Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л
Оценка 4.7

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Оценка 4.7
Домашнее обучение +8
docx
дефектология +2
Все классы
25.04.2018
Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р′ Р Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка и должна быть сильной выдыхаемая воздушная струя. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения. Упражнение «Пощелкать кончиком языка» Цель упражнения. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами. Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно выполнить упражнение «Присоси конфетку». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы щелкал языком, а не чмокал. Упражнение «Вкусное варенье» Цель упражнения. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх. Выполнение упражнения. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх, она должна быть неподвижной. 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык будет распластанным, так шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. Упражнение «Индюки» Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части. Выполнение упражнения. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить движения передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл» (как индюк болбочет) Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед. Упражнение «Маляр» Цель упражнения. Учить ребенка поднимать язык вверх. Выполнение упражнения. Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед - назад. Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта. Упражнение «Чьи зубы чище?» Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им. Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и кончи- I ком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону. Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Упражнение «Барабанщики» Цель упражнения. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им. Выполнение упражнения. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. I Методические указания. 1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не хлюпал. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.Материал будет полезен как родителям так и детям
Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л.docx
Занятие №1 Звук Л 1. Повторение общих упражнений  (повторять ежедневно, перед зеркалом) ­   «Заборчик»   ­   зубы   сомкнуты,   губы   в   широкой   улыбке, «Трубочка» ­ губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. ­   Широко   открыть   рот,   считая   про   себя   до   10.   Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. ­ Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2. Базовое упражнение «Параход гудит» 3. Автоматизация звука Л в слогах:  в словах: в словосочетаниях: ­ ал­ал­ал           ал­ол­ал          ал­ал­ол ол­ол­ол          ол­ал­ол          ол­ол­ал ­ салат                сила                палатка палата              пчела              халат талант              пастила          галактика скала                похвала          скалы ­ голубые глаза                золотой кулон тяжёлый молоток молодой Володя ­ Я   нашёл   золотой   кулон.   Собака   Лайка   плохо   понимала малыша. Лыжня огибала болото и уходила к селу. Столовая ложка и половник сделаны из золотого металла.  4. Наизусть. 5. Запомнить. в предложениях: Звук ­ мы слышим, произносим Букву ­ видим, пишем. Занятие № 2  1. Повторение   общих   упражнений  (   повторять   ежедневно, перед зеркалом) 2. Базовое упражнение «Параход гудит» 3. Автоматизация звука Л ­ в слогах (каждую цепочку слогов по 5 раз):  ал­ол­ал          ал­ал­ол ол­ал­ол          ол­ол­ал ­ в словах(по 5 раз):  лоб                  локоть            село               Володя молод  лом                 ложка             одеяло                 ловкая лайка  лодка               лось             весело                 холодная день  мыло               лошадь         сало                   половник супа ­ в предложениях(по 5 раз): У Володи было лото.                                        Около болота утки. Мила пила молоко.                                           Володя будет пилотом. Надя мылась мылом.                                        Надя каталась на лодке. Лайка выследила лося.                                Таня скакала на лошади. С яблони упало спелое яблоко.                   В комнате светло и тепло. 4. Наизусть Колпак на колпаке под колпаком колпак. Занятие 3 1. Повторение общих упражнений ( повторять ежедневно, перед зеркалом) 2.  Базовое упражнение «Параход гудит» 3. Автоматизация звука Л ­ в слогах:  фла­фло­ фла                           вло­влу­вло влы­влэ­влы                           фло­влэ­фло ­ в словах: Флаг                флоксы             в ловушке Флакон            фланг               в лаве Флот                владыка           в луже ­ в словосочетаниях: Тяжёлый молоток                 голубые глаза Сладкое яблоко                    глубокий котлован Подсолнечное масло           складной стул 4. Наизусть Дочка Лола заболела. Не пила она, не ела. Целый день она молчала,  Книжек новых не читала. Кажется, она забыла, Как звук Л произносила. занятие №4. 1. Автоматизация звука Ль ­ в слогах: ля­ля­ля            лю­лю­лю         ля­ла­ля            лю­лу­лю лё­лё­лё            ле­ле­ле             лё­ло­лё            лё­ле­лё ­ в словах: поля, земля, лето, лень, липа, люди, люк, лён, клён, ели, пели, спали, искали, пекли, сидели, думали, видели, люблю, полю, велю, колю, хвалю,солю. ­ в словосочетаниях: на клумбе тюльпаны  болит пальчик дельфины увидели зелённая аллея ­ в предложениях: На поляне бегали лисята. Оля из лейки поливает тюльпаны. У мальчика болит пальчик. Галя и Лена увидели дельфинов. На аллеи посадили зелёные ели. 2. Наизусть Мотылёк. Мотылёк, мотылёк, Прилетел на василёк, Лёгкий словно стебелёк, Синий словно василёк.  Занятие № 5 1. Автоматизация звука Ль ­ в слогах:  ля­ла­ля            лю­лу­лю         лё­ле­лё лё­ло­лё            ле­лэ­ле             лё­ло­лё             Наизусть. ­ стих: Лето. Лето, лето, лето! Земля зеленью одета Зеленеют тополя, Зеленеют поля, Зеленеет клён и липа За калиткой у Филиппа. ­ скороговорка: Оля и Коля пели, плясали, Оля и Коля очень устали. Занятие № 1 Занятие №2 1.         Повторение упражнений: «Общие упражнения», «Барабанщик» 2.         Произноси   указанные   звуки   чётко   и   длительно:   столько,   сколько   ведёшь карандашом по звуковым дорожкам Др Тр Бр Фр  Р Хр 3.         Слуховая разминка Это лакета, это ракета, это акета, это якета, это ракета, это ракета, это вакета. 4.         Чётко произнеси получившиеся рифмовки целиком. ТРЫ – ТРЫ – ТРЫ – это осетры ТРАЦ – ТРАЦ – ТРАЦЬ – подо мной матрац ЫДРА – ЫДРА – ЫДРА  ­ на картинке выдра ТРАДЬ – ТРАДЬ – ТРАДЬ – ручка и тетрадь ТРО – ТРО – ТРО – в городе метро ТРОС – ТРОС – ТРОС – вот идёт матрос  5.         Слоговые рычалки На дорожке два ведра – дра – дро – дра; дра – дро – дра Я несу ещё ведро – дро – дра – дро; дро – дра – дро  Вот и друг идёт к ведру ­ дру – дро – дру; дру ­ дро ­ дру  Да, друзья всегда мудры – дры – дру – дры; дры – дру – дры Занятие № 2                                                         Звук Р 1. Повторение общих упражнений ( повторять ежедневно, перед зеркалом) ­ «Заборчик» ­ зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» ­ губы вытянуты  вперёд. Чередование этих движений 20 раз. ­ Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. ­ Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2. Повторять  упражнение   ежедневно,   перед   зеркалом,   выполнять   методические указания Упражнение «Барабанщики» подъем языка вверх и умение владеть им. Цель   упражнения.  Укреплять   мышцы   кончика   языка,   вырабатывать Выполнение   упражнения.   Улыбнуться,   открыть   рот   и   постучать кончиком   языка   за   верхними   зубами:   д­д­д.   Сначала   звук  д  произносить   медленно. Постепенно убыстрять темп. I Методические указания.  1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.  2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не хлюпал.  3. Кончик языка не должен подворачиваться.  4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться. 3.         Автоматизация звука Р ­ в слогах: (по 2­3 раза) ар – ор – ар;                ор – ор – ар;           ра – ро – ра;            ро – ро – ра; ор – ар – ор;                ар – ар – ор;           ро – ра – ро;            ра – ра – ро; ­ в словах: (по 2­3 раза) баран                           забор                      работа                      робот гараж                          бугор                      равнина                   рот комар                          мотор                      радость                    роза кочегар                       топор                      ракета                       рой ­ в словосочетаниях: (2­3 раза) родной край вырабатывающий характер первый трамвай ­ в предложениях: (по 2­3 раза) Я радуюсь за брата. Мне нравятся тропические растения. Мы проходим по красивому парку. Занятие №3                                       Звук Рь 1. Повторение общих упражнений ( повторять ежедневно, перед зеркалом) ­ «Заборчик» ­ зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» ­ губы вытянуты  вперёд. Чередование этих движений 20 раз. ­ Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. ­ Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2.   Повторять  упражнение   ежедневно,   перед   зеркалом,   выполнять   методические указания Упражнение «Барабанщики» Цель   упражнения.  Укреплять   мышцы   кончика   языка,   вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им. Выполнение   упражнения.   Улыбнуться,   открыть   рот   и   постучать кончиком   языка   за   верхними   зубами:   д­д­д.   Сначала   звук  д  произносить   медленно. Постепенно убыстрять темп. I Методические указания.  1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.  2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не хлюпал.  3. Кончик языка не должен подворачиваться.  4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться. Занятие № 4 3. Автоматизация звука Рь ­ в слогах: (по 2­3 раза) ри – ре – ри                  ер – ир – ер               ри – ри – ре           ир – ир ­ ер Ре – ре – ри                  ир – ер – ир              ре – ри – ри            ер – ер – ир ­ в словах: (по 2­3 раза) ринг                            ребус                       реки риск                            редька                     резко рисунок                      рейд                        ремень ритм                           репа                         ремонт ­ в словосочетаниях: (2­3 раза) варёная репа грецкий орех капризный ребёнок ­ в предложениях: (по 2­3 раза) Рима успевает по трём предметам. Я буду стричься в парикмахерской в апреле. Он бреется бритвой. 4. Наизусть.  (При воспроизведении скороговорки постепенно ускорять темп) Тары – бары Растабары У варвары Куры стары Занятие №5 1.Автоматизация звука Р ­ в слогах: (по 2­3 раза) ар – ор – ар;                ор – ор – ар;           ра – ро – ра;            ро – ро – ра; ор – ар – ор;                ар – ар – ор;           ро – ра – ро;            ра – ра – ро; ­ в словах: (по 2­3 раза) баран                           забор                      работа                      робот гараж                          бугор                      равнина                   рот комар                          мотор                      радость                    роза кочегар                       топор                      ракета                       рой ­ в словосочетаниях: (2­3 раза) родной край вырабатывающий характер первый трамвай ­ в предложениях: (по 2­3 раза) Я радуюсь за брата. Мне нравятся тропические растения. Мы проходим по красивому парку. Занятие №6 2.Автоматизация звука Рь ­ в слогах: (по 2­3 раза) ри – ре – ри                  ер – ир – ер               ри – ри – ре           ир – ир ­ ер Ре – ре – ри                  ир – ер – ир              ре – ри – ри            ер – ер ­ ир ­ в словах: (по 2­3 раза) ринг                            ребус                       реки риск                            редька                     резко рисунок                      рейд                        ремень ритм                           репа                         ремонт ­ в словосочетаниях: (2­3 раза) варёная репа грецкий орех капризный ребёнок ­ в предложениях: (по 2­3 раза) Рима успевает по трём предметам. Я буду стричься в парикмахерской в апреле. Он бреется бритвой. 3. Наизусть Тары – бары Растабары У варвары Куры стары Занятие № 7 1.         Автоматизация звука Р ­ в слогах: ор – ур – ор              ор – ор – ур             ро – ру – ро              ро – ро ­ ру ур – ор – Ур             ур – ур – ор             ру – ро – ру              ру – ру – ро ­ в словах: Роль                         рубашка                  баран                        старуха Робость                   руки                         гараж                       оружие Розыск                     рубин                      сигара                       папирус Роща                        рукав                       парус                        кенгуру ­ в словосочетаниях: Да здравствует дружба; Огромный пруд; Матрос на корабле. ­ в предложениях: Я провожаю друга в метро. Мы проходим по красивому парку. Брат работает на тракторе. 2.         Автоматизация звука Рь ­ в слогах: ре – ря – ре              яр – ер – яр            яр – яр – ер               ре – ре ­ ря ря ­ ре – ря              ер – ер – яр            ер – яр – яр               ря – ря – ре ­ в словах: Пари                      рябина                   дряхлый                     Кудри Парик                    рябчик                   дряблый                     кадрить Старик                  рядовой                 дремлет                      пудрит              Турист                  рядом                     древний                     пудреница ­ в словосочетаниях: Зря мудрят;                                   карельская берёза; Берег реки;                                    утренняя зарядка; Баренцево море;                           срезать кудри. 3. Наизусть: ( считалка) Тара – тара – тара – Ра! Вышли в поле трактора, Стали пашню боронить, Нам бежать тебе водить! Занятие № 8 1.         Автоматизация звука Р ­ в слогах: ры – ра – ры           ра – ра –ры            рэ – рэ – ры           ры – рэ ­ рэ  ра – ры – ры           ры – ры – ра         ры – ры – рэ           рэ – ры – ры ­ в словах: Взрослый            Ребёнок                               Взрослый                     Ребёнок Го ­                      ра гора                                 ку ­                             ры куры Но ­                     ра нора                                веет ­                          ры ветры Ды ­                    ра дыра                                 кома ­                        ры комары По ­                     ра пора                                 дво ­                          ры дворы Жа ­                     ра жара                                тиг ­                           ры тигры Иг ­                      ра игра                                 што ­                         ры шторы  Вёд ­                    ра вёдра                               помидо ­                   ры помидоры Выд ­                   ра выдра                              мухомо ­                   ры мухоморы ­ в словосочетаниях: Огромный парк;                              крупный виноград; Вокруг дворца;                                шиферная крыша; В городе Грозном;                          дружба народов. ­ в предложениях: Я вырабатываю красивое произношение. На краю крутого обрыва рос огромный старый  дуб. Рома ест макароны с сыром. Крот портит корни растений. 2. Наизусть: Тропка на травке, Травка на тропке. 2.         Автоматизация звука Рь ­ в слогах: ири – ери – ири                ири – ери – ери              ере – ири ­ ере ери – ири – ери                ери – ири – ири              ири – ере ­ ири ­ в словах: Фонари – фонарь                       календари ­ календарь Буквари – букварь                     звери ­ зверь Снегири – снегирь                    пузыри – пузырь ­ в словосочетаниях: кривое ребро                           внутри ребра утренняя зарядка                    гриб в разрезе срезать кудри                          переправа у реки ­ в предложениях: Рита временно меняет адрес. Меня тревожит предстоящая встреча. Премию решили  присудить трём ремонтникам. Моряк уже рядом с берегом. 3. Наизусть Варя варит варенье  И повторяет стихотворень Занятие № 9 1.         Дифференциация звука Р – Рь ­ в слогахра:  ра – ря – ра             ря – ря – ра           арь – ар ­ арь   ря – ра – ря             ра – ря – ря           ярь – яр – ярь ­ в словах:       Барбарис            парикмахер              преграда             природа       Ориентир           прикрытие               разряд                 прибор       Карьера              портрет                    премьера             разрез       ­ в словосочетаниях:       Редкая марка                       граница республики            деревянный сруб       Рекорд мира                        берёзовая роща                    равнение на тренера       Ремонт квартиры                морской прибой                   кудрявый друг       ­ в предложениях:       Я испытываю огромный интерес к природе. Рита временно не работает. Я пеку пирог с  вареньем. Мой портрет висит в районном театре. Рыбак быстро грёб к берегу.        ­ Наизусть: Солил Терентий грибочки Сразу в тридцать три бочки. Занятие № 10 1. Дифференциация звука Р­Рь  – в слогах: Ры­ри­ры             ри­ри­ры            ирь­ир­ирь  Ри­ры­ри             ры­ри­ри             Ир­ирь­ир В словах: Разрез                     реформа                       тренажёр Разряд                    серебро                         вратарь Ребро                     траектория                    перестроить Распорядок            тренер                           передразнить  Рекорд                    реестр                           переговоры Дрессура                прорезь                        переиграть ­в словосочетаниях: Ремонт квартиры             равнение на тренера           туристский маршрут Рекорд мира                     кудрявый друг                     острое зрение Граница республики       борец за мир                        артист на репетиции Берёзовая роща               крепкая дружба                    приятный бригадир Морской прибой            тракторный прицеп              коричневый забор  Деревянный сруб           открытая дверь                     арендатор фермы ­в предложениях: Я борюсь за правду. Я вырезаю рисунок на трости. Я прекращаю приём процедур. Я просматриваю корреспонденцию. Мне нравится распорядок бригадира. 2. Выучить наизусть: Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот. И никто не разберёт, где ворота, а где рот. Занятие № 11 1. Дифференциация звука Р­Рь  ­слогах: Ре­рэ­ре           рэ­рэ­ре          эр­эрь­эр Рэ­ре­рэ           ре­ре­рэ          эрь­эр­эрь ­в словах: Приоритет               перевыборы                     разогреть Перекрытие            перервать                         перебросить Перестроить               перепортить                   перегрызть Переговоры               разрезать                        перерывать ­в словосочетаниях: Переломать рейку                     перевыборы президента Разогреть микроволновку        перебросить через забор Перекрытие дороги                  сыворотка из­под простокваши  ­в предложениях: Рыба быстро грёб к берегу. Проворные ящерицы быстро передвигаются. Прямо на встречу бьёт резкий ветер. Реки, горы не стареют. ­выучить наизусть: Тра­тра­тра, на трамвай бегу с утра. Тро­тро­тро, трое едут на метро. Тру­тру­тру, трудно строить на ветру. Тры­тры­тры, змеи в тропиках хитры. Занятие № 12 1. Дифференциация звука Р­Рь    ­ в слогах: Ра­ря­ра               ря­ря­ра                 аря­яря­аря Ря­ра­ря               Ра­ра­ря                 яря­яря­аря ­ в словах: Заря                   перевернуть                  Моряк               порядок Наряд                прихрамывать Зарядка             расхрабриться Коряга              реконструкция ­ в словосочетаниях: Варенная рапа                   Баренцево море Крейсер «варяг»               карельская берёза Грецкий орех                    утренняя зарядка Берег реки                        срезать кудри Зря мудрят                        кривое ребро ­ в предложениях: Борьба за порядок в квартире приведёт к примирению сторон. Нарядный парик напудрен сиреневой пудрой. Корягу прибило к дереву. У стряпухи Дарьи весь день аварии. Порядок время бережет. Кривому и прямое криво. 2. выучить наизусть: ри–ри–ри ­ ржаные сухари                   В декабре, в декабре ре­ре­ре – домик на горе                       Все деревья в серебре. ря­ря­ря – румяная заря                        Нашу речку, словно в сказке, арь­арь­арь – рванный календарь.       За ночь вымостил мороз,                                                                  Обновили коньки, салазки,                                                                  Ёлку из леса привёз. Гроздья рябины на солнце горят.         Рябит от рябины в глазах у ребят. Занятие № 13 1. Дифференциация звуков Р­Л    ­ в слогах: ра­ла­ра                   ра­ра­ла             лал­рар­лал ла­ра­ла                   ла­ла­ра             лар­рал­лар ­ в словах: журнал                   республика            Фрол           Карл километр               оверлок                   Лавр грелка                     марля                     Лора прослойка              перелёт                  Клара ­ в словосочетаниях: Ветровое стекло                      Вольная борьба Жаркий полдень Здравый смысл ­ в предложениях: Уникальные коралловые рифы мы наблюдали на Красном море. Кривое зеркало  действовало удручающе. Оригинальную хризантему перенесли в оранжерею. 2. Выучить наизусть: ­ скороговорку: Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.   Занятие № 14 1. Дифференциация звуков Р­Л    ­ в слогах: ро­ло­ро                   ро­ро­ло             лол­рор­лол ло­ро­ло                   ло­ло­ро             лор­рол­лор ­ в словах: Кислород                пробел                прохлада Крыло                     прокол                разлад Лаборант                промысел           рыболов Мармелад              протокол             берлога ­ в словосочетаниях: Спелый виноград                  открылся вернисаж Стальные рельсы                  парламентское решение Крыло голубя                        горный орёл Волосяной покров                махровое полотенце ­ в предложениях (поговорки, потешки, высказывания): Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть. Тигр хоть и лют, а своих  тигрят не сожрёт. Правдивое слово ­ как лекарство: горько, зато излечит.  Лучшее  лекарство всегда говорить правду. С хорошим другом горы свернёшь, с плохим другом  горя хлебнёшь. 2. Наизусть: Вёз корабль карамель,                                     Наскочил корабль на мель, И матросы две недели Карамель на мели ели. Занятие № 15 1. Дифференциация Р­Л: ­ в словах: Рарь­ряр­рарь             рарь­рарь­ряр Ряр­рарь­ряр               ряр­ряр­рарь ­ во фразах, пословицах, поговорках: Гром не грянет, мужик не перекрестится. Привычка ­ вторая натура. Не разгрызёшь ореха,  так и не съешь ядра. Терпенье и труд всё перетрут. 2. Наизусть ( скороговорку). Была у Фрола – Фролу про Лавра рассказала (наврала), Пойду к Лавру – про Лавра расскажу (навру).   3. Наизусть (стих) Лето Солнце греет, Щедро греет. На пригорках Рожь буреет. Рожь буреет  Рядом с гречкой Гнутся удочки  Над гречкой… Занятие №16 1.  Дифференциация Р­Л: ­ в словах: Ля – ря – ря                        ря – ля – ля                     арь – ярь ­арь Ря – ря – ря                        ля – ря – ря                      аря – яра – аря ­ в словах: Марля                     скарлатина                      лирика Перелёт                  лекарь                              результат Карлик                   рельсы                              рефлекс ­ в предложениях: Мне нравятся прогулки по морозному лесу. Дарья решила рассказать  стихотворение. Ирина любит старые мелодии. ­ в скороговорках, потешках: Лето – припасиха, зима – прибериха.  Трус и дурак первым поднимет  кулак. 2. Наизусть. Ушёл Прокоп – кипел укроп, Пришёл Прокоп – кипел укроп, Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипел укроп. Занятие № 17 1. Дифференциация Р­Л: ­ в слогах: Рюль – люрь – рюль              лру – рлу – лру            рель – лерь ­ рель Люрь – рюль – люрь              рлу – лру – рлу           лерь – лерь – рель ­ в словах: скарлатина             трюфель                    Адриан                  шарабан треугольник           стремление               Петроград              чурбан мурлыкать              результат                  Прободал               ворчали ­ в предложениях: Благоразумие ­ лучшая черта храбрости. Молодой человек приятной наружности: тридцать   вёрст   в   окружности.   На   горке   у   речки   уродилась   гречка.   Рот   не   огород,   не затворишь ворот. Перед правым горы преклоняются. Троша трёт, трёт кастрюлю тряпкой. Фараон фаворит на сапфир сменял нефрит. 2. Выучить наизусть БАРАБАН  (Шутка­скороговорка)  Кто продырявил барабан, барабан,  Кто продырявил старый барабан?  Барабанил в барабан барабанщик наш,  Барабанил в барабан тарабарский марш.  Барабанил в барабан барабанщик Адриан,  Барабанил, барабанил, бросил барабан.  Пришел баран, прибежал баран,  Прободал барабан, и пропал барабан.  Сел барабанщик на шарабан,  Торопился в Петроград поправлять барабан.  — Вот, гражданин, с барабаном несчастье.  Где тут проживает барабанный мастер?  — Мастер барабанный на углу Караванной.  — Здравствуй, здравствуй, барабанный мастер,  Вот с барабаном, посмотри, несчастье.  Мастер барабанный сел на чурбан,  Поправлял барабан, драный барабан.  Барабанщик Адриан забрал барабан,  Забрал Адриан барабан в шарабан.  На дороге шарабан. В шарабане Адриан.  ** *  Кирюша­Кирилл огород долго мерил. Мерил, мерил, перестал,  лег под деревом — устал. Занятие № 18 1. Дифференциация Р­Л: ­ в слогах: Рюрь – люль – рюрь              лру – рлу – лру            рель – лерь ­ рель Люрь – рюль – люрь              рлу – лру – рлу           лерь – лерь – рель ­ в словах: лак­рак                       игла­игра                       лож­рож зола­кора                   плут­прут                      ложки­рожки лама­рама                  полка­порка                  Лёва­рёва лов­ров                      баллон­барон                жалить­жарить ­ в потешках, поговорках и т.д. Скрытый бугорок не велик, а дровни может повалить. Глубокая река молчалива, а мелкая река шумлива. Корова черна, да молоко у неё бело. Крысы знают красивые тропки. Благоразумие ­ лучшая черта храбрости. ­ в чистоговорках: Ла­лы­лу, ла­лы­лу –                                   Ра­ла­ри, ра­ла­ри – Волки выли на луну                                    Прилетели снегири  Ра­ры­ре, ра­ры­ре –                                   Ра­ря­ли, Ра­ря­ли – Страшно стало на дворе.                            Вышли в море корабли. 2. Наизусть. Три налима, три фарели Наш рыбак поймал на мели. ­ Вот улов, так улов! Радовался рыболов.  Занятие № 19 1. Дифференциация Р­Л: ­ в слогах: Рорь – лёль – рорь              лро – рло – лро            рэль – лерь ­ рэль Ллрь – рёль – лёрь              рло – лро – рло           лэрь – лэрь – рель ­ в словах: Алина­Арина                 переиграть                 расхрабриться малина – Марина           перевернуть               реконструкция палить – парить             прихрамывать           бригадир ­ в предложениях, пословицах, потешках  и т.д.: Герой рождается в избе , а умерает в борьбе. Дома крупу не запарит, а у соседей  кашу варит. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Пора пройдёт, так и другая придёт.  Рот не огород, не затворишь ворот. На горке у речки уродилась гречка. Глазу верь, а  прибором проверь. Трус и дурак первым поднимает кулак. Кто друг прямой, тот брат  родной. Реки, горы нне стареют. Меня тревожит предстоящая встреча .Я рифмую  стихотворение. 2. Наизусть. ВЫГОВОРИТЬ ХОЧУ К логопеду я хожу, Выговаривать хочу. Звуки Р и Л, друзья, Пригодятся мне всегда. Язычок я подниму­ «лодка», «ландыш» скажу. Если дуну посильнее, Р получился скорее. «роза», «радуга», «картечь»­ Будет правильною речь! 4. Ромка Люба жила в деревне. Там было много коров. У коровы Милки родился маленький телёнок с белым пятном на лбу. Его назвали Ромкой. Люба поила и кормила его из рук. И телёнок Ромка привык к ней. Днём Ромка гулял по полю, щипал травку. Но увидев Любу, стрелой летел к ней. Рос Ромка быстро. И очень скоро сделался большим страшным быком. Все его стали бояться, все стараются обойти его стороной. Только Люба смело подходит к Ромке. Знает, что он не тронет её. Вопросы 1. Где жила Люба?                                                    3. Как Люба ухаживала за телёнком? 2. Кто родился у коровы Милки?                            4. Почему Ромка не трогал Любу, когда вырос? Почему улыбалась Марина Малыши удивлены,                                 Наступилатишина… что на небе пол­луны.                              Не ответила Луна... Первым выкрикнул Павлуша:                Только хитрая Марина, — Половиночка послушай!..                   молча улыбается. А продолжила Ирина:                              Ей­то видно: половинка — Где другая половина?!                        в лужице купается. А потом кричит Андрей — Отвечай нам поскорей!                                                              (В. Фетисов)

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л

Автоматизация и дифференциация звуков Р,Л
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018