Использование авторских слоговых таблиц в предметной области «Язык и речевая практика» в 1 дополнительном и первом классах с обучающимися с нарушением интеллекта.
( разработал учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Щербакова Людмила Геннадьевна)
Слоговые таблицы имеют важное значение для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе.
Некоторые преимущества использования таких таблиц:
· Повышение мотивации к обучению чтению. Слоговые таблицы позволяют закрепить навыки слогового чтения в игровой форме, что делает процесс интересным для детей.
· Преодоление проблем усвоения слияния звуков в слоги. Таблицы помогают ребёнку быстро находить и узнавать буквы.
· Формирование устойчивой тенденции тщательно воспринимать звукобуквенный состав слов. Это способствует правильному развитию навыков чтения и письма.
· Закрепление пространственной ориентировки. Например, дети учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали. ( понятия : столбец и строка)
· Формирование и закрепление навыков фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза.
Таким образом, слоговые таблицы способствуют развитию, усвоению и закреплению навыков чтения и письма у детей с ОВЗ.
Некоторые виды слоговых таблиц для детей с ОВЗ:
· Таблицы с открытыми и закрытыми слогами (черно-белые). Их используют, если ребёнок путает буквы «О», «А», «Е», «И».
· Цветные слоговые таблицы по типу матриц Шульте. Их применяют, чтобы не происходило заучивание.
· Таблицы для скорочтения. Их используют, если ребёнок затрудняется в чтении слогов, осложнённых стечением гласных.
· Таблицы формата А4, в которых представлено большое количество слогов (слов) одинаковой структуры. На листе есть «рабочее поле» из 9, 16 или 36 слогов.
· Электронные слоговые таблицы. Слайды в таких презентациях проиллюстрированы яркими картинками.
Слоговые таблицы для детей с
ОВЗ могут быть оформлены в виде карточек, которые можно распечатать и
использовать как наглядное пособие.
Слоговые таблицы дают хороший эффект при регулярном применении, 6–7 раз в неделю. При этом важно работать только с одной таблицей и не переходить к следующей, пока не отработано чтение предыдущей.
Ресурсы:
Воронкова В.В. Коломыткина И.В. Букварь для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Таблица №1. |
||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
ау |
уа |
ау |
уа |
2 |
ам |
ум |
ум |
ам |
3 |
ма |
му |
ам |
ум |
4 |
ом |
ам |
ум |
ау |
5 |
ма |
мо |
му |
уа |
6 |
ам |
ма |
ам |
ум |
7 |
ум |
му |
ма |
му |
8 |
ас |
ос |
ус |
са |
9 |
со |
су |
са |
му |
10 |
са |
ма |
су |
со |
11 |
мо |
су |
ос |
ма |
12 |
ах |
ох |
ух |
ох |
13 |
ха |
хо |
ам |
ас |
14 |
ах |
ум |
ус |
ом |
15 |
ос |
ох |
ма |
са |
16 |
ха |
му |
су |
мо |
17 |
со |
хо |
ам |
ас |
18 |
ах |
ум |
ус |
ух |
19 |
ом |
ос |
ох |
ма |
20 |
му |
со |
ха |
су |
Таблица №2 |
||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
аш |
ух |
ом |
ша |
шо |
шу |
2 |
са |
со |
ус |
ос |
ас |
су |
3 |
ша |
аш |
ош |
уш |
шо |
ша |
4 |
ла |
ло |
лу |
ал |
ул |
ол |
5 |
аш |
ам |
ал |
ул |
ус |
ух |
6 |
мы |
сы |
лы |
ма |
мо |
му |
7 |
сы |
са |
со |
су |
мы |
лы |
8 |
лы |
ла |
ло |
лу |
сы |
мы |
9 |
на |
но |
ны |
ну |
ан |
он |
10 |
ун |
ын |
ар |
ор |
ур |
ыр |
11 |
ра |
ро |
ру |
ры |
оро |
ыра |
12 |
усу |
аса |
ошо |
ашо |
ын |
ан |
13 |
ал |
ра |
ло |
ро |
лу |
ру |
14 |
лы |
ры |
ра |
ру |
ро |
ра |
15 |
ша |
са |
ла |
ма |
на |
ра |
16 |
шо |
со |
ло |
мо |
но |
ро |
17 |
|
сы |
лы |
мы |
ны |
ры |
18 |
шу |
су |
лу |
му |
ну |
ру |
Таблица №3 |
|
||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||||||||
1 |
мама |
оса |
му -му |
сама |
|
||||||||
2 |
ухо |
сухо |
муха |
уха |
|
||||||||
3 |
Маша |
Саша |
сушу |
машу |
|
||||||||
4 |
Луша |
ухо |
уха |
сухо |
|
||||||||
5 |
Алла |
ушла |
мала |
сом |
|
||||||||
6 |
лом |
сом |
сам |
мал |
|
||||||||
7 |
Саша |
Алла |
Маша |
Луша |
|
||||||||
8 |
муха |
уха |
сухо |
оса |
|
||||||||
9 |
сомы |
малы |
усы |
осы |
|
||||||||
10 |
сом |
мал |
ус |
оса |
|
||||||||
11 |
сама |
Маша |
мыло |
малы |
|
||||||||
Таблица №4 |
|||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||
1 |
носы |
ноша |
умна |
умны |
|||||||||
2 |
нос |
наша |
он |
она |
|||||||||
3 |
он |
умна |
нос |
луна |
|||||||||
4 |
она |
умны |
носы |
наша |
|||||||||
5 |
сын |
сон |
сом |
сам |
|||||||||
6 |
нам |
наш |
нас |
нос |
|||||||||
7 |
сам |
наша |
нос |
нас |
|||||||||
8 |
наша |
Маша |
Саша |
носы |
|||||||||
9 |
наш |
Саша |
Маша |
нос |
|||||||||
10 |
носы |
малы |
мыло |
луна |
|||||||||
11 |
мыло |
луна |
носы |
малы |
|||||||||
Таблица №5 |
|||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||
1 |
муха |
уха |
сухо |
ухо |
муха |
||||||||
2 |
уха |
муха |
ухо |
сухо |
уха |
||||||||
3 |
оса |
сыро |
сор |
хор |
шар |
||||||||
4 |
сыр |
хор |
оса |
шар |
сор |
||||||||
5 |
нора |
рама |
шары |
сыро |
сухо |
||||||||
6 |
рано |
Рома |
Шура |
сыр |
сыро |
||||||||
7 |
Лара |
Лора |
Рома |
Шура |
Саша |
||||||||
8 |
рама |
мыла |
рыла |
шары |
нора |
||||||||
9 |
Маша |
Саша |
Алла |
Луша |
Шура |
||||||||
10 |
Рома |
Шура |
Лара |
Лора |
Маша |
||||||||
11 |
Лора |
Алла |
Луша |
Лара |
Рома |
||||||||
Таблица №6. |
||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
мама |
оса |
му-му |
сама |
2 |
ухо |
сухо |
муха |
уха |
3 |
Маша |
Саша |
сушу |
машу |
4 |
Луша |
Алла |
ушла |
мала |
5 |
сом |
лом |
сам |
мал |
6 |
сомы |
сом |
малы |
мал |
7 |
усы |
ус |
мыло |
осы |
8 |
носы |
ноша |
умна |
умны |
9 |
она |
он |
луна |
наша |
10 |
сын |
сон |
сом |
сам |
11 |
нам |
наш |
нас |
наша |
12 |
Маша |
Саша |
мыло |
сыро |
13 |
сор |
хор |
шар |
сыр |
14 |
нора |
рано |
рама |
Рома |
15 |
шары |
Шура |
сыр |
сыро |
16 |
сухо |
сыро |
Лара |
рама |
17 |
Лора |
Рома |
мыла |
рыла |
Таблица №7
|
1 |
2 |
3 |
1 |
мак |
сок |
сумка |
2 |
рак |
сух |
рана |
3 |
лук |
рак |
сук |
4 |
сук |
лук |
мак |
5 |
рос |
сук |
сук |
6 |
мак |
лук |
каша |
7 |
сок |
сук |
нора |
8 |
коса |
лук |
норка |
9 |
Маша |
каша |
каша |
10 |
наша |
кура |
кашка |
11 |
сох |
куры |
рука |
12 |
сук |
косы |
сух |
13 |
мак |
каша |
рак |
14 |
рак |
сок |
Мук |
15 |
Шура |
рак |
наша |
16 |
рак |
лук |
кошка |
17 |
сук |
молоко |
кукла |
18 |
косы |
мышка |
коса |
19 |
нора |
кошка |
Маша |
20 |
кора |
марка |
наша |
Таблица №8
|
1 |
2 |
3 |
1 |
суп |
лапа |
пар |
2 |
Паша |
лампа |
пол |
3 |
папа |
полка |
пух |
4 |
Пушок |
палка |
пал |
5 |
парус |
мама |
пых |
6 |
паук |
лампа |
папа |
7 |
Лора |
Шура |
Паша |
8 |
молоко |
Пушок |
Шура |
9 |
каша |
парус |
упал |
10 |
ушла |
напала |
шапка |
Таблица №8
|
1 |
2 |
3 |
1 |
суп |
лапа |
пар |
2 |
Паша |
лампа |
пол |
3 |
папа |
полка |
пух |
4 |
Пушок |
палка |
пал |
5 |
парус |
мама |
пых |
6 |
паук |
лампа |
папа |
7 |
Лора |
Шура |
Паша |
8 |
молоко |
Пушок |
Шура |
9 |
каша |
парус |
упал |
10 |
ушла |
напала |
шапка |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
А |
АМ |
МО |
ОМ |
А-МА |
А-МО |
У-МА |
А-МУ |
О-МА |
У-МА |
2 |
АУ |
ОМ |
МУ |
МО |
О-МА |
У- МУ |
У-МА |
А-МО |
О-МУ |
А-МУ |
3 |
А |
УМ |
МА |
УМ |
У-МА |
О-МА |
У -МА |
А-МА |
О-МО |
О-МО |
4 |
О |
М |
АМ |
ОМ |
УМ |
ОМ |
АМ |
УМ |
ОМ |
АМ |
5 |
У |
С |
АС |
ОС |
УС |
УС |
АС |
ОС |
АС |
ОС |
6 |
А-а-а |
СА |
СО |
СУ |
Са |
СО |
СУ |
Са |
СО |
СУ |
7 |
О-У-а |
А-Са |
О-со |
У-со |
А-СА |
А-СО |
У-СУ |
АМ |
АС |
М |
8 |
а-О-У |
А-СО |
О-су |
У-су |
О-СО |
О-са |
А-СА |
ОМ |
ОС |
С |
9 |
У-а-О |
а-су |
О-са |
У-са |
У-СУ |
У-СУ |
О-СО |
УМ |
УС |
У |
10 |
АУ |
ма-ма |
Са - ма |
о- са |
СА - МА |
О-СА |
УМ |
АС |
УА |
АМ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.