Арттерапия с детьми
Оценка 5

Арттерапия с детьми

Оценка 5
docx
28.05.2021
Арттерапия с детьми
арттерапия с детьми.docx

ПОНЯТИЕ АРТ-ТЕРАПИИ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ, СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И СРЕДСТВА АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Термин «арт-терапия» (терапия искусством) ввел британский художник Адриан Хилл в 1938 году. На данный момент под арт-терапией подразумевают использование всех видов искусства с целью психотерапии, психокоррекции и психопрофилактики. Данный метод дает возможность экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне, а также развивать художественные способности.

Арт-терапия - это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства, он рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей развитию здоровой и творческой личности.

Главная задача арт-терапии - гармонизация внутреннего состояния человека, то есть восстановление его способности находить положительные стороны, что способствует улучшение жизни, установлению равновесия.

Виды арт-терапии:  изотерапия; колладж; песочная терапия; фототерапия; цветовая терапия; глинотерапия; библиотерапия; музыкальная терапия; сказкотерапия; драматерапия; игровая терапия; куклотерапия; танцевальная терапия; психогимнастика;

Задачи арт - терапии следующие:

1) акцентировать внимание детей и взрослых на их ощущениях и чувствах;

2) создать оптимальные для детей и взрослых условия, благоприятные наиболее четкой вербализации и обработке тех мыслей и чувств, которые они привыкли подавлять;

3) помочь взрослым и детям найти социально приемлемый выход как положительным, так и отрицательным чувством.

Функции арт-терапии:

- арт-терапия помогает освободиться от негативных состояний, способствует снятию психического и нервного напряжения, корректирует нарушения общения и формирует нормальное межличностное общение;

- арт-терапия не направлена на целенаправленное обучение, а значит, она не предусматривает овладения какими бы средствами искусства и творчества.

Основная техника арт-терапевтического воздействия является техника активного воображения, открывающая неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я».

Механизм психологического коррекционного воздействия арт-терапии содержится в том, что искусство дает возможность реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее решение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей человека.

Основа арт-терапевтических приемов основывается на том, что каждый человек, как подготовленный, так и неподготовленный, способен превращать свои внутренние конфликты в визуальные формы.

Достижение положительных психокоррекционных результатов в арт-терапии происходит за счет следующих феноменов:

- развития и усиления внимания к своим чувствам и переживаниям, что улучшает самооценку самооценку;

- самого процессов творчества, который предоставляет возможность свободно выражать свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунок, колладж, фотография, скульптура, звуковая композиция, сказочная история, танец) и является безопасным способом снятия напряжения;

- возможности заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате столкновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом уровне языком образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержки со стороны психолога;

- возникновения чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовывать окружающее пространство (формы и цвета, звуки, слова, движения);

- освоения новых форм опыта.

Арт-терапия имеет три формы - активную, пассивную и смешанную.

Пассивная форма - человек использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

Активная форма - человек сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы.

Смешанная форма - человек использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.

Арт-терапия тесно граничит с искусствознанием, а также с психологией художественного творчества, социологией искусства. Знания в данных сферах это, как закономерность формирования искусства, его месте в духовной и социальной жизни, как человека, так и общества. Без исключения это необходимо для понимания сущности воспитательной, социальной, познавательной, регулятивной и других функций искусства. Без этой основы невозможно осознание возможностей и особенностей, в частности, коррегирующей и катарсистической функций искусства и разработки этого направления в специальном образовании.

Связь арт-терапии с невропатологией, психиатрией, физиологией, и другими клиническими дисциплинами позволяет понять особенности высшей нервной деятельности, закономерности физиологических процессов, своеобразие психики взрослых и детей с различной патологией и, опираясь на клинико-психологические особенности, дидактически правильно выстроить психокоррекционный и педагогический коррекционно-развивающий процесс воздействия средствами искусства. Арт-терапия вытекает из положения о пластичности центральной нервной системы, благодаря которой возможно осуществить коррекцию и компенсацию отклонений, в том числе средствами искусства.

Арт-терапия также связана с общей и возрастной психологии. Знание законов развития психики в норме дает возможность понять своеобразие психического генезиса детей с проблемами в развитии. Это помогает в разработке и реализации коррекционного процесса воспитания и обучения через искусство на основе общих закономерностей развития психики нормально развивающихся детей и их сверстников с различными характеристиками. Взаимосвязь с гуманистической психологией определяет направленность арт-терапии на персонализацию коррекционно-развивающего процесса, на формирование психических функций, на развитие эмпатии, веры ребенка в себя, на активизацию его творческих способностей с помощью арт-терапии и связана с общей и возрастной психологией.

Арт-терапия в специальном образовании опирается на основные теоретические положения специальной психологии: о соотношении биологического и социального в развитии; о ведущей роли социальной среды в преодолении нарушений развития; об общности линий развития нормального и аномального ребенка; о соотношении первичных и вторичных отклонений; об общих и специфических закономерностях аномального развития; о возможности коррекции и компенсации отклонений в развитии; о зонах актуального и «ближайшего развития». Знание особенностей психического генеза детей с проблемами направляет на необходимость актуального и «ближайшего развития». Знание особенностей психического развития детей с проблемами ориентирует на необходимость соблюдения ряда психологических условий обучения и воспитания детей с проблемами, дает возможность определять конкретные пути и эффективные методы коррекционной работы средствами искусства, тем самым создавать возможность компенсации отклонений развития у детей. Одно из ведущих мест имеет также положение об общих и специфических закономерностях, характеризующих аномалии развития (В. И. Лубовский). Эти позиции помогают арт-терапии раскрыть как общие подходы использования искусства в коррекционной работе с детьми с различными нарушениями, так и специфические особенности этого процесса для каждого варианта отклонений в развитии детей [9, 10].

Арт-терапия тесно связана с социальной педагогикой целями и задачами. Конечным результатом арт-терапии, так же, как и социальной педагогики, является обеспечение социальной адаптации ребенка с проблемами в развитии. Ориентиром при этом выступает положение о формировании личности ребенка в процессе взаимодействия с окружающей его жизнью и людьми в микро- и макросоциуме. Известно, что ребенок с проблемами в развитии с раннего возраста находится в неблагоприятной, «искаженной» ситуации развития. Следствием этого является формирование вторичных нарушений развития, в том числе деформация личности [9, 33]. Таким образом, изменяя среду, в которой находится ребенок, создавая специальные условия, соответствующие его особенностям, мы способствуем профилактике и коррекции личностных нарушений. Успех развития детей зависит от многих факторов, в том числе от системы отношений со взрослыми, сверстниками в образовательном учреждении и семье. При этом важное место в социальной среде отводится досугу и культурно-досуговой деятельности, поскольку среда досугового общения рассматривается как поле для духовного формирования личности, ее активности, инициативы, самостоятельности, творческих проявлений.

Мы только определили области знаний, с которыми арт-терапия взаимосвязана. Нет сомнений, что научные контакты в этой области знаний гораздо шире, глубже и разнообразнее, но главная цель арт-терапии-очертить общий контур этих взаимоотношений, показать ведущие тенденции и тренды, присущие этим отраслям [35].

Для познания личностных качеств обучающихся, наиболее оптимальным средством является искусство, именно по этому, в рамках осуществления психокоррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, можно выделить следующие варианты и направления использования средств арт-терапии:

·                   коррекция психосоматических нарушений в развитии;

·                   коррекция когнитивной и эмоционально-волевой сферы обучающихся;

·                   направление психологической работы (снижение уровня тревоги, развитие психических процессов и т.д.);

·                   развитие социально значимых качеств (развитие эстетического чувства, расширение кругозора, формирование художественных представлений, активизация творческой и художественной деятельности детей) [29].

В настоящий момент, в условиях развития инклюзивного образования, обучающиеся с задержкой психического развития могут быть в обычном классе, классе выравнивания или коррекции. Важным является соблюдение фундаментальных принципов осуществления психолого-педагогического сопровождения:

·                   формирование и развитие психических процессов опосредуется изменением и усложнением мотивационно-потребностной сферой;

·                   развивающая работа определяется сочетанием индивидуального подхода к обучающемуся, с обязательным учетом зоны ближайшего развития;

·                   использование ведущего типа деятельности (игровой, учебной и т.д.) с целью формирования устойчивого интереса;

·                   создание положительного социального самочувствия в группе обучающихся;

·                   положительное эмоциональное оценивание каждого из достижений обучающихся;

·                   формирование умения оценивать результат своей деятельности и степень успешности выполнения поставленных задач и предлагаемых заданий [15].

Отметим, что выбор методов и приемов использования различных средств арт-терапии определяется следующими критериями:

·                   индивидуально-типологические и гендерные особенности конкретной возрастной категории обучающихся;

·                   учет интересов и общих склонностей;

·                   учет степени имеющегося нарушения (как на первичном, так и вторичном уровнях);

·                   конкретно определенными целями и задачами коррекционной работы;

·                   спецификой и особенностями оказания воздействия выбранного меда искусства;

·                   формами и методами организации художественной деятельности, а так же её объемом и качеством;

·                   общим уровнем профессионального мастерства педагога и психолога.

Поскольку арт-терапия используется не только как самостоятельный метод психологической коррекции, но и в рамках применения комплексной терапии того или иного состояния, следует рассмотреть наиболее популярные её направления, применительно к работе с обучающимися имеющими задержку психического развития.

Изотерапия – метод терапии, в основе которого лежит использование различных вариантов изобразительного творчества. По мнению Э. Крамера, в основе изотерапии лежит принцип использования техники сочетания цвета и рисунка, что отражает эмоциональное состояние испытуемого [21]. С одной стороны, изотерапия может выступать как метод своеобразной художественно-графической рефлексии и технология, которая позволяет раскрывать способности к художественному творчеству у каждого человека, а с другой стороны – терапевтический метод, позволяющий корректировать развитие психических процессов и состояний.

Заметим, что анализ процесса и результата исполнения художественного задания необходимо анализировать по таким критериям как: общее время заполнения листа графическим образом, характер использования линий и форм, изображаемых на рисунке, преобладающие цветовые тона. В психоаналитической практике, темные тона изображений свидетельствуют о существовании внутренних проблем у человека, в то время, как яркие цвета отражают творческое начало, положительные эмоциональный фон (преобладающий в настроении человека), общую чувствительность восприятия. Как говорит Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева: «используемые цвета, их расположение, сочетание: все это отражает индивидуальный язык, отражающий состояние внутреннего мира человека, его переживаний и общего состояния...» [17, С. 64].

Сама изотерапия, состоит из нескольких основных видов, которые мы предлагаем сейчас рассмотреть.

Во-первых, это изотворчество – или метод свободного рисования, который позволяет участникам раскрывать свои чувства и эмоции через рисунок. На первоначальных этапах, каждый участник рисует только на своем листе, постепенно, с каждым занятием задания усложняются (количество листов распределяют один на двоих, троих, четверых и т.д.). Общение между участниками происходит как вербально, так и с помощью использования определенных цветов и красок. В ходе исполнения задания, организатор наблюдает за участниками, проводит мониторинг общего психоэмоционального настроя, резюмирует результат деятельности и проводит рефлексию.

Во-вторых, свободное рисование - каждый участник изображает на листе бумаги то, что он хочет, но на поставленную первоначально тему. Рисунки выполняются индивидуально, при варианте групповой работы, финальное обсуждение происходит между всеми участниками.

В-третьих, коммуникативное рисование – в варианте групповой работы, участники разделяются на пары, где у каждой пары свой лист бумаги, на котором и происходит совместное выполнение рисунка на заданную тему. Важным является исключение вербальных контактов, а само общение происходит через рисуночные образы, используемые цвета и т.д. В варианте индивидуальной работы, вместе с обучающимся задание выполняет педагог. По результатам, важно анализировать не столько художественные достоинства работ, сколько мысли и чувства, возникающие у обучающихся в процессе рисования, а также отношения, сложившиеся между ними в ходе работы.

В-четвертых, дополнительное рисование - каждый из обучающихся, начинает изображать некий образ на листе (на заданную тему), и затем, не завершая свой рисунок передаёт его другим для продолжения изображения художественного образа, получая в это время рисунок от другого члена группы Таким образом, каждый участник вносит свои дополнения в рисунки других. На этапе рефлексии, каждый из участников с начала говорит о том, что он хотел изобразить, а потом анализирует полученный в итоге командной работы образ. Важно обращать внимание на ситуации рассогласования в рамках понимания и интерпретации изображенного на рисунке между автором и коллективом.

Помимо изотерапии, часто в работе с детьми с ЗПР используют музыкальную терапию, которая в качестве основного инструмента коррекционного воздействия задействует музыку и музыкальную деятельность. Так как уже давно установлено, что музыка (как сочетание определенных частотных вибраций) оказывает регуляторное воздействие на психику человека, то её можно применять в рамках психокоррекционной работы. В первую очередь, наибольшее влияние музыка оказывает на психоэмоциональное состояние человека. Установлено, что преимущественно мажорная музыка способствует появлению положительного эмоционального фона (человек испытывает ощущение радости, приподнятого настроения), в то время, как минорные композиции связаны с переживанием таких чувств как: грусть, печаль и т.д. (что тем не менее не снижает способности минорных композиций так же оказывать активизирующее воздействие на психику человека, за счет большего драматического переживания) [23]. Заметим, что на слушателя влияние оказывает не только общая тональность мелодии, но и темпо-ритмический рисунок, общая динамичность музыкального произведения. В коррекционной работе, музыкальную терапию используют в двух вариантах: прослушивание классических музыкальных композиций с последующим обсуждением и использование музыкальных инструментов (собственно игра и создание музыки). Специально подобранные по эмоциональной насыщенности музыкальные композиции, помогают по сути как бы «тренировать» мир эмоциональных переживаний у обучающихся.

Для обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, одним из ведущих видов деятельности является игровая, в рамках различных методов терапевтической работы, было бы упущением не рассмотреть особенности игротерапии. В современной психологии выделают несколько видов игротерапии [19, 20].

1.                Недириктивная форма игровой терапии, является такой системой, в центре которой располагается ребенок, воспринимаемый как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. В рамках данного вида терапии, происходит сосредоточение в первую очередь на личностных особенностях ребенка, с целью повышения его общей активности и адекватности по отношению к проблемным ситуациям в целом. Так, в своих работах, Г.Л. Лэдриет, в качестве основных задач игротерапии выделяет: развитие ответственности по отношению к своим поступкам и действиям; формирование Я-концепции; развитие самоуправляемости, самопринятия; формирование способности к преодолению трудностей и умение решать сложные жизненные ситуации [19].

2.                Дериктивная форма игровой терапии представляет собой такой вид, в котором психолог выступает в роли руководителя психотерапевтическим процессов, с принятием ответственности по достижению поставленной цели. В основе данного вида игротерапии лежит концепция социального научения, в рамках которой обучение ребенка формам адекватного социального поведения происходит за счет подражания (буть то подражание эталону, другим воспитанникам или самому педагогу). Аффективная сторона игры в данном случае имеет наименьшее значение. Директивная терапия всегда строго структурирована [7].

3.                Смешанная игровая терапия интегрирует в себе и директивную и недирективную форму. Такой синтез позволяет в рамках одного занятия использовать большие варианты игровых действий, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся. Смешанная форма подразумевает четкий контроль и отслеживание появляющихся изменений, как на поведенческом, так и личностно уровне у обучающихся. В этом случае необходимо своевременно реагировать на данные изменения, тем самым позволяя использовать игровые ситуации более гибко, и в конечном итоге повышая общую эффективность психокоррекционной работы.

Наиболее полно такие технологии раскрываются в трудах А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной [15, 17]. Данная терапия – это один из ведущих методов профилактики и коррекции как поведенческих, так и личностных нарушений у обучающихся с ЗПР. Успешность коррекционной работы основанной на использовании игровой деятельности определяется тем, что между обучающимся и педагогом устанавливается такой вариант диалогического общения, в рамках которого происходит принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. В дальнейшем, через игру, ребенок научается: определять конкретную цель и результат своей деятельности и поступков; выбирать наиболее оптимальный и адекватный путь решения поставленной задачи (или жизненной ситуации); принимать ответственность за свои поступки; сопереживать другим [26].

Перспективным представляется также использование средств арт-терапии в сочетании с классической сказкотерапией. Основой данного терапевтического метода является установление связи между сказочными событиями и поведением (примерами поведения) в реальной жизни. С такой позиции, в условиях сказкотерапии происходит перенос заложенных в сказке нравственных смыслов в реальность. При работе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР, данный метод позволяет им в большей степени научаться актуализировать и осознавать свои проблемы, видеть пути их решения [31]. Для ребенка, сказка выступает такой реальностью, которая позволяет как бы раздвинуть имеющиеся рамки обычной действительности и столкнуться со сложными явлениями в доступной форме.

Заметим, что когда ребенок слушает сказку, у него происходит присоединение описываемых сказочных образов со своим (имеющимся) жизненным опытом. Такое проецирование (особенно эмоциональное) позволяет сказочным сюжетам оказывать более глубокое воздействие на личность обучающегося.

И.В. Вачков в своих работах, выделяет три уровня восприятия человеком сказки и сказочных образов:

1.                Поверхностно-эмоциональный. Описываемые в сказке события и ситуации воспринимаются и переживаются таким образом, что происходит их проекция на ситуации реальной жизни.

2.                Морально-психологический уровень. Сюжеты сказок затрагивают морально-этическую сторону восприятия, воспитывая важные социальные и моральные качества.

3.                Глубинно-психологический уровень. Сказка оказывает влияние на глубинные структуры и механизмы психики (используется только при работе со взрослыми) [7].

Использование сказочных сюжетов расширяет возможности проведения групповых занятий. Наиболее продуктивной формой сказкотерапии является комплексная, которая опирается на такие виды сказки как: народные и авторские (художественные); дидактические; психотерапевтические; псих коррекционные; медитативно терапевтические [7].

В основе эффективности методы сказкотерапии лежит тот факт, что сама сказка так же многогранна, как и жизнь, что позволяет использовать её воспитательные и развивающие возможности в полной мере при работе с обучающимися с ЗПР.

Далее хотелось бы раскрыть сущность таких видов арт-терапии как имаготерапия и куклотерапия. Имаготерапия представляет собой использование театрализованной деятельности (постановка сцен, разыгрывание сюжетов и т.д.) как средства коррекционной работы. Такая деятельность позволяет формировать и развивать у обучающихся воображение, творческие способности, определяет и обеспечивает мыслительную деятельность (знаково-символическая функция), развивает произвольное внимание, оказывает положительное воздействие на личность в целом [9].

Одним из видов (частью) имаготерапии является куклотерапия. Использование куклы в качестве терапевтического средства позволяет корректировать у обучающихся мелкую моторику, артикуляцию, снимает психологическое напряжение, способствует раскрытию и раскрепощению личности [10].

Так же в работе с детьми с ЗПР, можно применять и методы кинезиотерапии, основанной на применении ритмических упражнений, развивающих двигательные навыки (контроль, управление), а так же произвольное внимание, координацию, воображение, моторную память [34].

К средствам современной арт-терапии так же относят и методики «воспитания природой»: флоротерапия, ипотерапия, акватерапия и т.д., которые в качестве основного метода опосредующего эффективность коррекции используют животных, растения и т.д.

Следует так же акцентировать внимание на том, что общая эффективность применения средств арт-терапии зависит не только от внутренних факторов (умения педагога, выбранных методов, индивидуального подхода и степени сложности имеющегося дефекта), но и внешних (создание развивающей среды, как в рамках образовательного учреждения, так и в самой семье).

Проанализировав научные работы по методам арт-терапевтической работы, можно сделать следующие выводы:

·                   психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития проводится в рамках образовательной организации, в специально созданных для этого условиях;

·                   использование методов арт-терапии может быть как самостоятельное (психологическая коррекция), так и в совокупности с другими методами и методиками, тем самым обеспечивая обую эффективность психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР;

·                   главная цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития заключается с одной стороны в оптимизации интеллектуальной деятельности (через стимулирование и развитие психических процессов), с другой стороны – формирование устойчивой мотивации в рамках познавательной деятельности;

·                   подбор методик и приемов (средств) арт-терапии при осуществлении психокоррекционной работы должен определяться конкретной целью, учитывать индивидуально-типологические и возрастные особенности обучающихся;

·                   все многообразие арт-терапевтических методов, для достижение наиболее оптимального эффекта воздействия, логично использовать в условиях комплексного сочетания;

·                   наиболее популярными методами арт-терапии в современной специальной психологии являются: изотерапия, музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия, кинезетерапия, имаготерапия и т.д..

Можно сказать, что арт-терапия это творческий метод психологической работы, использующий в качестве инструментов психологического воздействия возможности искусства и творческой деятельности, для достижения характерных изменений в личностном развитии человека [11].

В то же время, при наличии достаточно большой литературы научного профиля обосновывающих общую эффективность применения средств арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, тем не менее, имеются некоторые грани, до сих пор раскрытые не полностью. К примеру, нет единого мнения касательно конкретных отличительных особенностей технологии и методологии арт-терапии и арт-педагогики; не до конца изучены возможности и ограничения использования средств арт-терапии при работе с различными нарушениями и т.д.

Однако эффективность использования методов и средств арт-терапии в рамках коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития доказана.

Руководствуясь концепцией личностно-ориентированного обучения, согласно которой в центре образовательного и воспитательного процесса находится сам обучающийся, его мотивы, конкретные цели, индивидуально-психологические особенности, и в целом личность обучающегося, использование методов арт-терапии позволяет направить воздействие коррекционного процесса на всецелое развитие обучающегося. Отсюда в нашей работе мы делаем акцент при работе с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития на методы арт-терапии, в то время, как сама арт-педагогика ложится в основу организуемой дополнительной работы с детьми [32]. При таком подходе, средства арт-терапии и методы арт-педагогики, преломляются через призму личностных особенностей обучающегося (его мотивов, потребностей, общей направленности личности), тем самым определяя индивидуализацию и персонализацию общего психолого-педагогического коррекционного воздействия, через совместное взаимодействие педагога и обучающегося, с последующей активизацию творческой самостоятельности, инициативы и самовыражения.


 

ПОНЯТИЕ АРТ-ТЕРАПИИ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ,

ПОНЯТИЕ АРТ-ТЕРАПИИ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ,

Функции арт-терапии: - арт-терапия помогает освободиться от негативных состояний, способствует снятию психического и нервного напряжения, корректирует нарушения общения и формирует нормальное межличностное общение; - арт-терапия…

Функции арт-терапии: - арт-терапия помогает освободиться от негативных состояний, способствует снятию психического и нервного напряжения, корректирует нарушения общения и формирует нормальное межличностное общение; - арт-терапия…

Арт-терапия имеет три формы - активную, пассивную и смешанную

Арт-терапия имеет три формы - активную, пассивную и смешанную

Арт-терапия вытекает из положения о пластичности центральной нервной системы, благодаря которой возможно осуществить коррекцию и компенсацию отклонений, в том числе средствами искусства

Арт-терапия вытекает из положения о пластичности центральной нервной системы, благодаря которой возможно осуществить коррекцию и компенсацию отклонений, в том числе средствами искусства

Одно из ведущих мест имеет также положение об общих и специфических закономерностях, характеризующих аномалии развития (В

Одно из ведущих мест имеет также положение об общих и специфических закономерностях, характеризующих аномалии развития (В

Для познания личностных качеств обучающихся, наиболее оптимальным средством является искусство, именно по этому, в рамках осуществления психокоррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, можно…

Для познания личностных качеств обучающихся, наиболее оптимальным средством является искусство, именно по этому, в рамках осуществления психокоррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, можно…

Отметим, что выбор методов и приемов использования различных средств арт-терапии определяется следующими критериями: · индивидуально-типологические и гендерные особенности конкретной возрастной категории обучающихся; · учет интересов…

Отметим, что выбор методов и приемов использования различных средств арт-терапии определяется следующими критериями: · индивидуально-типологические и гендерные особенности конкретной возрастной категории обучающихся; · учет интересов…

С одной стороны, изотерапия может выступать как метод своеобразной художественно-графической рефлексии и технология, которая позволяет раскрывать способности к художественному творчеству у каждого человека, а с…

С одной стороны, изотерапия может выступать как метод своеобразной художественно-графической рефлексии и технология, которая позволяет раскрывать способности к художественному творчеству у каждого человека, а с…

Во-вторых, с вободное рисование - каждый участник изображает на листе бумаги то, что он хочет, но на поставленную первоначально тему

Во-вторых, с вободное рисование - каждый участник изображает на листе бумаги то, что он хочет, но на поставленную первоначально тему

В первую очередь, наибольшее влияние музыка оказывает на психоэмоциональное состояние человека

В первую очередь, наибольшее влияние музыка оказывает на психоэмоциональное состояние человека

Я-концепции; развитие самоуправляемости, самопринятия; формирование способности к преодолению трудностей и умение решать сложные жизненные ситуации [19]

Я-концепции; развитие самоуправляемости, самопринятия; формирование способности к преодолению трудностей и умение решать сложные жизненные ситуации [19]

ЗПР. Успешность коррекционной работы основанной на использовании игровой деятельности определяется тем, что между обучающимся и педагогом устанавливается такой вариант диалогического общения, в рамках которого происходит…

ЗПР. Успешность коррекционной работы основанной на использовании игровой деятельности определяется тем, что между обучающимся и педагогом устанавливается такой вариант диалогического общения, в рамках которого происходит…

Морально-психологический уровень

Морально-психологический уровень

Так же в работе с детьми с ЗПР, можно применять и методы кинезиотерапии, основанной на применении ритмических упражнений, развивающих двигательные навыки (контроль, управление), а так…

Так же в работе с детьми с ЗПР, можно применять и методы кинезиотерапии, основанной на применении ритмических упражнений, развивающих двигательные навыки (контроль, управление), а так…

Можно сказать, что арт-терапия это творческий метод психологической работы, использующий в качестве инструментов психологического воздействия возможности искусства и творческой деятельности, для достижения характерных изменений в…

Можно сказать, что арт-терапия это творческий метод психологической работы, использующий в качестве инструментов психологического воздействия возможности искусства и творческой деятельности, для достижения характерных изменений в…

Руководствуясь концепцией личностно-ориентированного обучения, согласно которой в центре образовательного и воспитательного процесса находится сам обучающийся, его мотивы, конкретные цели, индивидуально-психологические особенности, и в целом личность…

Руководствуясь концепцией личностно-ориентированного обучения, согласно которой в центре образовательного и воспитательного процесса находится сам обучающийся, его мотивы, конкретные цели, индивидуально-психологические особенности, и в целом личность…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021