А.В. Кольцов и его эпоха в стихотворении "Песня пахаря"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.В. Кольцов и его эпоха в стихотворении "Песня пахаря" (Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе) Тип урока: внеклассное чтение. Технология: проектно-исследовательская; в процессе подготовки к уроку создаются группы учащихся по интересам и склонностям: “биографы”, “лингвисты”, “историки”, “краеведы”, “искусствоведы”, “фольклористы”, “актеры”, “читатели”, “компьютерщики”. Цель урока: “проникнуть” в эпоху Кольцова с помощью изучения жизни писателя и анализа его стихотворения “Песня пахаря”. Задачи урока: • с помощью анализа стихотворения “Песня Пахаря” подчеркнуть святость и особую значимость труда хлебопашца; • постараться постичь глубокий смысл, явленный в слове поэта; • показать связь творчества Кольцова с фольклором; • учить учащихся работать со справочной и художественной литературой. Оборудование: презентация к уроку (см. диск), В.И.Даль “Толковый словарь живого великорусского языка” (в 4томах); С.И.Ожегов “Словарь русского языка”; запись на доске (тема, эпиграф к уроку), сборники стихотворений А.В.Кольцова на партах учащихся; репродукция картины Н.Рериха “Микула Селянинович”, рисунок П.Бореля “Литературный вечер у П.А.Плетнева”; выставка книг о жизни и творчестве Кольцова.
Иконка файла материала А.В. Кольцов и его эпоха в стихотворении.doc
А.В. Кольцов и его эпоха в стихотворении "Песня пахаря" (Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе) Тип урока: внеклассное чтение. Технология: проектно­исследовательская; в процессе подготовки к уроку создаются группы учащихся по интересам и  склонностям: “биографы”, “лингвисты”, “историки”, “краеведы”, “искусствоведы”, “фольклористы”, “актеры”, “читатели”,  “компьютерщики”. Цель урока: “проникнуть” в эпоху Кольцова с помощью изучения жизни писателя и анализа его стихотворения “Песня  пахаря”. Задачи урока:     с помощью анализа стихотворения “Песня Пахаря” подчеркнуть святость и особую значимость труда хлебопашца; постараться постичь глубокий смысл, явленный в слове поэта; показать связь творчества Кольцова с фольклором; учить учащихся работать со справочной и художественной литературой. Оборудование: презентация к уроку (см. диск), В.И.Даль “Толковый словарь живого великорусского языка” (в 4томах);  С.И.Ожегов “Словарь русского языка”; запись на доске (тема, эпиграф к уроку), сборники стихотворений А.В.Кольцова на  партах учащихся; репродукция картины Н.Рериха “Микула Селянинович”, рисунок П.Бореля “Литературный вечер у  П.А.Плетнева”; выставка книг о жизни и творчестве Кольцова. Предварительные задания для групп учащихся Группа “лингвисты” Задание: поработать с языковыми толковыми словарями для подготовки к уроку в качестве консультантов. Группа “биографы” Задание: изучить статьи из книг Скатова, Белинского, “Родные поэты” (см. литературу в конце конспекта), отобрать и заучит  цитаты. Группа “краеведы” Задание: подбор краеведческого материала по теме урока и для презентации. Группа “литературоведы” Задание: подбор цитат к теме урока из статьи Белинского, писем (высказывания современников Кольцова, цитаты Кольцова). Группа “историки” Задание: беседа с учителем истории, составление кратких исторических справок об эпохе Кольцова. Группа “искусствоведы”” Задание: подбор тематических репродукций к презентации по темам “Страда”, “Пахарь”, “Конь”; работа с рисунком П.Бореля “Литературный вечер у П.А.Плетнева” и репродукцией картины Н.Рериха “Микула Селянинович”. Группа “актеры” Задание: подготовка инсценировки диалога из книги Н.Н.Скатова “Кольцов”. Группа “фольклористы” Задание: изучить следующие главы из книги Аполлона Коринфского “Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы  русского народа”: “Мать Сыра Земля”, “Хлеб насущный”, “Конь­пахарь”. Подготовить краткие сообщения по данным темам и  выписать пословицы, поговорки. Группа “читатели” Задание: внимательно прочитать “Песню пахаря”, отметить изобразительно­выразительные средства языка, подготовить  выставки к уроку (см. “Оборудование”)Группа “компьютерщики” Задание: систематизировать весь материал, собранный учащимися каждой группы; под  руководством учителя создать презентацию и демонстрировать слайды по ходу занятия. I. Мотивация. (Учитель цитирует эпиграф к уроку, объявляет тему, цель, задачи). [Слайд 1] Ход урока Пишу не для мгновенной славы –  Для развлеченья, для забавы. Для милых, искренних друзей, Для памяти минувших дней. А.В.Кольцов II. Встреча с А.В.Кольцовым. Выступление учащихся группы “Биографы”. [Слайд 2] 1­й учащийся – “биограф”: “Мое знакомство с поэтом Кольцовым началось с книги “Родные поэты”. В ней я прочла,  что Алексей Васильевич Кольцов родился в Воронеже. Отец его был прасол – торговал скотом. Учиться в школе Кольцову  почти не пришлось. Отец взял его из второго класса – решил приучать к торговле. А Кольцов очень хотел учиться; он любил читать, но и книг для чтения в доме Кольцовых не было. В школе подружился  Кольцов с мальчиком, у которого был целый сундук с книгами. Мальчики читали и мечтали поскорей вырасти и стать такими  же славными и могучими богатырями, как Илья Муромец. С десяти лет Кольцов стал помогать отцу: вел счетные книги, ездил по степным селам и хуторам покупать и продавать скот.  Очень он любил степь: горячие летние дни, темные ночи с яркими звездами, ковыль­траву, разговоры с прохожим у костра. Любовь к чтению и книгам росла у Кольцова с годами. Он всеми силами всю жизнь старался пополнить свои знания. Но  больше всего полюбил поэзию”. 2­й учащийся – “биограф”: “ В шестнадцать лет Кольцов написал свои первые, не совсем складные, стихи, которые он назвал “пьесами”. Писал он очень много, постепенно стихи становились лучше и лучше. Они напоминали русские народные песни –  вольные, широкие, звонкие. В них Кольцов описывал родную природу, тяжелую долю крестьянина, его труд в поле: Ах ты, степь моя, Степь привольная, Широко ты, степь, Пораскинулась, К морю Черному Понадвинулась! Стихи Кольцова стали печатать в газетах и журналах. В Москве, куда он ездил по делам отца, поэт познакомился с великим  русским критиком Белинским и со многими известными писателями. Кольцов, который обычно трудно сходился с людьми,  всем сердцем привязался к Белинскому, о котором говорил: “Я обязан ему всем: он меня поставил на настоящую  дорогу”. [Слайд 3] 3­й учащийся – “биограф”: “В 1835 году вышла первая книга Кольцова, в следующем году он был в Петербурге,  познакомился с Пушкиным, читал ему свои новые стихи. Горе Кольцова было безгранично, когда в Воронеж пришло известие о смерти Пушкина. Алексей Васильевич посвятил  Пушкину одно из лучших своих стихотворений – “Лес”. Жить в Воронеже Кольцову было очень тяжело. Родные не понимали его. Отец считал, что надо “дело делать” – торговать, а  не стихи писать, которые никаких доходов не приносят. Кольцов хотел уйти из дому, бросить торговлю, зажить по­новому. Но тяжелая болезнь и ранняя смерть помешали осуществиться его мечтам”. Учитель: Спасибо нашим “биографам” за сообщения. Есть ли какая­нибудь дополнительная информация у представителей  других рабочих групп? III. Выступление группы “краеведов”. 1­й учащийся – “краевед”: “В 1830 году Кольцов сближается с Андреем Серебрянским, сыном сельского священника,  студентом Воронежской семинарии, поэтом, талантливым исполнителем своих и чужих стихов. Серебрянский относится к  другу серьезно, помогает ему словом и делом. Он же прививает Кольцову вкус к самообразованию, знакомит с профессорами  семинарии”.2­й учащийся – “краевед”: “Я бы хотел к выступлениям “биографов” добавить вот что: однажды Кольцов познакомился с  сыном богатого воронежского помещика Станкевичем, который прочитал стихотворения начинающего поэта, одобрил их. А в  1835 году издал за свой счет маленькую книжечку из 18 стихотворений Кольцова, которая доставила Алексею Васильевичу  большую известность в литературном мире”. 3­й учащийся – “краевед”: “Летом 1837 года Кольцова навещает в Воронеже Жуковский. Этот визит возвышает поэта в  глазах отца, который к литературным трудам сына относится прохладно, однако ценит связи с высокопоставленными людьми,  рекомендуя использовать их для продвижения торговых предприятий и успешного решения судебных дел”. IV. Выступление “искусствоведа” [Слайд 4] 1­й учащийся – “искусствовед”: “Как вы поняли из предшествующих выступлений, Кольцов был очень скромным человеком. Он был вхож в литературный круг. В Петербурге познакомился с князем Одоевским, с Пушкиным, Жуковским и князем  Вяземским, Плетневым, был хорошо ими принят. Обратимся к рисунку П.Бореля “Литературный вечер у П.А.Плетнева” (Плетнев – поэт и критик). Художник очень точно  схватил положение Кольцова в плетневской гостиной. Его неловкая фигура (на втором плане) в какой­то просительной позе.  Поэт как будто боится выделиться. По свидетельствам современников, художникам не удавалось передать тонкого и умного  выражения глаз Кольцова. Но писатели, в том числе и Тургенев, свидетельствовали: “Одетый в длиннополый двубортный  сюртук, короткий жилет с голубой бисерной часовой цепочкой и шейный платочек с бантом, он сидел в уголку, скромно  подобрав ноги, и изредка покашливал, торопливо поднося руку к губам. Человек этот поглядывал кругом не без  застенчивости, прислушивался внимательно; в глазах его светился ум необыкновенный, но лицо его было самое простое,  русское – вроде тех лиц, которые часто встречаются у образованных самоучек из дворовых мещан… эти лица почти всегда  носят отпечаток робкой мягкости и грустного раздумия”. А Кольцов думал и говорил: “У этих людей есть чему поучиться”. 2­й учащийся – “искусствовед”: [Слайды 5, 6] “О жизни замечательного русского поэта Алексея Кольцова, о 30­х годах XIX века рассказывают художественные фильмы  “На заре туманной юности” и “Песнь о Кольцове”, посмотреть которые и обсудить нам предстоит в старших классах. А еще я хотел бы отметить, что к  песням Кольцова обращались многие композиторы, сочинившие свыше семисот  музыкальных произведений. Среди этих композиторов М. И. Глинка, А. А. Алябьев, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргскии,  Н. А. Римский­Корсаков, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов”. Учащийся – “краевед”: [Слайды 7, 8, 9] “А.В. Кольцов – визитная карточка Воронежа, в котором есть Кольцовская улица, драматический театр им. А.В. Кольцова,  гимназия им. А.В. Кольцова, установлено два памятника Кольцову (один в Кольцовском сквере, другой – на Советской  площади). Сохранилась могила Кольцова в литературном некрополе (на пересечении улиц Моисеева и 20летия Октября).  Даже в быту мы используем имя нашего поэта. Есть кафе “Кольцовское” и конфеты “Песни Кольцова”. V. Выступление группы “актеры”: Инсценировка диалога из книги Н.Н.Скатова “Кольцов”. VI. Беседа с классом, выступление учащихся – “историков” и “литературоведов”. Учитель: – Итак, наше сегодняшнее открытие – Алексей Васильевич Кольцов. – Назовите факты биографии поэта, которые вас больше всего поразили. – Каким предстает перед нами Кольцов в диалоге с Аскоченским? – Почему Аскоченский сравнивает Кольцова с Ломоносовым? – Что такое эпоха? 1­й ученик­“лингвист”: “Читаю в словаре Ожегова: эпоха – длительный период времени, выделяемый по каким­нибудь  характерным явлениям, событиям. Например, эпоха феодализма, эпоха Кольцова”. Учитель: Какой вы представляете эпоху Кольцова по рассказам “биографов”, выступлению “артистов”? А теперь краткая  историческая справка от наших “историков”. Ученик – “историк”: “Эпоху, в которую Кольцов созревал, как гражданин и художник, принято именовать безвременьем. Это был мрачный период русской истории. Император Николай, воцарившийся с помощью пушек (восставших декабристов  расстреливали в упор картечью), создал в стране атмосферу полицейского произвола. Те, кто выражал недовольство  николаевскому режиму, ссылались в Сибирь или попадали в крепости­тюрьмы. Скрытый общественный протест неслилитературные кружки, объединения. Поэты и писатели понимали: мысль свободна, на нее нельзя наложить запрет. Кольцов  понимал свое предназначение, говоря “Пишу… Для памяти минувших дней” (обращение учащихся к эпиграфу урока)”. 1­й ученик – “литературовед”: “Кольцов открыл отечественной литературе ее настоящего героя – скромного мужичка, на  плечах которого держалась вся Россия. Крепостные крестьяне показаны Кольцовым не как холопы, а как индивидуальности.  Русские люди, говорит своими стихами Кольцов, – это люди широкой, вольной натуры. Трудиться – так до мозолей на ладонях и ломоты в костях, биться с врагом – так до победы или погибели, а любить – так до гробовой доски!” 2­й ученик – “литературовед”: “Кольцов вырос в среде, близкой к простому люду, поэтому усвоил привычки, обычаи и даже  суеверия, свойственные крестьянам. Критик Белинский писал: “В его песни смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и  всклокоченные бороды, и старые онучи, и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии”. VII. Чтение учителем стихотворения “Песня пахаря”, или прослушивание записи из фонохрестоматии (учащиеся следят  по тексту), или прослушивание романса на музыку Бороздина “Песня пахаря”. [Слайд 10] Учитель: – Сейчас, ребята, мы попытаемся вместе с пахарем выйти в поле и разделить вместе с ним его путь, трудный,  тяжелый. Но давайте постараемся быть при этом не праздными, а сосредоточенными, умелыми наблюдателями. Как и  кольцовский землепашец, мы будем бережно и внимательно постигать глубокий смысл слов поэта. VIII. Анализ “Песни пахаря” Учитель: – Вас удивило стихотворение Кольцова? Чем? [Слайд 11] 1­й ученик – “фольклорист”: Труд человека, работающего на земле, безусловно, тяжел, и не случайно время уборки урожая  называется страда: страдает отдающий все силы земле крестьянин, страдает и сама земля­кормилица, у которой просили  прощения за причиненную ей боль работающие на ней, обращаясь к Матери­земле с такими словами: Ты прости меня, земля­матушка, Что рвала я твою грудушку Сохой острою, разрывчатой… Не урядливым гребешком чесывала, Рвала грудушку боронушкой, Со железными зубьями ржавыми. Учитель:  Как Кольцов поведал о том, что пахарю действительно тяжело и трудно? Возврат к [Слайду 10] Учащиеся – “читатели” отмечают неоднократное обращение к лошади: “Ну! Тащися, сивка!” Именно “тащися”, так как путь  долог и труден. Видимо, доброму товарищу и помощнику хлебопашца очень тяжело, ведь он часто останавливается, чтобы  передохнуть. Важная деталь: просьба к коню звучит не через равные промежутки времени (не в начале каждой строфы, например, и каждой  второй). Это говорит о том, что поле распахивается с большими усилиями. Возможно, попадаются наиболее легкие для  пахоты участки и такие, для вспахивания которых требуются большие усилия. А однажды сивке и его хозяину было так  тяжело, что пахарю даже пришлось прервать свою речь повторной просьбой: Выйдет в поле травка –  Ну! Тащися, сивка! Выйдет в поле травка –  Вырастет и колос… Учитель: Каковы отношения крестьянина и того, кто разделяет вместе с земледельцем его труд, к кому обращены ласковые и  тихие слова, чье прозвище так просто – сивка? Ученики – “читатели”: “Обращение пахаря к сивке – не приказ, не грубое понукание. Это ласковая просьба, произносимая с  пониманием того, как ему трудно: с сочувствием, с состраданием к животному, которое безропотно и кротко служит  человеку. Мы видим обилие слов с уменьшительно­ласкательными суффиксами: не заря, а зорька, не солнце, а солнышко,  пашенька, зернышко, травка”. 2­й ученик­“фольклорист”: После окончания работы пахарь обещает коню накормить его досыта, напоить “водою, водой  ключевой” – чистая ключевая вода (вода – стихия живоносная, чистая) придаст ему бодрости и возвратит ему утраченные  силы. Но это не просто “расчет” по окончании работы, всегда неукоснительно соблюдалось правило: как бы ни был голоден  сам, в первую очередь накорми коня. Сивка для пахаря – не “орудие труда”, которое хороший хозяин всегда содержит в  порядке. Нет:Я сам­друг с тобою, Слуга и хозяин. “Слуга”, а потом уж “хозяин”. Без коня невозможна жизнь крестьянского семейства, поэтому его необходимо беречь, жалеть,  о нем нужно заботиться и за него нужно отвечать. “Служить” коню – это значит убирать за ним, кормить, мудро им  распоряжаться. А с другом можно сердечно говорить и вместе совершать ответственное дело: Выбелим железо О сырую землю… Зернышку сготовим Колыбель святую. Учитель: – Как вы понимаете слова “Выбелим железо о сырую землю”? 3­й ученик – “фольклорист”: “Белый цвет – цвет, содержащий сияние божественной чистоты. Можно подумать, что земля  может испачкать железо плуга, и при плохом уходе оно заржавеет. В книге Апполона Коринфского “Народная Русь” есть  глава “Мать Сыра Земля”, в которой я прочла, что земля в представлении наших предков “настолько чиста и свята, что не  держит в себе ничего нечистого” Железо не оскверняется в земле, а, наоборот, выбеливается. А “зернышко”, бережно  положенное в святую колыбель” Матери­земли, будет ею взращено, вскормлено и возвращено тому, кто “сготовил” эту  колыбель, “спелым колосом” обильного урожая. Учитель: Почему в стихах Кольцова мы не слышим привычных рифм? – Почему же оно так напевно? – “Песня пахаря”: оправдано ли это заглавие? – Как стихотворение становится песней? (Стихотворение­песня – излюбленная форма крестьянской поэзии. Своеобразие ее  поэтики: обращения, лексические и звуковые повторы, метафоры, мелодичность). – Что услышали и увидели в ней? (Светлая печаль, радостное мировосприятие) – Почему грусть все­таки отступает? Ученик – “читатель”: Готовясь к изнурительной работе, пахарь “весело” ладит соху и борону, “весело” глядит “на гумно, на  скирды”, на сердце пахаря “весело”). Ученики – “читатели”: “Ну! Тащися, сивка! – звучат первые слова пахаря, обращенные к своему помощнику, и перед нами  открывается восхитительная картина утра, радостно встречающего вышедших в поле: Красавица зорька В небе загорелась. Из большого леса  Солнышко выходит. Рано утром, когда вновь народившееся чистое, по­детски невинное солнце выходит в мир и стихии света и тепла набирают  силу, начинается работа хлебопашца. По народным поверьям, дело, начатое на восходе солнца, обязательно должно  увенчаться успехом. Вспомним народную мудрость: “Кто рано встает, тому Бог подает”. Пахарь выходит в поле еще до  первых лучей солнца. Создается впечатление, будто солнце, завидев пахаря, выходит ему навстречу. Таким образом, трудной  работе хлебопашца придается торжественный смысл. Учитель: Каким видит свое назначение пахарь? Ученик­“читатель”: – О своем труде он говорит скромно, а ведь ему он посвящает всю свою жизнь:“Зернышку сготовим  колыбель святую”. Зернышко “вспоит” Мать­земля. Она – кормилица, ее роль представляется пахарю более важной, чем своя. Ученик – “искусствовед”: “Сопоставляя стихотворение Кольцова “Песня пахаря” и картину Рериха “Микула Селянинович”,  я понял, что эти два произведения объединяет радость труда на Матушке­земле пахаря и былинного богатыря. Посмотрите,  как художник изобразил сильного, могучего богатыря. Он появляется из глубины картины. Богатырь словно вырастает из­под  земли позади лошади и плуга, он будто неотъемлемая часть самой земли. Ветер треплет густые пряди русых кудрей добра  молодца. Это настоящая поэма в красках, посвящённая легендарному русскому прошлому, воспевающая трудолюбие, силу и  мощь пахаря. (Сам Рерих первоначально называл картину “Великий Пахарь – Микула Селянинович”). Учитель: Как входит в “Песню пахаря” иное настроение? Ученик – “читатель”: – Особое настроение входит вместе с молитвой пахаря. Хлебопашец понимает, что на все воля Божья.  Он просит: “Уроди мне, Боже, хлеб – мое богатство”.Ученик – “историк”: “1839 год принес земледельцам много бед – сушь, жара, ни единого дождя. Для Кольцова этот год тоже  был “неурожайным”. В письме к Белинскому он прямо связывает одно с другим: нет настроения сочинять, когда “поля,  горелые степи наводят на душу уныние и печаль”. Это пример нравственной близости поэта к народу”. Учитель: [Слайд 12] “Я обращаюсь к группе “фольклористов”: назовите запомнившиеся вам из книги “Народная Русь”, с которой вы работали  самостоятельно, пословицы, поговорки, предания, относящиеся к жизни и труду пахаря. Согласны ли вы с тем, что эти  народные “жемчужины” характеризуют быт, нравы, обычаи простых людей и эпохи Кольцова”? 4­й ученик­“фольклорист”: “Я поняла, что люди должны относиться к Матери Сырой Земле не потребительски, а  почтительно, с любовью. Хлеборобы русских деревень говорили: “От земли взят, землей кормлюсь, в землю пойду!”,  “Поклонись матушке­землице, наградит тебя сторицей!”, “Корми – как земля кормит; учи – как земля учит; люби – как земля  любит”. 5­й ученик – “фольклорист”: “Меня привлекли народные приметы, связанные с конем, ведь человек с ним бок о бок провел многовековую жизнь. От старых людей я слышала: “Ржет конь – к добру, ногою топает – к дороге, закидывает лошадь голову – к долгому ненастью. Конский  череп страшен для темной силы – нечисти. Оттого до сих пор в некоторых деревнях можно видеть черепа лошадей, воткнутые  на частокол вокруг дворов”. Друг­слуга пахаря­народа, конь­пахарь остается верным ему даже т после своей смерти”. 1­й ученик – “фольклорист”: [Слайд 13] “В русском народе от мала до велика знают, что Господь повелел от земли кормиться: “Земля мать подает клад”, “Какова  земля, таков и хлеб”, “Чего на землю не падет, того земля не подымет”. А как вам загадки о хлебе: “Что без кореньев растет,  без костей встает”, “Лежит бугор между гор, пришел Егор, унес бугор (хлеб в печи)”? Таким образом, фольклор нам помогает  представить отношение к земле, коню и хлебу оратая былинных времен, пахаря времен Кольцова и современного  земледельца”. Учитель: – Как вы прочитаете “Песню пахаря”? IX. Итог урока. Чтение наизусть учащимся или учителем стихотворения (или отрывка со слов “Сегодня  полтораста песен…” Анатолия Бабенко. [Слайд 14] X. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть и ответить на вопрос: “Какое значение придается в  стихотворении А.В.Кольцова труду землепашца”?

Посмотрите также