Тема №9
Артикуляционный аппарат
Что же это такое – артикуляция, и из чего состоит артикуляционный аппарат?
В процессе образования звука — и речевого, и певческого участвуют следующие органы речи: зубы, губы, язык, челюсти, мягкое и твердое небо, гортань, задняя стенка зева, маленький язычок и голосовые складки. Одни из этих органов выполняют активную роль, другие – пассивную.
Активные звукообразующие органы: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, нижняя челюсть.
Пассивные звукообразующие органы: зубы, твердое небо, задняя стенка зева, верхняя челюсть.
Все эти звукообразующие органы называются артикуляционным аппаратом. А артикуляция – работа артикуляционного аппарата.
Обучаясь вокалу, дети должны владеть специальной терминологией для общения ученика и преподавателя на профессиональном уровне. Вводить понятия нужно последовательно, объясняя значение каждого из них и демонстрируя иллюстрации, чтобы ребенку были понятными специальные слова.
На первоначальном этапе детям можно объяснить, что артикуляция – это очертание рта во время пения.
От артикуляционного аппарата, его натренированности, активности, подвижности зависит качество дикции. Главным условием хорошей дикции являются естественные, экономные и целесообразные движения всех выше перечисленных органов речи, которые и составляют артикуляционный аппарат.
Для выработки правильной артикуляции хорошо использовать скороговорки и распевки на небольшой звучности.
Добиться естественности и активности работы артикуляционного аппарата можно упражнениями на снятие зажимов и раскрепощение органов речи. Упражнения следует выполнять у зеркала, чтобы контролировать артикуляцию и мышцы лица – они не должны быть зажатыми.
Активное произношение – это слегка подчеркнутое, но естественное, без лишнего утрирования произнесение звуков.
Во время пения артикуляция должна быть более активной, чем при обычном разговоре и должна подчиняться определенным правилам, которые способствуют выработке четкой дикции и правильной артикуляции, что является обязательным условием выразительного и осознанного исполнения.
У начинающих певцов артикуляционный аппарат малоподвижен, зажата нижняя челюсть, рот почти не открывается, уголки рта часто растягиваются в стороны, отчего звук становится плоским, губы и язык вялые, мышцы лица – напряженные. И лишь постоянная последовательная работа сделают артикуляционный аппарат подвижным, свободным и активным.
В такой работе следует добиваться, чтобы дети широко открывали рот. Им можно объяснить, что рот открывается в высоту, чтобы звукам хватало места, и они могли становиться во весь рост. А если рот плохо открывается или уголки рта растягиваются, то звуки – сгорбленные и согнутые. Очертание рта должно напоминать написание буквы «О», и тогда звук тоже будет округлым и красивым. Кончик языка должен быть активным и подвижным, а губы плотно смыкаться внешней частью.
Подведем итог:
— артикуляция играет важную роль в пении
— для выработки правильной артикуляции необходима постоянная работа
— артикуляционные упражнения следует выполнять у зеркала для самоконтроля
— для выработки навыков правильной артикуляции рекомендуется просмотр и слушание качественных записей выступлений профессиональных вокалистов
— артикуляция и дикция взаимосвязаны: вялая артикуляция способствует появлению плохой дикции, а активная и верная артикуляция – залог качественной дикции
— если рот во время пения открыт правильно, то и правильным будет положение голосового аппарата
— нижняя челюсть должна быть свободной, чтобы не мешать правильному открытию рта и свободе языка. Однако нижняя челюсть не должна сильно и резко опускаться вниз и бить по гортани, так как такое положение мешает правильно формировать звуки.
— важную роль в формировании звуков играет мягкое небо, оно подвижное, при зевке поднимается вверх. Благодаря этому звуки становятся более округлыми и тембрально окрашенными.
— мышцы лица вокалиста должны быть свободными, лицо – одухотворенным и выразительным.
Из данной статьи мы получили общее понятие об артикуляции, а в дальнейших публикациях поговорим более конкретно и подробно о формировании звуков во время пения и узнаем об артикуляционных правилах.
ДИКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Вокальное произведение представляет собой соединение музыки и литературного текста. С одной стороны, содержание такого произведения легче понять благодаря словам. А с другой стороны – у исполнителя появляются дополнительные сложности в плане передачи содержания произведения.
У певца должна быть четкая правильная речь и профессиональная дикция. Над дикцией необходимо постоянно работать. Для этого есть определенные упражнения, выполнение которых поможет улучшить дикцию. О произношении согласных и гласных звуков мы уже говорили в предыдущих статьях.
Сегодня разберем упражнения, состоящие из сочетаний согласных и гласных звуков.
Но прежде всего, следует отработать артикуляцию гласных и согласных звуков – отдельно каждого звука. Выполнять упражнения нужно перед зеркалом. В каждом классе вокала должны быть зеркала. Во-первых, когда начинающие вокалисты привыкнут к своему отображению в зеркале, они меньше будут волноваться на сцене. Во-вторых, учащиеся учатся контролировать артикуляцию, благодаря чему обучение вокалу будет продвигаться быстрее.
Для начала нужно отработать отдельные гласные, а затем сочетание гласных звуков:
А – Э – И – О – У
Чередование гласных может быть в разной последовательности:
И – Э – А – О – У – Ы
О – У – А – И – Ы – Э
Артикуляция проверяется для начала беззвучно – очертание губ, положение языка, свободная нижняя челюсть. Потом добавляется голос. В начале после каждого гласного делается цезура (остановка), потом упражнение произносится на одном выдохе. Темп упражнения спокойный. Динамика – умеренная, в диапазоне избегаем крайних звуков. Цель упражнения – освобождение от зажимов, мышечного напряжения.
ЗВУК А При отработке звука «А» нижняя челюсть опускается, язык не должен подниматься «горбиком». Важно, чтобы при произношении звука «А» голос не звучал напряженно и открыто (так называемый «белый звук»). Чтобы этого не происходило, нужно не открывать слишком широко рот, очертание рта (артикуляцию) приблизить к произношению звука «О».
ЗВУК О
На звуке «О» губы округляются, челюсть опускается меньше, чем на звуке «А».
ЗВУК У
При произношении звука «У» губы вытягиваются в трубочку вперед. Губы слегка приоткрыты.
ЗВУК Э
При произношении звука «Э» нижняя челюсть менее опущена, чем при произношении «А» и «О». И рот открывается не так широко, как при произношении «А» и «О». Язык округляется передней частью, а кончик языка опускается.
ЗВУК И
При произношении звука «И» язык подается вверх и вперед, уголки губ слегка растянуты. Расстояние между зубами минимальное.
СОЧЕТАНИЕ СОГЛАСНЫХ С ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ
Полезно начинать упражнения с «мычания».
1. На спокойном протяжном выдохе произносим закрытым ртом:
М-М-М-М-М-М…
Избегаем крайних звуков диапазона, динамика – средняя. Зубы не сцепляем, губы плотно не сжимаем, чтобы не было звона на губах. Это упражнение помогает в выработке точной интонации. Во время пения закрытым ртом на звук «ммм» мягкое нёбо приподнимается и становится подвижным. Начинающим вокалистам важно понять, что такое петь на «зевке», и ощутить приподнятое мягкое нёбо.
После работы над звуком «МММММ» присоединяем к звуку «м» гласные
2. На энергичном выдохе призывно произносим отдельно каждый слог:
Ма! Мэ! Ми! Мо! Му! Мы!
3. Повторяем каждый слог из предыдущего упражнения по восемь раз, подчеркиваем первый слог:
Мамамамамамамама
Мэмэмэмэмэмэмэмэ
Мимимимимимимими
Момомомомомомомо
Мумумумумумумуму
Мымымымымымымымы
4. Усложняем предыдущее упражнение, добавляем в конце слога согласный звук:
Манн — Мэнн – Минн – Монн – Мунн – Мынн
Мамм – Мэмм – Мимм – Момм – Мумм – Мымм
Звук е. Добавляем йотированные гласные: ё
Мя = мйа, Мё = мйо, Мю = мйу, Ме = мйэ
Произносим так, как написано: согласный звук «М», затем «Й» и добавляем гласный «А». Согласный звук и звук «й» произносим коротко, а гласный « А» – долго, протяжно.
6. Во всех предыдущих упражнениях (1-5) заменяем согласный звук «М» на согласный «Н» и повторяем упражнения 1-5
7. Аналогично заменяем звук «М» на согласный «Л» и повторяем упражнения 1-5
8. Заменяем согласный звук «М» на согласный звук «Р» и повторяем упражнения 1-5. Помните, звук «Р» нужно произносить раскатисто. Например, РРаРР, РРоРР
9. Заменяем согласный звук из 1-5 упражнений на звук «В» и повторяем эти упражнения
10. Заменяем согласный «М» из упражнений 1-5 на звук «Ф» и повторяем эти упражнения
РАБОТА НАД ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ:
ПАРНЫЕ-СОГЛАСНЫЕ
1. Активно произносим, чередуя звуки — п-б, б-п, п-б, б-п.
Звуки короткие, без лишних призвуков
2. Перечисляем слоги:
пи, пэ, па, по, пу
би, бэ, ба, бо, бу
Звук «б» — звонкий, взрывной
3. В конце слогов добавляем согласный звук:
пип, пэп, пап, поп, пуп
биб, бэб, баб, боб, буб
В конце слога произносить звук «б» звонко, не заменяя его звуком «п»
4. Работаем над парными согласными т-д. Повторяем упражнения 1-4 , заменяя согласные п-б на согласные звуки т-д
5. Работаем над парными согласными в-ф. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки в-ф
6. Работаем над парными согласными г-к. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки г-к
РАБОТА НАД СВИСТЯЩИМИ И ШИПЯЩИМИ СОГЛАСНЫМИ
1. На долгом выдохе тянуть звуки:
с-с-с-с-с-с-
з-з-з-з-з-з
ш-ш-ш-ш-ш
ж-ж-ж-ж-ж-ж
ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц
ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-
2. Произносим слоги, согласные – короткие:
Са — сэ — си-со-су
За-зэ – зи – зо – зу
Ша –шэ – ши – шо –шу
Жа – жэ – жи – жо – жу
Ца – цэ – ци – цо – цу
Ча – чэ – чи – чо — чу
3. В конце слога меняем звонкие и глухие звуки. Звонкие согласные не заменяем глухими, они должны звучат твердо и активно
Саз – сэз – сиз – соз – суз
Зас – зэс – зис – зос – зус
Шаж – шэж – шиж – шож – шуж
Жаш – жэш – жиш – жош – жуш
В представленных упражнениях согласные звуки нужно произносить четко и коротко. Артикуляция звуков должна быть подвижной и энергичной.
Вырабатывая навыки правильной дикции, не забывайте также о выразительности и мелодичности речи!
Помните о выражении: голос – ваша визитная карточка. И поэтому найдите время и поработайте над дикцией. А для учащихся-вокалистов дикционные упражнения – обязательная составляющая каждого урока вокала и домашних заданий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.