А.С. Пушкин «Кавказский пленник». Анализ художественного текста»
Оценка 5

А.С. Пушкин «Кавказский пленник». Анализ художественного текста»

Оценка 5
docx
24.02.2020
А.С. Пушкин «Кавказский пленник». Анализ художественного текста»
3.docx

Конспект открытого  урока литературы в  9 классе.

Учитель:  Самедова Л.В.

Тема«А.С. Пушкин «Кавказский пленник». Анализ художественного текста»

Цель:

Углубить представление о  признаках жанра романтической поэмы; анализ .

Ход урока.

I.                   Актуализация знаний:

Учитель.

 - Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве А.С. Пушкина и познакомимся с его поэмой «Кавказский пленник».

 - К какому периоду относится эта поэма?

(К периоду южной ссылки 1820-1824).

 - Как назывался цикл, написанный в это время? (южные поэмы).

 - Сколько было поэм? (4)

 - Может,  кто-нибудь помнит, как они назывались? («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники» и «Цыганы»).

II.   Работа над темой:

1.                      О поэме.

Первая романтическая поэма Пушкина «Кавказский пленник», — законченная в феврале 1821 года, принесла ему успех, наибольший в его литературной деятельности. Успех был вызван тем , что читатели находили в ней образ современного романтического героя , отсутствовавший в допушкинской литературе.

Легко убедиться в том, что основные психологические черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными. В Пленнике живёт яркое и смелое вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому, что ищет свободы, которой нет в неудовлетворяющем его «свете»- в цивилизованном обществе:

Отступник свет, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далёкий полетел

С весёлым призраком свободы.

Свобода! он одной тебя

Ещё искал в пустынном мире.

Сам сюжет поэмы организует тема свободы : герой , лишённый духовной свободы и стремящийся обрести её , попав в плен , лишается свободы физической. Таким образом , опять оказывается бессильным найти счастье. В поэме сказано о закованном в цепи Пленнике:

Затмилась перед ним природа.

Прости, священная свобода!

Он раб.

Другая важная черта Пленника — душевная охладелость. Пленник не может ответить на чувство влюбившейся в него Черкешенки потому , что он лишился способности чувствовать. Об этом говорят его слова , обращённые к Черкешенке:

Бесценных дней не трать со мною;

Другого юношу зови.

Его любовь тебе заменит

Моей души печальный хлад...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как тяжко мёртвыми устами

Живым лобзаньям отвечать

И очи, полные слезами ,

Улыбкой хладною встречать!

Правда, даже эта душевная охладелость не заставляет героя отвергнуть идеал свободы. Пушкин говорит о Пленнике и свободе:

Охолодев к мечтам и мире,

С волненьем песни он внимал,

Одушевлённые тобою;

И с верой, пламенной мольбою

Твой гордый идол обнимал.

Рисуя душевную охладелость Пленника, Пушкин стремился запечатлеть характерную сторону психологии не только русской, но и западноевропейской молодёжи. Но вместе с тем Пушкин нарисовал эту «преждевременную старость души» на основе доступного ему жизненного и литературного материала.

О том, что пленника привели к душевной охладелости страсти, подробно рассказано в том месте поэмы , где закованный Пленник вспоминает о родине:

Где первую познал он радость,

Где много милого любил,

Где бурной жизнью погубил

Надежду , радость и желанье

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.

Это чисто романтическая предыстория Пленника. Особенно важен здесь образ «душевного увядания». Особенности же психологии «увядшего» Пленника были раскрыты Пушкиным по законам романтической поэмы, в которой часто встречался приём контраста , который позволяет оттенить психологические черты героев. Душевному холоду и увяданию Пушкин - романтик противопоставил пылкую расцветающую страсть. Пушкинская сюжетная ситуация «Пленник-Черкешенка», сталкивает людей, не имеющих ничего общего в своём психологическом складе.

Черкешенка –  прежде всего страстная дева. Вторая часть поэмы начинается описанием «огненных» душевных переживаний героини:

...Пленник милый,

Развесели свой взгляд унылый,

Склонись главой ко мне на грудь,

Свободу, родину забудь.

Скрываться рада я в пустыне

С тобою, царь души моей!

Люби меня...

Но «огню» в поэме был противопоставлен «холод» а иногда и «окаменелость». Пленник в ответ на признания Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и жалел, что он уже не может разделить пылкое чувство:

Умер я для счастья,

Надежды призрак улетел;

Твой друг отвык от сладострастья,

Для нежных чувств окаменел...

Здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме звучала ещё одна тема. Герой рассказывал о какой-то своей прошлой любви , которая не принесла ему счастья. Мы узнаём , что это была любовь неразделённая , что герой «не знал любви взаимной : любил один , страдал один». Эта тема влекла за собой другую тему—ревности героини. Черкешенка хотела узнать , кто её соперница:

Но кто ж она,

Твоя прекрасная подруга?

Ты любишь, русский? Ты любим?

Но Черкешенка преодолевает ревность—в  этом-то и состоит её душевный героизм. Освобождая Пленника , Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром , когда она идёт освобождать Пленника , Пушкин говорит :

Казалось, будто дева шла

На тайный бой, на подвиг ратный.

В этой сцене поэмы Черкешенка действительно героична: распилив оковы Пленника , она желает ему счастья и даже соединения с «другой» , хотя её собственная любовь разбита. Это место поэмы отмечено тонким психологизмом. Хотя Черкешенка преодолела ревность,   в её словах ещё звучат отголоски этого чувства. Она не хочет бежать с Пленником именно из-за его любви к «другой», благословляя его в то же время на новую жизнь, полную любви:

Прости, любви благословенья

С тобою буду каждый час.

Прости - забудь мои мученья,

Дай руку мне... в последний раз.

Эти переживания Черкешенки, кончающей самоубийством, бросающейся в ту самую реку , которую переплывает Пленник , чтобы достичь родины , не похожи на «злую» ревность Заремы и Алеко , которые под её влиянием совершают убийство.

По мысли Пушкина , злоупотребление страстями ведёт к охлаждённости, пресыщенности и душевной старости. Это судьба Пленника. Но нормальная, естественная страсть возвышает человека и даёт ему возможность совершить подвиг. Это судьба Черкешенки. При этом Пушкин считает , что нормальные естественные страсти живут не в цивилизованном обществе, к которому принадлежит Пленник, а в диком, близком к природе, где воспиталась Черкешенка.

Первая русская романтическая поэма, изданная Пушкиным, вполне отвечала его убеждению, что романтизм - это область необыкновенного. Герои поэмы отмечены романтической исключительностью, а их предыстория отличается намеренно созданной поэтом неясностью.

Общее значение «Кавказского пленника» было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные черты целого поколения русской и европейской молодёжи.

Пушкин внёс огромный вклад в русскую литературу. Его романтизм можно изучать бесконечно. Пушкин-романтик написал множество прекрасных произведений, которые поражают душу своей чувственностью. Его поэмы полны любви и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти, яркие незаурядные явления «внутреннего мира души человека». Пушкин создал наиболее содержательный и оригинальный романтический мир страстей в русской литературе. Его смерть потрясла всех. В.Ф. Одоевский опубликовал 30 января 1837 года в «Литературных прибавлениях» и журнале «Русский инвалид» такие строки: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!»

Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясающие стихи:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит...

И всё шептал он их как заклинание, как молитву, как утешение.

Как реквием...

2.     История создания (подготовленный ученик).

Поэма «Кавказский пленник» была написана в 1820-1821 гг., а напечатана в 1822 г. В 1829 г. поэт так отзывался о своей ранней поэме: «Всё то слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно».

 

3.     Литературное направление и жанр

Учитель

 - Как вы думаете, к какому литературному направлению относится эта поэма?

 - Какие задачи ставил перед собой поэт?

 - какие образы присутствуют в поэме?

Это вторая поэма после «Руслана и Людмилы» и первая романтическая поэма. Пушкин ставил перед собой три задачи:

1.     Изобразить нового романтического героя, близкого внутреннему миру автора и его современников: «В нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами 19-го века».

2.     Найти и описать романтический фон – яркие картины природы Кавказа и быт горного народа черкесов. Эти колоритные картины противопоставлялись обыденности.

3.     Найти новый язык и новый стиль: романтический, чувственный, но полный таинственных недомолвок.

     Тяжелее всего Пушкину дался образ пленника. Он описал уставшего от жизни молодого человека, равнодушного, потерявшего любовь. Но при этом невольник всей душой жаждет свободы. Это переживания юного Пушкина, несправедливо обвинённого и страдающего от неразделённой любви. Поскольку автор попытался соединить в одном образе противоположные качества, образ кавказского пленника остался неясным: «Кавказский пленник – первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил».

     Черкешенка - цельная романтическая героиня, неумолимо красивая и неприступная. Сначала ею движет жалость, потом она влюбляется в пленника, а влюбившись – готова на всё: «Свободу, родину забудь». Когда же она узнаёт о том, что пленник любит другую, гордо оставляет возлюбленного, но помогает ему убежать, найдя в себе силы умереть, уйти с дороги того, кто ею пренебрёг.

     Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделённой любви, он был несчастлив ещё на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура. Для черкешенки смысл жизни в любви.

4.     Образ лирического героя

- Кто является лирическим героем?

     Лирический герой в поэме появляется уже в посвящении. Именно себя Пушкин считает истинным романтическим героем, пережившим клевету и изгнание. В первой и второй части читатель видит происходящее глазами лирического героя. «Кавказский пленник» - самая лирическая поэма Пушкина. Эпический сюжет постоянно чередуется с описаниями природы Кавказа, быта горцев и рассуждениями о судьбе и характерах героев.

     В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.

5.     Тема, сюжет, композиция

Учитель.

 – Кому посвящена поэма?

 - Сколько частей в поэме?

     Поэма посвящена Н.Н. Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г., когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.

     Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.

     В первой части описано пленение русского, его жизнь в ауле и помощь молодой черкешенки. Во второй части между черкешенкой и пленником происходит объяснение. Черкешенка признаётся в любви, а пленник изливает свои страданья: «Ты видишь след любви несчастной...». Черкешенка помогла ему бежать, но сама не захотела уйти: «Ты любил другую!.. Найди её, люби её...» Девушка не видит смысла в жизни и топится в реке.

     Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделённая любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул. Даже черкесы несвободны, испытывая давление русских, даже казак не может спокойно спать, а дева петь на берегу станицы, потому что «чеченец ходит за рекой».

6.     Размер и рифма

Учитель.

Давайте попробуем определить размер и рифму.

     Поэма написана четырёхстопным ямбом с почти обязательным пиррихием (ПИРРИХИЙ (греч. pyrrichios) - в силлабо-тоническом стихосложении пропуск ударения в стопе ямба или хорея ("На берегу пустынных волн", А. С. Пушкин)  в третьей, иногда во второй строфе. Благодаря пропуску ударения ритм становится напевным. Того же Пушкин достигает бессистемным чередованием кольцевой, перекрёстной и смежной рифмовки при чётком чередовании женской и мужской рифмы.

7.     Тропы

Учитель.

 - Какие средства художественной выразительности присутствуют в поэме?

     Хотя зрелый Пушкин считал образ пленника слабым, но всегда был доволен поэтическими достоинствами поэмы. Для описания героев, природы и быта горцев используются постоянные и просто романтические эпитеты:  черкесы праздные, пленник младой, смертный сон, пустынные равнины, однообразные вершины, презренная суета, простодушная клевета, туманный, неподвижный взор, пустынный мир (метафорический эпитет).

При описании природы встречаются олицетворения: «Оделись пеленою туч Кавказа спящие вершины».

Сравнения делают образ точным: черкешенка бледна как тень, как тень проходят дни, пленник гаснет, как пламень дымный.

III. Итог урока и Д/З:

 Вывод: Поэма «Кавказский пленник» была написана во время южной ссылки, когда Пушкин наблюдал жизнь черкесов. Она входит в цикл «Южные поэмы» и является первой романтической поэмой автора. Художественные достижения южных поэм еще более возвысили Пушкина на литературном Олимпе. Его окончательно признали главой прогрессивной литературы России, поэтом, наиболее ярко воплощающим передовые идеи своей эпохи. Жадно читаемые всей грамотной Россией романтические поэмы Пушкина подняли русскую литературу на новую высоту и оказали огромное влияние на все последующие поколения.

Д/З: Герои и проблематика «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина».


 

Конспект открытого урока литературы в 9 классе

Конспект открытого урока литературы в 9 классе

Таким образом , опять оказывается бессильным найти счастье

Таким образом , опять оказывается бессильным найти счастье

В увядшем сердце заключил. Это чисто романтическая предыстория

В увядшем сердце заключил. Это чисто романтическая предыстория

Казалось, будто дева шла На тайный бой, на подвиг ратный

Казалось, будто дева шла На тайный бой, на подвиг ратный

Его смерть потрясла всех. В.Ф.

Его смерть потрясла всех. В.Ф.

Поскольку автор попытался соединить в одном образе противоположные качества, образ кавказского пленника остался неясным: «Кавказский пленник – первый неудачный опыт характера, с которым я насилу…

Поскольку автор попытался соединить в одном образе противоположные качества, образ кавказского пленника остался неясным: «Кавказский пленник – первый неудачный опыт характера, с которым я насилу…

Ты видишь след любви несчастной

Ты видишь след любви несчастной

России, поэтом, наиболее ярко воплощающим передовые идеи своей эпохи

России, поэтом, наиболее ярко воплощающим передовые идеи своей эпохи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2020