А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.
Оценка 4.9

А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература
7 кл
14.02.2018
А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.
Целью урока является показать переплетение исторического и лирического в поэме Пушкина «Полтава». Цель реализуется через задачи: 1) Знакомство с содержанием поэмы Пушкина «Полтава» 2) Показать преломление исторического в поэме Пушкина «Полтава» через описание эпохи и воссоздание исторических образов 3) Развитие умения анализировать лирическое произведение Образы основных героев даются в сравнении, в основе работы - анализ художественного текста.
3 урок.docx
Краткосрочное планирование Учитель: Фёдорова М. В. Литература  7 класс Раздел  «Человек и история в литературе» 1 неделя   Тема занятия: Ресурсы:  Цель обучения: Задачи: Используемый подход: Время I.Орг.момент.  II. Сообщение темы и цели урока III. Проверка  понимания  прочитанной дома  поэмы.  Занятие  3 День  13.09.2014 А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы. Учебник «Русская словесность», 7 класс, презентация к уроку.  Показать   переплетение   исторического   и   лирического   в   поэме   Пушкина «Полтава» 1) 2) через описание эпохи и воссоздание исторических образов 3) технология обучения на основе опорных конспектов, ИКТ Вид деятельности Знакомство с содержанием поэмы Пушкина «Полтава» Показать преломление исторического в поэме Пушкина «Полтава»   Развитие умения анализировать лирическое произведение Действия учителя Действия ученика Приветствие.  ­ О какой эпохе идёт речь в поэме  Пушкина? Что вы можете сказать об этом времени? Можно ли назвать поэму  исторической? Почему? Вспомните, кто  из героев – люди, реальные исторические  лица. Мотивация  учебной  деятельности. Использование  ИКТ IV.Формирование  новых знаний. Вызов Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. Актуализация  знаний Рубеж   XVIII   –   XIX   веков.   Это время   правления   Петра   I,   начало   его правления, когда России пришлось очень тяжело,   во­первых,   потому,   что   ей противостоял   мощный   внешний   враг   – шведская армия во главе с Карлом XII, во­вторых, «смутно», неспокойно было в самой стране, доносы на преданных Петру людей   заставляли   его   проводить следствия в поисках предателей. Всё это отражает   Пушкин   в   своей   поэме.   Вот, например: Украйна глухо волновалась. Давно в ней искра разгоралась. Друзья кровавой старины Народной чаяли войны. Все   герои   –   люди,   на   самом   деле существовавшие.   Недаром   «Полтаву» называют исторической поэмой. Пушкин тщательно   отбирал   материал   к   поэме, изучал   документальные   источники.   Мы знаем,   что   наш   великий   поэт   часто обращался   к   истории.   Время   правления Петра Великого  особо привлекало поэта, потому   что   этот   период   был   очень важным в истории России. Да и сам образ Петра   Великого   был   очень   интересен Пушкину. Пётр I – это не только царь­ реформатор,   но   и   талантливый полководец,   одарённый   публицист, великий кораблестроитель. Пётр I, Карл XII,   Мазепа,   Кочубей   –   известные исторические деятели. Они организуют в поэме историко­политическую сюжетную линию,   т.   е.   через   них   мы   узнаём   об исторических событиях. А вот Кочубей, Мария, мать Марии, Мазепа раскрывают нам эпизод из истории семьи Кочубея, т. о. мы можем говорить о семейно­бытовой сюжетной   линии.   Значит,   сюжет   поэмы «Полтава»   образует   переплетение   двух сюжетных   линий:  семейно­бытовой   и исторической. Анализ образов Кочубей «Богат и славен Кочубей…» «Так! было время: с Кочубеем был друг  Мазепа…» «Тиха украинская ночь…» «В ней с миром, с небом примирённый…» ­ Какие отношения связывали Кочубея и  Мазепу? Почему Кочубей оказывается  под следствием? Как ведут себя Искра и  Кочубей во время казни?  Какие черты  характера Кочубея выделяет Пушкин, что поэта привлекает в этом герое? Чтение эпизодов Вопросы для  анализа и   Читают анализируют отрывки поэмы Подводится  итог  выступлениям и Читают   анализируют отрывки поэмы Кочубей долгое время был первым помощником   Мазепы,   между   ними была   дружба.   Узнав,   что   Мазепа   за спиной   Петра,   чинит   сговор   со шведским королём, Кочубей   написал донос  на Мазепу. Ему  не поверили и предали   казни   с   близким   другом Искрой. отвага, терпеливость, покорность воле бога – все эти качества привлекают пота.   Мужество,   Чтение эпизодов Вопросы для  анализа Подводится  итог  выступлениям Мазепа  «Он стар. Он удручён годами…» «Тиха украинская ночь…» (2 отрывок) ­ Какое представление сложилось у вас о  политике Мазепе? Почему Пётр не  поверил в его предательство , получив  донос Кочубея? Что чувствует Мазепа во  время пыток Кочубея? Почему автор  дважды описывает украинскую ночь? С  какого слова начинается переход  описания природы на рассказ о героях?  Почему? Скрытен, умудрён жизнью, привык обдумывать   свои   шаги.     Пётр   I   не поверил в измену Мазепы. Кроме того, следствие   нашло   фактов   Во   время   казни предательства. Кочубея Мазепа испытывает смятение, его   мучит   совесть.   Даже   после   казни «Один, пред конною толпой…»   не   Песнь   вторая   оканчивается бегством   Марии,   узнавшей   о   казни отца.   В   песне   третьей     Пушкин изображает исторические события того периода на Украине. Мазепа почему­то вдруг больным, прикованным к одру, к кровати, т. е. даже встать не может. Он уже ожидает смерть.   Но   как   только   «Карл поворотил и перенёс войну в Украйну», Мазепа выздоровел.   притворяется Образ Петра Работа с учебником. План: 1. Начало боя. 2. Появление Петра. 3. Передышка в бою. 4. Образ Петра и Карла. 5. Битва  в разгаре. 6. Победа. 7. Пир Петра. Средства при  воссоздании картины боя и  создании образа.  V. Рефлексия  «Голос ученика» Домашнее задание: Отрывок «Полтавский бой» ­ наизусть с. 38 МАЗЕПА — герой поэмы А.С.Пушкина «Полтава» (1828). Иван Степанович Мазепа (1644­1709)   —   реальное   историческое   лицо,   гетман   Украины   с   1687   по   1708   год. Стремившийся к отделению Украины от России, он во время Северной войны изменил Петру, перешел на сторону шведов, а после Полтавской битвы (1709) бежал вместе со шведским   королем   Карлом   XII.   В   поэме   Пушкина   гетману   дана   беспощадно­резкая, уничтожающая   характеристика,   поразительная   по   своей   одноплановости   (что   сам   поэт объяснял верностью историческим фактам). М. предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он «не ведает святыни», «не помнит благостыни»), человек, привыкший любой   ценой   добиваться   поставленной   цели.   Преступный   соблазнитель   своей   юной крестницы Марии, он предает публичной казни ее отца Кочубея и — уже приговоренного к смерти — подвергает жестокой пытке, дабы выведать, где спрятал тот свои клады. Столь же беспощадно изображена и политическая деятельность М. Его слова о свободе Отчизны — откровенная политическая демагогия и прямая ложь: отпадение Украины от России означало бы ее зависимость от Швеции и Польши, на помощь которых М. так рассчитывал. Практическая подготовка заговора М. представлена в поэме как польская интрига, как отвратительный   политический   торг   («Торгуют   царской   головой,   //   Торгуют   клятвами вассалов»).   Истинные   мотивы   деятельности   М.   —   месть   оскорбившему   его   Петру,   а главное — безудержное, ненасытное властолюбие («И скоро в смутах, в бранных спорах, // Быть может, трон воздвигну я»). Весь этот нравственно­психологический комплекс (жажда власти,   возвышения,   личного   самоутверждения   при   полнейшей   неразборчивости   в средствах)  Пушкин   полагал типичным  для  новой  знати  вообще,  украинским  вариантом которой считал он М. Ведь еще недавно — в отличие от богатого и знатного Кочубея — М. был   беден,   безвестен,   социально   ничтожен   («беден   был   и   мал»).   Но   дело   не   только   в личных   качествах   М.   Само   его   выступление   изображено   в   поэме   как   враждебное преобразованиям   Петра,   всецело   обращенное   в   прошлое,   сродное   бунту   московских стрельцов. И точно так же, как в «Стансах» (1826) «буйному стрельцу» противопоставлен преданный Петру, но независимый и честный аристократ Долгорукий, так и в «Полтаве» «друзьям   кровавой   старины»   противостоит   родовитый   и   знатный   Кочубей,   тоже   не побоявшийся сказать правду о заговоре М. Казнь Кочубея представлена в «Полтаве» как трагическая   ошибка   Петра,   но   ошибка   не   случайная.   Петр   поверил   М.   и   не   поверил Кочубею, ибо в большей мере опирался на новую знать, а не на древнюю аристократию. И эта   проблема   переориентации   верховной   власти   на   союз   со   старинным   русским дворянством, к которому поэт причислял и себя, была одной из важнейших для Пушкина начиная со второй половины 1820­х гг. «Полтава» была политическим уроком и укором новому   царю,   также   совершившему   трагическую   ошибку,   какой   казалась   Пушкину расправа над декабристами. Герой и сюжет поэмы «Полтава» были воплощены в опере П.И. Чайковского «Мазепа» (1883), в которой на первый план выдвинулась история любви М. и Марии, образ гетмана был явно облагорожен и наделен лирическими интонациями.

А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.

А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.

А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.

А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.

А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.

А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.

А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.

А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.

А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.

А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.

А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.

А.С. Пушкин. «Полтава». Герои Полтавы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018