Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
ОБЗР
8 кл
24.10.2018
Данный урок предназначен для преподавания курса ОБЖ в 8 классе. Разработан в соответствии с требованиями ФГООС ОО. Направлен на формирование познавательных навыков учащихся 8 класса. Урок может быть использован в образовательном учреждении любого типа. Поможет учителю доступно объяснить материал на уроке.Данный урок предназначен для преподавания курса ОБЖ в 8 классе. Разработан в соответствии с требованиями ФГООС ОО.
урок ОБЖ в 8 классе.docx
Предмет
Дата
проведения
Класс
Учитель
Тема урока,
№ урока
Тип урока
Цель урока
Задачи
урока
Технологическая карта урока по ОБЖ
ОБЖ
декабрь
8
Ленков Святослав Викторович
Урок 13, «Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия»
Комбинированный
познакомить учащихся с основными причинами аварий на радиационно опасных объектах и их последствиями, действием радиации
на организм человека
Обучающие
Познакомить учащихся с понятиями «радиационно опасный объект», «ионизирующее излучение»,
Развивающие
«радиоактивное загрязнение окружающей среды», дать общее представление о последствиях аварий на
радиационно опасных объектах и о влиянии ионизирующего излучения на организм человека.
способствовать развитию у обучающихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;
развивать логическое мышление, творческие способности у школьников; развивать коммуникативные
способности через составление монолога и диалога; развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю,
от того, чего не знаю) и самооценку
Воспитывающие воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между
людьми;
воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения;
продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке,
Предметные
Планируем
ые
результаты
умений самостоятельно добывать знания.
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного
поведения при ЧС;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на
основе информации, получаемой из различных источников;
Метапредметные познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии
1 регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности
владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности,
собственные возможности её решения
коммуникативные УУД:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как
к индивидуальной и общественной ценности
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при радиационной аварии
Личностные
Радиационно опасный объект, радиоактивность, АЭС, радиационная авария, лучевая болезнь, ионизирующее излучение, зиверт,
рентген
Физика – «Радиоактивность», «Ионизирующие излучения»
Биология – «Влияние естественной радиации на рост растений», «Влияние радиации на организм человека»
ТСО (компьютер, телевизор, проектор), презентация, видеофрагменты, учебники, раздаточный материал.
составление плана текста; заполнение таблицы по прочитанному материалу; составление логической схемы прочитанного;
конспектирование.
Основные
термины и
понятия
Межпредме
тные связи
Ресурсы
урока:
Методы
обучения
Приемы
работы
Технологии Информационнокоммуникационная технология; обучение в сотрудничестве;
Формы
работы
Объяснение, рассказ, дискуссия, чтение, конспектирование, иллюстрация
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Работа в группах
2 План урока
этапы урока задача этапа
I. Организационный
момент(мотивация к учебной
деятельности)
Задача этапа: Настроить
обучающихся на работу.
Создать перед уроком
атмосферу комфорта и
доброжелательности
II. Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности
Задача этапа: Проверка
знаний обучающихся по
пройденной теме
III. Мотивация (создание
проблемной ситуации)
IV. Выявление причин
затруднения и постановка
цели урока,
(целеполагание). Задача
деятельность учителя
Приветствие. Приём отчёта дежурного. Психологический настрой
обучающихся на работу.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Прошу вас не
обращать на это внимания, не волноваться и настроиться на
плодотворную работу. Я уверен, что сегодня вы хорошо покажите все
свои знания и умения.
деятельность
обучающихся
Приветствуют учителя. Отчёт дежурного.
Закрепление пройденного материала
Задание 1. (фронтальный опрос)
На бланках написать классификацию ЧС техногенного характера
Задание 2. Составьте из слов паззлов определения:
1. Авария
2. Катастрофа
3. Чрезвычайная ситуация ТХ
Ребята, кто может из вас сказать, что связывают эти две даты? (11
марта 2011 и 26 апреля 1986)
Эти две фотографии?
Эти два города?
Слайд 1.
Ребята, сегодня на нашем уроке будут присутствовать эксперты из
разных областей наук: физики, биологии, медицины, биологии. Но
для начала нам необходимо определить тему и цель урока.
Целеполагание:
3
Заполняют предложенный бланк задания
Проводят взаимопроверку согласно
эталона на слайде, оценивают выполненное
задание, выставляют оценку и ставят свою
фамилию
3 ученика на парте составляют правильно
определение и затем прикрепляют на доске
магнитами
Рассуждают, дают свои
сформулированные ответы Отвечают на вопросы учителя, рассуждают
и приводят примеры.
Рассуждают, дают свои сформулированные
ответы
Определяют тему урока.
Рассуждают, дают свои сформулированные
ответы
Рассуждают, дают свои сформулированные
ответы
Объект
авария
радиационно опасный
последствия
Если самостоятельно тему урока поставить трудно, то:
Слайд 3. Составьте предложение, из набора слов, определяющее
тему нашего урока:
1.
2.
3.
4.
5. возможные
Слайд 4
Тема урока: «Аварии на радиационно опасных объектах и их
возможные последствия»
Слайд 5.
Ребята, что это такое?
Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только
приборами. Не безобидна (Радиация)
Слайд 6.
Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, изучить? Какая будет
цель нашего урока?
Цель:
1.Познакомиться с радиационно опасными объектами;
2.Что такое радиационная авария;
3. Как действует радиация на организм человека.
Объяснение нового материала
этапа: Подвести
обучающихся к
самостоятельному
определению темы урока.
Посмотрите на фотографии изображенные на слайде. Все эти
фотографии подобраны со смыслом.
Слайд 2.
Ребята, давайте определим тему и цель нашего урока.
V. Основной этап
«Открытие нового
знания» (Изучение новой
Ребята, как вы думаете, радиация всегда была или нет?
Рассуждают, дают ответы
4 темы)
Задача этапа: Поиск новых
знаний обучающимися,
путём рассуждений, анализа
и сопоставления
Ребята, как вы думаете, как давно появились на планете радиационно
опасные объекты?
А для чего они используются?
Какое физическое явление лежит в основе работы этих объектов?
Как давно оно было открыто?
Для этого мы пригласим эксперта в области ИСТОРИИ, который
нам расскажет об истории этого явления (радиоактивность)
Слайд 810.
8 слайд. Вильгельм Конрад Рентген
(Он сделал трубку специальной конструкции — антикатод был
плоским, что обеспечивало интенсивный поток икслучей. Благодаря
этой трубке (она впоследствии будет названа рентгеновской) он
изучил и описал основные свойства ранее неизвестного излучения,
которое получило название — рентгеновское.)
9 слайд. Антуан Анри Беккерель
(В 1896 году Беккерель случайно открыл радиоактивность во время
работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. Исследуя
работу Рентгена, он завернул флюоресцирующий материал — уронил
сульфат калия в непрозрачный материал вместе с фотопластинками, с
тем, чтобы приготовиться к эксперименту, требующему яркого
солнечного света. Однако ещё до осуществления эксперимента
Беккерель обнаружил, что фотопластинки были полностью засвечены.
Это открытие побудило Беккереля к исследованию спонтанного
испускания ядерного излучения)
10 слайд. Пьер и Мария Кюри
5
Рассуждают, отвечают на вопросы
Выступает эксперт из учеников, который
заранее приготовился
Слушают выступающего а затем обсуждают
Слушают, задают вопросы, делают пометки
в тетради VI. Самостоятельное
выполнение учащимися
задания под контролем
учителя (Практическая
работа)
(Супруги Кюри обнаружили, что выделенная ими фракция светится.
Спектральный анализ показал, что в спектре присутствуют линии
излучения неизвестного до тех пор элемента, который был назван
супругами радием. Им удалось выделить одну сотую грамма нового
вещества. В том же 1898 году был открыт полоний — элемент,
названный в честь Польши, родины Марии Кюри)
Для того чтобы ответить на следующие вопросы, мы разделимся на 4
группы. Каждая группа получает свое задание, готовится, отвечает
на поставленный вопрос, затем защищает свой вопрос.
Задание 1. Виды РОО (Приложение 1)
Задание 2. Список АЭС России (Приложение 2)
Задание 3. Группы чувствительности органов к радиации
(Приложение 3)
Задание 4. Степени лучевой болезни (Приложение 4)
Физкультминутка «Давайте разомнёмся» (ЧЕРЕЗ 20 минут после
начала урока)
Встают изза парт и выполняют под
музыкальный видеоролик разминку для
глаз, рук, ног, шеи и головы.
Слайд 11.
Ребята, а что такое РОО?
Слайд 12.
Какие объекты относятся к РОО? Это нам расскажет группа 1,
которая готовилась по данному вопросу
Ребята, а какие объекты из перечисленных выше являются
потенциально опасными? (АЭС)
Слайд 1314.
А какие АЭС есть в России?
Чтобы ответить на данный вопрос , перед нами выступит группа 2.
Записывают определение в тетради
Выступает группа 1
Кратко записывают виды РОО в тетради
Отвечают на вопросы
Отвечает 2 группа
6 Записывают в тетради
Все АЭС можно разделить на действующие, строящиеся,
проектируемые, закрытые, отмененные
В России 10 действующих АЭС
1. Балаковская
2. Белоярская
3. Билибинская
4. Волгодонская
5. Калининская
6. Кольская
7. Курская
8. Ленинградская
9. Нововоронежская
10. Смоленская
Все АЭС в РФ в основном сосредоточены в европейской части. В зоне
возможной опасности проживает 40 млн. человек. Но есть такое
понятие, как роза ветров. Тогда возможное поражение увеличивается
в разы
Слайд 15.
А что такое радиационная авария?
Слайд 16.
Как вы думаете, какие существуют 3 основных типа аварий на РОО?
Для этого вспомним аварии на Чернобыльской АЭС и на Фукусима1.
1. Человеческий фактор
2. Внешние события (чрезвычайные ситуации)
3. Отказ оборудования
Слайд 1718.
Что же такого опасного в радиации, которую не видно, не слышно, не
почувствовать, не потрогать?
Для этого перед нами выступит эксперт из области ФИЗИКИ,
который нам расскажет об ионизирующих излучениях.
7
Записывают определение
Рассуждают, дают свои сформулированные
ответы
Рассуждают, дают свои сформулированные
ответы
Слушают
Записывают виды излучений
Смотрят видео, обсуждают Чем же опасно гамма излучение для человека?
(Просмотр видео 2 с 1.20 до 2.40)
Ребята, а вы знаете, что радиация по разному воздействует на
организм человека. Существуют так называемые Группы
критических органов.
О них нам расскажет группа 3, которая готовилась по данному
вопросу.
Слайд 1920
Ребята, мы много говорили про радиацию. А кто знает, в каких
единицах она измеряется?
Для это перед нами выступит эсперт из области ФИЗИКИ
Слайд 21.
(Доза излучения (Р) – количество энергии ионизирующего
излучения, поглощаемое 1 граммом вещества. Измеряется
в Рентгенах (Р)
Поглощенная доза – количество энергии поглощенное
единицей массы вещества. Измеряется в Греях (Гр). 1 Грэй
= 100 рад
Эквивалентная (биологическая) доза количество энергии
поглощенное единицей массы биологической ткани.
Измеряется в Зивертах (Зв). 1 Зв = 100 бэр)
Ребята, как вы думаете, к каким последствиям может привести
облучение человека ионизирующим излучением? Правильно, к
заболеванию. А к какому заболеванию? (Лучевая болезнь)
Чтобы ответить на данный вопрос, перед нами выступит группа 4.
Слайд 22.
Если мы с вами говорили об облучении человека, то как вы думаете,
8
Выступает 3 группа.
Записывают в тетради группы
Рассуждают, дают свои сформулированные
ответы
Отвечает группа 4
Записать в тетради кратко
Рассуждают, дают свои сформулированные
ответы каким оно может быть? (Внешним и внутренним)
Слайд 2326
Ребята, а вы знаете, что естественная радиация оказывает влияние на
жизнь на Земле? Чтобы понять, каким образом, на расскажет эксперт
из области биологии
Ребята, как вы думаете, какими особенностями обладают
радиоактивные вещества?
Слайд 27.
(нет запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних
признаков;
они способны вызывать поражение не только при
соприкосновении, но и на расстоянии от источника
загрязнения;
радиоактивные вещества не могут быть уничтожены
химическим или другим способом. )
9
Рассуждают, дают свои сформулированные
ответы VII. Закрепление
Задача этапа:
Активизировать вербальную
память
VIII. Рефлексия и
оценивание. Задача этапа:
выявить насколько
обучающиеся были
заинтересованы на уроке.
Комментирование и
выставление оценок
VIII. Домашнее задание
Слайд 28.
Нормы радиационной безопасности
1. Кто открыл явление радиоактивности
2. Какие виды излучения вы теперь знаете?
3. Какое из них самое опасное?
4. В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б)
облучения?
5. Радон – это искусственный или естественный источник
излучения?
6. Кто больше облучается: а) живущие на равнине, б)
живущие в горах?
7. Назовите потенциально опасный радиационный объект
Какая была цель урока?
(1. Познакомиться с радиационно опасными объектами;
2. Узнать, что такое радиационная авария;
3. Как действует радиация на организм человека.)
Смогли мы ее достичь?
Что нового вы узнали на уроке?
Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?
Организует самооценку, обучающихся.
(Можно и другой вариант) Обучающимся предлагается, выбрать один
из трех предложенных цветных бумажных кругов, выйти к доске и
закрепить его на соответствующей секции изображенного светофора.
Зеленый – я был активен на уроке и отлично усвоил материал.
Желтый – я старался быть активным на уроке и хорошо усвоил
учебный материал.
Красный – я был пассивен на уроке и плохо усвоил учебный
материал.
Слайд 30
§ 4.2, чтение, учим определения
10
Обучающиеся формулируют свои ответы
Сравнивают цель урока и достигнутые
результаты.
Делают вывод, какой учебный вопрос они
хорошо усвоили, а какой плохо.
Оценивают свою деятельность на уроке
Оценивают урок. Дают устную
характеристику наиболее понравившимся
этапам урока.
Оценивают свою работу на уроке путем
выхода к доске и размещения одного из
выбранных цветных жетонов (кругов) на
соответствующих цвету секциях светофора
Записывают домашнее задание. Задача этапа: Продолжить
закрепление полученных
знаний во внеурочное время
Творческое задание: составьте кроссворд с ключевым словом:
РАДИАЦИЯ
11
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.