А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
Оценка 5

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Оценка 5
docx
14.05.2020
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
пушкин. песнь о вещем олеге 7кл.docx

  Литература   7кл.             13.10.18г

             

              Тема: А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Цели: познакомить с балладой и ее особенностями, познакомить учащихся с историей написания стихотворения «Песнь о вещем Олеге»; развивать умение и навык анализа художественного произведения; творческие способности обучающихся; формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы; прививать интерес к русской и древнерусской литературе; воспитывать грамотного читателя

УУД:

Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.

Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.                                                                                                                        Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных  знаний

- Опрос учащихся

3. Изучение новой темы

1)  Вступительное слово об А. С. Пушкине.

Удивительный Александр Сергеевич... Величайший поэт всех времен и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества. Не исключение и 7 класс.

Что вы знаете о жизни Древней Руси?

Кто такой вещий Олег?

Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая "Львовскую летопись", Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.

Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: "Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического".

В основу произведения положен текст древнерусских летописей.

2) Знакомство с литературоведческими понятиями.

Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Летопись – погодово?й, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись.

3)  Словарная работа.

- Хазары – племя, обитавшее на юге Росси в x веке

- Царьград – ныне Стамбул

- Кудесник, волхв – волшебник, чародей

- Перун – Бог грома и молнии

- Жребий – судьба, участь (устар.)

- Курган – могильный холм устар.)

- Тризна – обрядовые действия и пиршество в память умершего

- Вещий – предвидящий будущее.

4)  Беседа с учащимися. Анализ баллады.

Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе. С другой стороны, “Песнь…” – это баллада, она, как и всякий жанр, имеет свои характерные черты.

Это обращение к историческому прошлому, таинственный, иногда фантастический ход событий, напряженный сюжет.

Какие ключевые эпизоды можно выделить в балладе?

1) Встреча Олега с кудесником.
2) Прощание с конем.
3) Смерть Олега.

Проведём анализ этих эпизодов.

1) Образ князя Олега вступает в “Песню…” торжественно, величаво. Как здесь назван Олег?

Как назван кудесник?

Как раскрываются отношения Олега и кудесника в их диалоге? Охарактеризуйте их.

– На чьей стороне автор, кому ближе по духу? Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт.

– Какую правду открыл кудесник князю? Как отнесся Олег к предсказанию?

2) Прощание с конем – один из самых драматичных эпизодов. Почему Олег так любил коня?

Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем, почему же он вспоминает о коне во время пира, в минуту мира и радости?

3) О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже “кудри их белы, как утренний снег”. Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: “Могучий Олег головою поник…”.

Случайна ли смерть Олега? Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его "лживым, безумным стариком"? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

4. Рефлексия.

– "Песнь..." написана в жанре баллады. Вспомните, какой жанр называется балладой? Какой жанр называется летописью?

– В чем сходство и различие баллады и летописи? Сравните летописный текст с балладой А.С. Пушкина.

Кому из героев “Песни о вещем Олеге” вы бы поставили памятник? Как бы он выглядел?

Какова основная мысль произведения?

5. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок.


 

Литература 7кл. 13

Литература 7кл. 13

На чьей стороне автор, кому ближе по духу?

На чьей стороне автор, кому ближе по духу?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020