Аспектный анализ урока «Движение воздуха. Ветер», проведенного в 6 классе.
Введение в анализ урока
§ Урок дан в соответствии с тематическим планированием.
§ Тема «Движение воздуха. Ветер» мировоззренческая, предполагает привлечение богатого иллюстративного материала.
§ Использование компьютерной презентации оправдано.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока.
Межпредметные связи
§ Физика
§ Литература
§ Экология
§ Мировая художественная культура
Цели урока
Образовательные:
§ Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере, познакомить учащихся с причинами образования ветра, некоторыми видами ветров, приборами, позволяющими измерять направление и силу ветра, показать учащимся значение ветра и возможность его использования человеком.
Развивающие:
§ развивать представления о неживой природе, развивать умения и навыки работать с иллюстративным материалом, текстом учебника, обобщать, делать вывод.
Воспитательные:
§ воспитывать интерес к предмету, выражать свои мысли языком географии, взаимодействовать в парах, воспитывать любовь к Родине.
Задачи урока
§ Актуализация знаний и умений учащихся по теме «Атмосфера», «Движение воздуха».
§ Отработка навыков работы с различными источниками, картами и схемами, развитие наблюдательности, понимания природных явлений.
§ Формирование умения слушать одноклассников.
§ Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание.
Этапы урока
1 этап
Организационный этап
§ Постановка цели урока перед учащимися.
§ Учащиеся самостоятельно формулируют цель своей познавательной деятельности на уроке.
§ С помощью ИКТ на экране проецируется чётко сформулированная цель урока.
2 этап
Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
§ Актуализация ранее изученного.
§ Повторение домашнего задания (задания на знание закономерностей, на проверку умений).
§ ИКТ способствуют формированию ассоциативного мышления.
Формы работы: мозговой штурм, работа с учебником.
3 Этап
Изучение нового материала
§ Проблемные задания: «Почему двигаются бумажные полоски?», «Куда девается дым?»
§ Стержень урока: поиск причины образования ветра.
§ Работа на перспективу – введение понятий «фен», «бора»
§ Работа с учебником позволяет учащимся самим искать ответы на вопросы.
§ Учащиеся сообщают дополнительный материал, работая на опережение.
§ Использование знаний из личного опыта учащихся показывает значимость каждого ученика, его индивидуальных способностей.
§ Заслушивание проектов учащихся «Ветер – друг человека», «Ветер – враг человека».
§ Формы работы: мозговой штурм, демонстрация опыта, работа с учебником, заполнение таблицы, создание проектов.
§ ИКТ помогают учителю объяснить новый материал, делают доступными вводимые новые понятия.
4 этап (заключительный)
§ Форма работы: заполнение сравнительной таблицы «Муссоны и бриз» (цель – активизация мыслительной деятельности, проверка нового знания, закрепление изученного материала)
При организации самостоятельной работы учитель и наиболее подготовленные ученики оказывают индивидуальную помощь слабоуспевающим ученикам.
§ Стержень урока: как двигается теплый и холодный воздух.
§ Учащиеся предлагают варианты. Домашнее задание: чтобы ответить на поставленный вопрос, провести опыт со свечой.
Этап закрепления ЗУН. Устная работа.
§ Актуализация знаний. Устная работа
§ Задания высвечиваются на экране.
§ Презентация, используемая на уроке, выступает в роли подсказчика и проверяющего.
Контроль знаний
§ Заполнение сравнительной таблицы, фронтальная беседа.
§ Мультимедийная презентация позволяет учащимся осуществить самопроверку и самоанализ результатов заполнения таблицы, самооценку по предложенным критериям.
Роль компьютера на уроке
§ Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
§ Обсуждаемые проблемы выносятся на экран компьютера. Учитель, используя мультимедиа, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации.
§ Учителю, используемая на уроке презентация, - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
§ ИКТ позволяют сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.