Авторская методическая разработка по русскому языку по ФГОС ООО.
Оценка 4.6

Авторская методическая разработка по русскому языку по ФГОС ООО.

Оценка 4.6
docx
18.02.2024
Авторская методическая разработка по русскому языку по ФГОС  ООО.
План урока Глас в суфф стр. прич.docx

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ашагасталказмалярская средняя общеобразовательная школа»

Сулейман-Стальского района Республики Дагестан

 

 

 

 

 

 

 

 

План открытого урока по русскому языку

в 7 классе

 

 

«Гласные в суффиксах страдательных

причастий настоящего       времени».  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Урок разработала  и провела

                                      учитель русского языка и литературы

                              Гамидова Альбина Т.

                                                                                                                          

                                                                       2020 г.

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени».

Цели:

1.     Повторить сведения о причастии как о части речи. Повторить понятие       «причастный оборот» и правила выделения причастного оборота запятыми. Закрепить условия выбора гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

2.      Учить образовывать страдательные причастия настоящего времени от глаголов I и  II спряжения. Учить правильно писать гласную в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Учить графически выделять орфограмму и условия её выбора.

3.     Развивать память, мышление, речь. Воспитывать внимание к слову. Воспитывать в детях уважение друг к другу, чувство сострадания и взаимопомощи.

             План урока                             Сетка времени

1.Оргмомент                                            2-3 мин.

2.Словарная работа                                 3-5 мин.

3.Проверка домашнего задания             5-7 мин.

4.Опрос                                                     6-8 мин.

5.Упражнения                                          15-20 мин.

6.Итог                                                        2-4 мин.

 

 

I Оргмомент.

У. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Надеюсь, у вас хорошее настроение и вы настроены на серьёзную работу.

1. Работа с записью числа.

Учитель записывает на доске, а дети в тетради:

 

Девятое октября, четверг.

У. Поставьте ударение в слове «девятое» и в слове «октября». Объясните постановку запятой.

Д. Слово «четверг» - это уточнение, поэтому ставится запятая.

У. Найдите орфограмму в слове «девятое».

Д. В этом слове есть безударная гласная в корне – «е».

Учитель на доске выделяет корень слова и подчёркивает безударную гласную. Дети делают то же в тетради.

В этом слове корень – девят - .Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение:

Девять

У. Определите количество звуков и букв в слове «девятое». Объясните свой ответ.

Д. В этом слове 7 букв и 8 звуков. Буква «е» стоит после гласной, поэтому обозначает два звука: Й и Э.

У. Дайте характеристику этих звуков.

Д. Й – согласный, сонорный, непарный мягкий

    Э – гласный, ударный.

У. Найдите орфограмму в слове «октября».

Д. В этом слове  корень – октябр –.В корне слова безударная гласная О и безударная гласная Я.

У. Что общего между ними и чем они отличаются?

Д. Общее: это безударные гласные. Различия: Я можно проверить ударением, изменив слово, О проверить нельзя.

     ОКТЯБРЬ

У. Действительно, безударную гласную О нельзя проверить ударением, её нужно запомнить. Но мы всё же можем объяснить её написание, если обратимся к происхождению этого слова. Давайте попытаемся выяснить это, воспользовавшись этимологическим словарём..

Дети самостоятельно ищут в этимологическом словаре Н.М. Шанского это слово.

Д. Октябрь – заимствовано в древнерусскую эпоху из греческого языка, где «oktobris» – латинское «oktober», суффикс производного от «okto» - «восемь». Буквально – «восьмой месяц» ( по римскому календарю, где год начинается с 1 марта).

У. Итак, в русском языке есть такие слова, написание которых мы не можем проверить. Чтобы правильно писать такие слова, их надо запомнить.

 

II Словарная работа.

Письмо по памяти в тетради. Дети открывают словарь в конце учебника и читают слова на буквы В и Г. Затем закрывают учебник и записывают эти слова по памяти, обозначив букву, которую нужно запомнить. Два ученика выполняют эту работу на доске. После – самопроверка по словарю. Дети, которые были у доски проверяют работу друг у друга, исправляют ошибки.

Учитель ставит оценки тем, кто был у доски..

III. Проверка домашнего задания.

У. Что мы изучали на прошлом уроке?

Д. Мы изучали страдательные причастия прошедшего времени. На дом было задано упражнение № 106, стр. 50.

Нужно было списать предложения, расставить пропущенные запятые, обозначить части слов в действительных и страдательных причастиях настоящего времени, назвать виды орфограмм на месте пропусков букв. А также: сделать морфологический разбор слова «лошадей», «гавань».

Учитель вызывает двух учеников, которые выполняют на доске морфологический разбор.

Текст домашнего упражнения:

1) Небо было украшено узорами сверка .щих звёзд.

2) Два подростка невид . мые в сумерках спутывали лошадей..

3) Густой, бурый дым выбрасыва . мый паровозом тянется над лесом.

4) Успокаивается море ласка . мое восходящими лучами солнца.

5) Мы приближаемся к молу охраняя . щему вход в гавань от раз ..рённых волн.

6) Багровеет клокоч . щее море.

Проверка домашнего упражнения представляет собой взаимопроверку по схемам на доске:

                              

1)…          ющ□        .

            

 

                             

2)     ,                им           , … .

 


                                       

   3) ...    ,                       ем□        ,  … .

 

           

      4) …    ,                  ем □             .

 


                                                                  

    5) … при       ,            ющ       разъ   .        

 

   

                                        

    6) …           ущ □        .

 

Учитель сам проверяет морфологический разбор у доски и ставит оценки.

 

IV. Опрос.

У. К какой части речи относятся слова, в которых выделен суффикс? Дайте определение.

Д. Это причастия. Причастия – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое?(примеры)

У. Перечислите постоянные морфологические признаки причастия.

Д. Действительное или страдательное, время, вид.

У. Назовите непостоянные признаки причастия.

Д. Род, число, падеж.

У. Как называются причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие?

Д. Это действительные причастия.

У. Какие причастия называются страдательными?

Д. Причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета.

У. Какие суффиксы имеют действительные причастия настоящего времени? Приведите примеры.

Д. Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы –ащ- (ящ), -ущ- (ющ). Например: гуляющая девочка, любящая дочь.

У. Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени. Приведите примеры.

Д. Страдательные причастия настоящего времени имеют суффиксы –ем-(ом),

 - им-. Например: уважаемый коллективом, изучаемый школьниками, видимые звёзды.

У. От чего зависит написание гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

Д. Гласная в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано.

 страдательное        -им-  -ем-(-ом-)  -ащ-(-ящ-) -ущ-(-ющ-)действительноеПо ходу опроса на экране появляется таблица:

 Причастие настоящего времени
спряжение      глагола  
          I
     
         II
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  У.Как часто мы делаем ошибки на правила, которые нам хорошо знакомы! А все потому, что от правила к  грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды, преодолеть их вам поможет волшебное средство под названием самоинструкция. Вы, конечно, знаете, что такое инструкция. В жизни часто приходится встречаться с нею. Инструкции прикладываются к пылесосам, стиральной машине, телевизору и другим приборам. В инструкциях сообщается, что нужно делать, какие операции производить, чтобы приборы работали. Кроме того, обязательно указывается порядок, в котором надо производить действия, а если инструкции перепутать, то получится то, что описано в шутливом стихотворении Л. Квитко о маленьком мальчике Лемеле.

Мама сказала:

- Ты мне услужи:

Вымой тарелки,

Сестру уложи,

Дрова наколоть

Не забудь, мой сынок.

Поймай петуха

И запри на замок.

Сестренка, тарелки,

Петух и дрова.

У Лемеле только

Одна голова!

Схватил он сестренку

И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

«Ты здесь поиграй!»

Дрова он усердно

Помыл кипятком,

Четыре тарелки

Разбил молотком,

Но долго пришлось

С петухом воевать:

Ему не хотелось

Ложиться в кровать.

Итак, вы сами видите, что инструкция окружает нас на каждом шагу. А теперь попробуйте догадаться, что такое самоинструкция. Вы правы, если думаете, что самоинструкция это инструкция, которую человек создал для самого себя. Он подает себе команды, что и в каком порядке ему нужно выполнять. Давайте попробуем вместе составить самоинструкцию к изучаемому правилу. Она нам поможет ничего не потерять или ничего не перепутать. Итак, нам нужно правильно написать гласную в суффиксе причастия.

 

Ни строительство дома, ни путь капитана

Не получатся, если их делать без плана.

Будь как строитель и как капитан:

Готовишься к делу – обдумывай план!

 

V. Упражнения.

1.От предложенных глаголов (они записаны на доске) образовать страдательные причастия настоящего времени согласно составленному нами плану, по составленной нами самоинструкции (она на экране).

Дети пишут на доске по цепочке, рассуждая вслух.

 

 


Читать ( I спр.) - читаемый

 


Слышать (II спр.) – слышимый

 


Видеть (II спр.) – видимый

 


Отправлять (Iспр.) – отправляемый

 


Прикрывать (I спр.) – прикрываемый

                                           

Возводить (II спр.) – возводимый

 


Решать (I спр.) – решаемый

 

Кричать ( II спр.) -    ----------

 

Д. От глагола «кричать» не образуется страдательное причастие настоящего времени.

У. От каких ещё глаголов не образуются страдательные причастия настоящего времени? Перечислите те, которые вы знаете.

Д. От глаголов: жать, есть, кричать, быть, петь, жевать и др.

У. Сегодня я предлагаю вам познакомиться ещё с одним интересным причастием. Составьте его, взяв от данных слов указанные значимые части:

 


движение

 

ыйслышимый                      движим

ый
 


прекрасн

 

У. Объясните почему в суффиксе этого причастия пишется буква «и».

Дети могут объяснить такое написание тем, что по традиции в русском языке пишется жи, ши.

У. Действительно, такое правило существует, но в данном случае мы будем объяснять это написание по- другому.

Учитель и дети обращают внимание на таблицу и выясняют, что это причастие образовано от глагола I спряжения «двигать», но в таком случае надо писать в суффиксе букву «е».Написание этого слова не соответствует правилу, потому что это – исключение из правила. Написание этого слова надо запомнить.

Дети заносят это слово в словарик, выделяют орфограмму.

 

2.Конструирование.

Раскрывая скобки, образуйте словосочетания «причастие + существительное» и запишите их. Суффиксы страдательных причастий выделите. С последним словосочетанием составьте предложение.

 Дети выполняют задание в тетради с устным комментированием.

 

Уважа.мый (коллектив), изуча.мый (школьники), ободря.мый (товарищ), обурева.мый жаждой  (деятельность), приготовля.мые (школьник), рекоменду.мый (произведение), оберега.мый (сырость), движ.мый чувством (сострадание).

Сначала выясняется, что такое сострадание  (обращение к словарю Ожегова).

DSC01074Котёнок_-01_170Resize of 0376  Ю_М14072007(012)

Воспитательная беседа о доброте, любви и взаимопомощи

.

Дети составляют предложение с последним словосочетанием и записывают его в тетради, а учитель на доске:

а) Движимый чувством сострадания  мальчик подобрал больную птицу и отнёс её в зоопарк.

б) Девочка, движимая чувством сострадания, помогла бабушке перейти дорогу.

в)  Наш дружный класс, движимый чувством сострадания к родной природе, принимает участие в озеленении города.

 

У. Объясните постановку знаков препинания в предложении.(рассматривается предложение с причастным оборотом).

Д. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми с обеих сторон.

У. Самостоятельно выберите на доске и занесите в тетрадь схему, соответствующую данному предложению:

 


А.                                                 

              ,                                       .

 

 


                  

Б.   …         ,                                  …  .

 

 


В.                                                 …  .

 

4.     Самостоятельная работа.

          Контрольно – обучающий диктант «Проверяю себя».

(Продолжая тему защиты природы, можно проиллюстрировать предложения).

 

Shishkin_Rye

 

Шишкин И.И. Рожь

1878 Россия,Москва, Государственная Третьяковская галерея

 

В творчестве художника И.И. Шишкина очевидно стремление создать обобщенный образ родной природы, воспеть ее неподвластную времени красоту и величие. В картине "Рожь" присутствует ряд элементов, характеризующих национальный пейзаж: уходящая вдаль дорога, золотое поле созревающей ржи и высокие, прямые сосны, тянущиеся к небу.

Мы видим ломкие стебли колосьев, лопушки на дороге и даже тень под брюшком стремительно пролетающего низко над землей стрижа. В глубине композиции мелькают яркие платки идущих по полю крестьянок. Духота жаркого дня передается горячим золотистым цветом ржаного поля и неподвижностью застывших в пространстве сосен.

 

1)    В золотом поле ржи теряется дорога, едва уловимая взглядом.

2)    Тяжёлые колосья спелой ржи, пригибаемые ветром, ложатся на землю.

3)    Шелестит ржаное море, колеблемое ветром.

4)    Чьи – то голоса, слышимые издалека, гулко раздаются среди шелеста трав.

5)    Вдали виднеется почти невидимый лес.

6)    Тень стремительного стрижа, подгоняемого ветром, то укорачивается, то удлиняется.

7)    Могучие сосны, согреваемые солнцем, тянутся к небу.

8)    Облака, движимые из-за горизонта порывами ветра, клубятся в полупрозрачной синеве неба.

Если ребёнок не знает, какую букву писать, он ставит на полях « ?», спрашивает у учителя.

4. Эстафета.

Карточки для эстафеты.

1 ряд                                            2 ряд                                          3 ряд


Издава.мый                           Освеща.мая                     Наруша.мый

Прерыва.мый                        Слыш.мый                       Различ.мый

Вид.мый                                 Движ.мый                     Непроница.мый

Гон.мый                                 Уважа.мый                      Перевод.мый

Вдохновля.мый                     Колебл.мый                      Озаря.мый

Принима.мый                          Терп.мый                        Замеча.мый

 


VI. Итог.

  - Итак, что мы изучали на уроке?

    -От чего зависит написание суффиксов страдательных причастий настоящего времени?

Домашнее задание: Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец  в рамке). Составьте 2-3 сложных предложения с причастиями.

 Подразум.вать, слышать, погружать, св.рять, по.держивать, выч.слять, пр.возить, пересылать, об.являть, об.регать.

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ашагасталказмалярская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ашагасталказмалярская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 7 классе

Урок русского языка в 7 классе

Э – гласный, ударный. У. Найдите орфограмму в слове «октября»

Э – гласный, ударный. У. Найдите орфограмму в слове «октября»

Учитель сам проверяет морфологический разбор у доски и ставит оценки

Учитель сам проверяет морфологический разбор у доски и ставит оценки

Д. Причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета

Д. Причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета

Не забудь, мой сынок. Поймай петуха

Не забудь, мой сынок. Поймай петуха

Возвод ить ( II спр.) – возвод и мый

Возвод ить ( II спр.) – возвод и мый

Воспитательная беседа о доброте, любви и взаимопомощи

Воспитательная беседа о доброте, любви и взаимопомощи

Продолжая тему защиты природы, можно проиллюстрировать предложения)

Продолжая тему защиты природы, можно проиллюстрировать предложения)

Эстафета. Карточки для эстафеты

Эстафета. Карточки для эстафеты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2024