МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
«ШКОЛА РОССИИ», В 3-М КЛАССЕ
Мирзебекова Назират Тажировна, учитель начальных классов.
ТЕМА: А.С. ПУШКИН. "ЗИМНИЙ ВЕЧЕР"
Цели:
Оборудование:
Тема урока: А.С. Пушкин «Зимний вечер», с презентацией
Вид урока: комбинированный урок.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: проблемно-поисковая.
Система обучения: традиционная
УМК: Школа России. Литературное чтение, 3 класс.
Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
Цель урока:
Задачи:
образовательные:
развивающие:
воспитательные:
УУД:
Предметные результаты
Ученик научится:
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
Регулятивные результаты
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Познавательные результаты
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Коммуникативные УУД.
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Методы и приемы:
Формы организации на уроке: групповая, работа в парах, индивидуальная.
Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, ИЗО.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Дидактический материал: карточки, выставка книг произведений А.С. Пушкина, картина Н.Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина».
2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Январь. У камелька» (из альбома «Времена года»), аудиозапись романса Яковлева «Зимний вечер»
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята! Для того, чтобы всё у нас получилось на уроке, давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу.
Психологический настрой
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Начало урока
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё на этом уроке получится.
- Вы готовы начать урок?
Актуализация опорных знаний
Портрет Пушкина.
-Вы узнали этого поэта? ( Пушкин).
Мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С.Пушкина.
Речевая разминка
Прочитайте пословицу «жужжащим чтением.
«Зимой дороги не уравняешь – метель своё возьмёт»
- Прочитайте с вопросительной интонацией
- Прочитайте с утвердительной интонацией
- Прочитайте с весёлой интонацией
- Прочитайте с грустной интонацией
- Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл пословицы.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Д. как бы дорогу не выравнивал, её ветер снова заметёт)
За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.
(На доске рисунки детей)
– Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
3. Проверка домашнего задания.
Что вам было задано на дом?
Д. Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
1. Что мы знаем о Пушкине? Немного из биографии Пушкина.
Рассказывает один из подготовленных учеников.
А. С. Пушкина можно назвать солнцем русской поэзии. Его творчество известно во всём мире. Родился он в Москве 6 июня 1799 года. Он, как и все дети любил пошалить. С раннего детства семья прививала ему любовь к поэзии. В его доме отец имел огромную библиотеку. У Александра Сергеевича была верная подруга и наставница – это его няня Арина Родионовна. Она поддерживала его в самые трудные минуты его жизни. За это Александр Сергеевич посвятил ей большое количество произведений.
В 1811 году Пушкин по велению отца поступает в Царскосельский Лицей. Там поэт написал первые стихотворения. В 15 лет, опубликовали его первый стих «К другу стихотворцу». После окончания лицея поэт поступил на службу в коллегию иностранных дел. Всю свою юность храбрый и бесстрашный Пушкин пытался писать правду, он высмеивал ложь и лицемерие. За это он был отправлен в ссылку. Но даже это не мешало ему писать великие поэмы, романы и другие произведения.
9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.
2. А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Стихотворение «Зимнее утро» написал Александр Сергеевич Пушкин в 1829 году в тверском имении Вульфа, где Пушкин гостил у своего друга по пути в Петербург, когда возвращался с Кавказа. Стихотворение «Зимнее утро» относится к пейзажной лирике. Пейзаж – изображение природы. Пушкин рассказывает о своих чувствах через изображение природы. Такие произведения, основу которых составляют переживания, чувства человека, называются лирическими (лирика).
В своём стихотворении великий русский поэт описывает красоту родной природы, зимнего утра, которое пришло на смену зимней ночи. Это и есть тема стихотворения «Зимнее утро». Идея же заключается в том, что поэт хочет показать необыкновенную прелесть зимних пейзажей, выразить свою любовь и восхищение родиной и её природой.
Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.
Слайды.
4.Тема урока:
–Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина «Зимний вечер»
Давайте определим цели нашего урока: Будем учиться выразительно читать стихотворение «Зимний вечер», а чтобы выразительно читать нужно понять смысл стихотворения и настроение лирического героя.
5.Подготовительная работа.
Стихотворение «Зимний вечер» написано в селе Михайловском, родовом имении (доме) поэта, где он находился в ссылке 2 года, не имея права выезжать (1824–1826гг).
–Что значит родовое имение? Подберите однокоренные слова? (род, родной, родители).
–Как иначе сказать – родовое имение? (Имение родителей.)
–А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух.
С 1824 года по 1826 Пушкин находился в Михайловском в ссылке. Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское.
Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного.
В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – няня поэта.
- Как звали няню поэта? (Арина Родионовна)
- Верно. Это - Арина Родионовна.
Рассказывает подготовленный ученик. Арина Родионовна.
Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки; для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей; она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту; няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа; от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.
В одном из стихотворений Пушкин писал:
Мастерица ведь была,
И откуда что брала!
А куда разумны шутки,
Приговоры, прибаутки.
Небылицы, и былины
Православной старины!
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да сидел.
Не один вечер провел Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь ее рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней, слушая ее песни и сказки.
Арина
Родионовна Яковлева.
Барельеф
6.КАРТИНА Н.Н.ГЕ «ПУЩИН В ГОСТЯХ У ПУШКИНА»
- На этой картине художник Николай Николаевич Ге изобразил момент пребывания Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловском.
- Кого вы видите на картине? (Пушкина, няню и друга)
- Согласна с вами. К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин, друзья общаются, а няня сидит за столом, она занята вязанием и в то же время внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу.
- Но такие счастливые приезды друзей были очень редки, и няня была единственной собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывая в ссылке в Михайловском. Русский писатель Иван Сергеевич Аксаков так пишет про няню Пушкина:
Так вот кто первая вдохновительница,
первая муза первого истинно русского
поэта, это – няня…
Да будет же ей, этой няне, от лица
русского общества вечная благодарность.
И.С.Аксаков.
· Кто такая муза? В греческой мифологии богиня – покровительница искусств и наук. В данном случае – это источник поэтического вдохновения, или само- вдохновение, творчество.
· Почему Аксаков назвал няню музой и вдохновительницей поэта? (Потому что она показала путь к творчеству и сама рассказывала стихи, сказки).
Образ няни, разделявшей одиночество поэта, его чувства к ней раскрываются в стихотворении «Зимний вечер» (1825 г)
7.Восприятие новых знаний. (Цель: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.)
Чтение стихотворения учителем «Зимний вечер».
«Зимний вечер» Александр Пушкин
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
8. ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
9.СЛОВАРНО - ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
ЗАПИСАНЫ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы.
Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Кровля обветшалая – очень плохая крыша.
Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.
Веретено – приспособление для прядения.
10.СЛУШАНИЕ РОМАНСА «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»
11.ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТИХОТВОРЕНИЯ С АНАЛИЗОМ
В данном стихотворении 4 строфы. Кто знает что такое строфа?
Строфа (от греч. strophe — кружение, оборот) — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединённых или системой рифм и общей интонацией, или только общей интонацией, обычно повторяющееся в стихотворении.
Подумайте на сколько частей можно его разделить.
Стихотворение «Зимний вечер» написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой и состоит из четырех восьмистиший. Поэтому композиционно его можно разделить на четыре части. В первой описывается зимняя непогода. Во второй и третьей – уют и покой старого дома, который явно контрастирует с зимней стихией за окном. Эти части посвящены няне поэта. Последнее восьмистишие в точности повторяет начало стихотворения с описанием вьюги и обращение к няне из третьей части.
Авторская тавтология, судя по всему, была использована Пушкиным, чтобы подчеркнуть основную тему стихотворения – борьбу поэта с внешними обстоятельствами. Здесь символом враждебного окружения выступает непогода. Противоречие между хрупким внутренним миром лирического героя в виде домашнего тепла и уюта («ветхая лачужка» с «кровлей обветшалой») и неистово бушующей вьюгой (злые силы) характерно для романтических стихотворений Пушкина.
Д. Стихотворение можно разделить на 4 части.
В каждую строфу вошло 8 строк. Это восьмистишье. - строфа с 8-ю стихотворными строками.
- 1 часть
Метафор и сравнений в стихотворении «Зимний вечер» немного. Они в основном характеризуют бурю: «как зверь», «как дитя», «как путник», «мглою небо кроет». Основную художественную нагрузку в произведении несут многочисленные глаголы, которые создают настроение, служат противопоставлению, помогают раскрыть основную мысль. В первой части стихотворения глаголы подчеркивают динамику неистовой стихии: кроет, воет, заплачет, зашумит, застучит. В середине произведения они обращены к няне: «что же ты… приумолкла», «дремлешь», «утомлена», «спой», «выпьем». Поэт не хочет поддаваться унынию. Он стремится сохранять бодрость и веселье в любой ситуации.
-2 часть.
Поэт очень тонко использует зрительные и звуковые образы. Для изображения зимней непогоды Пушкин подбирает колоритные сочетания: покрытое мглою небо, крутящиеся снежные вихри. И тут же читатель погружается в мир звуков: буря воет и плачет, шуршит соломой, стучит в окно. Завывание метели передают гласные «а», «у», «о» в союзе с согласными «р», «з», «ш». Звуки «ж», «ч», «ш», «т» во второй части стихотворения подчеркивают жужжание веретена и потрескивание поленьев.
В стихотворении ничего не говорится о свете. Напротив, «лачужка и печальна и темна». Но перед читателем предстает картина огня в печи и одинокой свечи, при свете которой прядет няня. Эти образы возникают сами по себе, без слов автора. Настолько велика сила воображения, порождаемая мастерством поэта.
-3 часть.
С особой теплотой Александр Сергеевич рисует образ Арины Родионовны. Он называет ее доброй подружкой «бедной юности», «моя старушка», «мой друг». Поэт ищет защиту от жизненных бурь в единственном близком человеке. Он просит няню спеть народную песню и выпить с ним, чтобы сердцу было веселей.
-4 часть.
В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении, в ссылке, вдали от друзей и родных.
12.ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И ОТРАБОТКА НАВЫКОВ
(Цель: Обобщить и закрепить полученные знания)
1. Обобщающая беседа.
2. Но ведь не только словами можно выразить, передать, свои чувства, мысли, переживания, тоску о ком или о чем либо, но и при помощи музыки. Ведь музыка это великая вещь, сейчас вы прослушаете отрывок из музыкального альбома великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «У камелька».
Словарная работа:
Камелёк – это небольшой камин, очаг для обогревания.
Слушание произведения с закрытыми глазами.
-Представьте холодный зимний вечер. За окном буря, непогода, идет сильный снег, который стучит в окно, а в помещении горит огонёк и согревает своим теплом душу человека, который сидит у камелька и думает о самом дорогом, родном и близком своему сердцу.
– Вместе они коротали долгие зимние вечера в деревне. Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всём белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского.
Послушайте музыку П. И. Чайковского « У камелька» из альбома
« Времена года». Она поможет вам ощутить тепло, уют пушкинского кабинета в Михайловском, услышать тихий, неспешный разговор няни и поэта.
Звучит музыка.
Беседа после прослушивания музыки.
– Какой вечер нарисовала музыка? ( Добрый, уютный, тёплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведёт задушевную беседу.)
–Как звучала мелодия? ( Мелодия звучала задушевно и напевно, как русская народная песня.)
У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки.
Образ няни, разделявшей одиночество поэта, его чувства к ней раскрываются в стихотворении «Зимний вечер».
- Прослушав пьесу, дети обмениваются впечатлениями о характере музыкального произведения и делают вывод, что рассказать о своём настроении и чувствах можно передать и при помощи музыки.
13.Сходство и различие
стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер»
14.ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧЕНИКАМИ.
15.ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. (Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке)
Вывод.
(рисунки учащихся)
16.ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ
- С каким произведением поэта познакомились? («Зимний вечер»)
- Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина?
- С какими музыкальными произведениями мы познакомились?
-Какие новые слова узнали на уроке? (буря, мгла, вихрь, кровля обветшалая, ветхая лачужка, веретено)
17.ОЦЕНКИ.
18.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1) выучить стихотворение наизусть «Зимний вечер».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.