А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель" Цель: ввести учащихся в мир “маленького человека” пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести; выявить ключевую идею; показать особенности сюжета и композиции повести. Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к повести, рисунки учащихся. Ход урока I. Организационный момент. II. На фоне музыки звучат стихи учащихся. 1-ый ученик На Руси вдоль дорог во все концы В прошлом веке звучали бубенцы. В дождь и метель тройки неслись, Тройки людей везли…
Иконка файла материала А.С. Пушкин. Повести покойного.doc
А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель" Цель: ввести учащихся в мир “маленького человека” пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к  герою повести; выявить ключевую идею; показать особенности сюжета и композиции повести. Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к повести, рисунки учащихся. Ход урока I. Организационный момент. II. На фоне музыки звучат стихи учащихся. 1­ый ученик На Руси вдоль дорог во все концы В прошлом веке звучали бубенцы. В дождь и метель тройки неслись, Тройки людей везли… 2­ой ученик Вот мчится тройка удалая В Казань дорогой столбовой, И колокольчик, дар Валдая, Гудет уныло под дугой. 3­ый ученик Тройка мчится, тройка скачет, Вьется пыль из­под копыт; Колокольчик звонко плачет, И хохочет, и визжит. 4­ый ученик В поле чистом серебрится Снег волнистый и рябой, Светит месяц, тройка мчится По дороге столбовой. III. Рассказ ученика о музее “Домик станционного смотрителя”. ­ В деревне Выра Ленинградской области находится этот музей – первый в стране музей литературных героев.  Музей открыт в 1972 году. История его началась в 1800 году. Все почтовые станции делились тогда на 4  разряда. Выра была станцией 3 разряда. Здесь кипела жизнь. Пушкин любил путешествовать – хорошо думалось. Не менее 13 раз бывал он на Вырской станции, которую  народное предание связало с повестью “Станционный смотритель”.В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинской поры. IV. Слово учителя о целях урока и о “Повестях Белкина”. ­ Сегодня мы познакомимся еще с одной повестью Пушкина из цикла “Повести Белкина”. Цикл – это сложное  идейно­художественное целое, в основе которого лежит какая­либо общая идея. Все повести объединяет один  рассказчик – Иван Петрович Белкин. Их всего пять. В основе каждой лежит традиционный, часто  западноевропейский сюжет. Наиболее важной является повесть “Станционный смотритель”. Пушкин ввел в круг блестящих светских героев  “маленького человека” Самсона Вырина. Фигура С. Вырина стала знаковой в литературе. V. Беседа­анализ по содержанию повести. ­ Какой эпиграф предложил А.С. Пушкин к повести? (Стихи своего друга П. Вяземского). ­ Серьезно ли он говорит? (это ирония). ­ Кто такой диктатор? (зачитать). ­ Как относятся к ним люди? (не любят). ­ А что говорит о них Пушкин? Как относится к ним рассказчик? ­ Откуда он знает о смотрителях? ­ Что увидел повествователь в домике станционного смотрителя? (картинки с историей блудного сына). VI. Рассказ ученика о содержании притчи о блудном сыне. Это библейская притча. Сын ушел от отца, сбился с пути. Но он не погиб, а осознал свой грех и вернулся домой.  Отец его простил. Принял, устроил пир. Но другой сын осудил отца и брата. Если связать это с библией, то отец – это бог; сын – это грешник, который ушел от бога. Но вернулся, и бог его  простил. VII. Продолжение анализа повести. ­ Почему это вечная тема? 1. С каждым человеком это может случиться; 2. Бог готов простить каждого, если он раскаялся; 3. Если человек осознал свою вину, его надо простить; 4. Человек должен сам покаяться, признать свою вину. ­ А зачем висят в доме картинки? (Для украшения). ­ Но это и важная деталь. Они указывают на судьбу героев. (Здесь Дуня – блудная дочь). ­ Что мы о ней узнаем? Какая она по словам отца? (Красавица, умница). ­ А по словам рассказчика? (Красивая, кокетка). ­ Что еще узнаем о судьбе Дуни? ­ Как изображает Пушкин Самсона Вырина. Хозяина? (В библии он богатырь). ­ Что можно сказать об отношениях отца и дочери? ­ Сколько раз побывал рассказчик на станции? (Три). ­ В какое время года это было? ­ Каким мы видим Самсона в первый раз? (Свежий, бодрый). ­ Каким он предстает перед нами во второй раз? (Старый, дряхлый). ­ Что же случилось? Что послужило причиной несчастья? (Приезд офицера Минского).­ Опишите его. ­ Как его принял Самсон? (Гостеприимно). ­ Почему Самсон ничего не понял? (Он доверял дочери). ­ Сколько раз ходил искать дочь? (Три). ­ Как проходили эти встречи? (1 раз – Минский дал деньги; 2 раз – захлопнул дверь; 3 раз – вытолкнул на  лестницу). ­ Почему он хочет ее вернуть? VIII. Чтение сцены “Последняя встреча Дуни с отцом”, ее анализ. ­ Что переживает каждый? ­ Что узнает рассказчик в третий приезд? (Смотритель умер; приезжала барыня). IX. Просмотр иллюстраций “Дуня на могиле отца” разных художников. X. Подведение итогов. ­ О чем эта повесть? (О родительской любви; о неблагодарных детях; о “маленьком человеке”, сохранившем свое достоинство; о запоздалом раскаянии; об ответственности за судьбы других). ­ В чем смысл последнего пейзажа? ­ Чему учит повесть? (Сочувствовать ближнему). ­ Какой бы мог быть конец? (Версии учащихся). ­ А почему такой? (Реализм; понятие об открытом финале). Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: 1) О чём плакала Евдокия Самсоновна? (I вариант). 2) В чём похожи Самсон Вырин и Минский? (II вариант).

Посмотрите также