Авторская методическая разработка по предмету «Основы православной культуры» Тема: «Трудовая мораль»
Оценка 4.9

Авторская методическая разработка по предмету «Основы православной культуры» Тема: «Трудовая мораль»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
1 кл—5 кл
05.05.2024
Авторская методическая разработка по предмету «Основы              православной культуры»                                         Тема: «Трудовая мораль»
Тип урока открытие новых знаний Цель урока формировать положительное отношения к труду, как высшей ценности жизни человека; дать представление о трудовой морали.
Конспект Трудовая мораль..docx

Филиал МБОУ  «Горловская СОШ» Скопинский муниципальный район Рязанская обл. «Клекотковская ООШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

Авторская методическая разработка по предмету «Основы              православной культуры»

                                        Тема: «Трудовая мораль»

 

 

 

 

                                                            

Автор: Гусева Оксана Юрьевна, учитель ОРКСЭ,

1 квалификационная категория

 

 

 

 

с. Клекотки

                                                                       2024 г.

 

 

Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс

Модуль «Основы православной культуры»

Тема

Трудовая мораль.

Тип урока

открытие новых знаний

Цель урока

 формировать положительное отношения к труду, как высшей ценности жизни человека; дать представление  о трудовой морали.

Планируемые результаты:

предметные:

метапредметные

личностные:

формировать важнейшие нравственные понятия и ценности: труд, мораль, терпение

 

- участвовать в работе, группе, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений;

-совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;                 

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 

УУД

познавательно – логические – умение классифицировать по общему признаку, проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения.

Коммуникативные - учить участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Технологии, методы, приемы

игровые технологии, технологии проблемного обучения, практические, словесные методы

Форма обучения

фронтальная, парная, индивидуальная

Средства  обучения

Учебник «Основы православной культуры», автор: А.Кураев.

Презентация к уроку. компьютер, проектор, карточки с пословицами, словари Ожегова, Даля.

Межпредметные связи

литературное чтение, окружающий мир, русский язык

Адресная группа

для учителей начальных классов, учителей ОДНКР

 

Ход урока.

1.Мотивационный этап.

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Актуализация знаний:

Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном.

Перед детьми слайд с иллюстрациями обычаев и праздников русского народа.

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд, назовите, какие праздники и обычаи вы видите.

-После чего раньше можно было веселиться, организовывать праздники? (после сбора урожая, выполненной работы) (Приложение1. Слайд 1)

3.Постановка проблемы:

Ребята подготовили нам небольшую сценку по басне Сергея Михалкова «Белые перчатки» (Приложение1. Слайд 2)

Раздобыл где-то молодой ленивый Грач пару белых перчаток. Кое-как натянул их на лапки и задрал клюв:

— Вот я какой!..

Полетели утром птицы на работу: жучков, паучков и мошек в лесах и на полях собирать. Грач дома остался.

— Летим с нами! — кричали птицы, пролетая мимо.

— Летите, летите! — отвечал им Грач. — Разве вы не видите, что я в белых перчатках? Не могу же я их замарать!

Наработались птицы в лесах и на полях, сами досыта наелись, прилетели домой птенцов кормить.

— А мне? — крикнул Грач. — Накормите меня! Я голодный! Весь день ничего не ел!

— Как же ты будешь есть в белых перчатках? Ты их запачкаешь!

— А вы мне прямо в рот кладите — я буду жевать!

— Ну нет! — отвечали птицы. — Ты уже давно не птенчик! Ты уже носишь белые перчатки!

Разлетелись птицы по своим гнёздам, перед сном песни пропели и легли спать. А Соловей-соловушка, так тот даже ночью пел — так славно он потрудился за день.

        Только Грач да старый Филин не спали. Филин мышей ловил, а Грач в гнезде ворочался. Ворочался, ворочался, а потом взял и съел одну белую перчатку. Голод — не тётка!

 -Вы просмотрели и прослушали басню.

-Что есть у каждой басни? (мораль)

-Давайте вспомним, что такое мораль? (выводитог, поучение, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом)

-Какова же мораль басни? (не стоит жить за счет других, нужно работать для собственного блага, чтобы вовремя поесть, надо сначала со всеми вместе поработать).

-Что же делали остальные птицы? (работали, трудились)

4.     Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о труде, работе)

Какую поставим цель? (определить понятие труд, трудовая мораль). Где мы можем встретиться с трудом? (в жизни, в книгах, в пословицах)

5.     Первичное закрепление в громкой речи

Работа в группах со словарями.

- Прочитаем в толковом словаре, какое значение имеет слово «труд».

Труд -  работа, занятие, упражнение, дело. Все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных и умственных сил (В.Даль).

Труд-  целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Работа, занятие (С.И. Ожегов)

- Что эти два определения объединяет, давайте сформулируем свое определение.

- Что же такое трудовая мораль:

 Трудовая мораль - совокупность принципов, норм и правил отношения людей к труду, отношений между ними в процессе трудовой деятельности.

 Трудовая мораль -  согласовывает их действия, поступки в целях сохранения целостности производственного коллектива. (Презентация Слайд 3)

В нашей стране есть важный документ, это Конституция, в которой прописаны права и обязанности граждан РФ. Каждый гражданин РФ имеет право на труд. Если человек хочет работать, приносить пользу, то государство дает ему такое право и оплачивает его труд.

- Вспомните, в каких произведениях говорится о труде, трудолюбие, работе.

(Приложение 1. Слайд 4)

Сделаем вывод и необычно его оформим.

Работа в группе.

Вам необходимо подобрать слова к каждой букве слова ТРУД, они должны относиться к труду (охарактеризовать труд, что он воспитывает, дает)

Т-  терпение, трудолюбие

Р-  работа, работоспособность, радость, результат

У- упорство, успех

Д- деятельность

(Приложение 1. Слайд 5)

Физминутка

Люди разных профессий живут в городах и сёлах. Каждый из них выполняет определенную работу, трудится на благо общества. Поиграем в игру –пантомиму «Все профессии важны, все профессии нужны». Я буду называть профессию, а вы с помощью жестов, мимики, движений её изобразите. (Приложение 1. Слайд 6) Превращаемся в актеров немого кино.

Врач, водитель, летчик, повар, строитель, продавец, учитель, маляр, дворник, сварщик, швея и др. (можно показать иллюстрацию или использовать презентацию)

6.     Самостоятельная работа с проверкой

Работа по учебнику стр. 92-93.

-Прочитайте текст, подумайте и выделите, что же развивает труд, что для этого необходимо делать? (человек в труде нравственно совершенствуется, появляются силы, энергия, приучает преодолевать трудности и препятствия, получаешь удовлетворение, результат и т.п.)

На доске прикреплены качества, выберите те, которые понадобятся в труде, в трудовой деятельности, для исполнения трудовых поручений.

(терпение, лень, агрессивность, непослушание, упорство, самостоятельность, исполнительность, целеустремленность, безответственность, честность, ответственность) (Приложение 2)

7.     Включение в систему знаний и повторение

Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд. 

Работа в парах. У детей на столе лежат разрезанные пословицы. Детям необходимо их собрать.

Игра “Собери пословицы”. (можно пословицы разделить на две части или собрать из слов и словосочетаний)

Кто не работает,

то и пожнешь.

На чужой каравай рот не разевай,

и рыбку из пруда.

Что посеешь,

чем целую неделю трудиться в пустую.

Без труда не вытащишь

тот не ест.

Лучше день подумать,

тому без дела не сидится.

Кто любит трудиться,

а пораньше вставай да свой затевай.

После выполнения задания, дети объясняют значение пословиц. Вспомните ещё пословицы о труде. (Приложение 2)

Домашнее задание на выбор:

1)    Составить кроссворд, где ключевое слово будет профессия.

2)    Написать сочинение на тему «Профессия моей мамы, профессия моего папы».

3)    Нарисовать рисунок на тему «Как я помогаю маме».

4)    Подобрать загадки (5-8) о профессиях

8.     Рефлексия деятельности

Подведем итог нашего урока составлением синквейна по теме урока.

Правила составления синквейна

- Первая строчка – это тема, название (существительное)

- Вторая строчка –  два прилагательных, они коротко характеризуют тему, описывая ее;

- Третья строка – это три слова глаголов, раскрывающие действие;

- Четвертая строчка – мнение автора, фраза на тему синквейна, можно использовать пословицу

- Пятая строчка –  итоговая, суть темы, состоящий из одного слова,  синоним из одного слова к теме, которая заявлена в 1-й строчке.

Поблагодарить детей за урок.

Список используемой литературы

1. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной  культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/А. В. Кураев – 2-е изд.- М.:Просвещение, 2012. – 95 с.

2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.

Интернет-источники

1.Пословицы о труде [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://posloviz.ru/category/trud/page7.html  

http://flaminguru.ru/posltrude.htm   

Стихотворения о труде [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-o-trude

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

 

 

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Кто не работает,

то и пожнешь.

На чужой каравай рот не разевай,

и рыбку из пруда.

Что посеешь,

чем целую неделю трудиться в пустую.

Без труда не вытащишь

тот не ест.

Лучше день подумать,

тому без дела не сидится.

Кто любит трудиться,

а пораньше вставай да свой затевай.

 

 

Т

 

Р

 

У

 

Д

 

 

 

ТЕРПЕНИЕ

ЛЕНЬ

НЕПОСЛУШАНИЕ

АГРЕССИВНОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

УПОРСТВО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Филиал МБОУ «Горловская СОШ»

Филиал МБОУ «Горловская СОШ»

Конспект урока ОРКСЭ , 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ , 4 класс

УУД познавательно – логические – умение классифицировать по общему признаку, проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения

УУД познавательно – логические – умение классифицировать по общему признаку, проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения

Постановка проблемы: Ребята подготовили нам небольшую сценку по басне

Постановка проблемы: Ребята подготовили нам небольшую сценку по басне

Какова же мораль басни? ( не стоит жить за счет других, нужно работать для собственного блага, чтобы вовремя поесть, надо сначала со всеми вместе поработать…

Какова же мораль басни? ( не стоит жить за счет других, нужно работать для собственного блага, чтобы вовремя поесть, надо сначала со всеми вместе поработать…

Сделаем вывод и необычно его оформим

Сделаем вывод и необычно его оформим

Вся жизнь человека наполнена трудом

Вся жизнь человека наполнена трудом

Третья строка – это три слова глаголов, раскрывающие действие; -

Третья строка – это три слова глаголов, раскрывающие действие; -

Приложение 1 Слайд 1 Слайд 2

Приложение 1 Слайд 1 Слайд 2

Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5

Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5

Слайд 6 Приложение 2

Слайд 6 Приложение 2

Кто любит трудиться, а пораньше вставай да свой затевай

Кто любит трудиться, а пораньше вставай да свой затевай
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2024