Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Предметные:
Уч-ся должны уметь:
- прогнозировать содержание произведения;
- читать выразительно;
- узнавать художественные приёмы;
- использовать слова для создания картины природы;
- объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
- добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
- высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.
Личностные.
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно определять и формулировать цель деятельности;
– уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, строфа
Ресурсы:
Учебник,компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Ход урока.
1.Орг момент.
2.Актуализация знаний.
- Как называется раздел, который мы начали изучать?( Великие русские писатели)
- О каком великом писателе вы читали дома? ( об А.С. Пушкине)
- Когда и где родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799 г. в Москве)
- Что значит предложение «Пушкин вошел в жизнь "празднично»? (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I.)
- На каком языке говорили в семье Пушкина.(На французком)
- Когда А.Пушкин начал сочинять стихи? (Начал сочинять рано, когда был маленьким)
- Вспомним, какие сказки Пушкина вы знаете? (« Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о попе и его работнике Балде», « Сказка о золотом Петушке», « Сказка о медведихе», « Сказка о царе Салтане», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Ребята, как вы думаете, Пушкин писал только сказки?
- Правильно, он еще писал стихи.
- А.С. Пушкин очень любил писать стихи об осени, зиме.
- Как вы думаете, почему об этих временах писал Пушкин? ( любил эти времена года)
- Какое у вас любимое время года? Почему?
- В лирическое стихотворении главное – это чувства, переживания автора.
Цельурока : продолжим знакомство …
Откроем стр.66
-О чём это стихотворение?
А)Чтение стихотворения.
-Ваша задача, слушая стихотворение попытаться представить картины, о которых рассказывал Пушкин.
-Какое настроение хотел передать поэт?
Б) Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
- При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.
(Чтение учащимися про себя.)
В) Словарная работа.
нега – (устаревшее)
блаженство, приятное состояние, иногда – сон
мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек
нынче – сейчас
бурый – оттенок коричневого
вечор – вечер
предадимся – наслаждаются
бегом
лежанки - выступ у печки для лежания
Северная
Аврора:
Аврора – древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра
на севере.
Северная звезда – так называют планету Венеру.
3. Физкультминутка.
4.Анализ лирического стихотворения.
- Стихoтвoрeниe дeлится нa чaсти. Тaк удoбнee читaть. Эти чaсти нaзывaются стрoфaми.
В пeрeвoдe с грeчeскoгo «стрoфa» - измeнeниe, пoвoрoт. В стихoтвoрнoм прoизвeдeнии: чaсть тeкстa, oбъeдиняющaя ритмичeски и пo сoдeржaнию нeскoлькo стрoк.
- Сколько строф в стихотворении? (5)
- Дaвaйтe eщё рaз вслушaeмся в звучaниe кaждoй стрoфы.
- Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. (Чтение про себя.)
- Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)
- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)
- Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.)
- Кaкoй вы прeдстaвляeтe сeбe гeрoиню? Пoдтвeрдитe вaши слoвa, стрoкaми из стихoтвoрeния. (Нeжнaя, хрупкaя, мoлчaливaя, пeчaльнaя, грустнaя, нeoбыкнoвeннo крaсивaя, любимa лиричeским гeрoeм).
- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена?
- Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное.)
- Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)
- Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу.
- Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое.)
Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.
- Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное.)
- Какой вывод можно сделать:
- это стихотворение о красоте зимнего утра;
- это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?
Какие художественные приёмы использовал автор?
Эпитеты – друг прелестный, голубые небеса, великолепные ковры, мутное небо. Метафоры – сомкнуты негой взоры, великолепными коврами …снег лежит. Сравнения – луна, как бледное пятно.
Олицетворения – вьюга злилась, речка блестит.
5.Повторение изученного.
Выразительное чтение.
6.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
А.С. Пушкин − мастер пейзажной лирики. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» представляет русскую зимнюю природу как живое воплощение гармонии.
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Представьте, что вы участвуете в конкурсе «Умей хвалить и похвалить», необходимо сделать комплимент друг другу в паре.
Условие:
1) обращение только по имени;
2) сказанное должно быть приятно слушающему человеку.
- Комплименты играют огромную роль в нашей жизни. Их нелегко правильно говорить и получать.
7. Домашнее задание:стр.66-67 выразительное чтение.
Тест по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»
1. Изображение зимнего пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» представляет собой:
А)
рассуждение;
Б) описание.
2. В строках:
Вечор,
ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась… –
автор использовал:
А)
сравнение;
Б) олицетворение;
3. В строках:
Вся
комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь…–
выделенные слова являются:
А) эпитетами
Б) олицетворением
4. В строках:
Открой сомкнутой негой взоры
Навстречу северной Авроры..-
Автор называет имя
А) богини утренней зари
Б) своей знакомой
5.Герой стихотворения « Зимнее утро»:
А) недоволен погодой;
Б) выражает любовь к родной природе, её красоте
Ответы:
1
– б
2 – б
3 – а
4-а
5- б
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.