Артикуляционные сказки как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста.
Оценка 4.9

Артикуляционные сказки как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста.

Оценка 4.9
doc
16.05.2021
Артикуляционные сказки как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста.
Артикулиционая_сказки.doc

Артикуляционные сказки как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста.

 

  В данной картотеке «Артикуляционные сказки», пред­ставленные в виде занимательных сказок о язычке, вызывают у дошкольников интерес к орга­нам артикуляции, развитию их подвижности и ак­тивизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуля­ционные сказки легко адаптировать к изучаемой лек­сической теме, что делает стройной и логичной по­дачу материала.

В то же время однообразные упражнения, предла­гаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно со­провождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

 

 

 

 

«Язычок в зоопарке»

Однажды наш Язычок отправился в зоопарк, где в клетках жили разные звери.

Язычку понравилось повторять движения обитателей зоопарка.

«Индюк болбочет»

Широким языком дети очень быстро бьют по вер­хней губе, издавая характерные для индюка звуки «бл-бл». Язычок «угощает» индюка зерном и пока­зывает, как он его склевывает: язык высовывают как можно дальше изо рта и быстро убирают его. Такие же действия, напоминающие процесс клевания, со­вершают много раз.

«Обезьяна корчит рожицы»

Высунуть язык и пытаться дотянуться им до носа. Наду­ваем щеки, делаем на них ?шишки» языком, затем слов­но полощем рот.

«Тигр выгибает спину и шипит»

Кончиком языка дети упи­раются в нижние передние зубы, широкий язык круто выгибают. При шипении кон­чик языка поднимаем, но не касаемся им нёба, зубы раз­жаты.

Получив «мясо», «тигр» тщательно его пережевывает (совершают движения, имити­рующие процесс пережевыва­ния пищи).

«Лошадка катает детей»

Цокаем копытами (кончи­ком языка издаем щелкаю­щие звуки), помахиваем хво­стиком (язычок перемещает­ся влево-вправо); изображаем седло, похожее на чашечку (рот открыт, язык в форме чашки поднимается к верх­ней губе). Останавливаемся, натягивая поводья (издаем кучерское межгубное «тпр-р- р»). Пусть наша лошадка пока пощиплет травку (губы растя­гиваем в улыбке, зубы поку­сывают язык) и полакомится подсоленным хлебцем (губами берем ломтик хлеба).

 

 

 

«Огромный разевает рот в зоопарке бегемот»

Бегемота угостили конфе­той, но она в его пасти при­липла к нёбу (кончик языка «присасываем» к нему за верхними зубами; растягива­ем уздечку, много раз широ­ко открывая рот, но не уби­рая язык с нёба).

«Безобидный уж показывает язык»

Высовываем язык и совер­шаем им ломательные движе­ния. Покажем, как уж лака­ет из блюдечка молочко.

Вспомни и назови зверей, которых Язычок видел в зоо­парке.

«Наши домашние животные»

Летом наш Язычок отды­хал в деревне у своей бабуш­ки. Там он научился изобра­жать домашних животных, ко­торые жили на скотном дворе.

— Кошка лакает молоко — кончик широкого языка под­нимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глота­тельное движение (6 раз).

— Собачка грызет косточ­ку — слегка покусываем кон­чик языка (6 раз).

— Лошадка цокает копыт­цем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остает­ся неподвижной (10 раз).

— Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.

— Свинья чавкает во время еды — имитация пережевы­вания пищи с открытым ртом.

— Коза бодается — напря­женный язык совершает толка- тельные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз).

Расскажи, какие животные живут у бабушки и зачем они ей?

Вспомни и назови живот­ных, которых Язычок видел у своей бабушки.

 

 

«Зима»

Наступила зима. Наш Язы­чок увидел, как веселятся дети зимой на улице и игра­ют в интересные игры. Язы­чок запомнил действия ребя­тишек и сейчас попытается их повторить.

— Подуй на снежок — дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).

— Язычок боится мороза — острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).

— Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выпол­няет круговые движения по гу­бам (по 3 раза в обе стороны).

— Язычок прыгает по гу­бам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.

— Язычок прыгает через зубы, как через снежные валы: широкий язык то упи­рается в основания резцов (верхних, нижних), то пере­прыгивает через зубы, попа­дая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).

— Сделай язычок похожим на лопату: рот открыт, широ­кий расслабленный язык спо­койно лежит на нижней губе под счет до 5.

— Похлопай язычком-лопа- той как по снегу: рот приот­крыт, широкий язык совер­шает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).

— Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то под­нимается, то опускается (6 раз).

— Ручки заморозим и руч­ки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними рез­цами и пройзнести: тс-с-с, тс- с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согревая их.

«Язычок ждет гостей»

Язычок пригласил в гости друзей и решил приготовить для них что-нибудь вкуснень­кое. Но какой же праздник без выпечки?

— Язычок месит тесто — прижать кончик языка губа­ми и произнести: «Пя-пя-пя». Потом прижать его зубами: «Та-та-та» Выполнять упраж­нение, чередуя движения (6 раз).

— Язычок жарит блин на сковороде — рот открыть, под счет до 5 удерживать язык на нижней губе распластанным (нижняя губа при этом вид­на), потом подуть на кончик языка, не надувая щек (осту­жаем горячий блин) — 3— 4 раза.

— Язычок пробовал варенье для гостей, испачкал губы — движения широкого язычка, загнутого кверху, вперед-на­зад по верхней губе (6 раз).

— Язычок наливает моло­ко в чашки — открыть рот, положить широкий язык на губу, загнуть кончик и боко­вые края языка кверху, удер­живать в таком положении под счет до 5, далее завести язык- «чашку» в глубь рта и сделать глотательное движение (гос­тям надо подать 4—6 чашек).

Ириски для гостей при­липают во рту — широко от­крыть рот, после прищелки­вания «присосать» всю массу языка к нёбу и удерживать язык в таком положении под счет до 5 таким образом, что­бы была видна уздечка (6 раз).

— Язычок приготовил тру­бочки для коктейля — закру­чиваем язык трубочкой, при­поднимая его боковые края уголками губ и совершая вса­сывательные движения (6 раз).

—Язычок поет для гостей — поднятый к бугоркам за верх­ними резцами язык стучит по ним, словно напевая слоги: да- да-да, ды-ды-ды, до-до-до под любую знакомую мелодию, рот при этом широко открыт (6 раз).

Как ты думаешь, какое ла­комство понравится гостям больше всего?

 

 

 

 

 

 

 

«Медведь»

Как-то раз, гуляя в лесу, Язычок увидел, как завтракал голодный медведь.

Язычок все хорошо запом­нил и теперь часто показыва­ет друзьям эту сценку.

— Медведь проголодался и стучит зубами по язычку — высунем кончик язычка и слегка прикусим его зубками (6 раз).

— Медведь грызет кореш­ки — кончиком язычка с си­лой толкаем то левую, то пра­вую щеку, по 5 раз каждую.

— Медведь сосет конфетку — совершаем сосательные движе­ния и при этом громко чмока­ем губами Конфетка прилипла — широко открываем рот и всю массу языка «присасываем» к нёбу, удерживаем язык в та­ком положении под счет до 5.

— Медведь слизывает мед:

а) с лапы (имитация);

б) с верхней губы (движе­ния широкого языка вперед — вверх и назад — вниз);

в) с уголков рта;

г) с блюдца;

д) с подбородка — учиться удерживать кончик широко­го языка в заданном положе­нии, развивать его гибкость и подвижность.

— Медведь облизывает слад­кие губы — при открытом рте совершать круговые движения кончиком языка сначала по верхней, затем по нижней губе (6 раз).

— Медведь объелся — по­гладить живот, с силой сде­лать длительный выдох: ф-фу- у-у! Кончик языка при этом чуть виден между губами.

— Медведь чистит зубы языком после еды — совер­шать «чистящие» движения широким языком по верхним и нижним зубам снаружи, за­тем изнутри.

 

 

«Язычок убирает свой домик»

Домик Язычка — это наш рот, там всегда влажно и при­ходится спать в мокрой по­стельке, но зато там тепло, уютно и нет сквозняков. Убор­ку Язычок всегда начинает с проветривания.

— Язычок проветривает до­мик — открываем двери-губы, оконные рамы-зубы тщатель­но протираем с наружной и внутренней стороны (соверша­ем соответствующие движе­ния языком), затем закрыва­ем поочередно зубы, губы (5—6 раз).

— Язычок маляр. Язычок красит потолок-нёбо, тщатель­но и крепко прижимая к нему кисточку, как маляр; широ­ко открыв рот, двигаем по нёбу язык вперед-назад и из стороны в сторону (5—10 раз).

— Язычок моет стены. Сте- ны-щеки в домике нашего Язычка странные — они мо­гут надуваться и сдуваться, как шарики (попробовать на­дуть и сдуть щеки). Язычок аккуратно протирает их во вре­мя уборки — язык совершает увлажнение сверху вниз, и наоборот, полоска за полоской, по внутренней стороне щек.

— Язычок моет полы — рот открыт, двигаем кончиком языка вперед-назад от основа­ний нижних резцов в глубь рта и обратно (5—6 раз).

— Язычок плотник. На по­толке-нёбе есть маленькие бу­горки, которые называются альвеолы, это люстры в доми­ке Язычка. Наш хозяин при­бивает там гвоздики и прове­ряет, прочно ли висят люст­ры. Кончиком языка стучим по альвеолам: ды-ды-ды.

— Язычок проверяет, креп­кие ли в доме замки. Губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы плотно сжи­маются и разжимаются.

— Язычок, закончив убор­ку, отдыхает на крылечке. Широкий язык удерживаем под счет до 5 на нижней губе и дуем на него ветерком, не надувая щек.

Вспомни, как мама убира­ет квартиру? Помогаешь ли ты ей в уборке? Как?

 

 

«Новый друг Язычка»

Эта история о том, как од­нажды Язычок познакомился с котенком.

— Рано утром Язычок вы­шел посидеть на крылечко — язык лежит на нижней губе, рот полуоткрыт, губы не на­пряжены.

— Разминаясь, Язычок по­тянулся вверх к солнышку — кончик языка тянется к носу, затем вниз к лужам — острый язык тянется к подбородку.

— Свежий ветерок взбодрил Язычок — дуем на широкий язык, не надувая щек Вдруг из-под крылечка наш Язычок услышал мяука­нье — громко мяукаем, на­клонился посмотреть — опус­тить язык вниз, увидел котен­ка и ласково его погладил — имитируем кистью руки по­глаживание.

— Котенок испугался и вы­гнул спинку — Язычок сде­лал точно так же — кончик языка упирается в нижние зубы, широкий язык круто выгнут.

— «Киску надо накор­мить!» — подумал Язычок и принес чашку с молоком — рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы непод­вижны.

— Котенок стал жадно ла­кать молоко — совершать со­ответствующие движения, об­лизываться — широким язы­ком облизать верхнюю губу движением сверху вниз, рот открыт, умываться — круго­вые движения язычком по гу­бам, и выгибаться теперь уже от удовольствия.

— Довольный котенок по­терся о ноги — верхними зу­бами как бы погладить круто изогнутый язык — и замур­лыкал от удовольствия — тихо мурлыкаем.

Потом они вместе ката­лись на качелях — совершать движения широкого язычка то к верхней, то к нижней губе, и играли в футбол — язык толкается в щеки.

Как ты думаешь, почему котенок подружился с Языч­ком и стал жить вместе с ним?

 

 

 

«Язычок в цирке»

Больше всего на свете наш Язычок любит ходить в цирк, ему всегда хочется быть не только зрителем, но и участ­ником представления.

— Представление открыва­ют барабанщики, и Язычок вместе с ними стучит по нёбу за верхними зубами: «Ды-ды! ды-ды-ды!»

— «Качалочка» — это вы­ступление воздушных гимна­стов на трапеции. Язычок тоже качается вперед-назад, то выдвигаясь изо рта далеко вперед, то прячась в глубине рта (5—6 раз).

— Дрессированные тигры:

а) расселись на цирковых тумбах, и широкий язык так­же занял место на нижней губе;

б) потом они стали прыгать в кольцо туда-сюда, и Язычок прыгал из одного уголка рта в другой — рот открыт;

в) еще тигры качались на качелях и Язычок тоже — рот открыт, языком дотрагиваем­ся сначала до верхней, потом до нижней губы (по 5—6 раз).

Цирковые лошадки звон­ко цокали копытами — кон­чиком языка издаем щелкаю­ щие звуки, помахивали хвос­тиками — водим языком вле- во-вправо. Наездники сидели в красивых седлах, похожих на чашечки, — открываем рот, широкий язык в форме чашки поднимаем к верхней губе, при этом губы остаются неподвижными. Они натяги­вали поводья и смешно оста­навливали своих лошадок: «Тпр-р-ру-у» (издаем кучер­ское межгубное).

5. Фокусник удивил Языч­ка больше всех. Показываем его фокус вместе с Язычком: кладем ватку на кончик носа и сдуваем ее, направляя воз­душную струю посередине широкого, в форме чашки, языка вверх. Язык при этом чуть высунут, щеки не раз­дуваются, зубы не прикусы­ваются. Ватка летит строго вверх. У кого выше?

Что вам понравилось боль­ше всего? Кто из вас был в цирке, ребята?

 

 

 

«Язычок музыкант»

Недавно Язычок побывал на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и нашему Язычку тоже захоте­лось поиграть.

— Язычок играет на бара­бане — кончиком языка сту­чим по нёбу за верхними зу­бами: ды-ды-ды.

Язычок играет на гармош­ке — улыбаемся, приоткрыв рот, «присасываем» язык к нёбу и, не изменяя его положения, то закрываем, то открываем рот, растягивая подъязычную уздеч­ку, — меха, удерживаем язык в каждом положении под счет от 3 до 9.

— Язычок бренчит на бала- лаечке — приоткрываем рот, кладем язык на верхнюю губу и производим движения его широким передним краем по верхней губе вперед-назад, ста­раясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, сначала производить медлен­ные движения, потом, ускоряя темп и добавляя голос, пока не послышится: бл-бл.

—Дудочка Язычка играет — его дудочка молчит (губы вы­тянуть вперед дудочкой, рот не открывать; по сигналу «Дудоч­ка молчит!» губы принимают нормальное положение (чередо­вать 5—6 раз).

Вспомни, на каких музы­кальных инструментах на­учился играть наш Язычок? А на каких музыкальных ин­струментах умеешь играть ты?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Язычок собирает грибы»

1. Осенью Язычок отпра­вился в лес, прихватив с со­бой большую корзину.

— 1. «Корзина»-рот открыт, широкий язык в форме чаш­ки поднимается к верхней губе, губы неподвижны — удерживаем их под счет до 5. В лесу Язычок увидел ручеек (холодная струйка воз­духа «стекает» посередине широкого языка, кончик ко­торого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Подста­вив ладошку, можно почув­ствовать, какая холодная вода в нашем ручейке.

— Свежий ветерок радовал Язычка (дуть на широкий язык, не раздувая щек).

— На поляне Язычок на­шел красивый грибок (широ­кий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напомина­ет шляпку гриба, а подъязыч­ная уздечка — его ножку).

— Язычок перебегал от од­ного гриба к другому, приго­варивая: «Вот лисичка, вот боровик, а вот мухомор…». Повторяем предыдущее уп­ражнение 6—10 раз.

— Язычок отправился до­мой после того, как набрал пол­ную корзину грибов — повто­ряем упражнение «Корзина».

— «Ням-ням!» — так при­говаривали друзья нашего Язычка, кушая вечером лап­шу с грибами (совершать гла­дящие движения широким языком по верхней губе впе­ред-назад).

А ты когда-нибудь собирал в лесу грибы? Как ты дума­ешь, все ли грибы можно класть в корзину? эффекта уже не наблюдается. Это происходит в результате правильного позиционирова­ния языка, давление которо­го на свод верхней челюсти изнутри позволяет устранить мышечный дисбаланс — рас­полагаясь нёбно, язык поддер­живает свод верхней челюсти, нормализуя его форму и ши­рину. Поэтому корректировать дыхания необходимо как можно раньше, для чего раз­работаны трейнеры и для мо­лочного прикуса. Их примене­ние позволяет не только нор­мализовать тип дыхания, но и устранить нарушения в фор­мировании артикуляционного аппарата, а значит ускорить постановку звуков [р], [к], [ц],[х]

 

 

Учитель-логопед Ивченкова Э.Г.

 

 


Артикуляционные сказки как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста

Артикуляционные сказки как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста

Язычок в зоопарке» Однажды наш

Язычок в зоопарке» Однажды наш

Огромный разевает рот в зоопарке бегемот»

Огромный разевает рот в зоопарке бегемот»

Расскажи, какие животные живут у бабушки и зачем они ей?

Расскажи, какие животные живут у бабушки и зачем они ей?

Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то под­нимается, то опускается (6 раз)

Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то под­нимается, то опускается (6 раз)

Медведь» Как-то раз, гуляя в лесу,

Медведь» Как-то раз, гуляя в лесу,

Медведь облизывает слад­кие губы — при открытом рте совершать круговые движения кончиком языка сначала по верхней, затем по нижней губе (6 раз)

Медведь облизывает слад­кие губы — при открытом рте совершать круговые движения кончиком языка сначала по верхней, затем по нижней губе (6 раз)

Язычок проверяет, креп­кие ли в доме замки

Язычок проверяет, креп­кие ли в доме замки

Довольный котенок по­терся о ноги — верхними зу­бами как бы погладить круто изогнутый язык — и замур­лыкал от удовольствия — тихо мурлыкаем

Довольный котенок по­терся о ноги — верхними зу­бами как бы погладить круто изогнутый язык — и замур­лыкал от удовольствия — тихо мурлыкаем

Они натяги­вали поводья и смешно оста­навливали своих лошадок: «Тпр-р-ру-у» (издаем кучер­ское межгубное)

Они натяги­вали поводья и смешно оста­навливали своих лошадок: «Тпр-р-ру-у» (издаем кучер­ское межгубное)

Язычок собирает грибы» 1. Осенью

Язычок собирает грибы» 1. Осенью

Ням-ням!» — так при­говаривали друзья нашего

Ням-ням!» — так при­говаривали друзья нашего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021