Авторская методическая разработка урока.
Оценка 4.6

Авторская методическая разработка урока.

Оценка 4.6
docx
17.02.2024
Авторская методическая разработка урока.
Урок Зимнее утро.docx

 

                 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                     «Ашагасталказмалярская средняя общеобразовательная школа»

                                 С.Стальского района Республики Дагестан

 

                                                                                                                  «Утверждаю»

                                                                                 Директор МКОУ «Ашагасталказмалярская СОШ» 

                                                                                           __________________  Д.А. Асланов

                                                                                                                                      14.02.2022г.

 

 

Открытый урок по литературе

 

                     «А.С.Пушкин. Зимнее утро.».

 

 

 

 

 

 

 

 

        

          Подготовила и провела

                                 Учитель русского языка и литературы      

                                                          Гамидова А.Т.

                                                                     

                                                       2021г.

 

 

 

Тема урока: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Цель:

Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста;

Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова замечательного поэта   Николая Рыленкова.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Ход урока

1.      Слово учителя.

Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу.

Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра.

Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам.

Ваш  одноклассник приготовил выставку зимних пейзажей.

Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей Шишкина , Васильева, Степанова, Юона.

Вот так художники видели красоту природы, а хотите узнать, каким увидел зимнее утро замечательный поэт А.  С. Пушкин?

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Пушкина «Зимнее утро».

Прослушайте сообщение (ученик)

Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой- студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной Николаевной , Евпраксией  Николаевной – Пушкин подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 г.

2. Выразительное чтение стихотворения (прослушивание аудиозаписи)

Внимательно прослушайте аудиозапись. Прислушайтесь, как звучит начало и конец стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение?

- Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко- голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

- Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?

- Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь  безжизненны. «Милый берег» далек. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.

- Как называется такой прием в литературе, основанный на противопоставлении?

·        На подобных  контрастах построено все произведение. В чем смысл этих противопоставлений? На этот вопрос мы ответим в ходе анализа стихотворения.

- Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра.   Чтение вслух.

- А теперь, ребята, проведем лексическую работу.

3. Лексическая работа.  (подготовленный ученик)

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть -  приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (диал.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

- А теперь непосредственно анализ стихотворения.

Для начала проследим смену эмоционального состояния лирического героя. Проследим  смену эмоциональных состояний.  Для начала определимся с количеством строф в стихотворении. Заполним таблицу.

Эмоциональные состояния

 

1 строфа

Радость, воодушевление

2 строфа

Воспоминания о ненастном вечере

3 строфа

Спокойная картина безбрежных снегов

4 строфа

Уют комнаты

5 строфа

Порыв к движению, полноте бытия.

 

·        Как меняется время изображения событий?

Контраст времени

 

1 строфа

настоящее

2 строфа

«Вечор»

3 -4 строфа

«Нынче»

5 строфа

Будущее и прошлое

 

- Для чего поэт использует контрасты?

Великолепие зимнего утра ощущается еще острее по сравнению со вчерашней бурей.

·        Вернемся к 1 строфе.    Назовите контрастные образы?

Мороз и солнце

Северная Аврора(богиня утренней зари) - северная звезда

Дремлешь- проснись

- В чем смысл этих противопоставлений?

Солнце и мороз – столкновение скованности, сурового величия зимы и безудержного света, энергии человеческого чувства. Северная пылающая заря противопоставлена холодной далекой звезде.

Чувствуется восторг поэта дремоте «друга прелестного».

Таблица.

- К кому обращается лирический герой? (красавица) . Какие знаки препинания помогают нам увидеть обращение?

Присмотримся к строчке

Открой сомкнуты негой взоры.

- Как вы понимаете?

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

·        Составьте ассоциативный ряд к слову звезда. Звезда – яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная…

·        Почему поэт называет красавицу «звездою севера»?

Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега- ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.

Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы.

Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.

Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепенением героини.

Еще контрастные образы

Вчера вьюга злилась, мгла носила, луна желтела, а нынче…

- Как вам кажется для чего нужен такой контраст?

Последней строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья.  Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

- Прочитайте выразительно  третью строфу. Назовите контрастные образы? В чем смысл противопоставлений? Великолепными коврами снег лежит, лес чернеет, речка подо льдом блестит.

- Мы видим великолепие зимнего пейзажа.  А рядом скованность зимней жизни. ( лес чернеет, потому что нет листочков, речка блестит, но подо льдом).

Лес «чернеет», ель «зеленеет», и «речка подо льдом блестит». Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой..

Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни сродни. А поэт стремится к теплу огня,  к радости жизни.

·        Прочитаем выразительно 4 строфу.

·        Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию?  Веселому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.

Энергия огня противопоставлена инертности быта.

Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск) Блестя, блестит.

«Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится.

·        Прочитаем выразительно пятую строфу. Назовите контрастные образы.  Они обозначены в действиях лирического героя.  Давайте разберемся, в чем смысл этих противопоставлений?

Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить "поля пустые», «леса, недавно столь густые». Но самое главное…. «берег, милый для меня».

- Как вы понимаете эпитет?

Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный  смысл произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего "друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом.

- А теперь все сказанное мы обобщим виде таблицы «Контрасты эмоционального состояния во внутреннем строении строф».

- В чем смысл подобных композиционных противопоставлений? С какой целью используется контраст?

Поэт хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.  В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение "Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Конкурс чтецов.

-  Переходим к выразительному чтению стихотворения «Зимнее утро»

- С каким настроением будем читать 1 строфу?   ( бодро, весело, с чувством радости)

- Как и почему меняется настроение во 2 строфе? (создается мрачное настроение, печально)

Пояснение учителя: стихи здесь будут звучать немного монотонно, глуховато, картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации: вьюга, мгла, луна… А после слов «и ты печальная сидела наступает  перелом. Его надо подчеркнуть паузами:

И ты печальная сидела (пауза) –

А нынче (пауза) погляди в окно …

(от печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости)

- С каким чувством мы прочитаем 3, 4 5 строфы? (светло и радостно, волшебство, блеск, все сверкает…)

Пояснение учителя: Далее чувство радости растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места.

Вернемся к эпиграфу. Как слова Николая Рыленкова можно связать с нашим уроком?

Домашнее задание:

Выучить это стихотворение наизусть.

Нарисовать иллюстрацию к произведению.

Охарактеризовать пушкинское стихотворение по плану? Стр . 156-157 (учебник Меркина Г. С.)

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема урока: «Анализ стихотворения

Тема урока: «Анализ стихотворения

Прослушайте сообщение (ученик)

Прослушайте сообщение (ученик)

Для начала проследим смену эмоционального состояния лирического героя

Для начала проследим смену эмоционального состояния лирического героя

Почему поэт называет красавицу «звездою севера»?

Почему поэт называет красавицу «звездою севера»?

Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом

Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2024