«Автономное существование человека в природе»

  • doc
  • 30.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала konspekt_otkrytogo_uroka.doc

 

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

 

Тема:          «Автономное существование человека в природе»

Класс:

Учитель

Дата проведения:

Цели:

Образовательные:

·        Контроль знаний и умений учащихся по теме «Автономное существование человека в природе».

·        Учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения.

Развивающие:

·        Развивать у учащихся познавательные процессы.

·        Развивать умения анализировать различные ситуации.

·        Стимулировать повышение уровня требований личности к себе через состязательность и соперничество, ответственность за качество знаний и результаты командного первенства.

Воспитательные:

·        Формировать у учащихся выдержку, самообладание, внимательность, умение правильно оценивать обстановку, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение.

Материальное обеспечение:

·        Учебный фильм «Первый поход»;

·        Карточки с заданиями;

·        Два набора предметов, необходимых для похода;

·        кассета с туристическими песнями;

·        «дрова»  для костра;

·         набор карандашей.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

     Организационный элемент – 1 минута: доклад дежурного по классу об отсутствующих; проверка готовности к уроку.

 

2. Проведение игры «Путешественники».

     Класс заранее делится на две команды, выбираются капитаны.

     Капитаны сообщают названия команд.

 

1. «Первый поход» - 20 мин.

     Просмотр  учебного фильма – 15 мин.

     Во время просмотра командам необходимо фиксировать ошибки, которые они  заметят в фильме.

     Обсуждение фильма – 5 мин.

 

2. Физкультурная минутка « Собери рюкзак» - 4 мин.

     Эстафета – участник добегает до рюкзака, выбирает нужную вещь и кладет ее в рюкзак, возвращается к команде.

Побеждает команда, которая быстрее и правильнее соберет рюкзак.

 

3. Кроссворд – 3 мин.

     Каждой команде предлагается разгадать кроссворд, содержащий понятия, известные каждому путешественнику. Назвать главное слово кроссворда. Побеждает команда, которая быстрее и правильно разгадает свой кроссворд.

      Приложение 1.

 

4. Ориентирование – 5 мин.

     Капитаны работают у доски по теме «Определение сторон света по местным признакам»

     Приложение 2.

     Команда получает лист в клеточку, ручку и карточку с заданием. По легенде на карточке построить буквы.

     Из полученных букв составить слово.

     Приложение 3.

 

5. Разведение костра – 3 мин.

          Командам необходимо быстро и правильно соорудить макеты костров.

Первая команда – «шалаш» и «таежный». Вторая команда – «колодец» и «звездный».

     Ответить на вопросы:

·        Перечислите меры противопожарной безопасности при разжигании костра.

·        Как правильно выбрать место для разведения костра?                                                           

 

6. Знаки международной кодовой таблицы – 3 мин.

      Команды выкладывают знаки международной кодовой таблицы.

      Приложение  4.

 

7. Ситуационные задачи – 4 мин.

     Команды получают карточки с задачами. Решают их, комментируют.        Приложение 5.

 

Подведение итогов урока 2 мин.

     Подсчитываются очки команд, выявляется победитель, выставляются оценки.

 

 

Приложение №1.

Кроссворд для первой команды

 

1.     Прибор для определения сторон света. /Компас/

2.     Небесное светило, которое в дневное время служит для путешественников одним из ориентиров. /Солнце/

3.     Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар. /Костер/

4.     Сумка туриста. /Рюкзак/

 

Главное слово кроссворда – ВИД ВРЕМЕННОГО УКРЫТИЯ. /Палатка/

 

 

4

1

 

3

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд для второй команды.

 

1.     Средство для ловли рыбы. /Удочка/

2.     Его используют для преодоления болота. /Шест/

3.     С его помощью можно преодолеть водную преграду. /Плот/

4.     Место, где берет свое начало река. /Исток/

 

Главное слово кроссворда -  ЕМКОСТЬ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ В ПОХОДЕ. /Котелок/

 

1

 

 

 

 

4

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2.

 

Определение сторон света по местным признакам

 

    

север

юг

запад

восток

 

 

 

 

 

1.     лишайник на сосне

2.     в жаркую погоду большее выделение смолы

3.     крутая сторона муравейника

4.     кора деревьев темнее и грубее

5.     подсолнух поворачивает «голову» в полдень

6.     жилища диких пчел

7.     проталина весной

8.     алтарь в церкви

9.      приподнятый конец перекладины креста на куполе церкви

10.  полярная звезда

11.  тень от солнца в полдень

12.  летом с этой стороны деревьев, камней, пней земля более влажная

13.  около больших камней и пней снег быстрее оттаивает

14.  в жаркую погоду трава раньше начинает желтеть

15.  летом в 20 часов местного времени располагается солнце

КЛЮЧ

 

север

юг

запад

восток

1, 3, 4, 9, 10, 11, 12

2, 5, 6, 7, 13, 14

15

8

 

Приложение №3.

 

ЗАДАНИЕ №1.

      Ключевое слово: Собранные вместе медикаменты.

 

1.     11 – С-В                1. 11 - С            1. 10 – В              1. 5 - З

2.     11 – Ю-В               2.  8 -  В            2.  5 – З                2. 5 - Ю

3.       4 – С-З                 3. 11 – Ю          3. 11 – Ю             3. 4 - В

4.     14 – З                                                                            4. 4 - З

                                                                                5.  6 - Ю

                                                                                                6. 5 – В

     1. 5 – Ю                       1. 11 – Ю            1. 11 – С-В

     2. 5 – В                         2. 6 – С               2. 11 – Ю-В

     3. 5 – С                         3. 5 – С-В           3. 4 – С-З

     4. 11 – Ю                     4. 5 – Ю-З           4. 14 - З    

                                          5. 6 – Ю-В

 

ЗАДАНИЕ №2

Ключевое слово: Прибор для очистки воды.

 

1.     5 – З                     1. 11 – Ю                1. 2 – В                1. 11 - Ю

2.     5 – Ю                   2. 11 – С-В              2. 8 – С               2. 5 - В

3.     10 – В                   3. 11 – Ю                3. 4 – С-В           3. 6 - С

4.     5 – С                                                     4. 3 – В               4. 5 - З 

5.     5 – З                                                      5. 11 - Ю 

6.     11 - Ю

 

1. 10 – В                   1. 11 – С

2. 5 – З                      2. 5 – В

3. 11 – Ю                  3. 6 – Ю.

                                  4. 5 – З

 

Приложение №4.

 

I  - нужен врач, серьезная травма

II – нужны медикаменты

X – не имеем возможности к передвижению

F – нужны пища и вода

N - нет

Y - да

LL – все впорядке

K – укажите направление следования

I – следую в этом направлении

 

 

Приложение №5.

Ситуационные задачи.

 

1.

     Рядом  с вашим биваком – ручей сомнительной чистоты и болотце. Воду для приготовления пищи вы будете брать:

1.     из ручья;

2.     из болотца;

3.     из специально вырытой ямы рядом с болотцем.

/ 3 – после того, как она отстоится/

 

2.

     Двигаясь по лесу, вы потеряли ориентировку. Как вы поступите:

1.     сразу же прекратите движение и попытаетесь восстановить ориентировку с помощью компаса или природных признаков;

2.     ускорите темп и продолжите движение;

3.     будете двигаться в обратном направлении.

/1 – если это трудно, то следует организовать временную стоянку на сухом месте/

 

 

3.

     Совершая переход по тайге, вы потеряли ориентировку. Зная о том, что в случае невыхода к назначенному пункту вас будут искать, вы:

1.     выйдите на открытое место, учитывая то, что в тайге разглядеть вас с воздуха будет трудно;

2.     подготовите и разожжете костер и, поддерживая огонь, будете ждать спасательный вертолет;

3.     при появлении вертолета в зоне видимости будете бегать, кричать, размахивать руками, пытаясь привлечь внимание экипажа;

4.     подожжете сухое дерево на опушке леса;

5.     используете зеркало для подачи сигнала бедствия.

/2, 5 – для людей, терпящих бедствие, сигналом о помощи является костер. Чтобы своевременно подать сигнал бедствия вертолету, костер необходимо заготовить заранее. В лесных массивах нужно выбрать место с разреженной растительностью: опушку леса, просеку, берег водоема, поляну. Заранее подготовить дрова и сложить костер. Для дымообразования рядом с костром сложить свежую траву, мох, листву деревьев и т.д. При появлении самолета, вертолета поджечь костер и добавить заготовленный материал для дымообразования. Костры поджигают только тогда, когда самолет (вертолет)  появился в зоне видимости. Кроме этого, внимание воздушного судна можно привлечь и другими подручными средствами подачи сигналов стихийных бедствий./

 

4.

     У вас не оказалось спичек. Расстояние до ближайшего населенного пункта 70 км. Вы находитесь в гористой местности, богатой твердыми минералами. Из снаряжения у вас имеется охотничье ружье, нож, котелок, фляга, запасы воды и пищи. Вам предстоит ночевка в лесу при сильном морозе. Для обогрева и приготовления пищи вам необходим костер. Какие подручные средства вы будете использовать для добывания огня, учитывая, что горючего материала заготовлено достаточно:

1.     нож и твердые минералы (кварц, агат);

2.     холостой выстрел;

3.     деревянные бруски.

/1,2 – Получить огонь можно, используя искру. До изобретения спичек человек, добывал огонь, используя кресало, кремень и трут.  В качестве кресала может служить металлическая пластина (нож), с помощью которой высекается сноп искр. В качестве трута можно использовать фитиль из ваты или мягкой шерсти, сухой мох. В качестве кремня лучше использовать твердые минералы (кварц, агат). Зажечь подготовленный костер проще с помощью холостого выстрела. Для этого необходимо из патрона вынуть пулю, порох в гильзе ватой для предотвращения высыпания и направить сноп огня, образующийся при выстреле, на горючий материал./