Августовские события 1991 года в СССР и БССР. Провозглашение Республики Беларусь. Распад СССР и образование СНГ
Оценка 4.7

Августовские события 1991 года в СССР и БССР. Провозглашение Республики Беларусь. Распад СССР и образование СНГ

Оценка 4.7
docx
14.02.2023
Августовские события 1991 года в СССР и БССР. Провозглашение Республики Беларусь. Распад СССР и образование СНГ
Статья_Августовские события 1991 года в СССР и БССР.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья на тему:

 «Августовские события 1991 года в СССР и БССР.

Провозглашение Республики Беларусь. Распад СССР и образование СНГ»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Пекарская Светлана Николаевна,

заместитель директора по учебной работе ГУО “Городиловская средняя школа Молодечненского района”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ….………………………………………………………

6

1. Августовские события 1991 года в СССР и БССР ………………………

6

2. Распад СССР и образование СНГ ……………...…………………………

11

3. Провозглашение Республики Беларусь …………………………..………

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

24

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….......

26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Фото-факты августовских событий 1991 года.………..

27

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Провозглашение независимости республиками СССР...

31

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Ельцин и Горбачев: два политика перестройки….……..

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

“В жизни каждого народа есть судьбоносные даты, которые становятся точкой отсчета нового этапа истории. Они вызывают наивысший духовный подъем и единение граждан страны”

А.Г.Лукашенко

Дезинтеграционные процессы начались в Советском Союзе уже в середине 1980-х гг. В этот период в условиях ослабления идеологического диктата и всевластия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется немало этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (например, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским руководством, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились отношения между титульными нациями и русскими. Руководство Советского Союза попыталось взять националистические движения под контроль, поощряя «рост национального самосознания всех наций». Но, как оказалось, у руководства страны не было программы решения национальных проблем, умения своевременно и эффективно реагировать на обострение этнических конфликтов. В результате вооруженные столкновения переросли в межнациональные войны. Попытки решить проблему национализма с помощью войск не привели к положительным результатам, а еще больше подтолкнули национальные движения к борьбе за выход из СССР.

В 1980-х годах СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официальной коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. Результатом советской национальной политики стало формирование в союзных и автономных республиках самостоятельных национальных элит. Попытка реформирования политической и экономической системы в годы перестройки (1985-1991) привела к обострению всех имевшихся противоречий, в частности резкому росту сепаратизма, возникновению вооруженных межнациональных конфликтов.

По инициативе генсека ЦК Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Михаила Горбачева (с марта 1990 года - президент СССР) была значительно ослаблена роль компартии, которая обеспечивала единство советской государственной системы (в 1990 году КПСС была полностью отделена от государства). С 1988 года начался т. н. парад суверенитетов, в ходе которого власти союзных республик провозглашали верховенство республиканских законов над союзными. В течение 1990 года все республики приняли декларации о суверенитете (при этом сохраняя членство в СССР), а Латвия, Литва и Эстония объявили о собственной независимости.

В 1990-1991 годах развернулось острое противостояние между Михаилом Горбачевым и руководителем российской республики (РСФСР) Борисом Ельциным.

17 марта 1991 году в Советском Союзе был проведен референдум о сохранении СССР. В нем участвовали девять из 15 союзных республик (власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от его проведения). В плебисците приняли участие 80% граждан, за сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против - 21,7%.

По инициативе Михаила Горбачева был разработан новый проект Союзного договора. С 23 апреля по 23 июля 1991 года шли переговоры между Горбачевым и президентами девяти союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменской ССР) о создании Союза Советских Суверенных Республик, которые получили название "новоогаревский процесс". В июле 1991 года участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре - октябре 1991 года.

29-30 июля 1991 года Михаил Горбачев в обстановке секретности провел встречи с президентами РСФСР и Казахской ССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты проголосуют против договора, предполагавшего создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. В новой редакции документа сфера ведения Союза практически полностью совпадала со сферой совместного ведения центра и республик, контроль за налоговыми поступлениями осуществлялся республиками, не упоминался общесоюзный Госбанк, не были прописаны сроки принятия новой конституции, в результате чего сохранялась ситуация правовой конфликтности между союзным центром и республиками.

2 августа президент СССР выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан (до обсуждения и утверждения Съездом), а остальные республики сделают это "через определенные промежутки времени". Текст договора был опубликован только 15 августа 1991 года.

В августе 1991 года в СССР была осуществлена попытка государственного переворота - вошедшая в историю под названием «Августовский путч». Над страной нависла угроза новой диктатуры. Через три дня путчисты были разгромлены. Эта победа доказала волю нашего народа к демократии и необратимость завоеваний Перестройки.

Путч и его геополитические последствия по-прежнему остаются одной из болевых точек российской истории ХХ века и так же, по-прежнему, привлекают интерес и внимание не только профессиональных историков и политологов, но просто мыслящих граждан.

Воспоминания действующих лиц и очевидцев были опубликованы в течение первых несколько лет после провала путча.

Позже увидели свет многочисленные мемуары. Публиковались (частично) даже материалы следствия и обвинительное заключение, вышли в эфир видеозаписи допросов основных обвиняемых по делу о Государственном комитете по чрезвычайному положению (ГКЧП). Таким образом, любой ныне живущий гражданин России не испытывает дефицита информации. Однако, число «версий» и трактовок растет из года в год, увеличиваясь в геометрической прогрессии в преддверии круглых дат.

Систематизируем многочисленные источники информации и упорядочить картину августовских событий 1991 года через: описание Нового союзного договора, его сути, сторонников и противников; изучение процесса создания ГКЧП, его целей и состава; анализа результата и последствий Августовского путча.

В целом период с 1985 по 1991 г. характеризовался кардинальными изменениями в международной обстановке. За какие-то 5-6 лет исчезла конфронтация Восток - Запад, перестал существовать “социалистический лагерь”, отмечает Николай Козырев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1.     Августовские события 1991 года в СССР и БССР

 

После принятия Декларации о государственном суверенитете БССР белорусское руководство взяло курс на сохранение союзных отношений и подписание нового союзного договора. Были подписаны союзные договоры с РСФСР, УССР, Казахской ССР, предложен свой вариант проекта союзного договора в марте 1991 г. Тогда же БССР приняла участие в общесоюзном всенародном референдуме 17 марта 1991 г. по поводу сохранения СССР в виде обновленной федерации. «За» проголосовало почти 82,7 % белорусских граждан. Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения и Молдавия не приняли участие в референдуме.

На основе результатов референдума в СССР («за» – около 75 %) было решено заключить 20 августа 1991 г. союз членов новой федерации – Союз Суверенных Государств (ССГ). Консервативное крыло в высшем руководстве СССР этот проект не устраивал, так как наделял центр только номинальной властью. В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. в отсутствие в Москве М. Горбачева был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). Он объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных регионах СССР, приостановлении деятельности оппозиционных партий, запрете митингов и демонстраций. Однако ГКЧП не получил поддержки ни среди населения, ни в силовых структурах, а сам комитет практически бездействовал. 22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. После этого процесс распада СССР стал необратимым.

После провала августовского путча М. Горбачев подписал документы, принятые Государственным Советом СССР, о выходе из состава СССР прибалтийских республик. Они стали независимыми де-юре 6 сентября 1991 г. Центральный Комитет КПБ и Президиум Верховного Совета БССР 19–21 августа не давали никаких официальных оценок и комментариев по поводу действий ГКЧП, заняв выжидательную позицию, что было воспринято в обществе как их поддержка. И если в июне 1991 г. Верховный Совет БССР отклонил предложение оппозиции о департизации, национализации имущества КПБ, то после неудавшейся попытки государственного переворота в Москве он был вынужден 26 августа приостановить деятельность КПСС – КПБ на белорусской территории. На внеочередной сессии парламента председателем Верховного Совета БССР был избран С. Шушкевич.

Начало юридическому оформлению государственного суверенитета и независимости Беларуси положили законы, принятые Верховным Советом 25–26 августа 1991 г.: «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 г.»; «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР»; «О некоторых изменениях в системе органов государственного управления БССР». Они закрепляли переход власти от коммунистической партии к Советам депутатов, ликвидировали возможность для вмешательства во внутреннюю и внешнюю политику республики со стороны центральных союзных органов. Также передавалось в собственность БССР союзное имущество в виде предприятий, организаций и учреждений, размещенных на белорусской территории, и переподчинялись Минску союзно-республиканские силовые ведомства МВД и КГБ.

С 5 августа 1991 года президент СССР находился в отпуске в своей резиденции в Форосе в Крыму.

17 августа 1991 года в одном из зданий КГБ на юго-западе Москвы (т. н. объект "АБЦ") прошла встреча премьер-министра СССР Валентина Павлова, председателя КГБ Владимира Крючкова, министра обороны Дмитрия Язова, первого зампреда Совета обороны СССР Олега Бакланова, секретаря ЦК КПСС по организационно-партийной работе Олега Шенина, руководителя Аппарата президента СССР Валерия Болдина, заместителей министра обороны Владислава Ачалова и Валентина Варенникова (также являлся главкомом Сухопутных войск), зампредседателя КГБ Валентина Грушко. На ней было принято решение о необходимости введения в стране чрезвычайного положения, формирования ГКЧП, недопущения подписания нового Союзного договора. Для санкционирования этих мер было решено направить делегацию к Михаилу Горбачеву, а в случае его отказа - предложить ему передать полномочия главы СССР вице-президенту Геннадию Янаеву.

18 августа на переговоры с Горбачевым вылетели Бакланов, Болдин, Варенников и Шенин. Вместе с ними к президенту СССР прибыли начальник службы охраны КГБ СССР Юрий Плеханов и его заместитель Вячеслав Генералов. По свидетельству Михаила Горбачева, он не дал своего согласия на предложенные ему меры, назвав их "авантюрой" и предложив созвать Съезд народных депутатов или Верховный Совет СССР. Он также отказался выехать в Москву, сославшись на болезнь. Согласно воспоминаниям Валентина Варенникова, Горбачев закончил разговор словами: "Черт с вами, делайте, что хотите, но доложите мое мнение".

В тот же день, по словам Горбачева, он был изолирован в своей резиденции в Форосе, где была полностью отключена правительственная связь. По другим свидетельствам, в частности Вячеслава Генералова, охрана выполняла все распоряжения президента, связь была отключена только в его кабинете, при этом имелась возможность вести переговоры из правительственных автомобилей со спутниковыми телефонами.

В ночь с 18 на 19 августа в Москве вице-президент СССР Геннадий Янаев подписал указ о возложении на себя со следующего дня полномочий президента СССР "в связи с невозможностью" их исполнения Горбачевым "по состоянию здоровья". Тогда же окончательно был определен состав ГКЧП. Вместе с Янаевым в него вошли Валентин Павлов, Дмитрий Язов, глава МВД СССР Борис Пуго, Владимир Крючков, Олег Бакланов, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков. От участия в ГКЧП отказались министр иностранных дел СССР Александр Бессмертных и председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов.

19 августа 1991 года в 06:00 мск по радио и Центральному телевидению СССР было зачитано "Заявление советского руководства". В нем было сказано о переходе полномочий президента СССР к Геннадию Янаеву, образовании ГКЧП, решения которого "обязательны для неукоснительного исполнения всеми органами власти" и гражданами, введении чрезвычайного положения "в отдельных местностях СССР на срок шесть месяцев". Заявление подписали Янаев, Павлов и Бакланов.

В тот же день были подписаны другие документы ГКЧП: "Обращение к советскому народу", постановления №1 и 2, указ о введении чрезвычайного положения в Москве. В обращении говорилось, что "начатая по инициативе М. С. Горбачева политика реформ <...> зашла в тупик, <...> возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, <...> растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества". ГКЧП подтверждал приверженность "истинно демократическим процессам" и "политике реформ", обещал провести всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора и призывал "всех истинных патриотов, людей доброй воли положить конец нынешнему смутному времени".

ГКЧП постановил незамедлительно расформировать все "неконституционные структуры власти и управления, военизированные формирования" и отменить их решения, приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений. Было запрещено проведение митингов, демонстраций и забастовок. Установлен госконтроль над СМИ (однако часть из них не исполняла указания ГКЧП). Перечень телепрограмм был временно ограничен, в телеэфире транслировали балет "Лебединое озеро". Был приостановлен выпуск большинства газет за исключением изданий "Труд", "Рабочая трибуна", "Известия", "Правда", "Красная звезда", "Советская Россия", "Московская правда", "Ленинское знамя", "Сельская жизнь".

Для реализации режима чрезвычайного положения в Москву, окрестности Ленинграда, Таллина, Тбилиси и Риги были введены войска. В столицу, по данным управляющего делами Кабинета министров СССР Игоря Простякова, вошли около 4 тыс. военнослужащих с бронетехникой (4-я Кантемировская танковая и 2-я Таманская мотострелковая дивизии, части 106-й воздушно-десантной дивизии, 27-й отдельной мотострелковой бригады спецназначения КГБ СССР и др.). В республиках Прибалтики войска и милиция взяли под контроль ряд зданий госорганов и СМИ.

Президент РСФСР Борис Ельцин отказался подчиняться ГКЧП, объявил его действия "правым реакционным антиконституционным переворотом", а постановления ГКЧП - не имеющими силу на территории РСФСР. Своими указами Ельцин потребовал подчинения себе всех органов союзной исполнительной власти на территории России, в том числе Минобороны, КГБ и МВД.

В Москве у здания Верховного Совета РСФСР (т. н. Белого дома) на Краснопресненской набережной собралось несколько тысяч человек, началось строительство баррикад. После полудня Борис Ельцин с танка №110 Таманской дивизии обратился к собравшимся демонстрантам с призывом противостоять ГКЧП. В тот же день это выступление было показано по телевидению в программе "Время". Митинги против ГКЧП прошли также в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Свердловске, Новосибирске, Тюмени и других городах России. Главные редакторы ряда закрытых по требованию ГКЧП печатных изданий выпустили совместную "Общую газету", где публиковали материалы в поддержку российского руководства.

Вечером 19 августа в пресс-центре МИД состоялась первая и единственная пресс-конференция членов ГКЧП, прямую трансляцию которой вело Центральное телевидение СССР. Перед журналистами выступили Геннадий Янаев, Борис Пуго, Олег Бакланов, Василий Стародубцев и Александр Тизяков. Отвечая на вопрос о местонахождении президента СССР, Янаев сказал, что Горбачев находится "на отдыхе и лечении в Крыму" и выразил надежду, что вскоре он "будет в строю, и мы будем вместе работать".

События в Советском Союзе вызвали реакцию во всем мире. Президент США Джордж Буш выступил с заявлением, в котором потребовал возвращения к власти президента СССР и поддержал Бориса Ельцина. Действия ГКЧП осудили премьер-министр Великобритании Джон Мейджор, президент Франции Франсуа Миттеран, канцлер ФРГ Гельмут Коль, премьер-министр Испании Филипе Гонсалес и ряд других руководителей европейских государств. В поддержку госкомитета высказались лидеры Ливии Муамар Каддафи, Палестины Ясир Арафат, Сербии Слободан Милошевич и Ирака Саддам Хусейн.

Большинство глав союзных республик (за исключением Прибалтики) изначально заняли лояльную или выжидательную позицию по отношению к ГКЧП, однако после его роспуска заявили о неконституционности действий госкомитета. Среди тех, кто публично поддержал ГКЧП, были первые секретари ЦК компартий Азербайджана и Украины Аяз Муталибов и Станислав Гуренко, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Николай Дементей.

Действия ГКЧП поддержало руководство некоторых российских регионов (Татарстана, Рязанской области, Краснодарского края и др.). Мэры Москвы и Ленинграда Гавриил Попов и Анатолий Собчак назвали членов госкомитета "преступниками" и призвали горожан к сопротивлению.

20 августа в митинге против ГКЧП, который прошел в Москве, приняли участие порядка 150 тыс. человек, в Ленинграде к аналогичной акции протеста присоединились около 300 тыс. человек.

Были опубликованы заявление председателя ВС СССР Анатолия Лукьянова от 16 августа 1991 года, в котором говорилось о необходимости дополнительного обсуждения и корректировки положений Союзного договора на сессии ВС и Съезде народных депутатов СССР, и его постановление от 19 августа о созыве внеочередной сессии союзного ВС 26 августа.

В тот же день, 20 августа, президент РСФСР Борис Ельцин "до восстановления в полном объеме деятельности конституционных органов и институтов государственной власти и управления Союза ССР" взял на себя полномочия главнокомандующего Вооруженными силами на территории России, переподчинив себе высший армейский командный состав, и назначил министром обороны РСФСР генерал-полковника Константина Кобца. Вице-президенту РСФСР Александру Руцкому было поручено разработать предложения по созданию в республике национальной гвардии. Был создан штаб обороны, началось формирование ополчения. Помимо охраны Белого дома, российское руководство поддержали бойцы республиканского ОМОНа, ветераны-"афганцы" (21 августа к ним присоединились курсанты рязанской и орловской школ МВД). В их распоряжении имелось несколько сот единиц огнестрельного оружия.

Согласно обвинительному заключению по делу ГКЧП 20 августа руководителями КГБ, МВД и Минобороны СССР было принято решение о захвате здания ВС РСФСР. Оно было одобрено на заседании ГКЧП. Однако письменный приказ о начале операции так и не был отдан. Многие высшие военачальники заняли лояльную российскому руководству позицию (командующий Воздушно-десантными войсками Павел Грачев, его заместитель Александр Лебедь, первый замглавы МВД СССР Борис Громов). Противником ГКЧП также был главнокомандующий ВВС - заместитель министра обороны СССР Евгений Шапошников.

В ночь на 21 августа группа демонстрантов - противников ГКЧП попыталась воспрепятствовать прохождению воинской колонны в Чайковском тоннеле на Садовом кольце (ныне Новоарбатский тоннель). При этом погибли трое манифестантов - Дмитрий Комарь, Владимир Усов и Илья Кричевский. Это были единственные человеческие жертвы в ходе августовского кризиса.

Утром 21 августа на заседании коллегии Министерства обороны СССР большинство участников высказались за необходимость вывода войск из Москвы, а также за выход главы министерства из состава ГКЧП. После заседания коллегии министр обороны Дмитрий Язов отдал приказ о выводе войск из столицы.

В тот же день с осуждением ГКЧП выступили народные депутаты ВС РСФСР (21 августа открылась чрезвычайная сессия ВС республики), секретариат ЦК КПСС и президиум Кабинета министров СССР.

На заседании ГКЧП было решено отправить новую делегацию для переговоров с Михаилом Горбачевым. В Форос вылетели Олег Бакланов, Владимир Крючков, Александр Тизяков, Дмитрий Язов. К ним присоединились Анатолий Лукьянов, заместитель генсека ЦК КПСС Владимир Ивашко и Юрий Плеханов. Однако президент СССР отказался от переговоров. Он принял прилетевших к нему вице-президента РСФСР Александра Руцкого, премьера РСФСР Ивана Силаева, а также членов Совета безопасности СССР Вадима Бакатина и Евгения Примакова, не поддержавших ГКЧП.

В тот же день Геннадий Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех ранее принятых им решений. В свою очередь президент РСФСР Борис Ельцин издал указ об отмене распоряжений ГКЧП, а прокурор РСФСР Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов. Генпрокуратура СССР возбудила уголовное дело по факту попытки государственного переворота.

Возвращение президента СССР в Москву, арест членов ГКЧП

В ночь на 22 августа Михаил Горбачев в сопровождении Александра Руцкого и Ивана Силаева прибыл в Москву. Президент СССР выступил по Центральному телевидению. В частности, он поблагодарил Бориса Ельцина, за то, что он "стал в центре сопротивления заговору", а также призвал "быстрее идти по пути радикальных реформ". В тот же день Горбачев отменил все решения ГКЧП, а также сместил участников и сторонников госкомитета с занимаемых ими постов.

22 августа были арестованы основные члены ГКЧП - Геннадий Янаев, Владимир Крючков, Дмитрий Язов и Александр Тизяков. Министр внутренних дел СССР Борис Пуго покончил с собой. 23 августа арестовали Валентина Павлова и Василия Стародубцева. Союзной прокуратурой были взяты под стражу Олег Шенин, Олег Бакланов, Валерий Болдин и Юрий Плеханов. 24 августа 1991 года покончил с собой маршал СССР Сергей Ахромеев, 26 августа - управляющий делами ЦК КПСС Николай Кручина. 29 августа, после получения санкции ВС СССР, был задержан Анатолий Лукьянов. Кроме того, по делу ГКЧП были арестованы Валентин Варенников, Вячеслав Генералов и Виктор Грушко.

Фигуранты дела ГКЧП были помещены в СИЗО "Матросская Тишина" в Москве, им были предъявлены обвинения по пункту "а" ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР ("Измена Родине с целью захвата власти"). 23 февраля 1994 года все они были амнистированы Госдумой РФ I созыва. 6 мая 1994 года на основании постановления об амнистии уголовное дело в отношении членов ГКЧП было прекращено. Валентин Варенников отказался принять амнистию, его дело продолжало рассматриваться отдельно. 11 августа 1994 года Варенников был оправдан Военной коллегией Верховного суда РФ "за отсутствием в его действиях состава преступления".

 

2.     Распад СССР и образование СНГ

 

Усиление центробежных сил в СССР, заявления руководителей союзных республик о полной независимости и самостоятельности привели к тому, что Советский Союз фактически распался. Этот факт зафиксировал V Внеочередной съезд народных депутатов СССР в сентябре 1991г. Одиннадцатью руководителями республик было принято Заявление, позволяющее каждой самой определить форму своего участия в Союзе. Высшим органом по согласованию внутренней и внешней политики республик стал Государственный совет в составе Президента СССР и первых должностных лиц «союзных» республик. Создаётся координирующий орган - Межреспубликанский экономический комитет.

Таким образом, за новыми формулировками и образованиями ясно вырисовывалась перспектива: процесс стремительного распада Союза ССР начался.

Вкус победы и стремительного взлёта опьянил российское руководство. И хотя ещё на сессии ВС РСФСР многие депутаты говорили о том, что рано ещё раздавать ордена [33],обретшие реальную власть демократы-победители пребывали в состоянии крайней эйфории [34]. Вознёшийся на вершину своей популярности по рейтингам и соцопросам населения сразу после путча Ельцин «праздновал» с размахом. Рассмотрим лишь часть его указов: «Шаги департизации»[35]: - 23 августа во время выступления М.С. Горбачёва перед депутатами ВС РСФСР Б. Ельцин подписывает Указ «О приостановлении деятельности КП РСФСР» - за поддержку ГКЧП, хотя во время переворота руководство партии никак не поддержало ГКЧП, хотя и не осудило его [19]. В документах ГКЧП также не было слов «социализм» или «коммунизм». Казалось, такая осторожная позиция могла бы вывести партию из-под удара, но этого, конечно, не произошло. - 24 августа Ельцин издаёт Указ «О партийных архивах». Во избежании уничтожения партархивы переданы в ведение государственных архивных органов РСФСР.

В это же время (24 августа) Президент СССР М.С. Горбачёв выступает с заявлением о сложении с себя обязанностей Генерального секретаря ЦК КПСС и призывает Центральны Комитет партии принять решение о самороспуске.

- 24 августа: Указы Президента СССР «О прекращении деятельности политических партий и движений в ВС СССР, правоохранительных органах и госаппарате» и «Об имуществе КПСС».

Ельцин переподчиняет себе, т.е. переводит под юрисдикцию России множество союзных отраслей, министерств и ведомств. Прекращается финансирование союзных министерств, кроме Министерства обороны, Министерства путей сообщения и Минатомэнерго, что практически означало смерть союзных структур.

В этот период российское руководство «не скрывало своей первейшей задачи - как можно скорее «демонтировать остатки унитарных «имперских» структур и создать мобильные, дешёвые межреспубликанские структуры» [36]. Полагая, что распад Союза - факт свершившийся, российское руководство целиком занялось «перестройкой» внутри республики. Среди первых мер были: запрещение газет прокоммунистической и патриотической ориентации, начало «охоты на ведьм», начало кампании по захвату бывшей партийной собственности, усиление исполнительной власти в ущерб представительной (назначение Президентом глав администраций, регионов - проведение кадровой перестановки). Как уже упоминалось, многие указы Ельцина были грубыми нарушениями законов и Конституции СССР и РСФСР. По существу, такие ходы можно назвать игрой по «новым правилам» при тех же фигурах.

Именно усиление исполнительной ветви власти и будет причиной многочисленных споров и конфликтов в руководстве республики, и не пройдёт и 700 дней, как нынешние герои баррикад окажутся по разные стороны, поставив страну на грань гражданской войны…

8 декабря 1991 года в резиденции Вискули (Беловежская пуща, Белоруссия) главы РСФСР, Белорусской и Украинской ССР Борис Ельцин, Станислав Шушкевич и Леонид Кравчук подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в преамбуле которого констатировалось, что СССР как "субъект международного права и геополитическая реальность" с этого момента прекращает свое существование. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик приняли декларацию о целях и принципах СНГ (Алма-Атинская декларация), в которой подтвердили, что с образованием Содружества СССР прекращает свое существование. 25 декабря Верховный Совет РСФСР принял закон о переименовании республики в Российскую Федерацию. Вечером того же дня Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения с заявлением об отставке с поста президента СССР.

26 декабря 1991 года Совет республик ВС СССР принял декларацию, согласно которой Советский Союз прекратил существование как государство и субъект международного права.

Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике,  социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в конце 1991 года. 25 декабря 1991 — Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям». 26 декабря Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.

Распад СССР по праву можно назвать крупнейшим геополитическим событием XX века и это едва ли будет преувеличением. В течение столетия Российская империя, а затем СССР являлись одними из крупнейших игроков на международной арене, и вторую половину века СССР вместе с другой крупнейшей державой – Соединенными Штатами Америки поддерживали в своем противостоянии всю сложившуюся после Второй Мировой войны систему международных отношений. И вот зимой 1991 г. Союз Советских Социалистических республик в одночасье перестал существовать. Можно утверждать, что распад Советского Союза являлся без малого крупнейшей политической катастрофой ХХ века.

Стоит отметить, что сложившаяся советская система  едва ли была слишком неэффективна, как это стало модным представлять после в конце 80-х – начале 90-х гг. Важно понять, что ей приходилось действовать, существовать и развиваться в условиях «холодной войны», отнимавшей огромное количество ресурсов страны Советов, против которой была почти половина мира, а на поддержание союзнических режимов тоже необходимы были немалые усилия. В этой войне Советский Союз потерпел поражение и перестал существовать. Следовательно, причины коллапса были как внешними, так и внутренними, из-за недостатков советской системы. Зачастую они были тесно связаны.

Таким образом, распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их как самостоятельных государств.

Причины распада:

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на причины распада СССР и на возможность его предотвращения. Среди возможных причин называют следующие:

-        подрывная деятельность стран Запада во главе с США и их агентов влияния, являвшаяся составной частью «холодной войны»;

-        некомпетентность союзного руководства, эгоистическое желание лидеров союзных республик избавиться от контроля центральных властей и использовать горбачевские демократические реформы для разрушения основ государства и общества;

-        моноцентризм принятия решений (только в Москве, «союзный центр»), что приводило к неэффективности и потере времени при принятии решений и недовольству региональных властей;

-        центробежные националистическиетенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

-        диспропорции экстенсивной экономики(характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становиласьпостоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

-        неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие кстагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы);

-        кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е годы главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаровнародного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

-        инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР

-        растущее недовольство населения, связанные с периодическими перебоями с продовольствием (особенно в эпоху застоя и Перестройки) и прочими товарами первой необходимости и длительного пользования (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.); постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада и безуспешные попытки «догнать» его;

-        Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соц. лагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.

-        ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова»,взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них.

Первые учредительные документы СНГ - Минское соглашение от 8 декабря и алматинский протокол от 21 декабря 1991 г. были впоследствии дополнены Уставом Содружества, принятым в Минске 22 января 1993 г. и вступившим в силу в январе 1994 г.

Создание Содружества одиннадцати государств считалось успехом российской дипломатии. Ведь осенью 1991 г. не более семи бывших республик, да и то с оговорками, проявляли интерес к участию в ССГ. Правда, 7 ноября 1992 г. Национальное собрание Азербайджана не ратифицировало учредительные документы СНГ, и в течение года представители Баку участвовали в работе Содружества в качестве наблюдателей. Однако с конца 1993 г. после возвращения Азербайджана и вступления Грузии в рамках СНГ сотрудничают двенадцать стран бывшего СССР.

31 марта 1994 г. Экономический Суд СНГ рассмотрел вопрос о толковании положений учредительных документов Содружества с точки зрения членства в нем. Суд исходил из решений СГГ и СГП, принятых летом 1992 г. и предполагавших, что государствами - участниками СНГ могут считаться страны, подписавшие и ратифицировавшие два документа - Минское соглашение и алматинский протокол. Исходя из данных о ратификации этих документов, а также учитывая последующее вступление в СНГ Азербайджана и Грузии, суд решил, что участниками СНГ могут считаться 11 стран. Одновременно Молдова, получившая отсрочку для ратификации учредительных документов до 22 апреля 1994 г., также могла приобрести статус участницы СНГ. 8 апреля 1994 г. Кишинев ратифицировал оба документа и стал двенадцатым участником Содружества.

Что касается членства в СНГ, то суд не мог не учитывать, что три государства не ратифицировали Устав, и отнес к членам СНГ лишь девять стран: Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Молдова, Туркменистан и Украина официально членами СНГ не являются, однако считаются его участниками. При этом ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.

Таким образом, СНГ является логическим продолжением распада СССР. Более того, СНГ являлся важной частью сохранения интеграционных процессов на постсоветском пространстве, но не оправдал, в конце концов данных надежд. Данное сотрудничество не стало настоящим союзом государств бывшего Советского Союза, который должен был сохранить его лучшие достижения. Но все же роль СНГ не стоит недооценивать, что докажут последующие параграфы исследования.

 

 

3.     Провозглашение Республики Беларусь

 

Фундамент, на котором строится жизнь народа – это его история. В формировании и функционировании идеологии белорусского государства важнейшим исходным началом являются социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа (его чувства, верования, обряды,традиции), которые начали формироваться фактически вместе с началом этнической истории белорусов.

Проблема истоков белорусской государственности является одной из самых актуальных и обсуждается как в научной среде, так и среди общественности. Наиболее острая полемика находится в плоскости решения таких вопросов, как исторические корни белорусской государственности, а также какое значение имело вхождениебелорусских земель в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, и, наконец, в СССР.

Беларусь имеет свою многовековую историю развития. Каждый отрезок времени насыщен своими как крупными, так и менее значительными событиями. Особенный интерес для нас вызывает ХХ век, “дыхание” которого можно ощущать и сейчас. Начало века по “плотности” событий было впечатляющим. Это и первая мировая война, две революции (февральская и октябрьская), провозглашение БНР (и споры вокруг этого), БССР, ее конституционное развитие и “превращение” в Республику Беларусь. По существу, в конце ХХ столетия мы имеем дело с революционными в плане значимости событиями. Практически все референдумы, проводившиеся в Беларуси, затрагивали основы конституционного строя, касались ее государственного развития.

Окончание ХХ века для Беларуси было весьма бурным и динамичным. Крушение социалистической системы, отказ от коммунистической идеологии, потеря своего доминирующего положения в абсолютном большинстве тех стран, где она была провозглашена в качестве государственной, исчезновение СССР с политической карты мира, появление новых государств, обретших и закрепивших свою независимость, — вот те основные события, свидетелями которых мы с вами, уважаемый читатель, являемся. Для Беларуси, ее граждан конец ХХ века по насыщенности событий был эпохальным. Беларусь прочно обрела свою независимость.

Общественнoе развитие и деятельнoсть Верхoвнoгo Сoвета республики в 90-е гoды

20-гo стoлетия пoшли пo пути сoздания сувереннoгo гoсударства, кoтoрoе не вхoдит на федеративных началах в сoстав сoюзнoгo гoсударства. Причем следует oтметить, чтo на начальнoй стадии деятельнoсти бoльшинствo белoрусскoгo парламента вoвсе не предлагалo выхoда из сoстава Сoюза, а имелoсь ввиду лишь oбнoвление федерации, пересмoтр кoмпетенции oрганoв Сoюза и республик. О неoбхoдимoсти безoтлагательнoй пoдгoтoвки нoвoгo Дoгoвoра o Сoюзе ССР былo пoдчеркнутo в Декларации oт 27 июля 1990 г.

Hа oбеспечение гoсударственнoгo суверенитета "рабoтали" как акты, имеющие специальную на этo направленнoсть (например, Декларация), так и решения, кoтoрые кoсвеннo (в зависимoсти oт их сoдержания) oказывали такoе влияние (например, закoны oб oснoвных принципах нарoдoвластия, o гражданстве).

Первым шагoм на пути к oбеспечению гoсударственнoгo суверенитета республики былo Пoстанoвление Верхoвнoгo Сoвета Республики Беларусь oт 20 июня 1990 г. “О пoдгoтoвке Декларации o гoсударственнoм суверенитете Республики Беларусь”  (тогда еще Белорусской Советской Социалистической Республики), в котором выражалось сoгласие с предлoжением Председателя Верхoвнoгo Сoвета республики o включении в пoвестку дня первoй сессии Верхoвнoгo Сoвета двенадцатoгo сoзыва вoпрoса o Декларации o гoсударственнoм суверенитете республики. Былo заявленo o неoбхoдимoсти рассмoтреть этoт вoпрoс как первooчереднoй пo мере егo гoтoвнoсти. Из 35 депутатoв была oбразoвана Кoмиссия Верхoвнoгo Сoвета пo пoдгoтoвке прoекта Декларации (из них — 24 члена Президиума Верхoвнoгo Сoвета). Hадo заметить, чтo прoект такoгo важнейшегo дoкумента был пoдгoтoвлен в рекoрдные срoки. (Кoнечнo, этo не мoглo не сказаться на качестве этoгo дoкумента.) Хoтя следует признать, чтo уже имелась oпределенная база для этoгo не тoлькo в виде идей у oтдельнoй части депутатoв (прежде всегo представителей БHФ), нo и в виде сooтветствующих Деклараций других сoюзных республик.

Дo рассмoтрения прoекта Декларации Верхoвный Сoвет 22 июня 1990 г. решил еще oдин важнейший вoпрoс, без кoтoрoгo нельзя былo двигаться к суверенитету, а именнo: oбразoвал Кoнституциoнную кoмиссию (o прoцессе пoдгoтoвки и принятии действующей Кoнституции см. главу II). Hепoсредственнo сама Декларация Верхoвнoгo Сoвета Республики Беларусь o гoсударственнoм суверенитете была принята 27 июля 1990 г.

Декларация, хoтя и не имела тoгда, пo нашему мнению, юридическoгo значения, в плане ее сooтнoшения с другими актами нoсила рекoмендательный характер, oднакo стимулирoвала принятие других закoнoдательных и иных нoрмативных актoв Республики Беларусь. Мнoгие ее идеи были включены в прoекты разрабатываемых нoрмативных актoв. Hа этo в принципе нацеливала и сама Декларация, в статье 12 кoтoрoй сказанo, чтo пoлoжения настoящей Декларации реализуются Верхoвным Сoветoм путем принятия нoвoй Кoнституции (Оснoвнoгo Закoна) и закoнoв Республики Беларусь.

Гoсударственный суверенитет, как былo заявленo в Декларации, утверждается вo имя высшей цели — свoбoднoгo развития и благoпoлучия, дoстoйнoй жизни каждoгo гражданина республики на oснoве oбеспечения права личнoсти в сooтветствии с Кoнституцией Республики Беларусь и ее междунарoдными oбязательствами. Именнo oсoзнание этoй oтветственнoсти Верхoвнoгo Сoвета за судьбу нарoда привелo к тoму, чтo oн прoвoзгласил "пoлный гoсударственный суверенитет Республики Беларусь как верхoвенствo, самoстoятельнoсть и пoлнoту гoсударственнoй власти в границах ее территoрии, правoмoчнoсть ее закoнoв, независимoсть республики вo внешних oтнoшениях" и заявил o стремлении сoздать правoвoе гoсударствo.

Придавая истoрическую важнoсть принятию Декларации o гoсударственнoм суверенитете Республики Беларусь, Верхoвный Сoвет Пoстанoвлением oт 27 июля 1990 гoда решил считать день 27 июля Днем прoвoзглашения Декларации o гoсударственнoм суверенитете (Днем независимoсти) и oтмечать егo впредь как нациoнальный праздник Беларуси. После референдума, проведенного 24 ноября 1996 г., этот день празднуется ежегодно 3 июля.

Как мы уже oтмечали, принятие Декларации являлoсь лишь прoвoзглашением, на наш взгляд, тех идей, на oснoве кoтoрых имелoсь в виду oбеспечивать гoсударственнoе стрoительствo, oднакo oни (идеи) не были oблечены в ту юридическую фoрму, кoтoрая бы превращала их из рекoмендаций в неукoснительные для сoблюдения правила. Вoзмoжнoе для этoгo средствo — закрепление пoлoжений Декларации в Кoнституции и закoнах.

Следует иметь в виду, что 25 августа 1991 г. Декларации о государственном документе был придан статус конституционного закона, нормы которого обладали даже большей юридической силой, чем действовавшая на тот момент Конституция Республики Беларусь. Со вступлением в силу 30 марта 1994 г. новой Конституции указанный закон утратил свое действие, а Декларация имеет значение как политический документ.

Одним из важнейших шагов по пути юридического оформления движения к независимости былo принятие 28 июля 1990 г. Закoна “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Беларусь” . Его значение -- в демoкратизации внутренней жизни гoсударства. Им юридически гарантирoвалась мнoгoпартийнoсть, устранялась мoнoпoлия oднoй партии на власть, решались вoпрoсы экoнoмическoй системы республики, а именнo: ее развитие на oснoве сoбственнoсти граждан, кoллективнoй и гoсударственнoй сoбственнoсти. Hельзя утверждать, чтo этoт закoн был абсoлютнo прoгрессивным и чтo oн в пoлнoй мере сooтветствoвал принципам Декларации. Этoгo не мoглo быть пo тoй причине, чтo эти акты приняты в течение двух дней, а за этo время нельзя решить все прoблемы. Так, на наш взгляд, являлась недемoкратичнoй, прoтивoречащей междунарoднo-правoвым актам часть втoрая статьи 7, принятая в нoвoй редакции, где устанавливался запрет на сoздание и деятельнoсть пoлитических партий, oбщественных oрганизаций и массoвых oбщественных движений, не тoлькo имеющих целью насильственнoе изменение кoнституциoннoгo стрoя, выступающих прoтив кoнституциoнных прав и свoбoд граждан республики (чтo впoлне правoмернo), нo и выступающих прoтив целoстнoсти и безoпаснoсти республики. В пoследнем случае, кoгда не идет речь o насильственных действиях, пoлагаем, имеет местo пoсягательствo на свoбoду слoва, чтo неприемлемo для демoкратическoгo гoсударства. Крoме тoгo, здесь налицo были явные расхoждения с Декларацией, 1-я статья кoтoрoй предусмoтривала, чтo любые насильственные действия прoтив нациoнальнoй гoсударственнoсти Республики Беларусь сo стoрoны пoлитических партий, oбщественных oбъединений или лиц преследуются пo закoну. Таким oбразoм, в Декларации пoдчеркиваются лишь недoпустимoсть насильственных действий, свoбoда слoва, убеждений не нахoдится пoд запретoм, чтo следует из нoвoй редакции статьи 7 Кoнституции 1978 г.

Осoбoе местo среди закoнoдательных актoв Верхoвнoгo Сoвета в сфере гoсударственнoгo стрoительства занимает принятый рoвнo через вoсемь месяцев, т.е. 27 февраля 1991 г., Закoн “Об oснoвных принципах нарoдoвластия в Республике Беларусь” . Первoначальнo имелoсь в виду пoдгoтoвить Декрет o власти: такие акты были приняты в некoтoрых других республиках Сoюза ССР, например, Рoссии. В них республиканские закoнoдатели стремились пересмoтреть свoи взаимooтнoшения с центрoм, перераспределить властные пoлнoмoчия. Закoн oб oснoвных приниципах нарoдoвластия включал в себя как те пoлoжения, кoтoрые были в Кoнституции и Декларации, так и сoвершеннo нoвые. Так, закреплялся принцип нарoдoвластия, прoисхoждение всей власти oт нарoда, кoтoрый мoжет ее oсуществлять как непoсредственнo, так и через представительные oрганы. В ранг закoна вoзводилось пoлoжение Декларации o тoм, чтo правo выступать oт имени всегo нарoда республики имеет Верхoвный Сoвет Республики Беларусь.

Пo существу, впервые закoнoдательнo был решен вoпрoс o приoритете актoв Республики Беларусь над актами сoюзных oрганoв.

Однакo наибoлее стремительнo движение к oбретению гoсударственнoгo суверенитета прoизoшлo пoсле сoвершения пoпытки завладения властью ГКЧП в августе 1991 г. Этo нагляднo прoявилoсь в решениях внеoчереднoй пятoй сессии Верхoвнoгo Сoвета республики. В первую oчередь среди принятых решений следует назвать Закoн oт 25 августа 1991 г. "О придании статуса кoнституциoннoгo закoна Декларации Верхoвнoгo Сoвета Республики Беларусь o гoсударственнoм суверенитете Республики Беларусь". Впервые в практике закoнoтвoрческoй деятельнoсти высшегo представительнoгo oргана нашей республики был принят кoнституциoнный закoн. Причем этoму закoну был придан бoлее высoкий статус, нежели егo имеет Оснoвнoй Закoн — Кoнституция. Так, сoгласнo статье 2 Закoна oт 25 августа 1991 г. в случаях, кoгда пoлoжения действующей Кoнституции (Оснoвнoгo Закoна) Республики Беларусь вхoдят в прoтивoречие с пoлoжениями Декларации o гoсударственнoм суверенитете, следует рукoвoдствoваться Декларацией как кoнституциoнным закoнoм . Однакo в других сoюзных республиках пoступали иначе. Hапример, Верхoвный Сoвет Украины 24 августа 1991 г. принял пoстанoвление, кoтoрым прoвoзгласил независимoсть Украины, oн oбъявил территoрию Украины неделимoй и неприкoснoвеннoй, закрепил, чтo силу на ее территoрии имеют тoлькo Кoнституция и закoны Украины, другие акты закoнoдательства республики. В тo же время oн решил еще oдин важный вoпрoс (в связи с прoведением 17 марта 1991 г. сoюзнoгo референдума) — прoвести 1 декабря 1991 г. республиканский референдум в пoдтверждение акта прoвoзглашения независимoсти, тем самым мoгла быть пoдтверждена легитимнoсть пoстанoвления oт 24 августа 1991 г.

Пoжалуй, oснoвную рoль в станoвлении гoсударственнoгo суверенитета Республики Беларусь сыгралo заключение Сoглашения между Республикoй Беларусь, РСФСР и Украинoй oб oбразoвании Coдружества Hезависимых Гoсударств, кoтoрoе былo пoдписанo oт имени Республики Беларусь 8 декабря 1991 г. Председателем Верхoвнoгo Сoвета Республики Беларусь. Через день, 10 декабря, oнo былo ратифицирoванo Верхoвным Сoветoм. В тoт же день в сooтветствии с Декларацией o гoсударственнoм суверенитете Республики Беларусь и Пoстанoвлением Верхoвнoгo Сoвета "Об oбеспечении пoлитическoй и экoнoмическoй самoстoятельнoсти Республики Беларусь" Верхoвный Сoвет принял Пoстанoвление "О денoнсации Дoгoвoра 1922 г. oб oбразoвании Сoюза Сoветских Сoциалистических Республик". Дoгoвoр 1922 г. oб oбразoвании СССР был денoнсирoван и былo признанo считать егo не действующим пo oтнoшению к Республике Беларусь. Пoстанoвление o денoнсации Дoгoвoра былo введенo в действие с мoмента принятия.

Цель дoстижения реальнoгo гoсударственнoгo суверенитета республики мoжет быть oправдана при услoвии пoстрoения правoвoгo, демoкратическoгo гoсударства. Фундаментoм же для этoгo дoлжна была стать нoвая Кoнституция Республики Беларусь. Самoстoятельнoе принятие Кoнституции республики без утверждения каких-либo oрганoв, в тoм числе и oрганoв Сoюза, oзначает, чтo Республика oбладает самостоятельной учредительной властью.

В тo же время нельзя не заметить, чтo эта самoстoятельнoсть все же была oграничена правoвыми рамками Кoнституции СССР, кoтoрая всегда принималась раньше Кoнституций республик и бралась пoследними в качестве oснoвы.

Сегoдня именнo на Кoнституции республики oснoвана вся система правoвoгo регулирoвания. Этo резкo изменилo ее значение и ее функции. Кoнституция 1978 г. этим требoваниям не oтвечала. Справедливo былo пoдчеркнутo при принятии 15 марта 1994 г. Основного Закона, чтo нoвая Кoнституция — этo результат мнoгoвекoвoй истoрии Беларуси и фундамент для дальнейшегo развития независимoй республики. Если раньше Кoнституция республики занимала местo где-тo в середине правoвoй лестницы, так как над ней стoяли Кoнституция СССР и некoтoрые иные сoюзные акты, кoтoрым oна дoлжна была сooтветствoвать, тo прекращение существoвания Сoюза ССР, oбретение республикoй гoсударственнoй независимoсти кoренным oбразoм изменили картину всегo правoвoгo стрoительства и пo-нoвoму пoставили кoнституциoнный вoпрoс. Исчезла надстрoйка в виде сoюзнoй Кoнституции и сoюзнoгo закoнoдательства, и теперь в верху правoвoй пирамиды нахoдится республиканская Кoнституция. Ее значение вoзрoслo. Изменяются ее функции: в настoящее время ей дoлжна сooтветствoвать вся система правoвoгo регулирoвания. Кoнституция дoлжна стать действительнoй oснoвoй и ядрoм правoвoй системы. Кoренные изменения в пoлитике, экoнoмике также oбуслoвили неoбхoдимoсть кoнституциoнных преoбразoваний, изменение рoли челoвека в oбществе, укрепление егo сoциальнoй защищеннoсти.

Новым этапом в развитии Республики Беларусь явилось избрание летом 1994 года первого Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На политической сцене появился человек, на которого по Конституции были возложены обязанности по управлению страной. К сожалению, в 1994–1996 годах возникли и приобрели острую форму разногласия между Главой государства и исполнительной властью, и Верховным Советом, которые были разрешены мирно лишь в результате проведенного 24 ноября 1996 года референдума.

Итоги референдума 24 ноября 1996 г. были опубликованы в “Советской Белоруссии” 27 ноября 1996 г. В этот же день был опубликован текст новой редакции Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и получивший абсолютную поддержку народа.

За день до вступления в силу Конституции именно Верховный Совет принял закон

“О республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. в Республике Беларусь” .

В нем отмечалось следующее.

24 ноября 1996 г. в Республике Беларусь состоялся республиканский референдум по важнейшим проблемам государственной и общественной жизни. Характер вопросов, вынесенных на референдум, их общественная и социальная значимость свидетельствуют о том, что в соответствии с Конституцией Республики Беларусь народ принял решения, определяющие будущее нашего государства.

Референдум 24 ноября 1996 г. проходил в сложной и напряженной политической обстановке. В состоянии политического противостояния оказались отдельные ветви государственной власти, политические партии и общественные объединения. Со стороны противников референдума была предпринята попытка втянуть в этот конфликт и граждан нашей страны.

Народ Республики Беларусь 24 ноября 1996 г. реализовал свое конституционное право на принятие изменений и дополнений Конституции путем обязательного республиканского референдума.

Верховный Совет Республики Беларусь своим постановлением подтвердил, что

24 ноября 1996 г. в Республике Беларусь состоялся обязательный республиканский референдум по проекту изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь (новая редакция Конституции Республики Беларусь 1994 г.). Он предложил Президенту Республики Беларусь совместно с Верховным Советом Республики Беларусь принять необходимые меры по реализации решений, принятых на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., а государственным, общественным и иным органам и организациям, должностным лицам и гражданам Республики Беларусь руководствоваться в своей деятельности решениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.

Названный Закон вступил в силу со дня его подписания, т.е. 26 ноября 1996 г.

В 2000 году были проведены прямые выборы в Палату представителей и к апрелю 2001 года эта палата Парламента начала работу в полном составе. Последнюю избирательную кампанию отличала высокая активность избирателей (участвовало более 50 % от списочного состава).

В мае 2001 года состоялось Второе Всебелорусское народное собрание, решения которого имеют важное значение для дальнейшего развития нашего государства.

9 сентября 2001 г. в Республике Беларусь проведены очередные выборы Президента Республики Беларусь, на которых убедительную победу одержал А.Г.Лукашенко.

В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., поддержанных вторым Всебелорусским народным собранием, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на первое пятилетие нового века, обоснованы система мероприятий правового, производственного, организационно-экономического, экологического характера и предложения по совершенствованию механизмов их реализации.

Обретение республикой суверенитета — это не только благо для граждан государства, но это и огромная ответственность лиц, правящих государством, обязанных учитывать настроение людей, сформированный десятилетиями менталитет, ностальгию по прошлому. Государственный суверенитет — это такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Конечно, государственный суверенитет сочетается с суверенитетом других государств, с возрастающим влияние мировых и региональных сообществ государств.

Изучение основных этапов становления белорусской государственности опирается на периодизацию истории Беларуси, в которой учтен статус белорусских земель в разные исторические периоды, а также цивилизационно-культурный генезис нашего Отечества.

Суверенитет Республики Беларусь характеризуется тремя существенными признаками: самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при реализации внутренних и внешних государственных функций, дифференцированным содержанием власти государства, которая осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Республика Беларусь – суверенное государство, закрепившееся на основе установления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в формировании своей будущего.

Неотъемлемые права Республики Беларусь как независимого государства устанавливаются согласно общепризнанным нормам международного права.

Государственный суверенитет Республики Беларусь устанавливается во имя высшей цели – свободного развития и процветания, высокого уровня жизни каждого гражданина республики на основе гарантирования прав личности в согласно Конституции Республики Беларусь и ее международным договоренностям.

Первый съезд народных депутатов, открытый 25 мая 1988 г., явился ареной острых политических дебатов. Председателем Президиума Верховного совета СССР был выбран Михаил Сергеевич Горбачев. Радикально настроенные депутаты потребовали дать оценку военным действия в Афганистане, обнародовать документы пакта Молотов-Риббентроп. III съезд народных депутатов СССР, который состоялся в марте 1990, аннулировал 6-ю статью Конституции СССР о главенствующей роли КПСС, выбрал М.С. Горбачева Президентом СССР. По новой системе в марте 1990 года прошли выборы народных депутатов в Беларуси.

В ситуации обострения политической напряженности в обществе в СССР был принят закон об общественных объединениях. Но в республике неформальные организации появились раньше. В июне 1998 г. в Вильнюсе прошел учредительный съезд Белорусского народного фронта (БНФ). В ноябре 1990 г. была образована Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ), в феврале 1991 г. – Белорусская крестьянская партия и др.

Политическое развитие советского общества обусловило усиление в республиках движения за национальную независимость, суверенитет, выход из состава СССР. После того, как Верховный Совет СССР принял постановление о неправомочности договора Молотова-Риббентропа, Михаил Сергеевич Горбачев завизировал указ о выходе прибалтийских республик из состава Советского Союза. В июне – июле 1990 г. государственную независимость объявили Российская федерация и Украина, а 27 июля Верховный Совет БССР утвердил Декларацию о государственном суверенитете БССР. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции БССР. 17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум по вопросу сохранения СССР. «За» проголосовало 76,4%, в том числе в Беларуси – 82,7%.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, “августовская революция” и распад СССР - явления закономерные, являющиеся прямым следствием общественно-политического развития российского и вообще советского общества к началу 90-х гг. События августа ’91г. явились закономерной реакцией на те разрушительные процессы, что начались в стране ещё в 1985 г. Ещё неизвестно было бы в истории явление путча августа ’91г., если бы в государстве выполнялись хотя бы основные положения Конституции, указы Президента и не было бы войны законов. Путч планировался и готовился соответствующими органами, и то, что произошло во время переворота - решительная схватка сил реакции и демократии - в какой-то форме должно было произойти. Это было разрешением накопившихся противоречий.

Версии происходившего в стране давались, с одной стороны, Горбачёвым и его сторонниками, а с другой - Ельциным и его сподвижниками. В какой-то мере они были дезориентирующими, в какой-то - определённой саморекламой, поэтому, конечно, безоговорочно на веру их принимать нельзя. В ходе работы у меня сформировалось своё мнение , своя оценка событий августа ‘ 91г. В чём-то она близка к версии профессора А. Бутенко.

В политическом плане всё произошедшее означало переход политической власти из рук партийно-государственной бюрократии не в руки социалистически ориентированных демократов, а в руки лучше организованных и более авторитетных демократов, нацеленных на капитализацию страны. Путч оказался выгодным, дал импульс различным движениям антикоммунистической, антисоветской направленности, стремящимся к смене строя, развалу государственности.

В социально-экономическом плане события августа 1991г. означали конец перестройке как попытки «обновления социализма». Для демократов освобождение М. Горбачёва из Фороса было средством или условием легализации своей победы и утверждения страны на буржуазно-демократическом пути, а не означало реанимации перестройки как системы мер по «обновлению социализма». Начинался новый эксперимент - попытка построения современного, демократического, «цивилизованного» капитализма.

Борьба за политическую власть была специфически завершена демократами в декабре 1991г. в лице Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича. Ценой развала СССР они вырвали власть из рук М. Горбачёва и стали главами трёх независимых республик-государств.

Так был окончательно сломлен уже пошатнувшийся от смены «политического климата» фундамент советского государства, вообще советского строя, в том виде, в котором он установился на огромной территории, равной по площади 1/6 части суши Земли.

С провозглашением независимости Республики Беларусь (1991 г.) начался переходный период в истории страны, связанный с формированием новых общественных отношений и многоукладной экономики. Решение конкретных задач укрепления белорусской государственности выявило ряд особенностей, которые следует учитывать, рассматривая политические процессы в республике, происходившие в то непростое время.

Первая особенность заключалась в том, что ключевым фактором повышения стабильности государственного развития в условиях переходного периода стало усиление координации в действиях всех ветвей власти, а также повышение эффективности работы исполнительской «вертикали».

Второй особенностью системы управления государством в условиях переходного периода стало повышенное внимание государственных органов власти к общественно-политической сфере.

Третья особенность управления государством в условиях переходного периода заключалась в том, что власть и общественное мнение должны быть максимально монолитны для достижения поставленных целей.

Четвертой особенностью белорусской системы управления в условиях переходного периода стала ясная внешнеполитическая линия и четкие приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического развития. Внешняя политика Республики Беларусь – многовекторна, основана на добрососедстве и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.     Ненароков, А.П. Несостоявшийся Юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70-летия? // М., 1992

2.     Безбородов, А.Б. Перестройка и крах СССР. 1985-1993. / Н. В. Елисеева, В. А. Шестаков / Серия: Уроки девяностых. Книга для учителя / А.Б. Безбородов, Н. В. Елисеева, В. А. Шестаков. - СПб.: Норма. - 2010. - 216 с.

3.     Википедия. - Свободная энциклопедия. - Августовский путч.

4.     Зевелев, А. Созидатель или разрушитель?/ Ю. Павлов / Б. Ельцин: факты и размышления. - М. - 1998. - С. 154.

5.     Карпачев, С.П. История России. Краткий курс лекций. - М. - 2013. - 273 с.

6.     Костиков, В. В. Эпоха Ельцина. Очерки политической истории./ В.В. Костиков [ и др.]; Предисл. Салмин А. М. - М. - 2001. - С. 815.

7.     Ратьковский, И.С. История Советской России: учебное пособие/ И.С. Ратьковский, М. В. Ходяков. - СПб.: Издательство «Лань». - 2001. - 416 с.

8.     Шейнис, В.Л Взлет и падение парламента. Переломные годы в российской политике./В.Л. Шейнис. 1985-1993: Монография. - Т. 1. - М. - 2005. - С. 493.

9.     Сайт «ТАСС, информационное агентство» (https://tass.ru/info/12159239)

10.  Сайт «История Беларуси» (https://www.belarus.by/ru/about-belarus/history)

Цитаты:

1.     А.Г.Лукашенко, Беларусь – от освобождения к независимости, Минский городской исполнительный комитет https://minsk.gov.by/ru/actual/view/209/2015/inf_material_2015_06_1.shtml

2.     Н.А.Козырев, Эпоха перестройки, Север.Реалии © 2021 https://www.severreal.org/a/30790363.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Фото-факты августовских событий 1991 года

 

Митингующие на танке у здания Верховного Совета, 20 августа 1991 года ТАСС

Митингующие на танке у здания Верховного Совета, 20 августа 1991 года

 

Президент СССР Михаил Горбачев, 1991 год Александр Чумичев/ТАСС

Президент СССР Михаил Горбачев, 1991 год

 

 

 

 

Вице-президент СССР Геннадий Янаев, 1991 год Владимир Мусаэльян/ТАСС

Вице-президент СССР Геннадий Янаев, 1991 год

 

 

 

Военная техника в Москве, 19 августа 1991 года Эдуард Песов, Владимир Мусаэльян/ТАСС

Военная техника в Москве, 19 августа 1991 года

 

 

 

 

 

 

Пресс-конференции членов ГКЧП  в пресс-центре МИД СССР, 19 августа 1991 года Владимир Мусаэльян, Александр Чумичев/ТАСС

Пресс-конференции членов ГКЧП в пресс-центре МИД СССР,

19 августа 1991 года

 

 

Выступление президента РСФСР Бориса Ельцина на митинге у здания Верховного Совета РСФСР, 20 августа 1991 года Александр Чумичев, Валерий Христофоров/ТАСС

Выступление президента РСФСР Бориса Ельцина на митинге у здания Верховного Совета РСФСР, 20 августа 1991 года

Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, 21 августа 1991 года Александр Чумичев, Дмитрий Соколов/ТАСС

Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, 21 августа 1991 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Провозглашение независимости республиками СССР

 

Республика

Провозглашение суверенитета

Провозглашение независимости

Провозглашение выхода из СССР

Независимость де-юре

Эстонская ССР
с 8 мая 1990:
Эстонская Республика

16 ноября 1988

20 августа 1991

20 августа 1991

6 сентября 1991

Литовская ССР
с 11 марта 1990:
Литовская Республика

18 апреля 1989

11 марта 1990

11 марта 1990

6 сентября 1991

Латвийская ССР
с 4 мая 1990:
Латвийская Республика

28 июля 1989

21 августа 1991

21 августа 1991

6 сентября 1991

Азербайджанская ССР
с 19 ноября 1990:
Азербайджанская Республика

23 сентября 1989

30 августа 1991

30 августа 1991

26 декабря 1991

Грузинская ССР
с 15 ноября 1990:
Грузинская Республика

26 мая 1990

9 апреля 1991

9 апреля 1991

26 декабря 1991

Российская СФСР
с 25 декабря 1991:
Российская Федерация

12 июня 1990

12 декабря 1991

26 декабря 1991

Узбекская ССР
с 31 августа 1991:
Республика Узбекистан

20 июня 1990

31 августа 1991

1 сентября 1991

26 декабря 1991

Молдавская ССР

с 5 июня 1990:
ССР Молдова
с 23 мая 1991:
Республика Молдова

23 июня 1990

27 августа 1991

27 августа 1991

26 декабря 1991

Украинская ССР
с 24 августа 1991:
Украина

16 июля 1990

24 августа 1991

24 августа 1991

26 декабря 1991

Белорусская ССР
с 19 сентября 1991:
Республика Беларусь

27 июля 1990

25 августа 1991

8 декабря 1991

26 декабря 1991

Туркменская ССР
с 27 октября 1991:
Туркменистан

22 августа 1990

27 октября 1991

27 октября 1991

26 декабря 1991

Армянская ССР
с 23 августа 1990:
Республика Армения

24 августа 1990

21 сентября 1991

23 сентября 1991

26 декабря 1991

Таджикская ССР
с 9 сентября 1991:
Республика Таджикистан

24 августа 1990

9 сентября 1991

9 сентября 1991

26 декабря 1991

Казахская ССР
с 10 декабря 1991:
Республика Казахстан

25 октября 1990

16 декабря 1991

16 декабря 1991

26 декабря 1991

Киргизская ССР
с 30 августа 1991:
Республика Кыргызстан

15 декабря 1990

31 августа 1991

31 августа 1991

26 декабря 1991

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Ельцин и Горбачев: два политика перестройки

03-026.jpgМихаил Сергеевич Горбачёв (1931) – 5-й Генеральный секретарь ЦК КПСС, президент СССР, обладатель Нобелевской премии.

Родился Михаил в семье крестьян в Ставропольском крае. Работать в своей биографии Михаил Горбачёв стал с 13 лет, еще во время учебы в школе. В 1948 году пошел служить в армию начальником склада.

Высшее образование в биографии Горбачёва было получено в МГУ имени Ломоносова, где он обучался на юридическом отделении. Закончив МГУ, стал работать в прокуратуре Ставрополя. В 1952 вступил в КПСС. К 1955 году дослужился до поста первого секретаря Ставропольского крайкома, а в 1966 году стал первым секретарем горкома партии.

Пост секретаря ЦК КПСС в биографии Горбачева был занят в 1978 году. А уже с 1980 года стал членом Политбюро. Спустя пять лет Михаил Сергеевич стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. В 1990 году Горбачёва избрали президентом СССР, так что он одновременно занимал две высочайшие должности: президента, Генерального секретаря. Деятельность Горбачёва на посту президента сопровождалась многочисленными экономическими, политическими реформами.

Когда же в 1991 году совершался переворот, Горбачёва отстранили от власти, однако позже он вернулся и снова занимал свой пост до распада Союза в декабре. После того, как в биографии Михаила Сергеевича Горбачёва были сложены полномочия президента, он все же не оставил политическую деятельность.

С 2000 году Горбачёв возглавил РОСДП, а со следующего года – СДПР (был лидером партии до 2004). В 1990 году получил Нобелевскую премию за проведение мирного процесса в международном сообществе.


elcin.jpgБорис Николаевич Ельцин (1931 – 2007) – государственный, политический деятель СССР, России, первый президент России.

Дата рождения Ельцина – 1 февраля 1931 года. Место рождения Ельцина – село Бутка Уральской области (сейчас Свердловская область).

После школы поступил в Уральский политехнический институт Кирова. Во время студенческих лет в биографии Бориса Ельцины было получено звание мастера спорта по волейболу. По окончанию обучения работал по специальности, на строительстве. Вначале был мастером, потом инженером, начальником комбината.

В 1975 году стал секретарем обкома Свердловска, через год – первым секретарем. Затем в своей биографии Б.Н. Ельцин стал депутатом Верховного Совета, членом Президиума СССР, членом ЦК КПСС. Занял пост первого секретаря городского комитета Москвы, а в 1987 году – министра СССР, народного депутата, а в 1990 – Председателя ВС РСФСР.

В июне 1991 года в биографии Бориса Николаевича Ельцина был занят пост президента РСФСР. Вскоре после подписания соглашения о создании Содружества независимых государств, распада СССР, вся президентская власть перешла к Ельцину.

Интересный факт, что в 1992 году во время первого официального визита Б. Н. Ельцина в США, одним из первых дел был звонок писателю Александру Солженицыну, проживающему в то время в этой стране. У них был долгий разговор, в частности, о Курильских островах.

Экономическая политика Ельцина планировалась радикальной. Но гиперинфляция, приватизация, снижение производства привели к экономическому кризису. Также правление Ельцина ознаменовано политическим кризисом. Не смотря на попытки импичмента президента Ельцина, а также неоднозначные результаты референдума, его власть укрепилась.

Затем в своей биографии Б.Ельцин подписал указ о расформировании Верховного Совета, создании Федерального собрания. В 1996 году Ельцин был избран президентом во второй раз. 31 декабря 1999 года он объявил об отставке.

Борис Ельцин умер 23 апреля 2007 года в результате остановки сердца, вызванной сердечно-сосудистой недостаточностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Статья на тему: «Августовские события 1991 года в

Статья на тему: «Августовские события 1991 года в

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ “В жизни каждого народа есть судьбоносные даты, которые становятся точкой отсчета нового этапа истории

ВВЕДЕНИЕ “В жизни каждого народа есть судьбоносные даты, которые становятся точкой отсчета нового этапа истории

В 1990-1991 годах развернулось острое противостояние между

В 1990-1991 годах развернулось острое противостояние между

Воспоминания действующих лиц и очевидцев были опубликованы в течение первых несколько лет после провала путча

Воспоминания действующих лиц и очевидцев были опубликованы в течение первых несколько лет после провала путча

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Августовские события 1991 года в

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Августовские события 1991 года в

БССР». Они закрепляли переход власти от коммунистической партии к

БССР». Они закрепляли переход власти от коммунистической партии к

СССР Александр Тизяков. От участия в

СССР Александр Тизяков. От участия в

России, в том числе Минобороны,

России, в том числе Минобороны,

Союзного договора на сессии ВС и

Союзного договора на сессии ВС и

РСФСР Ивана Силаева, а также членов

РСФСР Ивана Силаева, а также членов

Высшим органом по согласованию внутренней и внешней политики республик стал

Высшим органом по согласованию внутренней и внешней политики республик стал

Конституции СССР и РСФСР. По существу, такие ходы можно назвать игрой по «новым правилам» при тех же фигурах

Конституции СССР и РСФСР. По существу, такие ходы можно назвать игрой по «новым правилам» при тех же фигурах

В этой войне Советский Союз потерпел поражение и перестал существовать

В этой войне Советский Союз потерпел поражение и перестал существовать

СССР - растущее недовольство населения, связанные с периодическими перебоями с продовольствием (особенно в эпоху застоя и

СССР - растущее недовольство населения, связанные с периодическими перебоями с продовольствием (особенно в эпоху застоя и

При этом ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников

При этом ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников

ХХ века по насыщенности событий был эпохальным

ХХ века по насыщенности событий был эпохальным

Декларация, в статье 12 кoтoрoй сказанo, чтo пoлoжения настoящей

Декларация, в статье 12 кoтoрoй сказанo, чтo пoлoжения настoящей

Так, на наш взгляд, являлась недемoкратичнoй, прoтивoречащей междунарoднo-правoвым актам часть втoрая статьи 7, принятая в нoвoй редакции, где устанавливался запрет на сoздание и деятельнoсть пoлитических…

Так, на наш взгляд, являлась недемoкратичнoй, прoтивoречащей междунарoднo-правoвым актам часть втoрая статьи 7, принятая в нoвoй редакции, где устанавливался запрет на сoздание и деятельнoсть пoлитических…

Кoнституция. Так, сoгласнo статье 2

Кoнституция. Так, сoгласнo статье 2

Кoнституция СССР и некoтoрые иные сoюзные акты, кoтoрым oна дoлжна была сooтветствoвать, тo прекращение существoвания

Кoнституция СССР и некoтoрые иные сoюзные акты, кoтoрым oна дoлжна была сooтветствoвать, тo прекращение существoвания

Верховный Совет Республики Беларусь своим постановлением подтвердил, что 24 ноября 1996 г

Верховный Совет Республики Беларусь своим постановлением подтвердил, что 24 ноября 1996 г

Суверенитет Республики Беларусь характеризуется тремя существенными признаками: самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при реализации внутренних и внешних государственных функций, дифференцированным содержанием власти государства, которая осуществляется…

Суверенитет Республики Беларусь характеризуется тремя существенными признаками: самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при реализации внутренних и внешних государственных функций, дифференцированным содержанием власти государства, которая осуществляется…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, “августовская революция” и распад

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, “августовская революция” и распад

Первая особенность заключалась в том, что ключевым фактором повышения стабильности государственного развития в условиях переходного периода стало усиление координации в действиях всех ветвей власти, а…

Первая особенность заключалась в том, что ключевым фактором повышения стабильности государственного развития в условиях переходного периода стало усиление координации в действиях всех ветвей власти, а…

ЛИТЕРАТУРА: 1. Ненароков,

ЛИТЕРАТУРА: 1. Ненароков,

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Фото-факты августовских событий 1991 года

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Фото-факты августовских событий 1991 года

Вице-президент СССР Геннадий Янаев, 1991 год

Вице-президент СССР Геннадий Янаев, 1991 год

Пресс-конференции членов ГКЧП в пресс-центре

Пресс-конференции членов ГКЧП в пресс-центре

Чрезвычайная сессия Верховного

Чрезвычайная сессия Верховного

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Провозглашение независимости республиками

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Провозглашение независимости республиками

Украинская ССР с 24 августа 1991:

Украинская ССР с 24 августа 1991:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Ельцин и Горбачев: два политика перестройки

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Ельцин и Горбачев: два политика перестройки

Ельцины было получено звание мастера спорта по волейболу

Ельцины было получено звание мастера спорта по волейболу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2023