Тема: «Ассирийская военная держава»
Цель: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии.
Задачи:
Образовательные: в результате урока ученики должны
- знать:
Что такое «держава»;
Географическое местоположение Ассирии;
Направления военных походов ассирийцев;
- понимать:
Значение открытия железа для развития хозяйства и военного дела;
Причины возникновения и гибели Ассирийской державы;
- представлять:
Что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
Формирование умения делать оценочные выводы;
Формирование умений использовать различные источники информации;
Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.
Воспитательные:
Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.
Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Оборудование урока: Карта «Рост территорий государств в древности», мультимедийное оборудование, схема «Направления военных походов ассирийцев», «черный ящик» (с глиной и куском железа), аппликации к карте. Раздаточный материал: рабочие листы, опорные конспекты, глиняные таблички и заостренные палочки (на каждого ученика).
Тип урока: урок-изучение нового материала.
Форма урока: традиционная с использованием элементов игровой деятельности.
Новые понятия: держава, железо.
План изучения нового материала:
I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изучение нового материала:
1. Местоположение Ассирии.
2. Освоение железа.
3. Ассирийское войско.
4. Царский дворец, столица державы
5. Ашшурбанапал, библиотека глиняных книг.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Обсуждение домашнего задания
Ход урока:
Этапы урока и плана. |
Деятельность учителя |
Организация деятельности учащихся |
Рабочие заметки |
I.Организационный момент. |
Приветствие, проверка готовности к уроку. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! |
Мотивационная часть: вниманию учащихся предлагается «черный ящик», о содержимом которого они узнают к концу урока. |
Слайд 1,2 |
II.Актуализация опорных знаний. |
Вопросы: Д\з – 1) Какую тему на прошлом уроке мы с вами изучали? 2) Найдите на карте Палестину, реку Иордан, Мертвое море и опишите природные условия Палестины. 3) Какие народы населяли Палестину? 4) Расскажите о том, как евреи пришли к вере в единого Бога? 5) Что вам известно о царстве Саула и Давида? 6) Необходимо рассказать кто такой царь Соломон и почему в его правление государство достигло наивысшего расцвета и могущества? Карточка № 1, № 2, № 3 (разноуровневые) 1) Какие древние государства вы уже знаете? 2) Что интересного вы запомнили об этих государствах? |
1) Древняя Палестина 2) Гористая страна с плодородными равнинами. 3) Еврейские племена и филистимляне.
4) Стр 96 – 97. 5) Стр 97 6) Стр.98
1) Предполагаемый ответ: Египет, Вавилон, Финикия, Сирия, Палестина. 2 |
По слайду |
III.Изучение нового материала. 1.Местоположение Ассирии. |
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним государством. Давайте посмотрим на слайд. Оно окрашено коричневым цветом. 1) Кто сможет словами определить его географическое местоположение? Если вы затрудняетесь, используйте опорные слова. 2) Так как называется это государство? |
1) Опорные слова: Восточнее Верхнее течение Севернее Средиземное море Река Тигр Вавилон 2) Ассирия. |
Карта на стр. 101. слайде Слайд 3. |
2.Формулировка темы, цели урока и проблемного вопроса. |
Территория Ассирии к середине 7 века до н.э. превосходила другие изученные вами государства древнего мира. В исторической науке Ассирию называют державой. Новое слово, что оно означает? - предположите? Что такое держава? (Большое и сильное государство) Формулировка темы урока: Помогите мне сформулировать и записать тему урока: АССИРИЯ И ДЕРЖАВА – «Тема урока: Ассирийская держава». Главной задачей сегодняшнего урока будет выяснение причин создания сильного и мощного государства Ассирии. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную и мощную державу?» |
Работа с текстом учебника, с. 84, знакомство учащихся с темой, урока, целью и проблемным вопросом. Знакомство учащихся с планом- схемой урока (прил. 1). |
Слайд 4,5,6. |
3.Освоение железа |
Рассказ учителя: Люди до появления железа уже пользовались металлами. Как вы уже знаете, это были медь и бронза. Сегодня мы узнаем о новом металле и с теми изменениями, которые произошли в связи с его освоением. Железная руда похожа на рыхлую рыжую землю (слово «рудый» означает «рыхлый»). Долгое время никто и не подозревал, что из мягкой, рыхлой земли можно получить твердое и крепкое вещество. Правда, железо было знакомо людям еще в глубокой древности: время от времени на землю падают из космического пространства метеориты, которые содержат в себе железо. Поэтому многие древние народы называли железо «небесным камнем». Однако метеоритного железа было мало, и оно ценилось намного больше золота. (Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона найдено множество предметов из золота общим весом в несколько тонн и только три самых драгоценных предмета из железа: священный жук, браслет и кинжал.) Добывать железо из железной руды жители Передней Азии научились около 10 века до н.э. В чем преимущество железа перед другими металлами? Встречается чаще, и поэтому значительно дешевле, а также железо тверже. Открытие железа оказало очень сильное влияние на развитие народов Передней Азии. |
Учащиеся заслушивают рассказ учителя об освоении железа. |
Слайд 7. |
4.Ассирийское войско |
1) Вспомним, что такое держава? 2) Почему же страна стала такой большой? 3) Определите по карте направления походов ассирийцев. 4) Как такая небольшая страна победила множество стран и народов? 5) Какая же она была и что помогло создать ассирийцам такую сильную армию? Обратимся к документу. Вывод: Причины побед ассирийской армии: - хорошо организованная армия; - войско вооружено оружием из железа; -в Ассирии появилась конница; - использовали тараны – осадные приспособления; - ассирийцы могли в полном вооружении переплывать через реки. 6) Вспомним, какие территории были завоеваны ассирийцами. 7) В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям. Они устраивали массовые казни, разрушали храмы, уводили в плен целые народы. Ценности увозили с собой. Недаром в древности столицу Ассирии Ниневию называли логовищем львов и городом крови. Обратимся к документам. |
1) Учащиеся записывают определения понятия на рабочий лист. 2) Учащиеся приходят к выводу, что территория государства увеличилась благодаря завоевательным походам. 3) Работа с картой, с. 82 (уч-к). 4) Учащиеся приходят к выводу, что причина успеха завоевательных походов – сильная армия. 5) Работа с документом № 1 (рабочий лист) 6) составление схемы «Направление военных походов ассирийцев» на рабочем листе. 7) Работа с документами № 2,3 (рабочий лист) |
Слайд 8,9,10,11, 12 |
5.Царский дворец, столица державы. |
Учитель по иллюстрации описывает, как выглядела столица державы – Ниневия и царский дворец. |
Работа с иллюстрациями. |
Слайд 13. |
|
1) Возвращение к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. 2) А в чем же была слабость Ассирийской державы? В том, что покоренные народы не смирились со своим положением, они обязательно поднимутся на борьбу. Не более 100 лет была Ниневия столицей могущественной империи. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612 году до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена вражескими войсками, а народы покоренных стран тоже поднялись на борьбу. |
1) Учащиеся высказывают предположение о том, благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную и мощную державу? |
Слайд 14, 15 |
6.Ашшурбанапал, библиотека глиняных книг. |
Посмотрите на схему, о чем мы не поговорили? Ашшурбанапал – это один из последних ассирийских царей. Был человеком, образованным. Приказывал привозить во дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека. Великая ассирийская держава погибла. А библиотека уцелела — глиняные книги не горят, они становятся прочнее после обжига. Археологам приходится только собирать осколки табличек и соединять их вместе. Так из многих кусочков, найденных в развалинах дворца Ашшурбанапала, ученые и восстановили миф о потопе, сказание о Гильгамеше и множество других клинописных книг. |
По плану-схеме урока учащиеся определяют, что неизученным остался вопрос об Ашшурбанапале. |
Слайд 16,17,18 |
IV.Закрепление изученного материала.
|
Сегодня мы многое узнали об Ассирийской державе. Какие ассоциации у вас теперь возникают, когда вы слышите название этого государства, что вам больше всего запомнилось? Интрига: Что в «черном ящике»? В черном ящике находятся 2 материала, очень распространенные в Ассирийской державе. Один из них они использовали и для строительства и, даже, для изготовления писчего материала. А благодаря освоению второго, в Ассирии успешно развивалось земледелие, и ассирийская армия стала самой сильной в мире. В «черном ящике» - подарок для учащихся, по которому они могут по желанию составить дома рассказ об Ассирийской державе. |
Учащиеся говорят о наиболее запомнившихся моментах, учитель составляет опорную схему на доске.
Учащиеся должны догадаться, что в «черном ящике» - глина и железо. |
Схема на доске.
Слайд,19,20,21 |
V.Обсуждение домашнего задания. |
Д/з: параграф 18, записи на рабочем листе, составить рассказ об Ассирийской державе по «ОК».
|
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, прикрепляют рабочий лист в тетрадь. |
Слайд 22,23. При наличии времени возможен рассказ по опорному конспекту. |
Список использованных интернет – источников:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.