«Автономное существование человека в природе»
Оценка 4.6

«Автономное существование человека в природе»

Оценка 4.6
doc
30.04.2020
«Автономное существование человека в природе»
konspekt_otkrytogo_uroka.doc

 

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

 

Тема:          «Автономное существование человека в природе»

Класс:

Учитель

Дата проведения:

Цели:

Образовательные:

·        Контроль знаний и умений учащихся по теме «Автономное существование человека в природе».

·        Учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения.

Развивающие:

·        Развивать у учащихся познавательные процессы.

·        Развивать умения анализировать различные ситуации.

·        Стимулировать повышение уровня требований личности к себе через состязательность и соперничество, ответственность за качество знаний и результаты командного первенства.

Воспитательные:

·        Формировать у учащихся выдержку, самообладание, внимательность, умение правильно оценивать обстановку, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение.

Материальное обеспечение:

·        Учебный фильм «Первый поход»;

·        Карточки с заданиями;

·        Два набора предметов, необходимых для похода;

·        кассета с туристическими песнями;

·        «дрова»  для костра;

·         набор карандашей.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

     Организационный элемент – 1 минута: доклад дежурного по классу об отсутствующих; проверка готовности к уроку.

 

2. Проведение игры «Путешественники».

     Класс заранее делится на две команды, выбираются капитаны.

     Капитаны сообщают названия команд.

 

1. «Первый поход» - 20 мин.

     Просмотр  учебного фильма – 15 мин.

     Во время просмотра командам необходимо фиксировать ошибки, которые они  заметят в фильме.

     Обсуждение фильма – 5 мин.

 

2. Физкультурная минутка « Собери рюкзак» - 4 мин.

     Эстафета – участник добегает до рюкзака, выбирает нужную вещь и кладет ее в рюкзак, возвращается к команде.

Побеждает команда, которая быстрее и правильнее соберет рюкзак.

 

3. Кроссворд – 3 мин.

     Каждой команде предлагается разгадать кроссворд, содержащий понятия, известные каждому путешественнику. Назвать главное слово кроссворда. Побеждает команда, которая быстрее и правильно разгадает свой кроссворд.

      Приложение 1.

 

4. Ориентирование – 5 мин.

     Капитаны работают у доски по теме «Определение сторон света по местным признакам»

     Приложение 2.

     Команда получает лист в клеточку, ручку и карточку с заданием. По легенде на карточке построить буквы.

     Из полученных букв составить слово.

     Приложение 3.

 

5. Разведение костра – 3 мин.

          Командам необходимо быстро и правильно соорудить макеты костров.

Первая команда – «шалаш» и «таежный». Вторая команда – «колодец» и «звездный».

     Ответить на вопросы:

·        Перечислите меры противопожарной безопасности при разжигании костра.

·        Как правильно выбрать место для разведения костра?                                                           

 

6. Знаки международной кодовой таблицы – 3 мин.

      Команды выкладывают знаки международной кодовой таблицы.

      Приложение  4.

 

7. Ситуационные задачи – 4 мин.

     Команды получают карточки с задачами. Решают их, комментируют.        Приложение 5.

 

Подведение итогов урока 2 мин.

     Подсчитываются очки команд, выявляется победитель, выставляются оценки.

 

 

Приложение №1.

Кроссворд для первой команды

 

1.     Прибор для определения сторон света. /Компас/

2.     Небесное светило, которое в дневное время служит для путешественников одним из ориентиров. /Солнце/

3.     Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар. /Костер/

4.     Сумка туриста. /Рюкзак/

 

Главное слово кроссворда – ВИД ВРЕМЕННОГО УКРЫТИЯ. /Палатка/

 

 

4

1

 

3

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд для второй команды.

 

1.     Средство для ловли рыбы. /Удочка/

2.     Его используют для преодоления болота. /Шест/

3.     С его помощью можно преодолеть водную преграду. /Плот/

4.     Место, где берет свое начало река. /Исток/

 

Главное слово кроссворда -  ЕМКОСТЬ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ В ПОХОДЕ. /Котелок/

 

1

 

 

 

 

4

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2.

 

Определение сторон света по местным признакам

 

    

север

юг

запад

восток

 

 

 

 

 

1.     лишайник на сосне

2.     в жаркую погоду большее выделение смолы

3.     крутая сторона муравейника

4.     кора деревьев темнее и грубее

5.     подсолнух поворачивает «голову» в полдень

6.     жилища диких пчел

7.     проталина весной

8.     алтарь в церкви

9.      приподнятый конец перекладины креста на куполе церкви

10.  полярная звезда

11.  тень от солнца в полдень

12.  летом с этой стороны деревьев, камней, пней земля более влажная

13.  около больших камней и пней снег быстрее оттаивает

14.  в жаркую погоду трава раньше начинает желтеть

15.  летом в 20 часов местного времени располагается солнце

КЛЮЧ

 

север

юг

запад

восток

1, 3, 4, 9, 10, 11, 12

2, 5, 6, 7, 13, 14

15

8

 

Приложение №3.

 

ЗАДАНИЕ №1.

      Ключевое слово: Собранные вместе медикаменты.

 

1.     11 – С-В                1. 11 - С            1. 10 – В              1. 5 - З

2.     11 – Ю-В               2.  8 -  В            2.  5 – З                2. 5 - Ю

3.       4 – С-З                 3. 11 – Ю          3. 11 – Ю             3. 4 - В

4.     14 – З                                                                            4. 4 - З

                                                                                5.  6 - Ю

                                                                                                6. 5 – В

     1. 5 – Ю                       1. 11 – Ю            1. 11 – С-В

     2. 5 – В                         2. 6 – С               2. 11 – Ю-В

     3. 5 – С                         3. 5 – С-В           3. 4 – С-З

     4. 11 – Ю                     4. 5 – Ю-З           4. 14 - З    

                                          5. 6 – Ю-В

 

ЗАДАНИЕ №2

Ключевое слово: Прибор для очистки воды.

 

1.     5 – З                     1. 11 – Ю                1. 2 – В                1. 11 - Ю

2.     5 – Ю                   2. 11 – С-В              2. 8 – С               2. 5 - В

3.     10 – В                   3. 11 – Ю                3. 4 – С-В           3. 6 - С

4.     5 – С                                                     4. 3 – В               4. 5 - З 

5.     5 – З                                                      5. 11 - Ю 

6.     11 - Ю

 

1. 10 – В                   1. 11 – С

2. 5 – З                      2. 5 – В

3. 11 – Ю                  3. 6 – Ю.

                                  4. 5 – З

 

Приложение №4.

 

I  - нужен врач, серьезная травма

II – нужны медикаменты

X – не имеем возможности к передвижению

F – нужны пища и вода

N - нет

Y - да

LL – все впорядке

K – укажите направление следования

I – следую в этом направлении

 

 

Приложение №5.

Ситуационные задачи.

 

1.

     Рядом  с вашим биваком – ручей сомнительной чистоты и болотце. Воду для приготовления пищи вы будете брать:

1.     из ручья;

2.     из болотца;

3.     из специально вырытой ямы рядом с болотцем.

/ 3 – после того, как она отстоится/

 

2.

     Двигаясь по лесу, вы потеряли ориентировку. Как вы поступите:

1.     сразу же прекратите движение и попытаетесь восстановить ориентировку с помощью компаса или природных признаков;

2.     ускорите темп и продолжите движение;

3.     будете двигаться в обратном направлении.

/1 – если это трудно, то следует организовать временную стоянку на сухом месте/

 

 

3.

     Совершая переход по тайге, вы потеряли ориентировку. Зная о том, что в случае невыхода к назначенному пункту вас будут искать, вы:

1.     выйдите на открытое место, учитывая то, что в тайге разглядеть вас с воздуха будет трудно;

2.     подготовите и разожжете костер и, поддерживая огонь, будете ждать спасательный вертолет;

3.     при появлении вертолета в зоне видимости будете бегать, кричать, размахивать руками, пытаясь привлечь внимание экипажа;

4.     подожжете сухое дерево на опушке леса;

5.     используете зеркало для подачи сигнала бедствия.

/2, 5 – для людей, терпящих бедствие, сигналом о помощи является костер. Чтобы своевременно подать сигнал бедствия вертолету, костер необходимо заготовить заранее. В лесных массивах нужно выбрать место с разреженной растительностью: опушку леса, просеку, берег водоема, поляну. Заранее подготовить дрова и сложить костер. Для дымообразования рядом с костром сложить свежую траву, мох, листву деревьев и т.д. При появлении самолета, вертолета поджечь костер и добавить заготовленный материал для дымообразования. Костры поджигают только тогда, когда самолет (вертолет)  появился в зоне видимости. Кроме этого, внимание воздушного судна можно привлечь и другими подручными средствами подачи сигналов стихийных бедствий./

 

4.

     У вас не оказалось спичек. Расстояние до ближайшего населенного пункта 70 км. Вы находитесь в гористой местности, богатой твердыми минералами. Из снаряжения у вас имеется охотничье ружье, нож, котелок, фляга, запасы воды и пищи. Вам предстоит ночевка в лесу при сильном морозе. Для обогрева и приготовления пищи вам необходим костер. Какие подручные средства вы будете использовать для добывания огня, учитывая, что горючего материала заготовлено достаточно:

1.     нож и твердые минералы (кварц, агат);

2.     холостой выстрел;

3.     деревянные бруски.

/1,2 – Получить огонь можно, используя искру. До изобретения спичек человек, добывал огонь, используя кресало, кремень и трут.  В качестве кресала может служить металлическая пластина (нож), с помощью которой высекается сноп искр. В качестве трута можно использовать фитиль из ваты или мягкой шерсти, сухой мох. В качестве кремня лучше использовать твердые минералы (кварц, агат). Зажечь подготовленный костер проще с помощью холостого выстрела. Для этого необходимо из патрона вынуть пулю, порох в гильзе ватой для предотвращения высыпания и направить сноп огня, образующийся при выстреле, на горючий материал./

 


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: «Автономное существование человека в природе»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: «Автономное существование человека в природе»

Физкультурная минутка « Собери рюкзак» - 4 мин

Физкультурная минутка « Собери рюкзак» - 4 мин

Небесное светило, которое в дневное время служит для путешественников одним из ориентиров

Небесное светило, которое в дневное время служит для путешественников одним из ориентиров

Определение сторон света по местным признакам север юг запад восток 1

Определение сторон света по местным признакам север юг запад восток 1

З 1. 11 –

З 1. 11 –

Чтобы своевременно подать сигнал бедствия вертолету, костер необходимо заготовить заранее

Чтобы своевременно подать сигнал бедствия вертолету, костер необходимо заготовить заранее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020