Урок 15. А.С. Пушкин «Деревня»
Проверка домашнего задания. Письменно вопрос 3 на стр 73.
- О каком веке литературы вы читали дома стать? Как он назван? (19в - золотой)
- Символ золотого века русской литературы – гениальный поэт мирового значения, драматург, мыслитель, основатель современного литературного языка А. С. Пушкин.
Чтение статьи на стр 116-119
После окончания лицея молодой Пушкин поселился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся в суетливую столичную жизнь. Все было интересно юному поэту: балы, дружеские сборища, театр и, конечно же, поэзия. В стихах Пушкина той поры – молодость, любовь, дружба и идеи свободы. Уже в первые послелицейские годы за Пушкиным утвердилась слава певца свободы и противника самодержавия.
Чтобы отдохнуть от суеты столичной жизни, которая очень скоро стала тяготить поэта, Пушкин летом 1819 года едет в Михайловское, родовое имение своих родителей. Природу, к тиши которой так стремился поэт, в Михайловском он нашел, но предаваться на ее лоне покою, расслабиться он не смог, потому что очень остро ощутил здесь, в Михайловском, и другое: жестокость помещичьего произвола и тягость неволи крепостного народа.
Увиденное Пушкин воплотил в стихотворении “Деревня”, в ней – все его мысли и чувства. Стихотворение “Деревня” относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта.
История создания. В начале XIX века в России активно обсуждался крестьянский вопрос. Власти получали сведения об обстоятельствах жизни простого народа, литература пополнялась произведениями, раскрывающими проблему угнетения крестьян, а цензура усилила надзор. В таких условиях в 1819 г. появилось стихотворение «Деревня».
Александр Сергеевич начал работать над произведением в Михайловском. Первоначальная его версия попала в руки Александра I. Император положительно отзывался о стихах и даже выразил благодарность молодому поэту. Но в это время Пушкин не опубликовал «Деревню». В 1825 г. после восстания декабристов усилился контроль со стороны цензуры. В стихотворение пришлось вносить правки, чтобы его напечатали. Первую часть текста с коррективами напечатали в 1826 г. под названием «Уединение». Полный текст увидел мир лишь в 1829 г. Название «Деревня» использовали в более поздних публикациях.
Чтение стихотворения.
- Какие чувства у вас вызывает это стихотворение?
- Какое настроение преобладает в стихотворении?
- На сколько частей вы бы могли его разделить? (3 части)
- о чём каждая из них?
- С каких строк начинается 2ая часть?
- Какое настроение несёт она? О чём она?
Рисуем кластер: Деревня: деревенская природа / крепостное право
- Какова тема стихотворения? (красота деревенской природы и угнетение народа)
- С чего начинается стихотворение? (Начинается стихотворение описанием мирной деревенской жизни. От этих строк веет тишиной, покоем и прохладой)
- Прочитайте ещё раз эти строки (Я твой люблю сей тёмный сад ..... везде следы довольства и труда)
Попробуйте представить усадьбу поэта в Михайловском, обустроенную дедом А.С.Пушкина, Осипом Абрамовичем Ганнибаллом. Это небольшая территория, которая с севера ограничена крутым обрывом к реке Сороти, с юга – Михайловскими рощами.
От столетних лип по небольшому склону аллея ведёт к пруду с перекинутыми через него горбатым деревянным мостком. Пруд окружён высокими серебристыми ивами. От усадьбы открывается неповторимый вид на окрестности.
- Как поэт передаёт окружающий его пейзаж? (с любовью и очень подробно, ничего не ускользает от его взгляда)
Первые дни в Михайловском Пушкин, отдыхая от всех утомительных условностей городского быта, с упоением наслаждается обретенной свободой. Создана светлая, мирная картина деревни. С большой любовью и теплотой Пушкин говорит о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вызывает в нём прилив творческой энергии, нравственно его очищает. Юный поэт размышляет над окружающей его действительностью и над смыслом своего существования. Но постепенно глаз его начинают “резать” узкие полоски полей, обшарпанные хаты крестьян, голодные глаза крестьянских детей. За внешним покоем и благополучием Пушкин видит и другую сторону деревенской жизни. И это увиденное до глубины души возмущает его отзывчивое на всякую несправедливость сердце. И поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крестьянства, а себя именует «другом человечества». Так рождается вторая часть стихотворения.
- Прочитайте строки этой части. (до "и время земледельца")
- Чем заканчивается стихотворение? (раздумья автора о будущем России)
- Прочитайте эту часть.
- Такой финал не случаен. Пушкин ждёт ответа, и не находит его.
- Какие чувства вы испытывая в начале стихотворения? (спокойствие, тишина и гармония) Как они меняются по мере чтения? (нарастает напряжение и тревога)
- Как называется художественный прием, используемый поэтом для построения данного лирического текста? (антитеза) стр 124
- Поэт использует это средства художественной выразительности, благодаря которому достигается задуманный поэтом эффект.
Огромную роль играют антонимические образы и противопоставления. Найдите их в тексте.
«Барство дикое» — «Рабство тощее»,
«праздность вольная» — «тягостный ярем»,
«творческие думы» — «мысль ужасная»,
«везде следы довольства и труда» — «везде Невежества убийственный Позор»,
«я здесь, от суетных оков освобожденный…» — «дворов толпы измученных рабов»,
«порочный двор Цирцей» — «мирный шум дубрав».
Домашнее задание. Выписать антитезы из текста стихотворения А.С. Пушкина "Деревня" на стр 122-124 + Выразительное чтение стихотворения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.