Автор, рассказчик, герой
Цель: формировать умение видеть в произведении автора, рассказчика, героя.
Ход занятия
Чтение рассказа «Памятник советскому солдату».
Дети читают «по цепочке».
ПАМЯТНИК СОВЕТСКОМУ СОЛДАТУ
Долго шла война. Остановила Советская Армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли.
За каждую канавку, за каждый кустик, за кочку всякую цеплялись фашисты, чтобы удержаться. Но не устояли перед нашей армией. Побежали туда, куда ноги несут, куда глаза глядят…
Только глаза-то их завидущие уже не на восток смотрят, не на страну нашу, а назад – туда, куда солнце закатывается.
Двинулась Советская Армия по вражеской земле. Стала освобождать соседние страны, захваченные фашистами. Вот уже фашистам и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе – Берлине.
Ударили наши войска на Берлин. Стали брать в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты все не сдаются.
Как-то раз, во время боя за Берлин увидел один наш солдат маленькую немецкую девочку. Видно, отстала она от своих. Осталась бедняга одна-одиношенька посреди улицы. А деваться некуда. Кругом бой идет. Из всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся. Со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибет… Видит наш солдат – пропадает девочка: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!»
Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл ее своим плечом от огня и вынес из боя.
Скоро сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.
И построили в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зеленом холме стоит богатырь из камня – солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжелый меч, которым он сразил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас ее солдат от гибели, уберег от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты: не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.
Беседа.
Так кто же такой – автор? Это человек, который прямо, от себя, характеризует своих героев, оценивает их поступки, описывает события, обстановку, пейзаж.
В данном рассказе автор высказывает свои мысли, сообщает, разъясняет свое повествование. Благодаря авторской речи мы представляем себе и образ автора, и понимаем содержание рассказа.
Иной раз читатель совсем не замечает лица, ведущего рассказ. С таким невидимым повествователем часто отожествляют самого автора, говоря «автор изображает…», «автор показывает…». Появление конкретного рассказчика отводит автора в тень, ведь повествование вкладывается в уста персонажа, который, как правило, имеет свой собственный взгляд на мир и свои суждения о происходящем. Суждения эти чаще всего не совпадают с точкой зрения автора, и уж во всяком случае, представляют более узкий взгляд на вещи. В русской литературе создана целая галерея самых разнообразных типов рассказчиков. Старый приятель, случайный попутчик, недалекий, наивный рассказчик – от их имени автор ведет свой рассказ.
ХЛЕБ РАСТЕТ
Кругом деревни поля еще голые. А одно поле – будто зеленой краской залито. Такое яркое, такое веселое, такое праздничное!
Мама сказала:
– Это хлеб растет.
Зеленые ростки, одинаковые. Как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?
Мама объясняет. Это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.
Зерна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землей кустики нежных зеленых листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.
А хлеб терпел.
Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась.
Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.
Тянется к солнышку. Старается!
Идут люди веселым полем, глянут по сторонам, улыбнутся:
– До чего хлеб хорош!
Э. Ю. Шим
Учитель. От чьего имени ведет речь в данном рассказе автор?
Дети, после чтения рассказа, находят слова автора и рассказчика.
Учитель подводит итог всему сказанному: В рассказе автор ведет рассказ от имени рассказчика – мама выступает в роли рассказчика.
Беседа «С героем моего романа… позвольте познакомить вас».
Учитель. Литературу всех времен и народов интересовал человек: его душа, поступки, отношения с другими людьми. И поэтому в центре любого произведения всегда находится герой.
Как вы думаете, как же читатель знакомится с героем художественного произведения?
Учитель выслушивает ответы учащихся. Хорошо, если этот разговор превратится в дискуссию.
– Правильно, иногда сам герой рассказывает свою историю, помните, в рассказе Зощенко? Такая форма повествования от первого лица превращает героя в рассказчика и позволяет ему высказывать собственное мнение и о себе, и о других людях, и о мире вообще. Персонаж предстает не в оценке автора и других действующих лиц, а таким, каким сам себя видит: автор «доверил» персонажу анализировать обстоятельства своей жизни и поступки, размышлять над собственными достоинствами и недостатками, делиться самыми тайными переживаниями.
Мы с вами читали во втором классе рассказ Н. Носова «Огурцы». Автор, наделяя героя правом голоса, воспроизводит особенности его речи. Ведь речь – наряду с описанием наружности, жестов, переживаний, окружающей обстановки – это важнейшее средство изображения человека в литературе. И мы, читая рассказ «Фантазеры», живо представляем героев этого рассказа. Мишутка и Стасик, рассказывая друг другу разные небылицы, встают перед нами «как живые», хотя автор приводит только один момент из их жизни: «рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет». Даром слова Носов убеждает читателя в доброте и благородстве своих героев. С. Михалков в нескольких словах выразил талант писателя: «Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова « как живые», а их фантазии, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству».
Превращая героя в основного рассказчика (например, «Фантазеры») или давая ему слово на время, автор может « доверить» этому персонажу очень многое: анализировать обстоятельства своей жизни и поступки (рассказ Н. Носова «Огурцы»), размышлять над собственными достоинствами и недостатками, делиться самыми тайными переживаниями (М. Зощенко «Елка»). Причем в одних случаях, как, например, в рассказе «Лукошко» С. Т. Романовского, окончательное суждение о персонаже все-таки выносит автор, в других же, как в рассказе «Страна, где мы живем» С. А. Баруздина, последнее слово принадлежит самому герою, а суждение о нем в устах других людей сказывается неполной правдой, а то и ложью.
Наделяя героя правом голоса, автор, как правило, воспроизводит особенности его речи. Ведь речь, наряду с описанием наружности, жестов, переживаний, окружающей обстановки, – это важнейшее средство изображения человека в литературе.
Перечитайте эти рассказы и вы убедитесь в этом сами.
– Нередко, описывая героя как бы со стороны, писатель незаметно для читателя, что называется « контрабандой», может перейти на точку зрения героя. Одним из таких переходов является не собственно-прямая речь. Формально речь в этом случае по-прежнему принадлежит повествователю, но в его словах ясно слышен голос героя.
– Кто читал повесть Гарина-Михайловского «Детство Темы»? Да, вы читали на уроках литературного чтения отрывки из этой повести. Прочитайте полностью эту повесть.
– Помните, начинается с того, что маленький восьмилетний Тема «шел по аккуратно расчищенным дорожкам сада… Вдруг… Его сердце от радости и наслаждения сильно забилось… Любимый папин цветок… наконец расцвел!.. Папа говорит, что когда герр Готлиб (главный садовник ботанического сада) увидит, то у него слюнки потекут». Слова «папа» и «папин цветок», а также восклицание «наконец расцвел!» явно принадлежат мальчику-герою. В конце отрывка читатель уже видит не Тему глазами автора, а мир глазами Темы. Здесь мы очень четко прослеживаем, как автор переходит на точку зрения персонажа-героя.
Говорит ли с читателем безличный повествователь, рассказчик или герой, автор – зримо или незримо – присутствует в своем творении. Писатель всегда привносит в текст свои ценности и представления, и это сказывается на изображаемых им характерах. При этом сочинитель волен скрываться от глаз читателя или показываться ему во всей красе.
Где же прячется автор?
– Как вы считаете, автор всегда присутствует в своем творении?
Дети приводят примеры художественных произведений. Называют, в какой роли выступает автор, от какого лица ведется рассказ. Очень хорошо, если дети называют разные произведения и дают разные анализы.
– Правильно, нередко автор испытывает потребность в прямом высказывании своих идей, тогда рождаются непосредственные рассуждения писателя об интересующем его предмете. (Помните, мы с вами читали рассказ «Бешеный бельчонок» В.Бианки? Автор рассуждает, делает отступления и выводы «вкладывает» в уста героя.)
Автор может и самого себя изобразить среди персонажей произведения (С. А. Баруздин «Необычное путешествие»).
– Как вы думаете, «жизнь и поэзия – одно»?
– В своих произведениях авторы часто изображают себя героем данного произведения, но было бы ошибкой составлять мнение о конкретных обстоятельствах личной жизни писателя. Только очень наивный читатель или неопытный литературовед механически переносят все описанное в произведении на реальную судьбу его создателя.
Конечно, биография писателя, его личный опыт – важнейший источник художественного творчества. И зачастую автор своим вымышленным героям передает свои собственные качества, поступки, но из этого не следует, что автор похож на своего героя.
– А в каких литературных жанрах так или иначе находят отражение моменты частной жизни автора?
Дети приводят примеры литературных жанров.
Существует ряд литературных жанров – художественная автобиография, лирическое послание и другие, в которых автор отражает моменты своей частной жизни. Но даже в этом случае нельзя ставить знак равенства между тем, что сказано в произведении, и фактами личной биографии писателя. Мы с вами читали отрывки из провести «Детство» М. Горького. Казалось бы, автор описывает свое детство, но исследователи, пожелавшие составить точное представление о детстве этого писателя, не могли использовать эпизоды повести, не проверяя их другими источниками и документами.
Не менее осторожно нужно относиться и к откровениям поэтов. Главный герой лирического стихотворения почти всегда лишен имени, он обозначен местоимением «я».
Также и сатирики вовсе не обязательно оказываются в жизни душой компании и весельчаками (известно, что Михаил Зощенко был малообщительным).
Давайте сделаем в ы в о д: читателю, который не хочет попасть впросак, полезно знать, чем реальный автор отличается от образа автора и от повествователя, кто такой рассказчик и что означает «я» в художественном произведении. Человек, знакомый с азами литературоведческой науки, точнее и глубже поймет художественное произведение, чем тот, кто будет принимать все созданное автором за чистую монету, без оглядки на законы искусства.
В о п р о с н а з а с ы п к у: как вы понимаете литературный термин «аллегория»?
Дети высказывают свое мнение, ответы основывают на примерах литературных произведений.
Учитель. Аллегория (от гр. Allegoria – иносказание) – один из видов тропов – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Черты и признаки этого образа, соответствуя основным чертам иносказательно изображенного понятия или явления, вызывают то представление о нем, которое хочет создать писатель.
Так, правосудие иносказательно изображалось в образе женщины с завязанными глазами и весами в руках; аллегория надежды – якорь; аллегория свободы – разорванные цепи и т. п. На значках и воззваниях сотен миллионов трудящихся, борющихся за мир, изображен белый голубь – аллегория мира во всем мире.
Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т. п.
Домашнее задание. Прочитать басни И. А. Крылова и найти подтверждение, что в баснях присутствует аллегория.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.