Авет Тертерян – путь от средневековой монодии к сонорике на примере Первой симфонии.
Автор:Магистрантка 1 курса Акопян Анаит,
Кафедра композиции и инструментовки
Государственной Консерватории Узбекистана
Аннотация
В данной статье автор освещает некоторые стилистические особенности творчества одного из ярких симфонистов второй половины XX века А.Тертеряна. Затронуты вопросы использования народной мелодии и её непосредственной связи с традиционным армянским жанром «Шарахан» в симфоническом творчестве композитора.
Ключевые слова
Шаракан, атональная музыка, сонорика, традиции армянской музыки,монодия, взаимодействие.
Музыкальное искусство, как любой вид искусства,на протяжении всей своей истории, непрерывно развивалось. В конце XX века в академической музыке произошли колоссальные изменения. Этот период характеризуется огромным разнообразием музыкальных стилей, новых композиторских техник сочинения музыки. К этому времени происходит исчерпывание средств тональности: длинные темы, перенасыщение гармонии уходят в прошлое и создание музыки по прежним канонам становится неактуально. На смену устоявшимся тенденциям приходят новые, свежие идеи в воплощении музыкальных образов.Музыка, в большинстве своём, становится атональной. Этому во многом способствовало появление новых композиторских техник письма, таких как додекафония, алеаторика, минимализм, сонорика, микрополифония и другие. В эту эпоху перемен жил и творил крупнейший армянский симфонист XX века – Авет Тертерян (1929-1994).
Композитору удалось синтезировать современную технику композиторского письма с истоками армянской (духовной) музыки.«Тертеряновский» стиль невозможно сравнить ни с чем иным, это самостоятельное направление в искусстве ХХ века. В своём творческом самосознании композитор отходит от общебытового национального фольклора, уверенно делая шаг в сторону самого глубокого духовного пласта армянской музыки - мелоса древней армянской церкви, по времени, относящемуся к ранним христианским песнопениям, а может быть, и даже более глубинным слоям самого мироздания, где одинокий звук, воспроизведенный национальным инструментом, бережно охраняется и становится тематическим «зерном» его симфонических произведений.
Одним из ведущих жанров Армянской духовной музыки был «Шаракан[1]». Слово «Шаракан» происходит от армянского слова «шарк», которое переводится как «ряд».«Шаракан» - общее название армянских оригинальных духовных песен, официально принятых и канонизированных церковью. Шараканы создавались в эпоху раннего средневековья (до 10 в.). Произведения раннего средневековья были переработаны в 12-14 вв. Тексты, были написанные либо свободными стихами без рифмы (гл. обр. в раннем средневековье), либо размеренными стихами с применением рифмы (преимущественно в период зрелого феодализма), делятся на строфы. Шаракан, обычно состоит из трёх строф, музыка в них подчиняется принципу строфичности.Мелодическая линия «Шараканов», как и вся Армянская музыка, основывается на обширной системе диатонических ладов. Для музыки Армении характерен монодийный склад. Однако духовная музыка и «Шаракан» в частности - вид многоголосья (восьмиголосье). Среди диатонических ладов широкое распространение получили дваджды гармонические лады мажорного или минорного наклонения, миксолидийский лад. Особенность характера и темпа исполнения «шараканов» (так называемый тип шаракана) определяется в начале песнопения:
- Цанр (ծանր) – в переводе с арм. означает «тяжелый»- исполнение шаракана в медленном темпе и почтенном произношении каждой фразы.
- Миджак (միջակ) – в переводе с арм. означает «средний». Шараканы этого типа исполняются в среднем темпе и имеют преимущественно невматическую ритмоструктуру.
- Чапавор (չապաւոր) – в переводе с арм. означает «умеренный». Шараканы типа чапавор исполняются в умеренном темпе, идентичном шагу.Чапавор должны исполняться в манере, близкой к речитации.
- Гордор (յորդոր) - «уговоры», «предсказания». В шараканах Гордор несколько сдвинут темп по сравнению с другими типами.
В большинстве случаев темпо-характер шараканов остается неизменным на протяжении всего произведения.
Уникальность шараканов заключается в феноменальном единстве сакрального и этнического. Несмотря на то, что в различных религиозных традициях мира церковная музыка подвергалась влияниям народной, в армянской традиции этнические элементы чрезвычайно ярко выражены. Хотя шараканы написаны на библейские сюжеты, их музыка имеет вполне этническое происхождение. Ее этничность проявляется и на уровне создания мелодики, ритмики, а также в принципе строения формы. Так, шараканы, которые являются составляющими канонов дня, состоят из запева — сксвацка (Սկսուածք), который исполняется сольно на основе мелодии ряда песнопения гласа. Следом за ним исполняются туны (строфы) шаракана, которые поются хором (либо многоголосо, либо в унисон). Корень такой организации хоровой ткани произведения находится в народной музыкальной традиции. Этнические влияния заметны также и в манере исполнения шараканов, они должны звучать легко, непринужденно, так, словно исполнитель его лишь напевает.Такое сочетание сакрального и этнического начала в шараканах вызвано, вероятно, их длительным существованием в устной традиции. Со времени создания шараканов их текст оставался неизменным, а мелодия часто существовала во многих вариантах, что является еще одним признаком фольклора (многовариантность). Нотация шараканов приближается к традициям записи этнической музыки. Это проявляется в особенностях записи тактовых черт (такие отсутствуют в записи гласов), которые выставляются по текстовой строфе и по совпадению текстовой строфы с музыкальной. Кроме того, подавляющее большинство шараканов не содержит знаков при ключе. Они выставляются в музыкальном тексте по необходимости, ведь часто в мелодике присутствуют переменные, вариантные тоны, фиксация которых при ключе невозможна. Сочетание фольклорных, авторских и религиозных черт дает основание рассматривать шараканы как действительно уникальный музыкально-поэтический жанр армянской церкви.
Глубокое национальное начало творчества А.Тертеряна, заложено уже в Первой Симфонии. Тема главной тема главной партии – это исконно, подлинная армянская тема: цитата одного из первых христианских псалмов. На это указывает ряд особенностей, характерных для «шаракана»:
Вэтой симфонии Авет Тертерян сумел объединить самые различные техники композиторского мастерства с народной мелодией; тембры классических инструментов с бас- гитарой и органом. В третьей части можно услышать даже джазовые ритмы. Несмотря на кажущуюся контрастность всего со всем – симфония целостна и монолитна. Она весьма своеобразна и определила авторский почерк композитора.
Список использованной литературы:
1.Тертерян Р. Беседы с Аветом Тертеряном — Москва 2015
2. В. Холопова "Формы музыкальных произведений" 3ч.
3. Е.Вайнберг "Композиторские техники XX - XXI века" лекция
4. https://dic.academic.ru
Скачано с www.znanio.ru
[1] «Шаракан» – армянское церковное песнопение.
https://dic.academic.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.