А.С.пушкин "зимнее утро"
Оценка 5

А.С.пушкин "зимнее утро"

Оценка 5
Работа в классе
docx
русская литература
19.09.2022
А.С.пушкин "зимнее утро"
Урок по теме А.С.Пушкин "Зимнее утро". Использован системно-деятельностный подход. На данном уроке учащиеся прогнозируют содержание произведения; читают выразительно; узнают художественные приёмы; объясняют отдельные выражения в лирическом тексте.
А.С.Пушкин Зимнее утро.docx

Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

Уч-ся должны уметь:

- прогнозировать содержание произведения;

- читать выразительно;

- узнавать художественные приёмы;

- использовать слова для создания картины природы;

- объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

- добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

- высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.

Личностные.

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно определять и формулировать цель деятельности;

– уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, строфа

Ресурсы:

Учебник,компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Ход урока.

 

1.Орг момент.

2.Актуализация знаний.

- Как называется раздел, который мы начали изучать?( Великие русские писатели)

- О каком великом писателе вы читали дома? ( об А.С. Пушкине)  

-       Когда и где родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799 г. в Москве)

-       Что значит предложение «Пушкин вошел в жизнь "празднично»? (В тот день по всей России звонили колокола в честь  рождения внучки императора Павла I.)

-       На каком языке говорили в семье Пушкина.(На французком)

-       Когда А.Пушкин начал сочинять стихи? (Начал сочинять рано, когда был маленьким)

- Вспомним, какие сказки Пушкина вы знаете? (« Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о попе и его работнике Балде», « Сказка о золотом Петушке», « Сказка о медведихе», « Сказка о царе Салтане», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Ребята, как вы думаете, Пушкин писал только сказки?

- Правильно, он еще писал стихи.

- А.С. Пушкин очень любил писать стихи об осени, зиме.

- Как вы думаете, почему об этих временах писал Пушкин? ( любил эти времена года)

- Какое у вас любимое время года? Почему?

- В лирическое стихотворении  главное – это чувства, переживания автора.

Цельурока : продолжим знакомство …

Откроем стр.66

-О чём это стихотворение?

А)Чтение стихотворения.

-Ваша задача, слушая стихотворение попытаться представить картины, о которых рассказывал Пушкин.

-Какое настроение хотел передать поэт? 

Б) Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

- При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.

(Чтение учащимися про себя.)

В) Словарная работа.

нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон
мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек
нынче – сейчас
бурый – оттенок коричневого
вечор – вечер
предадимся –  
наслаждаются бегом

лежанки - выступ у печки для лежания

Северная Аврора: Аврора – древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере.
Северная звезда – так называют планету Венеру.

3. Физкультминутка.

4.Анализ лирического стихотворения.

 - Стихoтвoрeниe дeлится нa чaсти. Тaк удoбнee читaть. Эти чaсти нaзывaются стрoфaми.

В пeрeвoдe с грeчeскoгo «стрoфa» - измeнeниe, пoвoрoт. В стихoтвoрнoм прoизвeдeнии: чaсть тeкстa, oбъeдиняющaя ритмичeски и пo сoдeржaнию нeскoлькo стрoк.

- Сколько строф в стихотворении? (5)

- Дaвaйтe eщё рaз вслушaeмся в звучaниe кaждoй стрoфы.  

 - Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. (Чтение про себя.)

- Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)

- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)

- Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.)

- Кaкoй вы прeдстaвляeтe  сeбe  гeрoиню?  Пoдтвeрдитe вaши слoвa, стрoкaми из стихoтвoрeния. (Нeжнaя, хрупкaя, мoлчaливaя, пeчaльнaя, грустнaя, нeoбыкнoвeннo крaсивaя, любимa лиричeским гeрoeм).

- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? 

- Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное.)

- Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)

 - Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу

- Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое.)

 Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.

- Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное.)

 - Какой вывод можно сделать:

-       это стихотворение о красоте зимнего утра;

-       это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

Какие художественные приёмы использовал автор?

Эпитеты – друг прелестный, голубые небеса, великолепные ковры, мутное небо. Метафоры – сомкнуты негой взоры, великолепными коврами …снег лежит. Сравнения – луна, как бледное пятно.

Олицетворения – вьюга злилась, речка блестит.

5.Повторение изученного.

Выразительное чтение.

6.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

  А.С. Пушкин − мастер пейзажной лирики. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» представляет русскую зимнюю природу как  живое воплощение гармонии.

 «Давайте говорить друг другу комплименты»

Представьте, что вы участвуете в конкурсе «Умей хвалить и похвалить», необходимо сделать комплимент друг другу в паре.

Условие:

1) обращение только по имени;

2) сказанное должно быть приятно слушающему человеку.

- Комплименты играют огромную роль в нашей жизни. Их нелегко правильно говорить и получать.

7. Домашнее задание:стр.66-67 выразительное чтение.

Тест по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»

1. Изображение зимнего пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» представляет собой:

А) рассуждение;
Б) описание.

2. В строках:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась… –

автор использовал:

А) сравнение;
Б) олицетворение;

3. В строках:

Вся комната янтарным блеском 
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь…–

выделенные слова являются:

А) эпитетами

Б) олицетворением

4. В строках:

Открой сомкнутой негой взоры

Навстречу северной Авроры..-

Автор называет имя

А) богини утренней зари

Б) своей знакомой

5.Герой стихотворения « Зимнее утро»:

А) недоволен погодой;

Б) выражает любовь к родной природе, её красоте

 

 

Ответы:

1 – б
2 – б
3 – а

4-а

5- б


 

Тема урока: Александр Сергеевич

Тема урока: Александр Сергеевич

Когда А.Пушкин начал сочинять стихи? (Начал сочинять рано, когда был маленьким) -

Когда А.Пушкин начал сочинять стихи? (Начал сочинять рано, когда был маленьким) -

Кaкoй вы прeдстaвляeтe сeбe гeрoиню?

Кaкoй вы прeдстaвляeтe сeбe гeрoиню?

А) эпитетами Б) олицетворением 4

А) эпитетами Б) олицетворением 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2022