ставнями (открывать и закрывать рот).
Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не заметил, как сначала у него закрылся один глаз (закрыть левый глаз), потом — другой (закрыть правый глаз), и он
заснул. Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку (улыбнуться и высунуть широкий язык), укрыла теплым, пушистым одеяльцем (прикрыть язык верхней губой) и крепко поцеловала (губы сближены как при поцелуе, удерживать их в таком положении под счет до 10).
Спокойной ночи, Язычок!
Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался.
(Дети выполняют соответствующие движения языком, «Чистим зубки» и имитируют полоскание рта водой.)
Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу (движения губ, челюстей, языка).
Смотрел налево, направо, вверх (светит ли солнышко)- (движения языком в разные стороны), вниз (нет ли луж на дорожке) и выходил из дома на утреннюю пробежку.
Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну, а затем в другую сторону.
(Круговые движения языка, рот широко открыт.)
Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом), Язычок возвращался домой, захлопывал одну дверь (зубы), другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами.
(далее дети выполняют языком указанные движения -взрослый предлагет любые 2 артикуляционных упражнения «Хоботок» «Змейка» или др.).
«Язычок
и лошадка»
Как-то летом Язычок, выглянув в дверь (движение языка вперед), увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку.
Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы покусывают язычок) и весело помахивала хвостом (движение языка из стороны в сторону).
Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсоленного хлебца. Та осторожно взяла его мягкими губами (вытягиваем губы дудочкой вперед).
На спине у лошадки было широкое седло (упражнение “Чашечка”улыбнуться широко открыть рот высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.
е. слегка приподнять кончик языка)) и Язычок решил покататься верхом. Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала!
(Дети руками “держат поводья” и звонко цокают языком - упражнение “Лошадка”.) Время от времени Язычок натягивал поводья и останавливал лошадку:
“Тпр-р-р...” (Подуть на губы ).
Названные упражнения повторить несколько раз, чередуя.
(Н.В. Рыжова) Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие.
Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удержать под счет до 5) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад). Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; послышится глухой звук [п]).
Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка). Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5).
Язычок достал пять красивых чашек (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «С-с-с-с») и поставил на
огонь. Быстро закипела вода (улыбнуться и произнесши: «Ш-ш-ш-ш»). Скоро подрумянились и
пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая
трубочка). Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «Т-т-т-т»).
Это пришли гости к Язычку:
Мишутка (надуть щеки и удерживать под счет до 5),
Лисичка — пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик кверху), Белочка-попрыгунья (улыбнуться и произнести: «Ц-ц-ц-ц»),
Зайка-побегайка (закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять кверху, обнажив передние верхние зубы).
Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками
(рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).
Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли: лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга,и ездил верхом. (Упражнение “Лошадка”.) В зоопарке у Язычка появились новые знакомые. Самым большим из них был бегемот Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко раскрывал рот (дети открывают рот как можно шире) и ждал какого-нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать. (Дети делают то же самое.)
Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его, он тряс красным носом и
“болботал”. (Очень быстрые движения широким языком, который бьёт по верхней губе, издавая при этом характерные звуки «бл-бл» - упражнение “Индюк”.)
Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало.
(Упражнение “Иголочка”, высовываем язык, как можно дальше и удерживаем его) Язык быстро-быстро передвигался из стороны в сторону.
(Дети узким длинным языком выполняют соответствующие движения - упражнение “Маятник”.)
Самой весёлой была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому всё время строила рожи:
высовывала язык, надувала щёки, делала вид, что полощет рот, пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка. (Дети выполняют все эти движения.)
"Язычок в цирке"
Вместе с друзьями Язычок отправился в цирк. Сколько же интересного они там увидели!
Открыли представление барабанщики. Выйдя на арену, они громко били в барабаны: “Ды-
ды-ды!” (Кончиком языка постучать по нёбу за верхними зубами - упражнение “Молоточек”) .
Затем под куполом цирка появились воздушные гимнасты. Они раскачивались,
перелетали с одной трапеции на другую.( Языком выполнить движения языком вправо-влево, рот
открыт - упражнение “Маятник”, повторить 5-10 ра з.).
После гимнастов выступали цирковые лошадки.
(Упражнения “Лошадка”)
Очень интересным было выступление дрессированных тигров, которые сидели на
высоких тумбах (широкий язык положить на нижнюю губу), качались на качелях. (Рот открыт, широкий язык дотрагивается сначала до верхней, а потом до нижней губы 5-10 раз - упражнение “Качели”.) Но больше всего Язычку понравилось выступление фокусника.
Придя домой, он придумал собственный фокус.
(Положить ватку на кончик носа и сдувать её, направляя воздушную струю посередине широкого, в форме чашечки, языка верх; язык высунут, щёки не раздуваются; зубы не прикусывают язык - упражнение “Фокус”.)
"Язычок собирает грибы"
Наступила осень - пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину
(упражнение “Чашечка”-, широко открываем рот, язык вверх, не задевая губы, удерживаем) отправился в лес.
По дороге в лес увидел ручеёк.
(Холодная струйка воздуха “стекает” посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке - упражнение “Ручеёк”.)
Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке.
(Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения: “А какая вода в твоём ручейке?”)
Язычок долго ходил по лесу и, наконец, вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов.
(Широкий язык “присасывается” к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка - ножку гриба - упражнение “Грибок”.) Язычок перебегал от одного гриба к другому, Набрав полную корзину грибов, Язычок вернулся домой. "Язычок играет на музыкальных инструментах"
. Язычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на разных музыкальных инструментах. Он купил барабан, дудочку и гармошку.
Сначала Язычок стал брать уроки игры на барабане. Палочки звонко отбивали дробь: “Дыды-ды...” (Упражнение “Молоточек” Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося
«т-т-т». Упражнение способствует подвижности языка..)
Освоив барабан, Язычок начал учиться игре на дудочке.
(Упражнение “Трубочка”: свернуть язык трубочкой и подуть в неё.)
Самым трудным оказалось научиться игре на гармошке. (Язык “присасывается к нёбу, как в упражнении “Грибок”, а затем движением нижней челюсти вниз-вверх подъязычная уздечка растягивается, как меха у гармошки; при этом надо стараться, чтобы язык не оторвался от нёба - упражнение “Гармошка”.)
(Несколько раз повторить упражнения “Молоточек”, “Трубочка”, “Гармошка”.)
«Как Язычок по лесу гулял»
(Н.В. Рыжова)
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться деревья, из-под снежка
появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 8 раз). Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот, цокать языком). Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпа слышится хлюпающий звук).
Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел по тропинке и слышал, как весело пели птицы. «Ку-ку ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели.
Как куковала кукушка? (Звукоподражание.)
«Д-д-д д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. Как стучал дятел?(Звукоподражание.) «Тви-тви, тви-тви», — быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживало в весеннем лесу.
Привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5). Сел Язычок на пенек (улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и
огляделся (улыбнуться, двигать языком вправо-влево).
На полянке расцвело много подснежников.
Весенний ветерок (вдохнуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) наклонял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой
щеке, потом — к правой; повторить 5 раз).
Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков.
(рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повторить упражнение 5 раз). Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок тонкие лапки.
Скоро тучи закрыли солнышко и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть; повторить 5 раз). Бабочка покружилась над полянкой, словно прощаясь (5 раз медленно облизать губы справа налево) и взлетела высоко в небо.
Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов.
«Как Язычок отдыхал на море»
(Н.В. Рыжова)
Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку (надуть щеки и удержать под счет до 5), пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широкое махровое полотенце
(высунуть широкий язык и удержать под счет до 10).
Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам
(произносить: «Чух-чух-чух. Ту-туу»).
Ласково светило солнышко (рот открыт, облизывать губы слева направо). Язычок слушал, как стучат колеса поезда (произносить медленно: «Т-д-т-д-т-д»). Совсем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8). Поезд подъехал к станции и остановился
(вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Ш-ш-ш»).
Язычк выскочил из вагона и быстро побежал на пляж (улыбнуться, пощелкать языком).
Переодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик.
(присосать язык к небу и удержать под счет до 8),
Язычок растянулся на полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка). Затем Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он
нырнул в море (три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз).У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык
вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»).
На дне Язычок увидел воздушную медузу (надуть щеки и удерживать в течение 8 секунд), летучую рыбу (рот приоткрыт, высунуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5 раз) и даже морскую звезду, которая пряталась за камнями (сначала высунуть широкий язык, прижать между
нижней и верхней губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5 раз).
Во время отдыха Язычок успел сфотографировать попугая и жирафа (произносить: «Чик-чик»).
Скоро он сел в поезд и поехал домой (произносить: «Чух-чух. Ту-туу»).
«Как Язычок лепил снеговика»
(Н.В. Рыжова)
Взрослый выполняет вместе с ребенком.
Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом
(высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5).
Язычок надел теплую шубу, шапку, повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся
(широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.
Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).
Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чегото не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом — другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом — влево).
Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то
одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым).
Вот какого снеговика слепил Язычок!
«Как язычок купался в ванне»
(Н.В. Рыжова)
Взрослый выполняет вместе с ребенком.
Наступило воскресенье. За окном ярко светило солнышко и громко щебетали птицы
(произнести: «Ч-ч-ч-ч»). Язычок открыл сначала один глаз (зажмурить левый глаз), потом другой
(зажмурить правый глаз), сладко зевнул (зевнуть) и встал со своей постельки. Он наклонился
(высунуть язык и кончиком постараться дотронуться до подбородка), потом потянулся вверх (потянуть язык к носу), размял бока (двигать языком из стороны в сторону) и немного попрыгал на месте
(улыбнуться и пощелкать языком). Сегодня банный день. Язычок взял большое полотенце
(высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) и пошел в ванную. Он открыл кран и услышал, как шумно побежала вода (произнести: «С-с-с-с»). Язычок взял зубную щетку и стал чистить зубы (двигать языком то вперед, то назад между губами).
Сначала он почистил верхние зубы (улыбнуться и поводить языком по верхним зубам из стороны в сторону), потом — нижние (улыбнуться и поводить языком по нижним зубам из стороны в сторону), умыл лицо (движения тремя пальцами — указательным, средним, безымянным — обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка) и улыбнулся в зеркало (улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы).
Язычок добавил в ванну немного пены, и тотчас же в воздухе закружились разноцветные
пузыри (надувать попеременно то правую, то левую щеку). Взяв мочалку, Язычок стал тереть спину и живот (двигать языком то вперед, то назад между губами). Потом он вымыл ноги и немного
поболтал ими в ванне (язык положить на верхнюю губу и производить быстрые движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее; послышится звукосочетание «бл-бл-бл»).
Жарко было Язычку, стал он дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, подуть на челку).
Вышел Язычок из ванной и радостно улыбнулся.
(улыбнуться, обнажив все зубы, и удерживать под счет до 5).
Вот как хорошо и легко было ему!
Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так.
(Выполняем упражнение «Хоботок» голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз) А потом он весело улыбался себе.
(Губы фиксируются двумя пальцами).
И всем насекомым, которые жили рядом с ним.
(Губы фиксируются четырьмя пальцами).
Но, однажды, поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых.
Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.
(Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами).
Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот.
(Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами).
Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара.
Подняли свои язычки, приветствуя победителя.
«Веселая змейка». Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки») А комар в ответ помахивал своим чистым хоботком.
(Язык выпячивается вперед).
С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.
«Волк и Три поросенка» Бараксанова Е.Ф
Жили-были три поросенка. Говорить они не умели - только визжали.
Каждое утро Наф-Наф чистил зубы.
(«Почистим зубки»улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.) Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.) Белил потолки.
(«Маляр» губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.) Строил мостики, забивал гвозди.
![]() |
А его глупые братья сдували одуванчики.
(Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)
В это время Волк решил испугать маленьких поросят - сдуть их домики из соломы и прутиков.
(Упражнение «Кто дальше загонит мяч» Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.«Фокус» - дуть, щеки не раздувать.)
Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)
А Волк решил забраться в их домик через трубу - и свалился в котел.
«Чашечка» улыбнуться широко открыть рот высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.
е. слегка приподнять кончик языка).
Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)
«Сказка про Аню»
Л.Тимощук
Жила-была девочка Аня. (произносим имя -широко открыв рот А-ааня!)
Когда у Анечки все получается она улыбается. Вот так. (Упражнение «Улыбка» и-ии-и) Когда погода плохая и дождик не пускает ее на улицу, Анечка сердится, надувает губки. Вот так. (Упражнение «Дудочка»у-у-у)
А когда появляется солнышко, она радуется и снова улыбается. Вот так. («Улыбка»)
Когда кто-нибудь дерется, Анечка сердится. Вот так. («Дудочка») Когда Аня видит, что дети дружно играют и помогают друг другу, она улыбается. Вот так. («Улыбка») Но когда Ане не читают книжки и не рассказывают сказки, она обижается. Вот так. («Дудочка»)
Когда к Ане приходят гости и играют с ней, она улыбается. Вот так. (Улыбка»
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.)
Чередование Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я».
Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке.
(Упражнение «Лопаточка» широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, 15 секунд..)
Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «Забор». Улыбнуться без
напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10..)
За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».у-и). В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек.
(«Маляр».Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Проделать 10 раз, меняя направления..) Каждое утро они чистили зубы.
(«Почистили зубки».Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу-
вверх «выбросим мусор». Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Выполнять под счет от 10
– 15 раз..)
Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное присасывание и отрыв языка от твердого нёба).
Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д!) Лиса убежала.
Сказка «Невоспитанный мышонок». Съёмщикова Т.А.
Жил в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить.
Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым.
Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»),
причесался (упражнение «Расчёска»).
Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели»).
Подошёл и громко поздоровался «Доброе утро!».
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл
дальше. Навстречу змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка»), в язычке гирьку
держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач»).
И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит
(упражнение «Бублик»).
Мышонок громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какой мышонок стал вежливый.
А мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и
покатился с горки (упражнение «Горка»).
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили
(упражнение «Заборчик»).
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок.
«Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!». И мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит»). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.
Приложение к сказке «Невоспитанный Мышонок»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы, потом верхние (зубы можно чистить и снаружи и внутри)..
Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.
Улыбнуться Закусить язык зубами «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его.
Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5.
Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
упражнение «Язык-силач»
Удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.
упражнение «Быстрая змейка»
Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»)
упражнение «Бублик»
Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.
рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, 15 сек.
Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.
Пузырек засвистит.
«Кто поможет воробью»
(Т.В. Рожкова)
Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.
Выполняем упражнение «Птенчик»
Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.
Выполняем упражнение «Горка»
Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.
Выполняем упражнение «Веселая змейка».
- Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал.
- Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, - но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. - И уползла.
![]() |
Выполняем упражнение «Катушка».
Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто,
Выполняем упражнение «Лошадка».
чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат - стучит дятел.
Выполняем упражнение «Барабанщик».
Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:
- Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.
Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,
Выполняем упражнение «Загнать мяч в ворота»,
Попросил у них помощи. Ребята отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них - благодарил.
Приложение к сказке «Кто поможет Воробью»
упражнение «Птенчик»
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости
упражнение «Горка»
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх..
упражнение «Веселая змейка».
Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»)
упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. Варианты:
Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).
Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).
упражнение «Катушка»
кончик языка упереть в нижние передние зубы, широкий язык выкатывать вперед и убирать в рот, 15 раз.
Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.
Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами.
Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.