1 Тема 1. АУЕ как криминальная субкультура
План:
1. Понятие, сущность, отличительные особенности криминальной субкультуры АУЕ.
2. Основные признаки вовлеченности подростка в криминальную субкультуру АУЕ.
3. Примерные рекомендации по неотложным действиям при выявлении проявлений криминальной субкультуры АУЕ.
1. Понятие, сущность, отличительные особенности криминальной субкультуры АУЕ
Подрастающее поколение является главным достоянием, будущим любого общества, его важнейшим движущим фактором. Период взросления, личностного становления достаточно сложное время для подростка. Он ищет себя, свое место в жизни, свое предназначение, хочет выделиться, показать, что все может. В этот сложный период развития и социализации подростки могут становиться участниками различных субкультур.
Одной из таких субкультур нашей современности является криминальное молодежное движение – АУЕ. 2
Существует два значения данной абривиатуры: «Арестантское уркаганское единство» и «Арестантский уклад един».
Первое означает принцип существования в тюрьме. Это один из важнейших принципов который заключается в том, что все конфликты должны разрешаться только мирным способом. Без каких-либо драк и поножовщины. Сокамерники обязаны понимать, что их объединяет в этом месте общая беда, и никто из них не попал в тюрьму по своему желанию. И все, оказавшиеся под одной крышей и понимающие, что значит АУЕ, обязаны относиться друг к другу по-товарищески.
Второе определение, о котором пойдет речь дальше, является молодежным неформальным движением, участники которого придерживаются уголовных понятий, не только поддерживают, но и признают авторитетов преступного мира, насильственно навязывают свое мнение сверстникам, проецируя на взаимоотношения с окружающими тюремные поведенческие схемы.
«Арестантское уголовное единство» (АУЕ, «Арестантско-уркаганское единство», «Арестантский уклад един») – деструктивная молодежная субкультура, пропагандирующая преступный (криминальный) образ жизни и навязывающая законы и порядки, принятые среди представителей криминального мира, находящихся в местах лишения свободы, некая идеология, которой придерживается определенная часть социальной среды, априори противостоящая официальной, государственной культуре и идеологии.
Стоит отметить, что рассматриваемое явление не является в полной мере молодежным движением. Некоторые аргументы скорее относят его к криминальной организации: 3
− наиболее привилегированные позиции в АУЕ занимают лица, преодолевшие границу молодежного возраста;
− в АУЕ приняты свои нормы поведения, жесткая внутренняя иерархия, ценностные ориентиры, наличие правил и регламента, не характерные для движений;
− как правило, вступление в АУЕ вынуждено, а выход затруднителен и сопряжен с опасностями;
− участие в структурах АУЕ основано на фиксации членства и уплату членских взносов.
Изначально данное движение появилось в 50 годы прошлого столетия. 4 К его формированию причастны политические заключенные, которым необходимо было передавать информацию непонятную для надзирателей. А так как, человек, не сидевший в тюрьме не мог понять их язык, и слово АУЕ обозначало приветствие, для вновь прибывших заключенных.
В 90-х годах АУЕ обозначало принадлежность к криминальной субкультуре, для людей, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Расшифровка АУЕ не представляет особой сложности. В арестантской среде АУЕ означает, что это идеология, даже можно сказать особая «воровская религия». Она заключается в том, что для всех заключённых должны быть одни и те же условия, то есть все равны перед внутренними тюремными законами.
До 2000 г. АУЕ действовало только в местах лишения свободы. Тогда «исконные» представители движения призывали своих сторонников к вандализму, нападению на силовиков и поджогам административных зданий, подстрекали к бунтам и побегам из тюрем и колоний, а также к массовым беспорядкам.
Осознанно аббревиатура АУЕ впервые прозвучала в 2010 году в ходе массового погрома, устроенного несовершеннолетними осужденными в Белореченской воспитательной колонии Краснодарского края. Сегодня к АУЕ себя причисляют в основном молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет, чаще всего из неблагополучных семей, живущие в населенных пунктах, расположенных недалеко от мест заключения. Среди крупных городов, где глубоко пустила корни АУЕ, выделяются Челябинск и Чита. Некоторые специалисты считают, что родиной АУЕ является Забайкалье, а организатором этого движения – вор в законе Георгий Углава. В 2015 году криминальный авторитет был задержан в одном из ресторанов столицы на воровской сходке, в данный момент он находится в заключении.
Говорят, что Углава решил вернуть традицию пополнять общак с помощью школьников, попутно насаждая среди подростков воровскую идеологию. Так или иначе, молодежь очень быстро заразилась новым увлечением: к настоящему времени в Забайкалье практически не осталось ни одной школы или ПТУ, где бы ни присутствовали члены АУЕ. Кодекс АУЕ фактически копирует блатной закон, запрещая любое сотрудничество с полицией и властями. «Ауешники» исповедуют культ силы, воровства и тунеядства. В их задачи также входит вербовка новых членов банды и регулярный сбор подати, которую они передают криминальным авторитетам, в том числе и отбывающим свой срок на зоне. Модель обложения данью своих соучеников в каком-то смысле копирует государственную налоговую систему. Члены АУЕ мыслят так: деньги, которые мы собираем, работают на будущее: сейчас мы финансово обеспечиваем зэков, а впоследствии уже новое поколение АУЕ будет снабжать нас деньгами, если мы окажемся в тюрьме.
Субкультура АУЕ в считанные годы охватила почти всю восточную часть России, постепенно подбираясь к крупным городам центрального региона. Полиция без дополнительной помощи противостоять многочисленным группировкам подростков не в состоянии.
Так, в 2014 году в Чите в ходе задержания одного из криминальных авторитетов он прокричал: «АУЕ! Ворам свободу!». На призыв откликнулся десяток молодых людей, которые набросились на полицейских, и только предупредительные выстрелы отрезвили нападавших. В том же году в Казани, по информации «Новой газеты», произошел гораздо более страшный инцидент. Отец подростка, у которого члены АУЕ вымогали деньги, решил пойти к ним на встречу вместе с сыном. В результате 16-летние преступники убили обоих, потом обыскали и забрали ключи от квартиры. После этого они проникли в их дом, где расправились с матерью и вынесли все ценные вещи. Позднее следствие установило причастность группировки к убийству двух таксистов.
В городке Хилок Забайкальского края февральской ночью 2016 года толпа подростков с камнями и металлическими прутьями напала на полицейский участок, намереваясь освободить своего сообщника. Штурм удалось отбить, однако участок и полицейские машины были сильно повреждены. Масштабы проникновения этой субкультуры в общеобразовательные заведения поражают. По мнению экспертов, к АУЕ себя причисляют сотни тысяч подростков. Это наглядно видно также и из социальных сетей. К примеру, сетью «ВКонтакте» пользуются несколько сообществ, посвященных тематике АУЕ, с общим числом подписчиков свыше 200 тыс. человек. К сожалению, одурманенных воровской романтикой школьников становится все больше. Самое страшное, что в скором времени эта неуправляемая шпана войдет во взрослую жизнь и многие из бывших членов АУЕ пополнят ряды организованных преступных группировок. И это может стать для государства большой головной болью, похлеще, чем разгул бандитизма в 1990-е. Власти регионов все еще надеются решить проблему своими силами. Однако не получается. В поселке Новопавловка Читинской области дело дошло до того, что родители детей, подвергшихся издевательствам со стороны членов группировки АУЕ, устроили над подростками самосуд.
Только в 2016 году наличие проблемы растущей подростковой преступности стали признавать на федеральном уровне. 5 Ответственный секретарь Совета по правам человека России Яна Лантратова в интервью газете «Известия» заявила, что «молодежное криминальное движение АУЕ взяло под свой контроль учебные заведения в 18 регионах России, в том числе в Бурятии, Московской, Челябинской, Ульяновской и Тверской областях, а также в Забайкальском и Ставропольском краях». Президент России поручил разработать комплекс мер, которые бы защитили детей от влияния тюремной субкультуры, угроза распространения которой уже оценивалась как общенациональная. В этой связи вполне закономерно, что 17 августа 2020 года Верховный суд признал АУЕ международной экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории Российской Федерации.
По мнению некоторых экспертов, существенным фактором популярности объединения «АУЕ» является её протестный дух, прикосновенность к запретному и конспиративному, что всегда было притягательным для незрелых умов. Однако, как представляется, увлечение представителями подрастающего поколения идеями «АУЕ» является закономерным итогом маргинализации населения, его резкой дифференциации по доступу к стандартам современной цивилизации, результатом появления масс бедных, униженных и оскорблённых людей (по Ф. М. Достоевскому), находящихся на периферии жизненного пространства - в социальном и территориальном измерениях.
Носителями криминальной субкультуры являются преступные группировки, а персонально – уголовники-рецидивисты, которые аккумулируют и передают преступный опыт подрастающему поколению.
АУЕ базируется на дефектах правосознания, присущих молодежи и подросткам: правовой неосведомленности и дезинформированности, социально-правовом инфантилизме, социально-правовом негативизме. В результате их воздействия в молодежной криминальной среде складывается особое групповое правосознание со своими «законами» и нормами («понятиями»), которые являются определяющим элементом субкультуры.
Изучение истории развития преступного движения АУЕ, а также специальной литературы по данному вопросу, к основным причинам активного распространения в среде молодежи субкультуры АУЕ следует отнести следующие: 6
– взросление в неблагополучной семье – влияние семьи имеет важное значение. В условиях экономического кризиса родители, как правило, озадачены зарабатыванием средств для существования и не уделяют должного внимания подростку. Они не замечают изменения в поведении ребенка, его выражениях, смене ценностей, которые являются предпосылкой втягивания в АУЕ;
– масса свободного времени на фоне отсутствия досуговых центров развития в регионе;
– девиации подростков, т.е. различные психологические реакции, внешнее влияние, склонность к подражанию. Особую опасность представляет группа молодежи с различными формами протеста, члены которой зачастую имеют психические отклонения;
– низкий уровень контроля над молодежными сообществами в социальных сетях – сеть Интернет играет весомую роль при формировании культуры АУЕ. В качестве активных деятелей действуют индивиды, неформально взаимодействующие в сетевых структурах. Они воспринимают сеть как неформальный институт, регулирующий внутресетевые и государственнообщественные взаимодействия;
– активная пропаганда криминальной субкультуры на формирующееся сознание подростка: от известной активно-распространяемой в социальных сетях компьютерной игры «Тюряга» до высказываний политиков, используемых в своем лексиконе блатной жаргон («откат», «беспредел» и др.).
Основной контингент – дети в возрасте от 10 до 17 лет – это самая беззащитная часть населения, и главное – та её часть, которой в скором времени предстоит строить будущее. В городах создаются бандформирования из учащихся школ, колледжей, руководство над данными формированиями осуществляют молодые уголовники. В основном, такие банды возникают в спальных районах. Толпа физически слабых подростков может не только держать в страхе район, но и досаждать людям. Кражи, грабежи, разбои и хулиганство – это основные «увлечения» групп. Так как школьники не несут уголовной ответственности – этим пользуются «руководители» организованных преступных групп. Они сбывают краденное «малолетками» добро6.
Подростки охотно воспринимают внешне привлекательные броские извращенные вкусы (приоритеты), сложившиеся в криминальной среде. Эти, как правило, циничные предпочтения проявляются как в досуговой культуре, так и в способах совершения преступлений, во взаимоотношениях между криминалитетом, выборе привилегий для «элиты», татуировках, кличках, внешнем оформлении правил, «законов» и традиций уголовного мира.
Важная роль при вовлечении молодежи в криминальную субкультуру отводится мифам, в которых прославляются образы «удачливого вора», «смелого разбойника», «несгибаемого парня», составляющие основу и культивирующие «воровскую романтику», идею «воровского братства», «воровскую честность» и т.п.
При этом одной из ключевых особенностей АУЕ является факт нарушения самими же сторонниками криминальных законов или так называемых понятий, которых они якобы придерживаются.
Выделяют следующие признаки АУЕ: 7
− отрицание ответственности за преступления;
− привлекательность быстрого обогащения за счет других;
− потребительское отношение к старшим;
− излишнее расточительство с целью «произвести впечатление»;
− эпатажное потребление спиртных напитков, наркотических средств
и т.д.;
− пренебрежительное отношение к трудовой деятельности;
− агрессия в отношении представителей власти, культ насилия.
Степень сформированности криминальной субкультуры, ее влияние на личность и группу бывает разной: в виде отдельных, не связанных друг с другом элементов; формирований (группировок криминальной направленности); наконец, она способна доминировать в конкретном учебном заведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью подчиняя своему влиянию, как маргинальную, так и законопослушную молодежь.
Главная задача создания ячеек АУЕ – сбор средств в «фонд взаимопомощи» представителям преступного мира, находящимся в местах лишения свободы, так называемый «общак» («грев зон»). Он организован преимущественно в учреждениях среднего образования, где члены криминального движения собирают у детей деньги под предлогом того, что каждый из них может потом оказаться в местах лишения свободы, и где им якобы также будут помогать. В действительности же средства попадают либо к «авторитетам», курирующим молодёжь через т.н. «смотрящих», либо к людям, далеким от криминального мира.
К целям распространения АУЕ, преследуемым модераторами групп соответствующей тематики в соцсетях и лидерами существующих молодежных преступных формирований, относятся: 8
− сбор средств в «фонд взаимопомощи» представителям преступного мира, находящимся в местах лишения свободы («общак»);
− получение выгоды путём рекламы и продажи товаров, произведён-
ных в местах лишения свободы, что зачастую не соответствует действительности;
− вовлечение детей и молодёжи в совершение противоправных действий (в т.ч. организацию насильственных и протестных акций в целях продвижения личных идей и интересов).
Пропаганда антиобщественного поведения ведется преимущественно через социальные сети, кардинальным образом меняя идеологию несовершеннолетних, формируя у них искажённые, антиобщественные ценности.
Социальные сети предоставляют возможность для быстрого поиска единомышленников, общения по интересам. Если раньше, молодежные преступные группы вели войны за расширение территориальных зон своего преступного влияния, то информационный век дает новые возможности мирового вовлечения.
В своей попытке стать частью преступного мира, не понимая реальных принципов его функционирования и управляемая столь же непосвященными лидерами АУЕ, преследующими свои корыстные цели, молодёжь, преступив закон, оказывается «между двух огней»: с одной стороны, она уже перестает быть часть нормального, законопослушного общества и теряет шансы на светлое будущее, а с другой стороны, она так и не становится частью криминального мира, не может претендовать на блестящую «криминальную карьеру».
В этой связи особую значимость приобретает предупредительнопрофилактическая работа в рассматриваемой социальной среде. Для ее эффективного проведения необходимо знать и правильно оценивать перечисленные аспекты функций, содержания, атрибутики криминальной субкультуры.
Эти знания дают возможность успешно противостоять ее проникновению в подростковую среду и на самой ранней стадии развенчать ее «преимущества» по отношению к правовым и морально-нравственным нормам общества.
2. Основные признаки вовлеченности подростка в криминальную субкультуру АУЕ
Криминализация подростковой среды в последнее время носит массовый характер. Одна из причин этого – применение Интернета. Методы распространения субкультуры, пропагандирующей преступный образ жизни, предполагают использование современных технологий, информационных ресурсов, имеющих колоссальный охват аудитории и позволяющих с использованием минимальных временных и финансовых вложений получать максимальный разрушительный эффект.
Воздействие на сознание современной молодёжи с применением новых методик визуального и аудиопредставления информации, помноженное на возможности социальных сетей, приводит к многократному увеличению негативного воздействия на подрастающее поколение. В связи с этим целями распространения А.У.Е. признаются: сбор средств в фонд взаимопомощи представителям преступного мира, находящимся в местах лишения свободы («общак»); получение выгоды путём продажи товаров, произведённых в местах лишения свободы; вовлечение детей и молодежи в совершение преступлений; вовлечение детей и молодежи в организацию насильственных и протестных акций в целях продвижения личных идей и интересов.
Возможные каналы распространения А.У.Е.:
1) онлайн-распространение – через сеть Интернет;
2) оффлайн-распространение – через детей и молодёжь, прошедших через учреждения уголовно-исполнительной системы, а также получающих информацию из сети Интернет.
Основания, которые лежат в основе механизма принятия решения подростком о выборе варианта преступного поведения, не меняются на протяжении уже многих лет: неблагополучие в родительской семье, неудовлетворённость позитивной досуговой сферой, социальное одиночество, социальная стигматизация и т.д. Субкультура начинает работать как детерминанта на более поздних этапах формирования личности, когда уже сложилась система негативных ценностей и соответствующих социальных ориентаций; когда личность уже готова включить в систему этих ценностей те, что несет данная субкультура. Это происходит только в том случае, если эти системы ценностей (внутренняя и внешняя) коррелируют друг с другом и являются приемлемыми для данной личности. Эта детерминационная особенность характерна не только для личности несовершеннолетнего, но и для более взрослых людей: ведь личность не является статичным образованием, она постоянно меняется, просто у более молодых людей этот процесс протекает быстрее вследствие неустойчивости их ценностных ориентаций, не подкрепленных объективной реальностью.
Криминальная субкультура с учётом возрастных особенностей несовершеннолетних, привлекательна для определенной части молодежи по следующим причинам: 9
− наличие возможностей для самоутверждения и компенсации неудачного жизненного опыта (например, при сложных взаимоотношениях с родителями и ровесниками);
− рискованность криминального образа жизни, наличие экстремальных ситуаций;
− отсутствием моральных ограничений;
− ощущение собственной значимости за счет причисления себя к закрытому круг лиц (тайна, интрига);
− компенсация состояния возрастного одиночества, переживаемого несовершеннолетним;
− возможность реализоваться в социуме, противопоставляя себя «несправедливому обществу».
В основе формирования психологического механизма вовлечения личности в преступную деятельность лежат процессы асоциализации и десоциализации.
Под асоциализацией понимается процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения. В процессе асоциализации закрепляются а- и антисоциальные образцы, общепринятые нормы поведения отвергаются, этот процесс может иметь как стихийный, так и целенаправленный характер.
Десоциализация – это деформация личности на определенной стадии её нормальной социализации под стихийным или целенаправленным влиянием отрицательной микросреды (дворовой компании сверстников, преступной группы.
Следствием десоциализации является разрушение у личности старых норм и ценностей и усвоение новых, антиобщественных, в результате десоциализации личность разрушает лишь некоторые свои связи с обществом. Асоциализация происходит по преимуществу в детстве и юности, десоциализация может происходить и в зрелом возрасте.
В ходе асоциализации и десоциализации отклоняющиеся стандарты поведения превращаются для личности во внутреннюю норму, потребность, привычку поступать в соответствии с ними. Следствием процесса вовлечения становится рассмотрение личностью криминальной деятельности как возможной, приемлемой, привлекательной; данный процесс может быть как относительно коротким, так и длинным. Способы вовлечения бывают как индивидуальные, так и групповые. В первом случае сама вовлекаемая личность является как субъектом, так и объектом вовлечения (самововлечение). Во втором случае это происходит в рамках социального взаимодействия вовлекаемой личности и группы, при этом группа выступает субъектом, а личность – объектом вовлечения.
Традиционно вовлечение в какую-либо деятельность или действие понимается как результат воздействия на личность других людей или групп, однако и сама личность может вследствие пересмотра своих жизненных ориентиров, целей и идеалов сформировать в себе криминальную установку и готовность совершить преступление.
При самововлечении основной фактор вовлечения – внутренний. При этом криминальная деятельность начинает рассматриваться личностью как привлекательная для нее, удовлетворяющая какую-либо из её потребностей.
В настоящее время для вовлечения несовершеннолетних в субкультуру
АУЕ широко используются возможности сети Интернет. 10
Для вовлечения подростка в деятельность АУЕ модераторы сайтов используют следующие приемы, а именно: 1) подмена традиционной идеологии идеологией преступного мира, ее субкультурой, 2) пропаганда социопатических установок, 3) предоставление доступа к сайту и его материалам (иногда по специальным ссылкам) по принципу «на слабо», 4) пропаганда агрессивного поведения, оружия и готовности его применить (очень часто за картинками и фотографиями с изображением оружия следуют фотографии сотрудников полиции), 5) формирование стойкого иронично-отрицательного отношения к представителям всей правоохранительной системы.
Этапы вовлечения подростков в субкультуру «АУЕ»: 11
Первое знакомство с материалами сайта – происходит в максимально безличной форме, круг пользователей не идентифицируется, задача – вызвать интерес к контенту сайта.
Регистрация на сайте – принуждение к регистрации на сайте с использованием манипулятивного приема «на слабо»: «Это сайт для настоящих пацанов», «Геи здесь не ходят» и т. д.
Разговор об общечеловеческих ценностях – о правилах поведения для настоящих мужчин и женщин (порядочность и верность слову, любимой, друзьям) и др.
Подмена традиционных ценностей идеологией преступного мира начинается с высказываний, с которыми невозможно не согласиться, правильность и справедливость которых не вызывает сомнений (например, о родителях); после этого в сознание подростка инкорпорируется идеологема блатного мира:
«В школу ходил чисто для маминого спокойствия» (т. е. хорошо учить-
ся не нужно), «Иногда я вру близким, чтобы им было спокойней» (т. е. родителям не нужно говорить правду).
Пропаганда социопатических установок – формирование готовности игнорировать и нарушать права других людей, пренебрежение к ценностям и нормам общества. Пропагандируется верность своей социальной группе, только ее мнение важно при оценке поведения человека. Мнение остальных членов общества принципиально игнорируется.
Разъяснение блатных обычаев и особого статуса воров в законе – главный судья – вор в законе, за ним последнее слово, а представители полиции ему служат.
В целях противодействия распространению идеологии «АУЕ» необходимы своевременное выявление сторонников данной субкультуры и профилактика вовлечения в неё обучающихся образовательных организаций.
Своевременному выявлению распространения идей «АУЕ» в образовательных организациях помогут прямые и косвенные индикаторы (признаки).
К прямым относятся признаки, непосредственно указывающие на деятельность по вовлечению обучающихся в субкультуру «АУЕ»: 12
− изготовление и распространение (в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», СМИ) материалов, пропагандирующих идеологию «АУЕ» (например, словари криминального жаргона, тексты и изображения, порочащие законную деятельность системы правоохранительных органов, создание музыкальных произведений, пропагандирующих криминальный образ жизни и др.);
− изготовление и распространение (в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», СМИ) материалов, содержащих непосредственные призывы присоединяться к субкультуре «АУЕ»;
− публичные призывы к проведению «акций» по сбору средств для осуждённых,
− популяризации криминальной субкультуры (в том числе массовых беспорядков, актов вандализма, нападений на сотрудников правоохранительных органов, хулиганских действий);
− открытые предложения учащимся, преподавателям, воспитателям о создании объединений под эгидой идеологии «АУЕ» в образовательной организации;
− наличие в образовательной организации локальных групп обучающихся, явно относящих себя к сторонникам идеологии «АУЕ»;
− рост числа сторонников идеологии «АУЕ» в образовательной организации.
Среди косвенных признаков вовлечения несовершеннолетних и молодёжи в «АУЕ» выделяются: 13
− активное изучение и обсуждение обучающимися материалов, содержащих идеологию «АУЕ» (в том числе в информационно--
телекоммуникационной сети «Интернет»);
− возрастающая среди обучающихся образовательной организации популярность криминальной субкультуры (использование жаргона, жестов, символики, воспроизведение песен, текстов и проч.);
− использование для общения конспиративных способов связи – незарегистрированных или принадлежащих другим лицам (не родственникам) телефонных; сим-карт, неконтролируемых сервисов и точек доступа информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», методов шифрования передачи данных, закрытых групп в социальных сетях) и иных.
Важным индикатором служит манера использования «кличек» среди обучающихся. В отличие от распространённых в социальных сетях «Nick пате», служащих локальным именем пользователя страницы, прозвища сторонников «АУЕ» несут статусную информацию, по своему значению близки к криминальному жаргону и могут носить унизительный характер («шестёрка», «крыса», «генерал», «мужик» и проч.).
Индикаторами также могут служить тематические музыкальные композиции, популярные среди молодежи. Например, различные рэп- исполнители и коллективы, использующие криминальный жаргон в текстах, в частности, группа «Каспийский Груз»; «блатная музыка» (тюремный шансон), как в традиционном исполнении, так и в современной обработке.
Также индикатором приобщения несовершеннолетнего к субкультуре АУЕ 14 может служить нанесение подростком на тело татуировок, распространение изображений, аббревиатур и лозунгов (нанесение на предметы, стены жилых домов, помещений), характерных для лиц, отбывающих (отбывших) сроки лишения свободы.
Символ данного движения является восьмиконечная «роза ветров», которую в тематике АУЕ называют «звезда воров». Среди блатных татуировок действительно такой символ существует. Как правило, такую символику носят признанные лагерные авторитеты. Накалывают ее обычно «злостные отрицалы», то есть те, кто постоянно нарушают тюремные порядки – они отказываются от работы, нарушают распорядок и т.д. Две такие татуировки размещают под каждой ключицей, а «звезда вора» на ногах означает заявление «меня не поставить на колени».
Существует множество вариаций подобных татуировок, в которой каждая фигура, вписанная в центр звезды, имеет определенное значение и считывается при встрече с представителем криминального мира. Для членов субкультуры АУЕ использование такой символики чаще всего является подражанием.
Применяются его участниками и другие символы:
− перстни, которые в виде татуировок наносятся на пальцы рук. На них могут быть изображены лозунги преступного мира, фашистская свастика, черепа, змеи, кресты, точки, короны, ромбы, карточные масти;
− звезды с разным количеством углов, наносимые в виде татуировки на лодыжки, внутренние части стоп, ключицы, колени. На них могут быть изображены животные (например, волк, тигр, медведь), кресты, свастика;
− эполеты, погоны, изображаемые на плечах. В них могут присутствовать такие элементы как звезды, черепа, свастика;
− надписи, которые пропагандируют движение АУЕ, понятия криминального мира.
Многие аббревиатуры движения содержат нецензурную лексику.
Особое место в определении наличия в образовательной организации криминальных субкультур занимают поведенческие индикаторы, среди которых особое место занимают следующие: 15
− самостоятельное деление обучающихся на группы, агрессивно противостоящих друг другу;
− жестокое, насильственное отношение к представителям «чужой» группы;
− чёткая и понятная иерархия внутри таких групп, поддерживаемая насилием и жестоким обращением с представителями «низшей ступени»;
− отсутствие чувства сострадания к людям, высмеивание слабых и беззащитных;
− унижение и эксплуатация слабых, и представителей «низшей ступени «своей группы, глумление над ними; немотивированный вандализм; совершение краж и грабежей по мотиву спортивного состязания;
− пропаганда циничного отношения к женщинам и половой распущенности;
− призывы к совершению преступлений и правонарушений в «своей группе».
Одним из важнейших индикаторов распространения АУЕ является появление символики и аббревиатур движения на зданиях, сооружениях, особенно в образовательных организациях, появление бумажных носителей информации, пропагандирующих АУЕ с использованием рисунков и лозунгов (чаще их аббревиатур), расшифровка которых зачастую содержит нецензурную лексику (АУЕ, ЛХВС, СЛОН, БАРС, ЖВСС, АВОЕ, ТУЗ, КОТ, БОГ, ВЕК, ВОЛК).
Смысл жизни последователей субкультуры АУЕ заключается в оправдании альтернативного образа жизни: все работают – я не работаю, нормальный человек старается вести трезвый образ жизни – я буду пить и употреблять наркотики, нормальный человек создаёт семью – я же семью создавать не буду, буду считать тюрьму своим родным домом. Кроме того, молодых людей в АУЕ привлекает романтизированный дух уголовного мира.
После признания движения экстремистским вовлечение в сообщества АУЕ осуществляется через так называемые «пацанские паблики», пацанские цитатники, группы, посвященные отечественным автомобилям (т.н. «пацанские тазы»), при этом избегается открытое упоминание жаргонных слов, чтобы исключить вероятность блокировки модераторами социальной сети, однако тематика АУЕ прослеживается в символах, связанных с данной субкультурой.
3. Примерные рекомендации по неотложным действиям при выявлении проявлений криминальной субкультуры АУЕ
Отрицание наличия криминальной субкультуры сейчас представляет собой примирение с этой негативной реальностью современности. Принятие и смирение с этой культурой означает бессилие общества и государства перед существующей проблемой, которая в последующем может привести к массовому взращиванию преступных кадров.
Проблема противодействия преступной субкультуре не является проблемой сугубо правоохранительных органов. Это проблема социального характера, которая требует своего решения в результате комплексного подхода с включением в процесс нейтрализации криминальной субкультуры всех органов государственной власти, в первую очередь социальной сферы, науки, культуры, общественности, религии, СМИ.
Организация комплексной профилактической работы в образовательных организациях должна строиться системно, на научных основах, с учётом психолого-педагогических особенностей различных категорий детей и молодёжи.
Образовательные организации не должны игнорировать факты рэкета, сборов, наличия местных авторитетов, жаргонного общения, притеснения школьников старшими обучающимися.
Необходимо принять меры по повышению комплекса предупредительно-профилактических и информационных мероприятий, направленных на дискредитацию деструктивной криминальной идеологии и иных радикальных молодёжных объединений, а также создание новых альтернативных молодёжных социально ориентированных площадок, в первую очередь для детей из социально неблагополучных семей, несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Эффективность профилактики распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних и молодежи зависит от следующих условий: 16
− использование всех индикаторов в системе в целях повышения уровня достоверности определения наличия криминальной субкультуры в образовательной организации;
− умение четко разграничивать внешне схожие признаки молодежной субкультуры вообще с проявлениями криминальной субкультуры;
− многократная перепроверка каждого факта внешне схожего с проявлениями криминальной субкультуры;
− соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних в процессе выявления признаков криминальной субкультуры в образовательных организациях.
Задачи по профилактике распространения криминальной субкультуры: 17
− создание системы учёта несовершеннолетних, попавших под влияние криминальной субкультуры, в целях восстановления их нарушенных прав и дальнейшего проведения работы с семьёй и ребёнком;
− обеспечение доступной информацией несовершеннолетних, подвергшихся угрозам, насилию, принуждению к совершению преступления, а также членов их семей, окружения о службах и учреждениях, в которые можно обратиться за помощью;
− проведение информационно-просветительской работы, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах о воспитании несовершеннолетних;
− снижение уровня эмоционального напряжения и конфликтных ситуаций, обеспечение безопасности образовательной среды.
Ключевой профилактической мерой противодействия криминальной субкультуре в образовательной организации, является создание образовательной среды, предполагающей:
− разработку и реализацию программы развития воспитательной компоненты в образовательной организации на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов;
− активное вовлечение несовершеннолетних и молодёжи в культурную, спортивную и общественную жизнь;
− обеспечение доступности дополнительных образовательных программ и создание условий в образовательных организациях для работы творческих объединений по интересам для несовершеннолетних и молодежи, в том числе обучающихся с трудностями в социальной адаптации;
− осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних и молодёжи;
Как уже отмечалось, основными причинами возникновения АУЕ являются: низкий уровень жизни, люмпенизация населения, художественные школы и спортивные секции, требующие дополнительных финансовых вливаний родителей, коммерциализация общественных отношений в сфере воспитания и обучения несовершеннолетних, недостаточный контроль над молодежными сообществами в социальных сетях. Протест против серой жизни в нищете, популярность тюремных песен и исполнителей, так же является причинами распространения АУЕ[1].
Эффективность профилактики распространения криминальной субкультуры АУЕ среди несовершеннолетних зависит от таких обязательных условий, как: своевременность, законность, дифференцированность, правильная последовательность, комплексность и др.
Ключевыми мерами по профилактике распространения криминальной субкультуры являются: 18
− активное вовлечение детей в культурную и общественную жизнь (например, конкурсы студенческих и школьных команд по многоборью, владению профессией и т.д.);
− обеспечение доступности дополнительных образовательных программ, создание условий в учебных учреждениях для работы творческих объединений по интересам для несовершеннолетних;
− выявление и точечная работа с подростками, находящимися в «социально опасном» положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательной организации;
− выявление семей, находящиеся в «социально опасном» положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
В случае выявления признаков распространения криминальной субкультуры в образовательной организации необходимо: 19
1) оперативно обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее – ПДН);
2) провести совместно с сотрудниками ПДН анализ масштаба распространения криминальной субкультуры в рамках образовательной организации;
3) сформировать план мероприятий по противодействию распространению криминальной субкультуры с учетом специфики конкретной образовательной организации;
4) организовать поиск и отбор признанных авторитетных организаций (государственных и общественных), способных вести работу с молодежью по выводу ее из криминальной среды и привлечь к ней молодежных лидеров, историков, психологов.
При возникновении в образовательном учреждении чрезвычайных ситуаций, связанных с противоправными действиями активных сторонников криминальной субкультуры АУЕ рекомендуется:
1) незамедлительно обратиться в местные органы полиции, Росгвардии, МЧС для пресечения чрезвычайной ситуации и минимизации ее последствий;
2) при наличии возможности организовать эвакуацию пострадавших и невовлеченных в противоправные действия лиц из учреждения;
3) при блокировании инициаторами хулиганских действий выходов из учреждения изолировать преподавательский состав и обучающихся в отдельных помещениях путем закрытия дверей и создания искусственных препятствий.
При получении информации о распространении субкультуры АУЕ вне образовательных учреждений следует совместно с органами правопорядка: 20
1) определить возможные «места притяжения» молодежи (спортивные площадки, стадионы, парковые зоны, торгово-развлекательные центры. Определить конкретные точки и время сбора лиц (подростков и молодежи) из числа приверженцев криминальной субкультуры АУЕ;
2) выявить лидеров и активных участников криминального движения АУЕ («положенцев», «смотрящих» по району), вовлекающих детей и молодежь в деятельность АУЕ, в том числе через интернет и массовую культуру. При отсутствии угрозы жизни и здоровью зафиксировать их на фото или видео;
3) в целях проверки информации и принятия мер профилактического характера информировать о выявленных проявлениях правоохранительные органы, оказать им содействие в опознании возможных лидеров группировок.
В случае выявления распространения криминальной субкультуры АУЕ в сети Интернет: 21
1) попытаться самостоятельно определить администраторов, модераторов, редакторов группы/паблика/страницы, популяризирующих криминальную субкультуру АУЕ (сделать фото или скриншот страницы);
2) подготовить обращение в адрес администрации социальной сети через соответствующую форму с указанием адреса страницы, популяризирующей криминальную субкультуру АУЕ, данных администраторов, модераторов, редакторов группы/паблика/страницы, а также ссылок на посты (материалы), непосредственно содержащие деструктивный контент и популяризирующие криминальную субкультуру АУЕ;
3) подготовить обращение в адрес органов Прокуратуры России и Роскомнадзора с указанием адреса страницы в сети Интернет, популяризирующей криминальную субкультуру АУЕ, а также ссылок на посты (материалы), указанные выше, с просьбой проведения проверки и блокировки.
По мнению большинства специалистов, наиболее эффективно мерой по профилактике распространения субкультуры будет являться публичное раскрытие мифа о романтичности воровского мира, демонстрация его объективной несправедливости и жестокости. Информирование целевой аудитории (в том числе в профилактических целях) об истинном положении осужденных в тюрьмах, проблемах их социальной адаптации и реабилитации.
В целях профилактики распространения криминальной субкультуры среди детей и молодежи в образовательных организациях, рекомендуется следующий комплекс мер: 22
– проведение обновление целей, задач образовательной организации, с включением в план работы образовательной организации вопросов в части профилактики распространения криминальной субкультуры «АУЕ»;
– активное использование в работе с семьями, в которых несовершеннолетние стали участниками субкультуры «АУЕ», ресурсов общественных организаций, таких как «Союз добровольцев России», «Российский союз молодежи», «Союз женщин России», «Российское движение школьников»,
«Союза матерей и Совета отцов» и иные;
– развитие дополнительного образования детей, в том числе проведение для несовершеннолетних и молодёжи различных, в том числе выездных конкурсов, фестивалей, соревнований спортивной, технической и культурной направленности;
– создание, в качестве альтернативы психосоциальному запросу, которому отвечает субкультура «АУЕ», детских и молодежных объединений, пропагандирующих социальные ценности, законопослушное поведение, здоровый образ жизни, патриотизм, с привлечением выпускников образовательных организаций для формирования структур с собственным уставом, иерархией, символикой.
Организация профилактики отклоняющегося поведения в детскоподростковой среде должна включать следующие направления деятельности: работу с обучающимися, работу с педагогами работу и с семьёй.
Профилактика деструктивного поведения в подростковой и молодёжной среде должна начинаться: 23
1) с создания благоприятной воспитывающей среды, включающей в себя интеграцию педагогического, психологического, медицинского, экономического, правового обеспечения безопасности развития детей, в которой осуществляется нейтрализация прямых и косвенных десоциализирующих влияний;
2) с создания позитивных условий для психолого-педагогического воздействия, способствующего отказу от противоправного поведения, и гармоничному социальному развитию индивида;
3) с использования дифференцированного и личностно-
ориентированного подходов в профилактической работе с несовершеннолетними, основой которой должно стать воспитательное психологопедагогическое воздействие.
Работа с обучающимися 24 должна включать помощь в личностном росте, превентивные мероприятия по профилактике возникновения у обучающихся социальной дезадаптации, работу по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся:
− выявление факторов, оказывающих отрицательное влияние на развитие личности обучающихся и способствующие совершению им правонарушений и оказание обучающимся необходимой психологической помощи;
− формирование адекватной самооценки, развитие познавательной и нравственно-эстетической и патриотической культуры обучающихся;
− организация психодиагностического обследования: определение типа акцентуаций характера, уровня познавательного развития, выявление интересов, уровня тревожности, особенности семейных отношений и др.;
− организация психокоррекционной работы (например, 1) изложение подростками первичного представления о своих проблемах; 2) анализ субъективной модели проблем подростка, его ценностных и смысловых ориентаций; 3) прояснение и проработка наиболее значимых ценностно-смысловых дисгармоний; 4) завершение психокоррекции, принятие основных решений и ответственности за них);
− коррекция агрессивного поведения учащихся в условиях образовательного учреждения (буллинг);
− своевременное оказание обучающимся психологической помощи, психолого-педагогическая коррекция, индивидуальная работа по сглаживанию недостатков в интеллектуальной, личностной и эмоционально-волевой сфере;
− снятие состояния психологического дискомфорта;
− формирование навыков самопознания;
− развитие коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции;
− помощь в профессиональном самоопределении, выборе дальнейшего образовательного маршрута;
− помощь в преодолении демотивированности, негативной мотивации учения, работа по формированию мотивации достижений;
− консультативная помощь в решении конкретных проблем, в частности конфликтов;
− помощь в установлении общения со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;
− социально-психологические мониторинги в образовательном учреждении с целью выявления проблем (рисков/угроз);
− профилактическая работа по вопросам здорового образа жизни (организация мероприятий, просветительская деятельность).
Работа должна осуществляться через индивидуальные консультации, тренинги, беседы, проектную деятельность, социальные общественнозначимые мероприятия.
Работа с педагогами: 25
− повышение психологической компетентности по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся;
− рекомендации по осуществлению личностно-ориентированного подхода к обучающемуся, координация работы по изучению личностных качеств обучающихся;
− обучение навыкам эффективной коммуникации с родителями обучающихся;
− рекомендации по развитию коллектива группы, созданию благоприятного социально-психологического микроклимата;
− коррекция отношения педагога к обучающимся, рекомендация методов работы с ним, активное использование методики позитивного стимулирования обучающегося, снятие психологических перегрузок;
− развитие рефлексивного мышления педагогов;
− снятие эмоциональных перегрузок преподавателя, как условие адекватного восприятия педагогической действительности.
Работа с педагогами должна осуществляться через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы, мастер-классы с использованием современных образовательных технологий (кейс-технологии, проектные и игровые технологии, форсайт-сессии и др.), тренинги различной направленности (тренинги личностного роста, профилактика эмоционального выгорания, тайм-менеджмент и др.).
[1] Меняйло Д.В., Иванова Ю.А., Меняйло Л.Н. АУЕ – криминальное молодежное движение: сущность и способы распространения//Вестник Московского университета МВД России. – 2019. № 3. – С. 109.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.