Аукцион Башкирские народные сказки
Оценка 5

Аукцион Башкирские народные сказки

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
6 кл
21.01.2018
Аукцион Башкирские народные сказки
Форма проведения-Аукцион знаний. Цель: 1. раскрыть перед учащимися народную мудрость, ум, мечту, характерные черты народа в сказках; 2. возбудить интерес к их изучению, прививать любовь к народному творчеству, культуре; 3. воспитание патриотизма, интернационализма, чувств доброты и милосердия. Оборудование: кроссворд, предметы (лошадь, вода, камыр, лиса, лук, мед, бусы, клубок, гусь). Ход урока: 1. Оргмомент. Слово учителя. Сегодня мы с вами на аукционе, организованном по башкирским народным сказкам. На аукцион пришли представители 3-х башкирских племен – «юрматинцы», «бурзяне», «гайнинцы». С помощью наших гостей мы установим, в каком племени, как знают башкирские народные сказки. Вначале «вожаки» племен должны рассказать нам о своем племени, его историю и дела. 2.Основная часть. Рассказы вожаков о своем племени. 3. Беседа по тематике башкирских народных сказок. - На какие 3 группы делятся башкирские народные сказки по темам ? - Какие герои чаще встречаются в башкирских народных сказках? - Что объединяет богатырей во многих богатырских сказках? - Что прославляет народ? (силу, добро, ум). - Что он осуждает в людях? (зло, лицемерие, лжив, зависть). - Как звали самого хитроумного героя? (Алдар). - Алдар. Как переводится его имя на русский язык? - Из какой сказки? Кому принадлежат бусинки от жемчуга? 4. Кроссворд. Отгадать из каких сказок эти отрывки, назвать героя и вписать в клетки. По вертикали прочитаете имя еще одного батыра. ФИЗМИНУТКА 1 У Р А Л 2 А Л П 3 А Р П А 4 И С М А Й 5 К А М Ы Р 6 К Ы Р А Н 7 Б А Ш К И Р 8 Т А У 1). «Долго прожили они, а потом старуха умерла, и остался старик с двумя маленькими сыновьями, которых звали Шульген и …»? 2). «Старик пробудился: и, схватив топор, ударил им, что есть мочи по камню, оттуда, расколов гору, вышел юноша исполинского сложения». 3). «Жила-была старуха. У нее не было детей. Однажды она нашла одно только зерно ячменя и съела его. Через некоторое время у нее родился сын». Как звали ее сына? 4). «В 17 лет царевна вышла снова на белый свет. Неожиданно появилась черная туча, поднялась буря, ветер подхватил и унес царевну. Потрясенным этим царь объявил: Кто разыщет мою дочь, тому отдам ее в жены и полцарства в придачу! Прошло 2-3 месяца, но никто не отважился идти на поиски царевны. Узнал об этом парень по имени…». 5). «Не успел вымолвить и слова, как старуха поднесла к нему 2-х мальчиков. – Смотри, вот эти мальчики – наши дети. Жена рассказала мужу, что произошло в избушке. Из теста сделала куклу». 6). «На 3 год караулить жеребенка пегой кобыли должен быть младший из сыновей по имени…»? 7). «Взял он саблю отца и стал на страже. Ночь провел без сна, 2-ю тоже, но вот настала третья, и на рассвете стал одолевать его сон…». 8). «Шел Акъял-батыр, шел и миновал много лесов, рек и гор. Как-то раз присел отдохнуть и увидел человека, который поднимая клубы пыли, переворачивал огромные горы». 5. Итак, начинаем аукцион. Знания – деньги у вас есть. Вы пришли на аукцион с большим знанием башкирских сказок. А сейчас приступаем к аукциону. - Продается конь, из сказки «Акбузат», «Урал-батыр» и другие. Начальная цена: он мог говорить человеческим голосом, был верным другом и помощником богатырей. А кто больше даст, кто больше расскажет об этом коне? - живая вода - батыр из теста ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ, - лиса РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ, - лук ИМЕНА ГРОЕВ. - мед - бусы - клубок - гусь. 3. Заключительная часть 6. Итог по аукциону. 7. Инсценирование башкирской народной сказки «Кто сильнее». 8. Обобщение учителя. - Итак, ребята, мы с вами сегодня говорили о башкирских народных сказках. Вы показали себя знающими и любящими сказки. Будьте добрыми, честными, храбрыми. Оценки. Урок окончен.Д.З. сочинить сказку.уроки по истории и культуре Башкортостана
для портал.doc
Ишмухаметова Э.М.  Культура  Башкортостана 5 класс «Родной Башкортостан» автор учебника Р.Г.Азнагулов с.57­122 Тема урока: «Башкирские народные сказки». Форма проведения­Аукцион знаний.  Цель: 1. раскрыть перед учащимися народную мудрость, ум, мечту,  характерные черты народа в сказках;           2. возбудить интерес к их изучению, прививать любовь к народному  творчеству, культуре;           3. воспитание патриотизма, интернационализма, чувств доброты и  милосердия. Оборудование:  кроссворд, предметы  (лошадь, вода, камыр, лиса, лук, мед,  бусы, клубок, гусь).      Ход урока:  1.  Оргмомент. Слово учителя. Сегодня мы с вами на аукционе, организованном по башкирским народным  сказкам. На аукцион пришли представители 3­х башкирских племен –  «юрматинцы», «бурзяне», «гайнинцы». С  помощью наших гостей мы установим,  в каком племени, как знают  башкирские народные сказки. Вначале «вожаки» племен должны рассказать  нам о своем племени, его историю и дела.      2.Основная часть. Рассказы вожаков о своем племени.     3. Беседа по тематике башкирских народных сказок. ­ На какие 3 группы делятся башкирские народные сказки по темам ? ­ Какие герои чаще встречаются в башкирских народных сказках? ­ Что объединяет богатырей во многих богатырских сказках? ­ Что прославляет народ? (силу, добро, ум).  ­ Что он осуждает в людях? (зло, лицемерие, лжив, зависть). ­ Как звали самого хитроумного героя? (Алдар).  ­ Алдар. Как переводится его имя на русский язык? ­ Из какой сказки? Кому принадлежат бусинки от жемчуга?       4. Кроссворд. Отгадать из каких сказок эти отрывки, назвать героя и  вписать в клетки. По вертикали прочитаете имя еще одного батыра.  ФИЗМИНУТКА 1   2 3 У Р А А Р А Л П Л П А К А К 4 И С М А 5 6 7 8 А М Ы Р Ы Р А Н Б А Ш К И Р Й У Т 1). «Долго прожили они, а потом старуха умерла, и остался старик с двумя  маленькими сыновьями, которых звали Шульген и …»? 2). «Старик пробудился: и, схватив топор, ударил им, что есть мочи по камню, оттуда, расколов гору, вышел юноша исполинского сложения». 3). «Жила­была старуха. У нее не было детей. Однажды она нашла одно  только зерно ячменя и съела его. Через некоторое время  у нее родился сын».  Как звали ее сына? 4). «В 17 лет царевна вышла снова на белый свет. Неожиданно появилась  черная туча, поднялась буря, ветер подхватил и унес царевну. Потрясенным  этим царь объявил: Кто разыщет мою дочь, тому отдам ее в жены и  полцарства в придачу! Прошло 2­3 месяца, но никто не отважился идти на поиски царевны. Узнал об  этом парень по имени…».  5). «Не успел вымолвить и слова, как старуха поднесла к нему 2­х мальчиков.  – Смотри, вот эти мальчики – наши дети.  Жена рассказала мужу, что произошло в избушке. Из теста сделала куклу». 6). «На 3 год караулить жеребенка пегой кобыли должен быть младший из  сыновей по имени…»? 7). «Взял он саблю отца и стал на страже. Ночь провел без сна, 2­ю тоже, но  вот настала третья, и на рассвете стал одолевать его сон…». 8). «Шел Акъял­батыр, шел и миновал много лесов, рек и гор. Как­то раз  присел отдохнуть и увидел человека, который поднимая клубы пыли,  переворачивал огромные горы».       5.  Итак, начинаем аукцион. Знания – деньги у вас есть. Вы пришли на аукцион с большим знанием  башкирских сказок. А сейчас приступаем к аукциону. ­ Продается конь, из сказки «Акбузат», «Урал­батыр» и другие. Начальная  цена: он мог говорить человеческим голосом, был верным другом и  помощником богатырей. А кто больше даст, кто больше расскажет об этом  коне? ­ живая вода ­ батыр из теста ­ лиса ­ лук ­ мед ­ бусы    ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ,    РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ,   ИМЕНА ГРОЕВ. ­ клубок  ­ гусь. 3. Заключительная часть    6. Итог по аукциону.    7. Инсценирование башкирской народной сказки «Кто сильнее».     8. Обобщение учителя. ­ Итак, ребята, мы с вами сегодня говорили о башкирских народных сказках.  Вы показали себя знающими и любящими сказки. Будьте добрыми, честными,  храбрыми. Оценки. Урок окончен.Д.З. сочинить сказку. Ишмухаметова Э.М. Культура Башкортостана  7 класс Родной Башкортостан Автор учебника Р.Г.Азнагулов с.3­19 Тема урока: « Исторические песни и предания». Урок­повторение Цель: обобщение и систематизация знаний, умение анализировать; раскрыть  перед учениками народную мудрость, ум, характерные черты народа;  воспитание уважения к традициям прошлого. Оборудование: в\к «Урал», фонохрестоматия «Журавлиная песнь», а\к  «Любизар».  Эпиграф:«Песенное наследие башкирского народа – неиссякаемый источник, зеркало его души».  Ход урока:  I. Оргмомент. II. На фоне музыки (в\ф) начинает учитель урок. Знакомство с  планом урока: 1. учение о песне; 2. классификация песен; 3. история песен, предания; 4. итог.  II Основная часть            1.  Башкирское музыкальное творчество зарождалось еще в глубокой  древности, развивалось, и совершенствовалась в течение веков. Музыкальное  творчество отражало стремления, чаяния, мечты народа и исторические  события. Поэтический дух, фольклор привлекал внимание путешественников.   Первые сообщения о башкирской народной музыке, песни можно         встретить в «Дневниковых записях путешествия… по разным провинциям  Российского государства в 1770 году» русского путешественника и  исследователя И.И.Лепехина.                                  ? – Что он говорил о песне? башкира? ? – А каких других ученых вы знаете, которые увлекались изучением  фольклора? Что они говорили о фольклоре? (Ответ учащихся). Обращение к эпиграфу урока. (Эпиграф на доске). ? – Как исполнялись песни в прошлом? Не замечали ли вы, как они  исполняются сейчас? ? – В каких условиях башкиры создавали свои песни? Какую особенность  отмечали ученые? ? – Чем можно объяснить характер  народных песен? ? – Какие 3 компонента, по словам Галина, соединяются в единство песенного жанра?           (поэзия, музыка, история). Физкультминутка  (под мелодию «Журавлиная песнь». Закройте глаза и  отдохните. Послушайте песню в исполнении А.Султанова «Урал». (запись в\к). Александр Ильич Раим в рассказе «Седой Урал» говорит: «Это он (башкир)  затянул в полной голос песню, взволнованную и нежную, как все песни горной  Башкирии, звук плыл над лесом…».       2.а) по характеру мелодии башкирские народные  песни делятся … на  какие? (озон кой, халмак, кыска) б) по содержанию и тематике (исторические и лирические) Слово учителя: по программе 7 класса мы изучили с вами исторические  песни. В своей многовековой истории башкирский народ создал очень много  исторических песен, то есть песен о конкретных событиях и исторических  лицах. Эти песни создавались по  горячим следам. ­ Какие мы с вами изучили исторические песни и предания? На какие темы?      3.Расскажите, какие вы знаете легенды к темам? 4. Закрепление. Вопросы. ?­почему приглашенные женщины не смогли сложить песню? Была бы более  понятна сама песня без рассказа? ?­ чем отличается песня от других жанров народного творчества? ?­ о каких событиях поется в башкирских народных песнях? ?­какие исторические лица упоминаются в песнях? ?­ о какой черте характера башкир говорится в предании «Кулумбет­батыр»?  Прав ли он, взяв с собой золотую ложку и тарелку? ?­ что значит колонизация Башкортостана? ?­ в какие годы башкиры поднимались на восстание? ?­ как каратели расправлялись с восставшим народом? ?­ кто такой Тевкелев? IIIЗаключительная часть   Итак, исторические песни отражают реальные события общественного  значения в народном осмыслении. В центре находятся события, связанные с  защитой Родины от внешних врагов и борьбой башкирского народа за  национальную свободу. Оценивание. Д.З.1) уровень подготовить рассказ о С.Юлаеве,  2) уровень наиз стих на  «5». Ишмухаметова Э.М.  История  России  7 класс Автор учебника Д.Д.Данилов, Н.С.Попова  Тема урока «Море деятельности Петра 1» Форма проведения –урок­ игра. Цель: закрепить и обобщить полученные при изучении темы знания,  умения и  навыки; продолжить формирование специальных умений учащихся:  а) хронологических б) картографических в) описание исторических событий г) работы с понятиями способствовать развитию самостоятельности, умения преодолевать  трудности, формированию интереса к истории. Оборудование: капитанский мостик, таблички с названиями команд, с  именами участников. Ход урока:  IОргмомент. 1. Представление команд. Старые морские волки. Капитан­Морякова Знай Знаевна, Инспектор морских  глубин­ Вездепутный Океан  Океанович Исследователи морских глубин. Руководитель – Вопроскина Викторина  Вопрошаевна. Аквалангисты. Главный специалист – Водяной Акваланг  Глубинович. 2. Определение целей игры. Наш маршрут: 1). Морской толковый словарь;                          2). Тесты для групп ­ море деятельности Петра I.                          3). Даты ­ победы русского флота.                          4). Термины и определение – Тайны за семью печатями.                          5). Вопросы – итог.                          6). Оценивание.      ІІ. Основная часть.  Вам дается уникальный шанс проверить, готовы ли вы  к экспедиции в Море деятельности Петра Великого. Цель ясна – как можно лучше разобраться в преобразованиях, проведенных под его руководством, и  их значении для России. Начнем наше путешествие со словаря морских  терминов. (Работа в группах). 1). Морской толковый словарь для бестолковых сухопутных. (Читаем и разъясняем значение). верфь­ судостроительное сооружение зыбь­волнение на море курс­направление движения судна мачта ­ вертикальная деревянная стрела рында ­ морской колокол трос­ канат, веревка такелаж­ совокупность всех снастей судна штиль ­ полное затишье, безветрие на море шторм ­ сильная буря на море якорь­ устройство для крепления корабля к грунту 2). На капитанский мостик выходит капитан Знай Знаевич Моряков  (выступление Юлтаевой Рузили о значении Петра I)  Первая исследовательская операция. Организуется работа с тестами (в  группах). ­­ первая четверть 18 века вошла в историю как: а )Петровская эпоха б) Смутное время         в) время царя Алексея Михайловича ­­Реформы Петра 1 начались в сфере: а) просвещения   б) военной    в)  промышленности ­­Город, основанный Петром 1 в устьях Невы, был назван: а) С­Петербург     б) Петроград       в) Петергоф 3). На капитанский мостик выходит инспектор морского пароходства  Океан Океанович Вездепутейный (выступление Сиразетдинова Анура о  победах русского флота). Командам предлагаются задания. ­­Назовите, какие события произошли в том году, который указан на лицевой  стороне карточки: 1700,1721,1682, 1725, 1709,1714 гг. ­­Объедините карточки в пары­ так, чтобы указанные даты обозначали  взаимосвязанные между собой события. ­­Дав правильный ответ, поработайте с заданиями, помещенными на  оборотной стороне  карточек. 1700­1721. В ходе этой войны Россия решила задачу: овладела выходом к  Балтийскому морю. Как назывался мирный договор, подписанный по ее  итогам? 1682­1725. После смерти Федора Алексеевича Петр вместе с братом Иваном  был провозглашён царем. Фактически, делами заправляла их старшая сестра  Софья. Какова её судьба? 1709­1714. Это важнейшие сражения Северной войны. Назовите их.  Охарактеризуйте их значение. 4) На капитанский мостик приглашается Знай Знаевич Моряков. Физминутка Командам предлагается задание­ установите между термином и его  определением соответствие: 1)импорт        5) приписные крестьяне 2)экспорт                                                         6) рекрутские наборы 3) мануфактура                                              7) регулярная армия 4) меркантилизм                                           8) великое посольство 9) абсолютная монархия а) постоянная, профессионально обученная, находящаяся под единым  командованием армия б) вывоз товара из страны в) длительное путешествие за границу с целью поиска союзников в войне  против Турции г) ввоз товара в страну д) повинность, связанная с набором в армию е) предприятия, основанные на ручном труде и разделении труда ж) политика поддержки отечественной промышленности и торговли з) крестьяне, купленные заводовладельцем для работы на мануфактуре и) форма правления, при которой вся полнота власти сосродоточена в руках  монарха. 5). Викторина Вопрошаевна Вопроскина. (Выступление Зайнагабдиновой  Лейсан) III Заключительная часть    Закрепление.                     Вопросы для участников игры. 1. Сколько лет прошло с того времени, когда Петр стал царем? 2. Когда Россия была провозглашена империей? 3. Какие внешнеполитические задачи удалось решить Петру? 4. Что такое подушная подать? В каком году был принят указ о ее введении? 5. Какие изменения  произошли в системе управления? Что такое Сенат,  Синод, коллегии? 6. Какие особенности отличали российские мануфактуры при Петре 1.? 6). Таким образом, мы завершили изучение темы «Образование Российской  империи».  Урок окончен. Оценки. Д.З. подготовить эссе. Ишмухаметова Э.М.  История древнего мира  5 класс  Автор учебника Д.Д.Данилов, В.Е.Сизова  Тема урока: « Школа, литература и наука в Древнем Египте». Цель:  познакомить учащихся с достижениями культуры Древнего Египта,  письменности, научных знаний, астрономии, медицины;  формирование умения сопоставлять, проводить сравнения;  воспитание любознательности, увлеченности. Оборудование: карта «Передняя Азия и Египет»,                           учебная картина «Постройка пирамиды»,                           диск  «В Древнем Египте»,                          листы 9­10 из «Альбома по истории культуры Древнего мира». Ход урока. 1) Организационный момент Повторение домашнего задания. I. 1. Покажите на карте Египетское царство при Тутмосе III? 2. Какие страны были завоеваны египетскими фараонами?  (по карте). 3. Что было раньше и насколько раньше: постройка пирамиды Хеопса или  образование Египетского государства? (или походы Тутмоса III). 4. Работа с линией времени. 2) Основная часть II. Изучение нового материала.  1. Письменность в Древнем Египте. Вопросы и задания (на доске) классу: 1. Почему писать и читать в Египте было намного труднее научиться, чем  в наши дни? 2. Письмо в Египте возникло примерно в то же время, что и единое  государство: случайно ли это? 3. Из чего и как египтяне изготовляли писчий материал? Как выглядела  книга в Египте? 1. Предлагается определение понятия «культура» (в соответствии с  учебником). 1. Вводное слово учителя:       На Земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во  всех остальных странах мира. Одна страна называется Двуречье – о ней  речь впереди; другая – это Египет. Письменность возникла в этих странах  примерно 5 тысяч лет назад. Вопросы классу: 1). Когда возникло единое египетское государство? (Тоже 5 тысяч лет назад). 2). Подумайте: случайно ли это?     Рассматриваем рисунок в учебнике, на котором изображены иероглифы.    Эти знаки назывались иероглифами (запись на доске, учащиеся – в тетради).  Их было более 750 (рисунок 2 стр. 56 учебника).  «Ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его          бьют», ­ любили повторять учителя. Вопрос классу.         Подумайте, почему никто не говорит, что ухо девочки на ее спине?  Школа готовила писцов­чиновников фараона. Материалом для письма был  папирус (запись на доске в тетради). Учитель рассказывает, как готовили писчий материал.  Рассматриваем рисунок в учебнике (письменные принадлежности). «Красная строка» ­ новая строка, с которой начинается текст. 2. Древнеегипетская литература. Вспомните миф об Осирисе. Что такое миф? Кроме мифов были и другие  виды литературных произведений: гимны и повести. Работа с учебником:  гимн в честь Нила, повесть о Синухете. Чтение вслух.                          Обобщение: мифы, гимны, поучения, повести – это  произведения художественной литературы.  А сама литература – один из  видов искусства. Физминутка  3. Научные знания древних египтян.         Внимание на картину «Постройка пирамиды».         При постройке пирамиды важную роль играла математика. Какие  расчеты были нужны? (Учащиеся называют, что нужно было подсчитать число каменных плит, число строительных рабочих, количество лет для постройки и т.п.). И земледельцам приходилось считать: сколько зерна надо было сдать в виде налога, сколько оставить на сегодня, на еду, на корм быкам. Система  счета была сложной, рисунок 6, стр. 57.        В соответствии с учебником рассказываю о зарождении геометрических и  астрономических знаний.       Затем учащиеся рассматривают в учебнике изображения медицинских  инструментов.    Вопрос классу. Вам не стало страшно? Идет рассказ о развитии медицины. Пересказывается текст документа «Поучение Хети». Вопрос классу: 1). Как, по словам старого писца, жилось в Древнем Египте землевладельцам,  ткачам, строителям? 2). Кто в этой стране жил хорошо? III. Заключительная часть:  1. Прослушивание  диска    «В Древнем Египте» фрагмента   о      египетской  школе. Вопросы перед прослушиванием: 1. Кто мог учиться в школе? 2. Чему и как учили детей? 3.  На чем писали ученики младшие и старшие?  В конце урока учащиеся отвечают на поставленные перед изучением нового  материала вопросы. Домашнее задание. Оценивание. Соответствующий параграф. Вопросы и задания к нему. Ишмухаметова Э.М.  История древнего мира 5 класс Автор учебника Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова Тема урока: « Древнее Двуречье». Цель: познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, землевладельческая цивилизация;  развитие памяти школьника, умение работать с картой; воспитание активности и целеустремленности. Оборудование: карта «Передняя Азия и Древний Египет», атлас. Ход урока:  Оргмомент. План урока. 1. Природа и географическое положение Двуречья.                   2.Население и хозяйство южного Междуречья.                   3. Письменность. Основная часть 1. Изучение первого вопроса плана. Ребята, сегодня мы с вами совершим  путешествие из Египта  на Восток.( учитель показывает по карте место продвижения). Как вы думаете, почему эта страна получила такое название – Двуречье? Покажите на карте. Словарная работа. Двуречье­ страна, расположенная в Передней Азии, близ рек Тигр и Ефрат. Учитель:  Природные условия Двуречья очень похожи на природу  Древнего Египта, причем как положительные ( обилие солнечного света,  разливы, плодородный ил ), так и неблагоприятные ( топи, отсутствие леса, строительного камня ).       Вопрос классу: Какому занятию благоприятствовала природа  Древнего Двуречья?   Изучение второго вопроса плана. Работа с классом. Вместе с  классом, выполняя задания, определить главные занятия жителей  Двуречья.          Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а также  во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало.  Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удалённых от рек.     Лишенная влаги, опаленная солнцем почва высыхала и трескалась. А в  низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в  непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на  развитие этого занятия. О каком занятии идет речь?   Работа в тетради. Земледелие. Задание 2. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой,  на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и  вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идет  речь? Работа в тетради. Скотоводство. Задание 3. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительного  камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть,  товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как  называется занятие, в ходе которого производится обмени одних товаров на  другие с помощью денег? (Вместо денег в Двуречье использовали слитки  серебра определенного веса.)    Работа в тетради. Торговля. Физминутка 3.Изучение третьего вопроса плана. Объяснение учителя. Несмотря на отсутствие в Двуречье строевого леса и камня, здесь строились и дворцы, и храмы, и жилые дома. Их строили из больших глиняных кирпичей.  Глина – самый распространенный материал, применяли его и для изготовления посуды, и для сооружения дамб. Но самое интересное  предназначение глины – использование ее в качестве писчего материала. На  холмах Двуречья среди обломков глиняной посуды и кирпичей находят  таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливали на  табличке из мягкой глины концом специально заостренной палочки. Так  сложилось особое письмо Двуречья – клинопись. Словарная работа. Клинопись – вид письма Древнего Двуречья. Заключительная часть 4.Закрепление пройденного материала. Вопрос классу: Почему в качестве строительного, писчего материала  использовалась глина? Оценивание. Домашнее задание: § 13.   Ишмухаметова Э.М.  Всеобщая история  10 класс Автор учебника В.М.Хачатурян с.186­207 Тема урока: «Византия – наследница Римской империи». Цель: показать, что Византия была преемственной цивилизацией по  отношению к Римской империи; выяснить основные причины прочности  Византийской империи по сравнению с Римской: ­ удачное географическое положение на пересечении торговых путей; ­ обширная территория, богаты ресурсы; ­ многочисленное население;  ­ многоотраслевая экономика; ­ использование достижений ряда цивилизаций Востока; развитие умений и навыков в работе с учебником. Ход урока І. Оргмомент План урока. 1. Рождение Византийской цивилизации. 2. «Новый Рим». 3. Цивилизационное пространство империи. 4. Византия и окружащий мир. ІІ. Основная часть. Самостоятельная работа с учебником., стр.186 Задание №1 За 5 минут поставить максимальное количество вопросов к тексту. Н­р:1.С какими событиями связано появление византийской цивилизации? 2. Где и когда был основан Константинополь? 3. Когда Константинополь стал столицей Восточной Римской империи? 4. В связи с какими событиями Константинополь стал «вторым Римом»? 5. Кто назвал  Восточную Римскую империю Византией? Почему? Задание №2. Составить хронологическую таблицу раздела. 306­337 гг.­ правление Константина 1. 342­ основание Константинополя. 330­ Константинополь­ столица Римской империи. 395 г.­распад Римской империи на Восточную и Западную. 476 г. – падение Рима. 1453 г.­ завоевание Константинополя турками. ІІІ. Работа с учебником, стр. 187.  Физминутка Задание: используя описание столицы Византии, найти на её плане следующие  объекты: 1.Акрополь                        5. Золотые ворота 2. Босфор                              9. Стены Константинополя 3. Галата                                 8 Стены Феодосии 4. Золотой Рог 6. Священный дворец             10. Софийский Собор. 7. Ипподром ІV. Работа с картой. Используя карту и фрагменты, назвать, какие территории были завоеваны при  Юстиниане. Заключительная часть V. Закрепление.  Составить сложный план текста «Византия и окружающий  мир». Образец: 1. Византия во время великого переселения народов: а) нападение готов;  б) расселение славян на территории Византии; в) 7­11 вв.­ Первое  Болгарское царство на Балканах. 2. Отношения с исламскими странами: а) Войны с Ираном за преобладание на торговых путях; б) Византия и арабы. 3. 7в.­ самый трагический в истории империи. 4.  Завоевательные войны Византии: а) победа над вандалами, завоевания в Северной Африке; б) войны с готами в Испании, Италии. 5. Неустойчивость могущества Византии.  Итоги, выводы. Д.з. с.205­219 читать. Ишмухаметова Э.М. История России. 6 класс Автор учебника: А.А.Данилов, Д.Д.Данилов  Тема. История России. Введение. Цели: 1. Сформировать представление об истории как науке. 2. Ознакомить с хронологическими рамками истории России в 6 классе. 3. Показать значение исторических вспомогательных дисциплин. Оборудование: карта «Россия в древности», древние тексты, книги, рисунки,  фотографии, рисунки гербов, печатей и т.д. Основные понятия и термины: исторические источники, археология,  геральдика, нумизматика, топонимика, палеография, летопись. 1) Организационный момент І. Изучение нового материала. Ход урока. План изучения нового материала. 1. История России – часть всемирной истории. 2. Что изучает история Отечества. 3. Исторические источники по истории нашей Родины. 1. История России – часть всемирной истории. 2) Основная часть Учитель должен пробудить у учащихся интерес к истории нашей Родины. Рекомендуется организовать беседу по вопросам: ? Что вы изучали по истории в 5 классе? Что запомнилось и почему? ? Что вы изучали в І полугодии 6 класса? Что запомнилось и почему? ? Какие деятели средневековья вызвали у вас уважение, а о каких сложилось  неприятное впечатление? Слово учителя.    Если ранее вы ознакомились с историей древнего мира и зарубежных  средних веков, то сейчас вы приступаете к изучению истории России. История России является частью истории человечества.    Курс истории России рассматривает не только историю русского народа, но  и ближайших его соседей – восточных славян – и других народов. История  нашей Родины не менее драматична и интересна, чем история народов Европы и Азии, она нам очень близка, так как ее участниками являются наши далекие  предки.     Россия является крупнейшей страной в мире. 2. Что изучает история Отечества. Учитель дает учащимся представление о  курсе истории России в 6 классе, называет хронологические рамки – период с  древнейших времен до конца ХVІ века, знакомит с основным содержанием  курса с помощью учебника (см. Введение, с.4).     Целесообразно предложить учащимся высказать свое мнение по таким  вопросам: ? Зачем надо изучать историю? ? Для чего надо знать историю своей Родины?     Рекомендуется ознакомить учащихся с мнением по данным вопросам  великих людей разных исторических эпох.    Цицерон: «История – это учительница жизни. Потому что не знать того, что  было до твоего рождения, означает навсегда оставаться ребенком». Ключевский В. О.: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».    Пушкин А. С.: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и  должно; не уважать оной – есть постыдное малодушие».      Лихачев Д. С.: «Любовь к Родине дает смысл жизни, превращает жизнь из  прозябания в осмысленное существование. Если вы любите свою страну, вы не можете не беречь своей истории, не можете не беречь памятников прошлого». Физминутка     3.Исторические источники по истории нашей Родины. Учитель переходит к объяснению вспомогательных исторических дисциплин.     В данном курсе мы изучаем древнюю и средневековую историю нашей  Родины. Поэтому особую важность приобретают исторические источники.    Целесообразно напомнить значение этого понятия.    Исторические источники – вещественные, устные или письменные  свидетельства или памятники эпохи.    Учащиеся знакомятся с данным понятием в учебнике (с. 5).     Важную роль в изучении древней и средневековой истории России играют  летописи – записи происходивших событий, составленные по годам, а также  деловые документы, грамоты, письма, литературные произведения.     Значительное место занимает археология, так как эта наука позволяет  воссоздать жизнь людей.     В изучении истории России помогают и такие науки, как: лингвистика – наука о языке; фольклористика – наука, изучающая народное творчество; палеография – наука, изучающая внешние признаки рукописных и печатных  источников в их историческом развитии; нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство,  историю денежно­весовых  систем и денежного обращения; геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, объектом изучения  которой являются гербы. 3) Заключительная часть     Историки, изучая эти и многие другие науки, могут воссоздать картину  жизни людей далекого прошлого нашей Родины.     В заключении учитель подчеркивает: каждый образованный, культурный  человек должен знать основные события истории России, своей малой Родины и историю своей семьи.    ІІ. Итог урока.    Домашнее задание: читать Введение, с. 4­6 учебника. Ишмухаметова Э.М. Всеобщая история 6 класс Автор учебника: Д.Д.Данилов,Е.В.Сизова Тема урока: «Повседневная жизнь в Средние века». Цель: способствовать развитию коммуникативных умений и навыков  (высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других в процессе  дискуссии); способствовать развитию познавательного интереса, формированию  активности в процессе овладения знаниями; воспитание патриотического уважения к истории. Оборудование: учебник, наглядность, рисунки, картины. Ход урока:  1.Оргмомент. 1. Приветствие 2. Сообщение темы урока 2.Основная часть. Мы говорили, что люди средневековья не замечали  перемен и изображали героев античности или святых времен раннего  христианства одетыми в одежды или своих современников; древние Афины  или Иерусалим выглядят на изображениях как средневековые города. Жизнь в Средние века двигалась медленно, и изменения не задерживали внимания. Изучение темы: 1) Техника Средневековья. Раскрыть, какие изменения произошли в сфере  технического творчества в Средние века? Перемены в вооружении, доспехах? Заимствования с Востока, наследование у римлян. (Обращаем внимание на  ветряную и водяную мельницу. Миниатюра около 1275 года). Темпы развития техники. (Фрагмент картины Яна Ван Эйка «Мадонна  каноника Ван дер Пале». Очки) 2) Жилище. Особенности жилища в Средние века. Общие  и отличительные  черты всех видов жилищ, от королевского дворца до сельской хижины.  Картина: Богатый городской дом в Голландии. 17 век. Видна анфилада  комнат. Физминутка. 3) Мебель. Учащиеся сами описывают мебель времен средневековья,  разглядывая картины; особенности кроватей, столов, их расположение и т.д. 4) Тепло и свет. Особенности ковров: орнамент, сюжетные картины. Для чего  служили ковры? Что служило главным источником тепла в доме? Ведутся записи источников тепла и света. Сравниваются средневековые и  современные окна. 5) Еда. Учащиеся работают с учебником: чтение и запись предпочтений в еде  и питье в средневековой Европе; сравниваются с югом и севером. Внимание на картину: Тайная вечерня. Гобелен. 15 век. На столе нет вилок. Каковы  застольные манеры Средневековья? 6) Одежда и украшения Какие перемены произошли в одежде? Какие  украшения носили? Запись новых слов: камиза, брэ, блио, шоссы, пенула,,  сюрко, котта. Картины: Пастухи. Рельеф. 12 век. Шоссы и камиза, пенула.  Блио. Начало 11 века. Котта и сюрко на пуговицах. Скульптура ок.1960 г. 7) Человеческая красота. Выяснить особенности красоты: женская и мужская. Сравнить с современностью. Распространение бань. 8) Куртузная любовь. Куртузия –свод правил дорожного поведения  рыцарства. Какова рыцарская куртузная любовь, любовь­ поколение:  различия? 4. Заключительная часть. 1) Почему технический прогресс  в Средние века был столь медленным? 2) Почему простолюдины должны одеваться скромно? 3) Что общего между вассальными отношениями и куртуазной любовью? 5. Итог урока. 6. Домашнее задание. Написать сообщение на одну  из тем. Ишмухаметова Э.М.   Культура Башкортостана 10 класс Автор учебника С.А.Галин с.238­248 Тема урока : Певец земли башкирской. Зайнаб Биишева. Форма проведения­ литературная гостиная.      Цель: увековечивание памяти знаменитого Народного писателя,  мастера слова З.Биишевой и пропаганда ее творчества; привитие  любви и интереса к литературе и  культуре Башкортостана,  уважение к ее мастерам слова и чувства гордости.   Оборудование: магнитофон, аудиокассета, портрет,  фотоиллюстрации.       Ход урока.  1. Оргмомент. Звучит песня  в исполнении Г.Ильясова «Кугэрсен  яктары» (М.Смакова музыка и слова).  2. Основная часть. Учитель. Значение многогранного  самобытного творчества народной писательницы Башкортостана, лауреата  Государственной премии имени С.Юлаева Зайнаб Абдулловны  Биишевой в духовной культуре башкирского народа неоценимо.  Сегодняшний урок  посвящаем ей.   Чтец:          Хотела б я гранитною скалою                         Родиться вновь, чтобы, презрев соблазны,                     Стоять, склоняясь седою головой,                      Пред жизнью бесконечной и прекрасной.   Учитель: З.Биишева работала в самых разных жанрах: рассказы,  повести, сказки, драмы, стихи, поэмы, хикаяты и романы. Трилогия  «К свету»  утвердила новую своебразную жанровую форму в нашей  национальной литературе.    Ученик: Писательница родилась 15 января 1908 года в дер.  Туембетово Кугарчинского района в семье учителя. Рано осталась  сиротой. В 3 года умерла мать, в 11 лет умер отец. Но судьба  З.Биишевой пошла не сиротской дорогой.  Ей  открылись пути к  знаниям.    Чтец:   Мечутся старые дьяволы­                 Вьюга да стужа Ветер пронзительный в трубах                 Воет и кружит                Голос его понимаю                И лиходейство:              «Это твое же, твое же                 Нежное детство».  Ученик: Первые знания З.Биишева получила в школе в дер.  Ибраево, затем после подготовки поступила в институт народного  образования в Оренбург. Первый рассказ «Среди ручейков» написан в 1927 году, напечатан в 1930 году.     Чтец:     Кто я? Толстенные косы                  Да дранное платье                    Сапожки­ заплаты на дырах,                    Дыра на заплате.                    Но в кружевных тех лохмотьях                     Дрожу, а не трушу.                     Осень насквозь продувает                      Тепло и душу…                   Ветер зовет, напевая.         В снежную  лунность:           Это твоя же, твоя же             Пылкая  юность.     Ученик: После окончания педтехникума работала учительницей в  Баймакском районе. Затем в Уфе редактор журнала «Пионер», в  книжном издательстве, на радиовещании, в областной газете. Так, с  течением времени, она ярче увидела свои упущения и недостатки.  З.Биишева стала более требовательней к творчеству.       Чтец:      Ах, я б еще полвека прожила,                     Еще работе задала бы перцу.                Мне и гора не будет тяжела,               Хватило б сил да выдержало б сердце.                Трудиться, верить, рваться вглубь и ввысь.              Пришла я в это светлое приволье                Не для того, чтоб идолом в углу,                Напыжась, восседать самодовольно. Ученик: В рассказах у З.Биишевой образ нового человека, борца,  его путь к новой жизни через борьбу и испытания, воссоздать и  воспеть новые отношения между людьми.         Учитель: Великая Отечественная война явилась тяжелым  испытанием. В 1941 году З.Биишева вступает в ряды КПСС. В 1942  году первая книга «Мальчик­партизан». Тема вопиющего народа,  любовь к социалистической Родине и ненависть к врагу определили  творческие поиски писательницы в эти годы.      Чтец:       Не пустозвонам, не лживым льстецам,                       Не хвастунам хитроликим,                     Батырам я душу свою отдала,             Их подвигам ратным великим. Пред ними­ убиты или живы они       Я в низком поклоне склоняюсь. Ученик: З.Биишева в военные годы переводит многие произведения  русских писателей­ классиков на башкирский язык, это рассказы  Л.Толстого, М.Горького, А.Чехова и др..В 50­х годах выступает как писатель многогранный и многожанровый. Как поэтесса стремится  обосновать источник радости. На стихи З.Биишевой композиторами  создано множество песен, которые пользуются большой  популярностью у любителей башкирской музыки. Физминутка.     (Звучит песня на слова З.Биишевой).     Ученик: великий русский писатель М.Горький говорил о том, что  знание богатства народного творчества, творческое использование и  развитие фольклорных традиций является основой основ для  писателя. Так написана драма «Волшебный курай», «Мастер и  подмастерье», «Любовь и ненависть».        Чтецц:        Народу слово ты дала                         Сказанья, оды стих,                          Навек в историю вошла                          Дыханьем книг своих                           Звездой взошла в родном краю,                          Строкой вошла в дастан.                        Сегодня славит дочь свою                        Республика Башкортостан. Учитель:  Произведения 50­60 годов З.Биишевой явились новым этапом в творческой эволюции писательницы. Эта книга «К свету».  Образы женщин, угнетенных и униженных, образы батыров,  революционеров. Она с благодарностью была встречена читателями  и положительно оценена критикой.      Чтец:          Жизнь­ вспышка молнии, волшебный сон,                         Пришедший по весне с зарей вечерней,                         Кто различит, ступая по земле,                         Ее божественное назначенье?                          Ведь рой ничтожных мыслей и забот                             Летит на нас свирепой саранчою                        И жизнь­ ты оглядеться не успел­                           Чадит уж догорающей свечою.    Учитель: Произведения З.Биишевой жизненно правдивы, в них вся  история нашего народа, они волнуют, радуют, заставляют думать о  прошлом и сегодняшнем нашей страны, о ее добрых         и мужественных людях, героях войны и труда. Произведения З.Биишевой стали неотъемлемой частью нашей  духовной культуры, явлением уникальным, вносящим весомый  вклад в сокровищницу многонациональной российской литературы.     Чтец:Я ухожу          Мир величав, могуч..         Он напряжен в стремлении исконном          К добру…. К свободе… Солнце из­за туч          И я смеюсь. Я ухожу спокойной.  Чтец:   Во что я превращусь, когда умру,                 В траву, золу, в искрящиеся волны?                А может, стану глиною простой­               Тяжелою, намокшей и безвольной                Ну что ж, я на родной земле согласна              Хоть глиной стать­ бездушкой и безгласной. Чтец: По­людски я счастлива была,  По­людски страдала от тоски     Я любила землю как могла  И людей любила по­людски  По­людски все было. И теперь Одного хочу: чтоб те ростки    В детях проросли…Хочу я дверь     Затворить навеки по­людски. 3.Учитель: хочется закончить словами из стихотворения  И.Кинъебулатова           Светильник разума угас,           Но вот мои слова:           В душе у каждого из нас        Она во век жива.         Я для потомков сохраню          Сокровище свое          И низко голову клоню        Пред памятью ее. 4.Заключение. Подведение  итогов. Дом.задание­ эссе написать Ишмухаметова Э.М.   История древнего мира. 5 класс А.А.Вигасин  История древнего мира Тема урока:  «Олимпийские игры». Цель:  сформировать представление у учащихся о том, как стремление греков  в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на  массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые  носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного  населения городов – государств Греции; пробудить у детей  стремление к  физическому самосовершенствованию; закрепить знания об Олимпийских  играх. Оборудование: карта, «лавровые ветви» для победителей, спортивные  снаряжения для состязаний. Место проведения: спортзал. Ход урока:  1Оргмомент.  Учитель истории: Знаменитые спортивные игры ­ Олимпийские игры ­  проводились 1 раз в 4 года и являлись любимым зрелищем всех греков. И  сегодня мы с вами  на уроке поиграем в Олимпийские игры. Для начала мы  послушаем рассказ Казбекова Рустама об истории игр. Следующее выступление Юсупова Фадиса о том, как называли участников  Олимпиады. Слушая рассказ, ребята, обратите внимание на кроссворд.  ­. Итак, кому запрещено было присутствовать на Олимпийских играх?  ­Где находились места для зрителей? 2. Основная часть.  Ход и виды состязаний  .День первый. Торжественное открытие. Глашатай  объявляет: ­Эллины! Приближаются жрецы и архонты! ( учителя и завуч ) Учитель физ­ры: Эллины! Приветствую вас на священной земле Пелопоннеса  и объявляю начало Олимпийских игр! Участники состязаний, строится для  клятвы!  Участники: Я, участник состязаний, даю клятву бороться честно и не  пользоваться запрещенными приемами. Архонты: Мы клянемся выносить справедливые решения.  Каждый участник называет свое имя, возраст, родину. Учитель истории: Куда удалились наши судья? ( Перед началом соревнований приносили жертвы богам). Учитель физ­ры: На беговую дорожку выходят юноши Афин.  Занять места  нога к ноге. Следующие девушки. Это первый вид пятиборья. ­Второй вид­ прыжки в длину ­ Третий – метание диска. ­Четвертый­ метание копья. ­Пятый­ борьба. Учитель физ­ры: Состязания завершены. Какие еще виды соревнований были  на Олимпийских играх? Девиз соревнований, обратите внимание, ребята. А  еще цвета материков на пяти кольцах. Учитель истории: Теперь слово нашим уважаемым архонтам. Идет награждение победителей лавровыми ветвями. В последний пятый день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и  слоновой кости. На нем лежали венки из ветвей священной оливы, росшей  возле храма Зевса, срезанных золотым ножом. Мы тоже наградили своих  победителей. А еще в награду вам торт. 3. Заключительная часть.  Ответы на кроссворд. Спасибо за урок. До свидание.

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки

Аукцион Башкирские народные сказки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018