Министерство образования и науки Кузбасса
ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
НАЗВАНИЕ
Авторская методическая разработка
профориентационной направленности
Игра «Что? Где? Когда? – мир профессий
Итоговая работа
Выполнила:
Поденкова Анна Петровна,
педагог-психолог
МКОУ «Детский дом-школа №95»
г.Новокузнецк
Кемерово,
2021г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………... ……..3
Основная часть: правила и ход игры «Что? Где? Когда?– мир профессий»….………………………..……….......................................................5 Заключение………………………………………………………………...........10 Список использованных источников………………………………………....11 Приложение 1……………………………………………………………….12 Приложение 2…………………………………………………………….……..14
Введение
Игра в детском возрасте незаменимая деятельность, если она педагогически направляется, верно задумана и сконструирована больше, чем какая-либо другая деятельность, позволяет всесторонне и во всем многообразии развить детское творчество и самодеятельность, применительно к возрастным и психологическим способностям ребенка. В жизни, в силу многих причин, ребенок не всегда может проявить свои творческие способности. Игра выступает как бы посредником между ребенком и внешним миром. Добывая в игре ценные сведения для себя, обучающиеся делают их арсеналом в будущей борьбе за нравственные идеалы. Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, окрик, наказание и лишнюю нервозность в работе с ребятами. Ребенок живет в игре, фантазирует, проектирует свою будущую жизнь, выбирает себе профессию.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) коммуникативные, профориентационные.
Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной школы формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации, узнают о новых профессиях и о тех профессиях, которые уходят в прошлое.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению.
Следует отметить, что именно ранняя профориентация способствует более широкому представлению ребенка о мире и особенностях профессий.
Цель игры – расширение знаний о мире профессий, а также повышение компетентности обучающихся 1 – 4 классов в области планирования выбора профессии.
Задачи:
1. Способствовать формированию у младших школьников представления о многообразии профессий в современном мире;
2. Познакомить обучающихся с различными сферами труда;
3. Познакомить с выбором профессий в условиях рынка труда.
Основная часть: правила и ход игры «Что? Где? Когда?– мир профессий»
«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский В. А.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения или воспитания и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Цель профориентационной игры «Что? Где? Когда?– мир профессий» – расширение знаний о и мире профессий, формирование умение соотносить тип профессии и её ведущие функции, а также повышение компетентности обучающихся в области выбора профессии.
«Что? Где? Когда?– мир профессий» - это игра для общения и развития у детей представлений о мире профессий. Минимальное количество участников 2 игрока.
Вопросы в карточках рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (от 5 до 8 лет).
Игра развивает внимание, память, мышление и лидерские качества, способствует интересному и полезному проведению досуга и, самое главное, позволяет не только продемонстрировать и оценить степень эрудированности ребенка в различных тематических областях, но и повысить уровень интеллектуального развития, в результате чего ребенок развивается в наиболее благоприятной для него игровой среде.
«Что? Где? Когда? – мир профессий» учит детей полезным навыкам:
· Коммуникации;
· Находчивости;
· Активному слушанью;
· Ассоциативному мышлению;
· Быстроте реакции;
· Артистичности.
Состав игры «Что? Где? Когда?– мир профессий»
В игровой набор входит:
· игровое поле со стрелкой, с пятью сферами профессий: человек -человек, человек - техника, человек - художественный образ, человек -природа, человек – знаковая система;
· игровые карточки с вопросами, соответствующие сферам профессий;
· песочные часы (1 мин.).
Особенности реализации игры «Что? Где? Когда? – мир профессий»
Реализация игры «Что? Где? Когда? – мир профессий» возможна в нескольких вариантах:
Индивидуальный вариант предполагает индивидуальную работу каждого из обучающихся. При этом у ребенка развиваются навыки самоконтроля и самоорганизации, познавательные процессы, а также нести самостоятельную ответственность за собственные действия. Индивидуальный вариант реализации игры подходит для групп детей с низким уровнем групповой сплоченности, а также для групп воспитанников, имеющих большое количество пренебрегаемых и изолированных детей. Индивидуальный вариант игры позволяет каждому обучающемуся проявить себя, не отсиживаясь за «спинами одноклассников».
Командный вариант предполагает подгрупповую (командную) работу детского коллектива. При командном варианте работы происходит развитие не только познавательных процессов, но развитие коммуникативных навыков, умения договариваться. Педагогу при реализации командным вариантом сразу будет видно распределение социальных ролей и поведение обучающихся в ситуации совместной ответственности за результат. Командный вариант рекомендуется проводит на группах детей с средним и высоким уровнем групповой сплоченности, а также учитывать роли лидеров и пренебрегаемых детей в классе.
Усложненный вариант может проводится, когда обучающиеся имеют достаточный уровень знаний и представлений о мире профессий, а также научились определять к какой сфере труда относится данная профессия. Данный вариант может проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме, с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
Правила и ход игры
Индивидуальный вариант игры
Перед началом игры разрежьте карточки с вопросами и разложите их вниз на соответствующие сектора игрового поля. Выберите ведущего (если игра проходит без ведущего, то вопросы друг другу зачитывают соперники). Определите количество очков необходимых для победы.
Игрок вращает стрелку на игровом поле, в соответствии с выпавшей сферой ведущий достает карточку, переворачивает песочные часы и зачитывает вопрос. У вопроса есть три варианта ответа и только один из них верный. Участник, выслушав вопрос и варианты ответа к нему, отвечает. До тех пор пока песок в часах сыпется, у игрока есть время подумать над ответом. Если игрок ответил неверно или время в часах истекло
Если игрок ответил на вопрос правильно, то он получает 1 победное очко. Если игрок ответил на вопрос неверно или время в часах истекло, а ответ не прозвучал, то по одному победному очку достается его соперникам. Баллы записываются на листке бумаги. Карточка, с которой был задан вопрос, откладывается в отдельную стопку.
Командный вариант игры
Игроки по очереди вращают стрелку, ведущий переворачивает песочные часы и зачитывает вопрос. Команда игроков совещается в течение минуты и совместно отвечает на вопрос. Если игроки ответили правильно, то они получают одно победное очко. Если ответ неверный, команда получает одно штрафное очко.
Для победы игрокам необходимо набрать 12 победных очков. Если команда получит 12 штрафных очков – команда проиграла.
Усложненный вариант игры проводится как в индивидуальном, так и командном варианте.
Индивидуальный вариант карточки всех сфер перемешиваются, далее ведущий переворачивает колоду с картами рубашкой вверх, достает верхнюю карточку и зачитывает вопрос. Задача игрока ответить верно на вопрос, а затем определить к какой сфере труда относится профессия, о которой говорилось в карточке.
Если игрок, верно, ответил на вопрос и определил сферу труда, он получает два победных очка.
Если игрок, верно, ответил на вопрос, но неверно определил сферу труда, он получает одно победное очко, а по одному победному очку достается его соперникам. Если игрок неверно ответил на вопрос, но сказал правильную сферу труда, он не получат победных очков, по два победных очка достается его соперникам.
Играть можно как на время, так и без него.
Командный вариант карточки всех сфер перемешиваются, далее ведущий переворачивает колоду с картами рубашкой вверх, достает верхнюю карточку и зачитывает вопрос. Команда игроков совещается и совместно отвечает на вопрос.
Если команда, верно ответила на вопрос и определила сферу труда, то она получает два победных очка.
Если команда, верно, ответила на вопрос, но неверно определила сферу труда, она получает одно победное очко и одно штрафное очко. Если команда неверно ответила на вопрос, но сказала правильную сферу труда, она не получат победных очков, а получает два штрафных очка.
Для победы игрокам необходимо набрать 24 победных очков. Если команда получит 24 штрафных очков – команда проиграла.
Играть можно как на время, так и без него.
Результативность реализации игры «Что? Где? Когда? – мир профессий» оценивается с помощью теста «Знаешь ли ты профессии?»
Заключение
Главная цель профессионального и личностного самоопределения –формирование у школьника готовности к осознанному выбору, способности рассматривать себя развивающимся, готовым постоянно решать свои возможности и максимально их реализовывать.
Игровой метод позволяет моделировать различные ситуации, в том числе и ситуации, требующие поиска и анализа профориентационной информации. Игра позволяет создать контекст, в рамках которого работа с информацией превращается в увлекательное занятие.
В целом можно выделить следующие основные характеристики игры:
-условность игрового действия;-наличие у участников интереса к процедуре игры;-добровольность участия в игре;
-наличие определенной системы игровых правил и ограничений;
-ситуативность игры (в разных условиях одна и та же игровая процедура может и не восприниматься как игра);
-субъективность игры (для разных людей одно и то же игровое действие может не восприниматься как игра).
Удачно
проведенная профориентационная игра нередко является стимулом для последующих
шагов и действий на пути к профессиональному и личностному самоопределению
учащихся.
Список использованных источников:
1. Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб.пособ.для высшей школы / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. -М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с. – ISBN 5-8291-0309-5.
2. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А.Климов. - М.: 1991. – 96 с. – ISBN 5-8272-0539-7.
3. Колесникова, О.А. Выбери профессию / О.А.Колесникова – М.: 2002. – 307 с. – ISBN 5-93063-013-5.
4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С.Пряжников. – М.: МОДЕК, 200. – 390 с. – ISBN 5-89502-459-9.
5. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И.Рогов. - М.: 2003. – 534 с. – ISBN 5-305-00099-8.
Приложение 1 Карточки к профориентационной игре
«Что? Где? Когда? – мир профессий»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Кто тушит пожары? а) пожарный б) тушитель в) полицейский
|
Что надевает космонавт, когда выходит в открытый космос? а) шапку-ушанку б) скафандр в) акваланг |
Кто выращивает овощи и фрукты? а) фермер б) мясник в) пастух |
Что делает диктор на телевидении? а) читает новости б) снимает телепередачи в) пишет сценарии |
Цирковой волшебник: а) жонглер б) фокусник в) бухгалтер |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Этот человек следит за порядком в городе и ловит преступников: а) судья б) адвокат в) полицейский |
Этот человек кует железо? а) кузнец б) железный дровосек в) плотник |
Этот человек, занимает выгулом домашнего скота (коровы, овцы, и д.р.) а) овощевод б) пастух в) аквалангист |
Этот человек занимает подсчетом и ведет учет денежных единиц, а также выдает зарплаты: а) жонглер б) плотник в) бухгалтер |
Выступает на арене с красным носом и смешит людей: а) плотник б) клоун в) акробат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Не полицейский, но тоже ищет преступников: а) судья б) детектив в) врач |
Каким транспортом управляет машинист а) поездом б) машиной в) мотоциклом |
Занимается дрессировкой животных в цирке: а) жонглер б) дрессировщик в) бухгалтер |
Он рисует чертежи домов: а) строитель б) архитектор в) прораб |
Чья работа – выступать на сцене? а) актер б) учитель в) дирижёр |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Человек, который лечит людей: а) врач б) полицейский в) грач |
Человек, служащий на корабле: а) солдат б) водолаз в) моряк |
Как называет врач, который лечит животных? а) ветеринар б) фармацевт в) ветеран |
Кто наблюдает за звездами и планетами: а) акробат б) пилот в) астроном |
Кто сочиняет стихи? а) актёр б) композитор в) поэт |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Кто работает в детском саду? а) спасатель б) полицейский в) воспитатель |
Его инструменты – пила и топор: а) бобёр б) лесоруб в) кузнец |
Кто ухаживает за деревьями и цветами в саду? а) садовник б) цветник в) медсестра |
Работает в магазине за кассой, принимает деньги: а) продавец б) кассир в) официант |
Он создает памятники и статуи: а) художник б) маляр в) скульптор |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Где работает преподаватель? а) в университете б) в детском саду в) в магазине |
Что делает маляр? а) красит стены б) пишет картины в) чинит приборы |
Для работы ему нужны сеть, лодка и удочка: а) программисту б) рыбаку в) туристу |
Снимает на камеру кино и телепередачи: а) актёр б) ведущий в) оператор |
Он пишет картины: а) художник б) маляр в) скульптор |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Кто беседует с гостями на телепередаче? а) ведущий б) программист в) дрессировщик |
Кто метет дорожки и убирает снег во дворе? а) уборщица б) дворник в) дворецкий |
Кто следит за порядком в лесу? а) фермер б) старичок-лесовичок в) лесник |
Этот человек занимается корректировкой текстов и исправлением ошибок: а) кондуктор б) корректор в) продавец
|
Кто готовит красивые пирожные и торты? а) кондитер б) официант в) пиротехник |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Он помогает людям, говорящим на разных языках понимать друг друга: а) переводчик б) депутат в) программист
|
Кто управляет машинами, автобусами, грузовиками? а) механик б) водитель в) слесарь |
Кто работает на пасеке, где делают мед? а) медведь б) мёдодел в) пчеловод |
Какой спортсмен переставляет фигуры на доске? а) шахматист б) фигурист в) шахтер |
Кто управляет оркестром или хором? а) дирижёр б) солист в) барабанщик |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Женщина, которая ухаживает за больными: а) продавец б) медсестра в) аптекарь |
Кто шьет одежду? а) швея б) писатель в) продавец |
Чем занимается доярка? а) доением рогатого скота б) уходом за птицами в) встречает гостей |
Этот человек создает виртуальные сайты и программы: а) программист б) фигурист в) шахтер |
Что сочиняет композитор? а) стихи б) романы в) музыку |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Он приходит на помощь когда кто-то в беде: а) спасатель б) писатель в) фокусник |
Так называется человек, который чинит автомобильные двигатели: а) инженер б) механик в) сантехник |
В обязанности океанолога входит: а) помогать людям, которые тонут б) изучение состояния морей и океанов в) исследование горных пород |
Какую программу создает программист? а) программу телепередач б) компьютерную программу в) программу конференции |
Эта артистка танцует на кончиках пальцев: а) балерина б) цыганка в) перина |
Приложение 2 Круг сфер труда
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.